Метод тестирования( в основном скорости реакции)
Бихевиоризм популизировало то, что уотсон говорил, что если подобрать SR можно избавится от любых психических проблем
Бихевиоральная терапия хорошо применима при страхах.
Критика Бихевиоризма
- Чрезмерный редукционизм
- Полная детерминация поведением, не оставляет человеку свободу воли
Одним из пионеров бихевиористского движения был Торндайк (1874-1949). Функция Торндайка определялась тем, что его работы открыли первую главу в летописи бихевиоризма. Торндайк увлекся психологией под впечатлением Джемсовых "Основ...".
Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями.
Связь "ситуация - реакция" в отличие от рефлекса характеризовалась следующими признаками:
- исходный пункт - проблемная ситуация,
- организм противостоит ей как единое целое,
- он активно действует в поисках выбора
- выучивается путем упражнения.
Идея «метода проб и ошибок» - форма научения, основанная на закреплении случайно совершённых двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения.
Критика бихевиоризма (за то, что не рассматрив сознание в кач-ве предмета психологии) со стороны гешт и психоаналит повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители последнего стали "вставлять" в схему S-R "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность и др.).
Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этих программах, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к её новому варианту — необихевиоризму.
Концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера.
существуют 2 вида поведения:
- Респондентное – реакция на знакомый стимул с-р
- Оперантное– поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним; если последствия позитивны, оперантная ситуация стремится к повторению, если негативны – стремится не повторяться. Т.о. вероятностные последствия поведения управляют человеком, а не человек ими. На основе - идея программированного обучения. Р-с
Ключевая концепция системы Скиннера –подкрепление.
Использовал 2 вида подкрепления:
- Первичное (безусловное) – пища, вода, физический комфорт
- Вторичное (условное) – деньги, внимание, одобрение – на человека действуют сильнее
Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать (эффект-ее) через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе.
Поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами: наказание и негативное подкрепление.
позитивное | Негативное | |
Подкрепление (усиливает R) | Предъявление положительного стимула | Удаление аверсивного стимула |
Наказание (ослабляет R) | Предъявление аверсивного стимула | Удаление положительного стимула |
Скиннер боролся с применением аверсивных методов контроля поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.
Скиннер разработал метод успешного приближения (=метод формирования поведения) – подкрепление поведения, наиболее близкого к желаемому оперантному поведению. Утверждал, что речь развивается посредством этого метода (родители подкрепляют ребенка когда он говорит что-то похожее на слова взрослых).
Скинер самый известный в USA психолог.
Разработал систему бихевиорального контроля общества
Создатель обучающих машин и методик обучения. .
Когнитивный бихевиоризм Толмена (30-60 годы 20 века).В отличие от Скиннера, Халла и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения,считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью СР. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. То есть ввел промежуточную переменную, ее можем не наблюдать, но должны учитывать. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и какее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом».
Критиковал метод наказаний, лучше метод повторения. Критиковал также взгляд на поведение как на цепочку рефлексов. Провел эксперимент с крысами в лабиринте, где она должна была запоминать места ,и она запоминала. Т.е. у нее формируется когнитивная карта
Личность представляет собой совокупность:
- Того, чем она обладает – организованные (социализированные и урегулированные инстинкты) навыки, социализированные и умеренные эмоции, способность образовывать новые навыки и видоизменять старые, способность удерживать навыки
- Возможности в отношении реакции – достаточность/недостаточность навыков, бурность/недостаток эмоций и т.д.
Юношеские изжитые и частично обобщенные навыки и система инстинктивных реакций всегда влияют на функционирование систем реакций зрелого человека и на способность этого человека образовывать новые системы навыков.
.