О выражении лица, состоянии всего тела и телодвижениях.
Находясь в присутствии кого–либо, достойного уважения, держи себя следующим образом:
1. Стой прямо.
2. Лоб должен быть ровным, а не сложенным в морщины.
3. Нос должен быть чист и высморкан.
4. Руки не должны находиться в движении, т.е. нельзя ими чесать голову, ковырять в ушах или в носу, теребить волосы или производить другие неподходящие движения.
5. Если стоишь, то стой прямо, опираясь на обе ноги, а не на одну из них, как аист, и не растопырив их, но слегка соединив.
Поведение при естественных побуждениях.
1. Что делаешь, делай благопристойно.
2. Если смеешься, так пусть это будет именно смех, и притом умеренный, а не громкий хохот. Смеяться на все, что говорят и делают, есть свойство глупых (легкомысленных) людей, ни от чего не смеяться – простоватых. Держись и здесь золотой середины.
3. Нападет на тебя зевота, чиханье или кашель, отвернись или держи руку перед ртом и делай это по возможности бесшумно.
При разговоре.
1. Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить тили учиться, иначе лучше молчать.
2. Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку, а не наоборот, чтобы не запинаться и не брать назад свои слова, если скажешь что–либо неподходящее.
3. Если говоришь, то говори языком, а не головой или рукой, или всем телом, т.е. не качанием тела и жестами.
4. Прерывать говорящего, прежде чем он окончит свою речь, в высшей степени невоспитанно.
5. Если в разговоре нужно сказать о чем–то неприличном, то предпошли предварительно извинение или передай описательно, так чтобы вещь не совсем приличная достигла слуха и чувства не иначе, как в пристойном выражении.
В обращении с начальством.
1. Приучайся выдерживать взгляд начальников и прочих людей почтенных, излишняя застенчивость свойственна деревенщине.
2. Не отпирайся, если сделаешь ошибку, но сознайся в ней и попроси прощения.
За столом.
1. За столом веди себя – как перед алтарем – набожно и благонравно.
2. Признаком деревенщины является:
Садиться без приглашения.
Занимать более видное место.
Класть на стол локти.
Или, наоборот, держать руки под столом.
Ломать хлеб и другие кушанья или обгладывать зубами.
Перехватывать у других лучший кусок.
Подносить ко рту слишком большое количество пищи.
Нагружать ложку до краев, как воз.
Пачкать пальцы.
Обгладывать зубами кости.
Подставлять другим объедки.
Вынимать кусок изо рта и снова класть его на тарелку.
Во время еды чесать в голове, болтать, смеяться и т.п.
Одновременно жевать и разговаривать.
Пить, имея во рту еду.
Пить с переполненным ртом или с причмокиванием.
Ковырять в зубах ногтями или ножом.
3. Должно есть для подкрепления сил, а не из прожорливости.
Занятие 6. Толерантность, интернационализм и патриотизм молодежного лидера как реалии современности
Теория
1. Введение в тему. Определение понятия толерантности в разных языках.
2. Критерии толерантного и интолерантного поведения.
Практика
1. Практикум по формированию толерантных установок среди детей и молодежи.
Теория
1. Введение в тему. Определение понятия толерантности в разных языках.
Проблема культуры общения и понимания – одна из самых острых в школе, в обществе в целом. Порой складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладает только 5–7 процентов людей. Всех остальных надо учить. Учить диалогу, умению слушать, слышать, не допускать манипулирования друг другом.
Таким образом, толерантность – это активная нравственная позиция, готовность к взаимопониманию и сотрудничеству между народами, социальными группами, людьми разной культурной и религиозной направленности.
В разных народах понятия толерантности перекликаются между собой:
1. Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения (Испания).
2. Толерантность – готовность быть терпимым и снисходительным (Англия).
3. Толерантность – способность позволять другому быть таким, какой он есть, быть к другим равнодушным (Китай).
4. Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение (Арабская культура).
2. Критерии толерантного и интолерантного поведения
К критериям толерантного поведения относятся:
1. Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным, экономическим и другим возможностям для всех людей).
2. Взаимоуважение членов групп и общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (неимущим, инвалидам и т.д.).
3. Равенство возможностей для участия в социальной, политической и культурной жизни всех членов общества.
4. Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств.
5. Возможность культур беспрепятственно следовать своим традициям.
6. Свобода вероисповедания при условии уважительного отношения к другим религиям.
7. Уважительная лексика в решении этнических и религиозных конфликтов.
К критериям интолерантного поведения относятся:
1. Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения.
2. Игнорирование (отказ в беседе, в признании).
3. Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.
4. Этноцентризм (понимание и оценка жизненных принципов через призму ценностей своей культуры как эталонной и лучшей по сравнению с другими).
5. Поиск врага, виновного в неудачах своей социальной группы.
6. Дискриминация по гендерному, религиозному, национальному признаку.
7. Расизм.
8. Ксенофобия.
9. Национализм (убеждение в превосходстве своей нации).
10. Фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массового террора).
11. Империализм (покорение других народов с целью контроля их ресурсов).
12. Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения).
13. Осквернение религиозных и культурных символов других народов.
14. Религиозное преследование.
15. Изгнание (официальное или насильственное).
16. Сегрегация (принудительное расселение людей различных рас, религии, полов).
17. Геноцид, уничтожение (содержание в заключении, угрозы физической расправы и т.д.).
18. Репрессии (лишение возможности реализации своих прав).
Практика
1. Практикум по формированию
толерантных установок среди детей и молодежи
1. «Знакомство» (Участники представляются так, как им хотелось бы, чтобы их называли в группе).
2. «Чем мы похожи» (Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого–либо реального или вымышленного сходства с собой. Приглашенный выходит в круг и приглашает выйти кого–нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу).
3. «Комплименты» (Ведущий предлагает участникам придумывать друг другу комплименты. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Получивший мяч бросает его другому и т.д. Важно, чтобы комплимент был сделан каждому из участников).
4. «Эмблема толерантности» (Участник рисуют эмблему толерантности, которую можно было бы разместить на суперобложке, на экране телевизора и т.д.).
5. «Лукошко» (Ведущий с лукошком или пакетом обходит по кругу участников и каждому из них предлагает наугад вытянуть вещь. Участники должны найти сходство между полученной вещью и толерантностью).
6. «Пантомима толерантности» (Группы по 3–4 человека изображают пантомимически какое–нибудь (заранее полученное) качество (терпение, дружелюбие, сочувствие…)
7. Соотнести проявления толерантного поведения с библейскими заповедями:
1. «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения» (возлюби ближнего своего).
2. «Гнев – страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиной убийств, союзница несчастья, помощница вреда и бесчестия» (не убий).
3. «Не сделай другому того, от чего больно тебе» (золотое правило).
4. «Ничто притворное не может быть продолжительным» (не лги).
5. «Воровство порождает лень и жадность» (не укради).
8. «Чем мы похожи и чем мы не похожи» разбиться по парам и рассказать друг о друге.
9. «Если бы я был немцем, украинцем, испанцем, итальянцем, поляком, арабом, французом, русским, белорусом, китайцем, индейцем, индусом, я был (а) бы...»...Подобрать к каждой из национальности по одному прилагательному, обозначающему: цвет, звук, размер.
10. Как подружить 1. русского и немца; 2. француза и африканца; 3. араба и испанца; 4. белоруса и англичанина?
Занятие 7. Формирование нравственно–правовой культуры лидера детских и молодежных общественных объединений
Теория
1. Конституция как основной документ законодательства Республики Беларусь.
2. Права и обязанности юного гражданина Республики Беларусь.
Практика
1. Круглый стол «Суверенная Беларусь в поликультурном социуме»
Теория
1. Конституция как основной документ законодательства Республики Беларусь.