О выражении лица, состоянии всего тела и телодвижениях.

Находясь в присутствии кого–либо, достойного уважения, держи себя следующим образом:

1. Стой прямо.

2. Лоб должен быть ровным, а не сложенным в морщины.

3. Нос должен быть чист и высморкан.

4. Руки не должны находиться в движении, т.е. нельзя ими чесать голову, ковырять в ушах или в носу, теребить волосы или производить другие неподходящие движения.

5. Если стоишь, то стой прямо, опираясь на обе ноги, а не на одну из них, как аист, и не растопырив их, но слегка соединив.

Поведение при естественных побуждениях.

1. Что делаешь, делай благопристойно.

2. Если смеешься, так пусть это будет именно смех, и притом умеренный, а не громкий хохот. Смеяться на все, что говорят и делают, есть свойство глупых (легкомысленных) людей, ни от чего не смеяться – простоватых. Держись и здесь золотой середины.

3. Нападет на тебя зевота, чиханье или кашель, отвернись или держи руку перед ртом и делай это по возможности бесшумно.

При разговоре.

1. Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить тили учиться, иначе лучше молчать.

2. Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку, а не наоборот, чтобы не запинаться и не брать назад свои слова, если скажешь что–либо неподходящее.

3. Если говоришь, то говори языком, а не головой или рукой, или всем телом, т.е. не качанием тела и жестами.

4. Прерывать говорящего, прежде чем он окончит свою речь, в высшей степени невоспитанно.

5. Если в разговоре нужно сказать о чем–то неприличном, то предпошли предварительно извинение или передай описательно, так чтобы вещь не совсем приличная достигла слуха и чувства не иначе, как в пристойном выражении.

В обращении с начальством.

1. Приучайся выдерживать взгляд начальников и прочих людей почтенных, излишняя застенчивость свойственна деревенщине.

2. Не отпирайся, если сделаешь ошибку, но сознайся в ней и попроси прощения.

За столом.

1. За столом веди себя – как перед алтарем – набожно и благонравно.

2. Признаком деревенщины является:

Садиться без приглашения.

Занимать более видное место.

Класть на стол локти.

Или, наоборот, держать руки под столом.

Ломать хлеб и другие кушанья или обгладывать зубами.

Перехватывать у других лучший кусок.

Подносить ко рту слишком большое количество пищи.

Нагружать ложку до краев, как воз.

Пачкать пальцы.

Обгладывать зубами кости.

Подставлять другим объедки.

Вынимать кусок изо рта и снова класть его на тарелку.

Во время еды чесать в голове, болтать, смеяться и т.п.

Одновременно жевать и разговаривать.

Пить, имея во рту еду.

Пить с переполненным ртом или с причмокиванием.

Ковырять в зубах ногтями или ножом.

3. Должно есть для подкрепления сил, а не из прожорливости.

Занятие 6. Толерантность, интернационализм и патриотизм молодежного лидера как реалии современности

Теория

1. Введение в тему. Определение понятия толерантности в разных языках.

2. Критерии толерантного и интолерантного поведения.

Практика

1. Практикум по формированию толерантных установок среди детей и молодежи.

Теория

1. Введение в тему. Определение понятия толерантности в разных языках.

Проблема культуры общения и понимания – одна из самых острых в школе, в обществе в целом. Порой складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладает только 5–7 процентов людей. Всех остальных надо учить. Учить диалогу, умению слушать, слышать, не допускать манипулирования друг другом.

Таким образом, толерантность – это активная нравственная позиция, готовность к взаимопониманию и сотрудничеству между народами, социальными группами, людьми разной культурной и религиозной направленности.

В разных народах понятия толерантности перекликаются между собой:

1. Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения (Испания).

2. Толерантность – готовность быть терпимым и снисходительным (Англия).

3. Толерантность – способность позволять другому быть таким, какой он есть, быть к другим равнодушным (Китай).

4. Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение (Арабская культура).

2. Критерии толерантного и интолерантного поведения

К критериям толерантного поведения относятся:

1. Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным, экономическим и другим возможностям для всех людей).

2. Взаимоуважение членов групп и общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (неимущим, инвалидам и т.д.).

3. Равенство возможностей для участия в социальной, политической и культурной жизни всех членов общества.

4. Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств.

5. Возможность культур беспрепятственно следовать своим традициям.

6. Свобода вероисповедания при условии уважительного отношения к другим религиям.

7. Уважительная лексика в решении этнических и религиозных конфликтов.

К критериям интолерантного поведения относятся:

1. Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения.

2. Игнорирование (отказ в беседе, в признании).

3. Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.

4. Этноцентризм (понимание и оценка жизненных принципов через призму ценностей своей культуры как эталонной и лучшей по сравнению с другими).

5. Поиск врага, виновного в неудачах своей социальной группы.

6. Дискриминация по гендерному, религиозному, национальному признаку.

7. Расизм.

8. Ксенофобия.

9. Национализм (убеждение в превосходстве своей нации).

10. Фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массового террора).

11. Империализм (покорение других народов с целью контроля их ресурсов).

12. Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения).

13. Осквернение религиозных и культурных символов других народов.

14. Религиозное преследование.

15. Изгнание (официальное или насильственное).

16. Сегрегация (принудительное расселение людей различных рас, религии, полов).

17. Геноцид, уничтожение (содержание в заключении, угрозы физической расправы и т.д.).

18. Репрессии (лишение возможности реализации своих прав).

Практика

1. Практикум по формированию

толерантных установок среди детей и молодежи

1. «Знакомство» (Участники представляются так, как им хотелось бы, чтобы их называли в группе).

2. «Чем мы похожи» (Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого–либо реального или вымышленного сходства с собой. Приглашенный выходит в круг и приглашает выйти кого–нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу).

3. «Комплименты» (Ведущий предлагает участникам придумывать друг другу комплименты. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Получивший мяч бросает его другому и т.д. Важно, чтобы комплимент был сделан каждому из участников).

4. «Эмблема толерантности» (Участник рисуют эмблему толерантности, которую можно было бы разместить на суперобложке, на экране телевизора и т.д.).

5. «Лукошко» (Ведущий с лукошком или пакетом обходит по кругу участников и каждому из них предлагает наугад вытянуть вещь. Участники должны найти сходство между полученной вещью и толерантностью).

6. «Пантомима толерантности» (Группы по 3–4 человека изображают пантомимически какое–нибудь (заранее полученное) качество (терпение, дружелюбие, сочувствие…)

7. Соотнести проявления толерантного поведения с библейскими заповедями:

1. «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения» (возлюби ближнего своего).

2. «Гнев – страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиной убийств, союзница несчастья, помощница вреда и бесчестия» (не убий).

3. «Не сделай другому того, от чего больно тебе» (золотое правило).

4. «Ничто притворное не может быть продолжительным» (не лги).

5. «Воровство порождает лень и жадность» (не укради).

8. «Чем мы похожи и чем мы не похожи» разбиться по парам и рассказать друг о друге.

9. «Если бы я был немцем, украинцем, испанцем, итальянцем, поляком, арабом, французом, русским, белорусом, китайцем, индейцем, индусом, я был (а) бы...»...Подобрать к каждой из национальности по одному прилагательному, обозначающему: цвет, звук, размер.

10. Как подружить 1. русского и немца; 2. француза и африканца; 3. араба и испанца; 4. белоруса и англичанина?

Занятие 7. Формирование нравственно–правовой культуры лидера детских и молодежных общественных объединений

Теория

1. Конституция как основной документ законодательства Республики Беларусь.

2. Права и обязанности юного гражданина Республики Беларусь.

Практика

1. Круглый стол «Суверенная Беларусь в поликультурном социуме»

Теория

1. Конституция как основной документ законодательства Республики Беларусь.

Наши рекомендации