Бихевиоризм и необихевиоризм. Экспериментальные результаты и их критический анализ.

Данное течение возникло в противовес психоанализу и структурализму.В основе бихевиоризма лежат функционалисткие традции(механицизм, объективизм) изоопсихология.В бихевиоризме радикально сравнивали поведение животного и человека

Возник Как реакция на кризис, когда психология искала объективный метод изучения психик.

Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением понимаются ответные движения организма на раздражения среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации - это стимулы; ответные движения - реакции.

Задача психологии – установить однозначные отношения между стимулами и реакциями.

К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов.

Единицей анализа поведения, таким образом, объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R).

Предпосылки возникновения бихевиоризма:

  1. требования практики, которым не могла удовлетворить "академическая" интроспективная "психология сознания",
  2. философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США,
  3. исследования поведения животных (Э.Торндайк и др.),
  4. физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев)

Павлов Разработал метод условных рефлексов. Предложил базовый элемент для психологии –реакцию. Его исследования подтвердили теорию Уотсона

"Манифестом" бихевиоризма считается статья его основателя, американского психолога Дж.Уотсона, "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913),

Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания не существует.

Предлагал изменить предмет психологии, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и одновременно доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно поведение яв-ся частью психики, как и сознание. Поэтому исключает сознание из предмета исслед-я, оставляет поведение. Осн ме – эксп-нт и объектив наблюд

Психические процессы рассматриваются Дж.Уотсоном исключительно в рамках схемы С-Р. Эта схема распространяется на взрослых, детей и животных.

Все реакции Уотсон делит на:

  1. наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции")
  2. приобретенные(привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.).

Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, например, эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (например, показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания).

Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память).

Развитие психики – развитие цепочек связей, поэтому не выделяет периодизации развития человека, есть периодизация развития связей.

Другое основание классификации реакций - степень их "скрытости". Здесь выделяются:

  1. доступные для простого наблюдения - внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы)
  2. доступные для "опосредствованного" наблюдения с помощью специальных приборов - внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, например, как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме как реакция на определенные стимулы).

Он ратовал за прикладную психологию.

Как задачи психологии видел:

  1. Прогнозирование поведения и управление человеком
  2. Пользоваться только естественно научными методами

Предложил

Метод дословной записи

Метод наблюдения

Метод условных рефлексов

Наши рекомендации