Зарубежные и отечественные исследования особенностей социальной адаптации представителей отдельных субкультур.
Здесь будут представлены взгляды различных ученых, имеющих свой взгляд на саму проблематику субкультур, и на природу той конкретной субкультуры, о которой они пишут. Нашей основной целью будет являться именно поиск общности выделенных исследователями особенностей представителей субкультур. Не стоит говорить, что для всех субкультур свойственна одна и та же психологическая или иная специфика социальной адаптации, однако мы попробуем найти что-то общее или выделить нечто специфическое.
В первую очередь следует рассмотреть работу Лукова В.А. [9], в которой он охватывает спектр субкультур, представленных исключительно в России. Он описывает их генезис, особенности и формальные структуры, а также классифицирует их по следующим 4-м признакам:
1- Связь субкультуры с криминальным сообществом.
2- Влияние западной молодежной моды
3- Феномен романтизации повседневной рутины
4- Воспроизведение черт советского прошлого
Из этой работы мы будем брать только отдельные моменты и примеры субкультур, наиболее схожих с субкультурой «Брони», поскольку именно это дало бы нам более полное представление об иных культурологических и социальных истоках и особенностях данной субкультуры, нежели те, что уже известны или заявлены самим сообществом.
Во втором пункте данной классификации, автор эмпирически выделяет степень влияния западных течений на возникновение или функционирование субкультуры. Так – сравнивая байкеров и мотоциклистов, говорит о том, что, если первые являются непосредственной и довольно безыдейной «калькой» с Западных байкеров, являющихся там реальной, закономерно сформировавшейся субкультурой, то вторые, ещё не сформировавшись в обще-идейном и символическом плане тем не менее больше походят на целостную субкультуру, формирующую особую «субъективную конструкцию социальной реальности» [9].
Основными особенностями данных субкультур являются: - идея отхода человека от природы; - культурное и техническое развитие общества, как средство общедоступного самовыражения и просоциального соперничества различных этнических и социальных групп; - развитие творчества и рамок своей субкультуры в противовес применяемым обществом санкциям.
В общем и целом, Луков объясняет данные субкультуры как некий широкий и видоизменяющийся трамплин в индустриализированное общество, «достраивающий социальную реальность для смягчения напряженности при вхождении в социальные структуры» [9].
Очевидно, что существующее в России Брони-сообщество было и остается подвержено влиянию соответствующей западной субкультуры и, следовательно, также входит в эту категорию «западноориентированных» субкультур. Однако, русскоязычный сегмент Брони без сомнения имеет свою специфику и самобытность; по крайней мере на базе различия менталитетов этих стран (России и США). По эмпирическим данным не структурированного включенного наблюдения, происходившего в результате личностной включенности исследователя в данное сообщество, а также по информации, предоставленной в интервью одним из участников сообщества, данная субкультура в представительстве россиян может иметь схожие с зарубежными «Брони» характеристики, но направления творчества, а также специфика поведения членов субкультуры внутри сообщества может значительно разниться в сравнении с теми же особенностями у западных Брони.
К сожалению автор мало говорит о субкультурах, связанных с романтизацией обыденности и переносящих элементы советского прошлого (которые также, отчасти, направлены на преодоление обыденной рутины, но в то же время лишь в отдельных аспектах имеют очертания субкультурного феномена), но тем не менее его общий обзор молодежных субкультур в России кажется очень глубоким и проникновенным в плане анализа истоков и процесса переноса некоторых субкультур в наше общество. В заключении своей работы Луков пишет [9], что в общем и целом не стоит задаваться методологической целью построения «стройной классификации и типологии субкультур»; что формирование и усвоение в Российском обществе определенных аспектов современных субкультур, в частности западноориентированных связано с утерей, и потребностью в восстановлении определенного механизма социализации, а именно – общинного межличностного взаимодействия, которое в настоящее время приняло формы отдельных организованных структур в молодежном движении, поддерживающих новые формы коллективности общества; и что любая субкультура, какое бы влияние или направленность она не имела, всегда несет в себе, как одну из глубинных характеристик, свой специфический путь освоения социальности [9].
Далее мы поговорим о не менее освещенных в работах субкультурах, в частности о субкультуре фанатов японской анимации («анимешниках»), которая схожи с исследуемой нами субкультурой в предмете пристрастий (мультипликационный сериал), только в данном случае это множество различных сериалов и полнометражных мультфильмов, нарисованных в данном стиле, а также эти две субкультуры схожи по происхождению и способам взаимодействия с обществом: они обе открыты для вступления новых членов и в них имеются устойчивые средства коммуникации между членами сообщества, в них обеих не часто встречаются факты антисоциального или делинквентного поведения отдельных членов сообщества, а также обе эти субкультуры имеют в своей основе элементы зарубежной культуры и сосуществующей с ней зарубежной субкультуры.
Многие исследователи отмечают кропотливый и бережный подход членов данного сообщества к воссозданию сюжетов или образов персонажей из любимых ими сериалов и общий сильный творческий потенциал, присущий людям, входящим в данную субкультуру. Их самовыражение очень разнообразно, а фантазия в сочинении различных текстов и историй практически безгранична. Духовной основой данного сообщества считается сленг, особая внутригрупповая система ценностей, которая нередко критикуется людьми со стороны за излишнюю интеграцию зарубежных влияний при полном игнорировании элементов собственной культуры.
В этой субкультуре так же присутствует условное разделение фанатов на «отаку» – людей, которые неотрывно занимаются творчеством, а также более глубоко вживаются в принятые на себя роли\образы персонажей, и чаще всего находятся внутри сообщества уже довольно долгое время (некие «старожилы», нередко обладающие более глубокими и всеохватывающими знаниями в рамках японской мультипликации) и обычных фанатов, которые смотрят аниме ради веселья или простого интереса. Согласно некоторым данным, возраст людей, вступающих в данную субкультуру начинается где-то в 12-15 [14], по другим данным 16 лет и доходит до 35 [10], а иногда и более старшего возраста. Структура данной субкультуры довольно схожа со структурой многих других, существующими в современном сообществе субкультур: она имеет свои тематические фестивали и опыт отдельных групповых встреч фанатов; у них есть основной вид деятельности – это творчество во всех его проявлениях (рисование, сочинение рассказов, косплей и т.д.); общение членов данного сообщества нередко происходит посредством Интернет-ресурсов и социальных сетей.
Члены данного сообщества нередко считают его своей «второй семьёй» [10] и оно занимает немалую часть их жизни. Также известно, что основной состав данного сообщества в России представляют студенты колледжей или университетов, а также люди, которые так и не смогли куда-то поступить или сразу решили посвятить все свое время деятельности, связанной с аниме и мангой, и смогли в этом преуспеть. (там же) Важной чертой данной субкультуры является отказ её членов от вредных привычек, а также отсутствие у них какой-то выраженной внешней атрибутики вроде ярких причесок или какой-то специфической одежды, только если речь не идет о косплее.
Психологически, данная субкультура рассматривается как «психологическая отдушина», возникшая в постсоветской России в 1990-х, и оцениваемая исследователями как «способ идентификации для молодёжи из мало обеспеченных интеллигентных семей, которая чувствовала отвращение к новым капиталистическим отношениям и ассоциирующейся с ней криминальной деятельностью». Сами члены данного сообщества расценивают его как некий специфический «удел среднего класса», занимающий их время нередко как форма развлечения, но не как основная будущая профессия. О чем свидетельствуют последние имеющиеся данные, в которых больший приоритет в распределении своего участия и времени члены сообщества отдают работе или учебе. А также организуемые для них и ими фестивали стали рассматриваться ими лишь как возможность встретится и пообщаться с людьми со схожими интересами и взглядами, нежели как место обмена и покупки редкой на то время атрибутики, как было раньше. Интересны выделенные Михайловой в её исследовании причины вступления людей в данную субкультуру [10]:
1. Способность понять проблемы современной молодёжи (43%);
2. Интересное времяпрепровождение (22%);
3. Художественный стиль, рисовка (18%);
4. Возможность больше узнать о Японии(7%).
Отсюда можно сделать вывод, что данное сообщество несомненно находится в динамике своего развития, его члены не редко очень глубоко включены в структуры его функционирования и процесс создания новых продуктов обще групповой и индивидуальной деятельности, т.е. творчества, а также, привлечение, вхождение в него новых членов объясняется довольно разносторонними интересами, в т.ч. связанными с японской культурой в целом.
Так, Михайлова отмечает [10], что в существующих на сей день переодических печатных изданиях, посвященных данной тематике все чаще затрагиваются объекты и события, относящиеся исключительно к японской культуре: такие как религия, история и классическая культура. Также, важным она обозначает то, что некоторое число бывших отаку в настоящее время стали высококвалифицированными специалистами в сферах лингвистики, искусствоведения и дизайна, что, как она считает, может быть связано с увлечениемяпонской культурой, которое предположительно способствует пробуждению творческой активности у членов данного сообщества в будущем.
Далее мы рассмотрим субкультуру хиппи, которая, как нам кажется, схожа с исследуемой субкультурой «Брони» в том смысле, что и то и другое сообщество в содержании своей идеологии частично пропагандируют, продвигают пацифистское и наиболее положительное отношение к миру и всему, что окружает человека, (стоит лишь, к примеру, вспомнить один из основных символов субкультуры хиппи – «Пацифик», который символизировал мир во всем мире, или «девиз» субкультуры Брони – «Любовь, понимание и толерантность»), а также дружелюбное и понимающее отношение «к ближнему своему».
Здесь мы постараемся не рассматривать генез данной субкультуры начиная с западных стран и заканчивая возникновением схожего движения в нашей стране, а сфокусируем наше внимание исключительно на специфике и особенностях социализации и\или взаимодействия внутри данной субкультуры и её членов с другими людьми.
Демографически, данная субкультура изначально представляла из себя большую группу, общество преимущественно тинейджеров, подростков и молодых взрослых в возрасте от 15 до 25 лет, «которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников». [14] Хиппи были совершенно новой, определенно нонконформистской группой, субкультурой, которая «перевернула» привычное для большинства людей мировоззрение. Их высшими ценностями были полная свобода, расширение человеческого сознания и они усердно ратовали за любовь и «мир во всем мире». Это сообщество частично можно назвать контркультурным или антисоциальным, но лишь в тех рамках, что они открыто протестовали против устоявшихся правил и норм, стремились кардинально поменять устройство общества и полностью устранить его милитаризацию. Однако важно отметить, что их ведущим мотивом было ненасилие и освобождение людей от социальных ограничений. Их деятельность можно попытаться охарактеризовать в рамках различных параметров: психологических, социальных, социально-психологических; но в целом общность их идей и частная направленность деятельности кажется вполне очевидной. Особо хочется отметить ту тенденцию, устремление к поиску новых смыслов и смыслообразованию, которое специфически выносилось ими за рамки субкультуры и пропагандировалось как одна из новых задач развития и перестройки общества, общественного мировоззрения [14].
Можно сказать, что способом социализации членов данной субкультуры являлось вовлечение как можно большего числа окружающих людей в рамки своей особой субкультурной философии, принятие последними групповой системы ценностей, причем опять же без какого-либо принуждения или насилия, против которого хиппи так яро выступали. Их внешность несомненно являлась атрибутивной и выразительно отличавшейся от образа и внешности других людей – пример, длинны волосы у людей обоих полов, яркие одежды и иногда цветы, вплетенные в волосы. Этим они, возможно, снова стремились выразить свою свободу от общественных предрассудков, а распространяя символику «Пацифика» и повсеместно изображая цветы, они «безмолвно» скандировали свой лозунг – «Make love, not war», который был также реакцией и протестом против продвигаемой государством политики военной направленности. [14] Времяпрепровождение членов данной субкультуры нередко состояло из продолжительных медитаций под влиянием личностных побуждений или принятых ими наркотиков.
В России, движение хиппи появилось ещё в советское время, из-за чего каждый молодой человек, относящий себя к данной субкультуре «свободомыслящих» подвергался агрессивному давлению со стороны государства или же вовсе, тем или иным способом выбивались из общественной деятельности (в частности, их признавали психически нездоровыми или приравнивали такое поведение к педагогической или социальной запущенности человека) [14].
Сравнивая представленный образ двух субкультур – Брони и Хиппи, мы можем сейчас в дополнение к уже указанным ранее сходствам, сказать, что в рамках субкультуры брони также используется принцип ненасилия в процессе привлечения новых людей в сообщество, хотя конечно вхождение людей в эту субкультуру не обязательно опосредуется контактом с кем-то из её представителей или существующей в субкультуре идеологией, однако, как ни крути, их принципиальный взгляд на то, как стоит относится друг к другу и к окружающему нас миру несомненно схожи; безусловно структуру деятельности и времяпрепровождения членов субкультуры брони трудно охарактеризовать одним или несколькими отдельными процессами; их взаимодействие в общем социальном пространстве не столь развито и интегративно, как в субкультуре хиппи, где оно существовало на уровне совершенно разносторонней и всеобъемлющей взаимопомощи, включающей даже свободное сожительство и совместное передвижение членов сообщества по стране\миру; а также сам факт принадлежности к первой субкультуре не обязательно требует наличия какой-то специфической атрибутики, что в целом можно расценивать, как довольно спорный социально-психологический аспект данных субкультур, поскольку, как мы описывали ранее, процесс аттрибутивности принадлежности человека к той или иной субкультуре имеет переходящий, динамический характер и является наиболее выраженным, необходимым лишь на первых этапах формирования взаимосвязанных внутригрупповых и внутриличностных социальных конструктов, которые в дальнейшем, в процессе длительного пребывания внутри субкультуры, должны быть разделены или переоценены, дабы человек был способен само-реализовываться в рамках данного сообщества.
Пожалуй, обзор данных субкультур и их анализ, проведенный в данном параграфе, позволил нам составить достаточно полную картину о принципах и особенностях происхождения и развития различных субкультур за рубежом и их адаптации в России, а эта тема является для нас наиболее значимой, поскольку исследуемая нами субкультура является такой же, пришедшей из-за рубежа и приобрётшей свою определенную российскую специфику. Так же, данная информация позволила нам найти некоторую связь между описанными субкультурами и исследуемой субкультурой брони, как некое обоснование для включения её в перечень уже известных субкультур, что позволило бы пополнить имеющийся багаж знаний о количестве и специфике существующих субкультур, а также в дальнейшем развить область научных исследований в сторону изучения именно данной субкультуры.
ВЫВОДЫ
В результате проделанного нами анализа научной литературы по исследуемой теме, можно сделать следующие выводы:
1. Помимо конкретных структурных компонентов в феномене субкультуры, авторами также выделяются некоторые культурологические и социологические предпосылки к вступлению индивида в субкультуру, связанные с нестабильным состоянием структуры его эго-идентичности, неудовлетворением его различных социальных потребностей, а также с механизмом «выталкивания» отдельных индивидов из социума, заставляющим их искать иные ценностные ориентиры и точки опоры. Важным также является продуцирование субкультурой своих собственных ценностей и её функция как альтернативы «психосоциального моратория» по Э. Эриксону.
2. Специфику психологических особенностей представителей различных субкультур может олицетворять процесс становления их социальной и личностной идентичности, которых происходит в непосредственной связи с их нахождением в субкультуре и который может стать продуктом их самоопределения, проходившего внутри субкультуры. Большинством исследователей пребывание в субкультуре расценивается как положительный социальный фактор, активизирующий все необходимые для саморазвития личности процессы. Данный фактор необходимо учитывать при проведении с человеком различных мероприятий психологической или педагогической направленности.
3. Специфика социальной адаптации членов субкультур может зависеть не только от присутствующих социальных факторов и предпосылок, но и от психологической специфики возраста, в котором человек вступает в субкультуру; от свойственных ему способов действия в различных ситуациях, личностных особенностей и развитости определённого типа копинг-стратегий. Субкультура, как механизм социализации и формирования идентичности является достаточно неоднозначной ситуацией, поскольку это неизбежно влечет за собой смешение личностных и групповых ролей и статусов, что может быть небезопасно для индивида в рамках его личностной независимости.
4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая работа была посвящена изучению особенностей социальной адаптации представителей субкультур, на примере субкультуры «Брони». Предварительно была выдвинута следующая гипотеза:
- Феномен сообщества «Брони» представляет собой ранее не описанную в русскоязычном сегменте субкультуру.
В ходе анализа научной литературы, мы смогли вновь убедиться в том, что как теоретическое, так и практическое исследование субкультур имеет большую значимость для теории: как способ обогащения общетеоретических знаний относительного этого междисциплинарного феномена; и для практики: как средство расширения практических знаний и навыков психолога для повышения его компетенции в процессе взаимодействия с представителями субкультур в совершенно различных областях практики и социальных институтах.
Отдельно стоит отметить, что сам проведенный нами анализ охватывает довольно большую часть существующих теоретических и научных подходов, взглядов на изучаемые нами аспекты феномена субкультур и специфику их социальной адаптации, а также на сам процесс социальной адаптации в целом.
По итогу проведенной работы, нами были получены объемные научные данные об основных структурных элементах феномена субкультуры, специфике их классификации; процессе социальной адаптации как в целом, так и среди представителей субкультур; а также, сопутствующее этому на протяжении всего исследования достаточно подробное научное описание особенностей исследуемой субкультуры «Брони», в соотношении с описываемыми теоретическими подходами.
В ходе проделанной работе её основная цель была достигнута, основная гипотеза подтверждена. В результате чего были сделаны следующие выводы:
1) Субкультура, как социально-психологический феномен имеет достаточно сложную структуру, и основными её компонентами можно считать специфику восприятия общекультурных ценностей членами субкультуры, изменение социо-культурного контекста внутри субкультуры, а также некоторую принадлежность субъектов субкультуры к определенным внутрисубкультурным и внешне социальным процессам, а также к продуктам деятельности субкультуры. Сюда же можно отнести изменение и зависимость внутренней эго-идентичности индивида, находящегося в субкультуре от его субкультурной-групповой идентичности. Зависимость этих конструктов нестабильна и изменчива, однако её наличие нельзя отрицать.
2) Описанная нами феноменологическая группа «Брони» действительно является субкультурой, согласно анализу, проведенному в пункте 1.3, где были выделены основные механизмы функционирования данной субкультуры, наличие в ней внутренних схем взаимодействия её членов
, выраженной во многих проявлениях специфической картины мира, разделяемой представителями данной субкультуры и транслируемой вовне, а также внешней атрибуции принадлежности к данной субкультуре.
3) Социальная адаптация рассматривается авторами как некая процессуальная ниша, сопутствующая прохождению индивидом определенных этапов развития, а также влияющая на отношение социума к индивиду и возможное достижение им определенных социальных благ и уровня саморазвития. Важным аспектом здесь является процесс «приближения» личностных ценностей к ценностям социальной группы и реализация за этот счет процесса становления личности индивида как независимой. Субкультурной особенностью различных групп в рамках социальной адаптации может стать её специфика в рамках определенных её классификаций или типологий как некая субкультурная черта.
4) Спецификой социальной адаптации членов субкультуры «Брони» является наличие особой подгруппы, формирующей эмоциональный климат сообщества, процесс совместной продуктивной творческой деятельности и активного общения, как фактор сохранения устойчивости субкультуры, а также пропагандируемые в сообществе тенденции к безграничному принятию, добру и пониманию как основополагающий принцип взаимодействия членов субкультуры как внутри неё, так и во вне. На практике к этому прибавляются ещё и функции общения членов этой субкультуры, в частности самоирония, которые являются дополнительными сплочающими факторами.
5) На основе проведенного анализа научной литературы можно выделить значимость психологических особенностей человека, как факторов, влияющих на его вступление в субкультуру и на его поведение как члена субкультуры (внутри неё). В связи нами был определен спектр наиболее значимых психологических качеств индивида, как члена исследуемой субкультуры, таких как-гендерная и личностная самоидентичность, механизмы психологической защиты и копинг-стратегии, а также уровень самооценки; и подобран соответствующий пакет методик в виде электронной базы данных, что в дальнейшем позволит создать модель эмпирического исследования данной субкультуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Edwards, P., & Redden, M. (2014). Brony Subculture Analysis. США. Получено из http://broniepologist.deviantart.com/art/Brony-Subculture-Analysis-282304669
2. Бушмарина, Н. Н. (2008). Молодежные субкультуры как предмет педагогического исследования. Москва.
3. Волкова, В. (2016). Многогранность феномена субкультуры: теоретический и методологический аспекты. Саранск. Получено из www.mrsu.ru/ru/diss/diss.php?ELEMENT_ID=58926
4. Глебова, Е. (2013). Зарубежный опыт педагогической работы с молодежными субкультурами: на материале Великобритании, Германии, США и Канады. Волгоград. Получено из http://www.vspu.ru
5. Кичман, Д. Н. (2016). Особенности социальной адаптации юношей из субкультуры "хикки". МГППУ, ИГП, Москва.
6. Команда RuBronyCon'a. (2016). Что такое РуБрониКон? Получено из RuBronyCon: https://rubronycon.ru/whatis-rbc/
7. Логвинов, И. Н., Логвинова, М. И., Логвинова, Т. И., & Сарычев, С. В. (2014). Социально-психологические подходы к изучению субкультур. Электронный научный журнал Курского Государственного Университета.
8. Логвинова, М. И., & Логвинова, Т. И. (2016). Молодежные субкультуры: психологические аспекты. Научно-методический электронный журнал "Концепт", 569-573.
9. Луков, В. (2015). Молодежные субкультуры в современной России. Знание. Понимание. Умение.
10. Михайлова, Ю. (2008). Япония и Россия: Три столетия взаимных образов. (Ю. Михалова, & М. Стил, Ред.) Санкт-Петербург, Россия: Фольксон: Глобал Ориентал.
11. Писаревская, Д. (2009). Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе. Научная Библиотека ИЭА РАН.
12. Соломатина, С. (2010). Краткий обзор проблемы социализации в исследованиях зарубежных ученых. Мир науки, культуры, образования.(24).
13. Старичкова, О. (2005). Динамика ценностей и образа Я представителей субкультуры: на примере клубов самодеятельной песни. Москва.
14. Субкультуры. (2013). Получено 15 03 2017 г., из http://sub-culture.ru/anime.php
15. Устинова, Е. (2010). Молодежные субкультуры. Психологические предпосылки вступления молодежи в субкультуру. Санкт-Петербург. Получено из http://www.vevivi.ru/best/Molodezhnye-subkultury-ref136980.html
16. Шабанов, Л. В. (2005). Социально-психологические характеристики молодежных субкультур. Томск.
[1] Контент–любое содержательное наполнение мероприятия, документа, сайта и т.д.