Метод тестирования( в основном скорости реакции)

Бихевиоризм популизировало то, что уотсон говорил, что если подобрать SR можно избавится от любых психических проблем

Бихевиоральная терапия хорошо применима при страхах.

Критика Бихевиоризма

  1. Чрезмерный редукционизм
  2. Полная детерминация поведением, не оставляет человеку свободу воли

Одним из пионеров бихевиористского движения был Торндайк (1874-1949). Функция Торндайка определялась тем, что его работы открыли первую главу в летописи бихевиоризма. Торндайк увлекся психологией под впечатлением Джемсовых "Основ...".

Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями.

Связь "ситуация - реакция" в отличие от рефлекса характеризовалась следующими признаками:

  1. исходный пункт - проблемная ситуация,
  2. организм противостоит ей как единое целое,
  3. он активно действует в поисках выбора
  4. выучивается путем упражнения.

Идея «метода проб и ошибок» - форма научения, основанная на закреплении случайно совершённых двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения.

Критика бихевиоризма (за то, что не рассматрив сознание в кач-ве предмета психологии) со стороны гешт и психоаналит повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители последнего стали "вставлять" в схему S-R "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность и др.).

Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этих программах, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к её новому варианту — необихевиоризму.

Концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера.

существуют 2 вида поведения:

  • Респондентное – реакция на знакомый стимул с-р
  • Оперантное– поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним; если последствия позитивны, оперантная ситуация стремится к повторению, если негативны – стремится не повторяться. Т.о. вероятностные последствия поведения управляют человеком, а не человек ими. На основе - идея программированного обучения. Р-с

Ключевая концепция системы Скиннера –подкрепление.

Использовал 2 вида подкрепления:

  1. Первичное (безусловное) – пища, вода, физический комфорт
  2. Вторичное (условное) – деньги, внимание, одобрение – на человека действуют сильнее

Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать (эффект-ее) через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе.

Поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами: наказание и негативное подкрепление.

  позитивное Негативное
Подкрепление (усиливает R) Предъявление положительного стимула Удаление аверсивного стимула
Наказание (ослабляет R) Предъявление аверсивного стимула Удаление положительного стимула

Скиннер боролся с применением аверсивных методов контроля поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.

Скиннер разработал метод успешного приближения (=метод формирования поведения) – подкрепление поведения, наиболее близкого к желаемому оперантному поведению. Утверждал, что речь развивается посредством этого метода (родители подкрепляют ребенка когда он говорит что-то похожее на слова взрослых).

Скинер самый известный в USA психолог.

Разработал систему бихевиорального контроля общества

Создатель обучающих машин и методик обучения. .

Когнитивный бихевиоризм Толмена (30-60 годы 20 века).В отличие от Скиннера, Халла и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения,считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью СР. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. То есть ввел промежуточную переменную, ее можем не наблюдать, но должны учитывать. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и какее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом».

Критиковал метод наказаний, лучше метод повторения. Критиковал также взгляд на поведение как на цепочку рефлексов. Провел эксперимент с крысами в лабиринте, где она должна была запоминать места ,и она запоминала. Т.е. у нее формируется когнитивная карта

Личность представляет собой совокупность:

  • Того, чем она обладает – организованные (социализированные и урегулированные инстинкты) навыки, социализированные и умеренные эмоции, способность образовывать новые навыки и видоизменять старые, способность удерживать навыки
  • Возможности в отношении реакции – достаточность/недостаточность навыков, бурность/недостаток эмоций и т.д.

Юношеские изжитые и частично обобщенные навыки и система инстинктивных реакций всегда влияют на функционирование систем реакций зрелого человека и на способность этого человека образовывать новые системы навыков.

.

Наши рекомендации