Социальная структура современного белорусского общества, причины стратификации, динамика основных социальных групп.
Своеобразие стратификационной динамики в Беларуси предопределяется рядом обстоятельств, важнейшим из которых является то, что Республика Беларусь является неотъемлемой частью восточноевропейского региона. Анализ устойчивых культурно-исторических особенностей развития данного региона позволит определить специфику социального развития самой Беларуси.
В научной литературе бытует несколько точек зрения относительно характера восточноевропейского социума:
это отсталая Европа, стоящая перед проблемой модернизации и достижения европейского уровня развития («догоняющее развитие»);
особый культурно-исторический тип в русле общеевропейской цивилизации, главная проблема «возвращение» в Европу;
славянские общества несут на себе черты и последствия «уродливого синтеза» цивилизационных основ Запада и Востока и сегодня осуществляют окончательный «цивилизационный выбор»;
здесь сложилась особая промежуточная цивилизация, которая представляет собой сочетание либеральных и традиционных ценностей;
это особая, самобытная цивилизация, решающая проблему не «цивилизационного выбора», а социальной трансформации «переоценки ценностей», обновления структур и ценностей;
в отличие от стран «догоняющей модернизации», здесь наложилось два переходных процесса общемировой процесс перехода от индустриального к постиндустриальному обществу и отражающий задачи «догоняющего развития» процесс перехода к рынку.
Последние две гипотезы популярны больше остальных. Учитывая специфику цивилизационных условий жизнедеятельности восточной Европы, можно выделить ряд важнейших характеристик организации социальной жизни в данном регионе.
Во-первых, цивилизационной особенностью восточноевропейских обществ является неорганичный характер культуры наличие взаимооппонирующих систем ценностей. Это проявлялось в сосуществовании в ней субкультур, отражающих не только разные этнонациональные культуры, но и разные историко-культурные типы. Имеются в виду европейская либеральная культура, проводником которой выступали высшие слои славянских обществ, и традиционная, базировавшаяся на архаических механизмах коллективистского и уравнительного массового сознания, устоях патриархально-авторитарного уклада жизни.
Во-вторых, особая роль государства в организации общественной жизни, доминирование государственной собственности, неразвитость института частной собственности.
В-третьих, здесь сформировалась своеобразная модель регулирования социальных отношений, в которой не сложились развитые гражданские структуры, а государство выступало в роли арбитра во взаимоотношениях между социальными группами. Социальная структура была основана на жесткой социальной иерархии с четким распределением прав, привилегий и обязанностей социальных групп, на определяющей роли не классовых, а статусно-престижных различий.
В-четвертых, исторические особенности социальной организации восточных славян оказали воздействие на общественное сознание, порождая две характерные установки мышления и поведения. С одной стороны, иррациональный авторитет власти, с другой правовой нигилизм, ориентация на конфликтное поведение и несанкционированные формы протеста.
В-пятых, это особое положение и место личности по отношению к государству и обществу в целом, которое проявилось в следующем:
1) преобладание государственного начала над личным;
2) первенство социальности (общинности, соборности, коллективизма) над индивидуализмом;
3) примат духовности над меркантильностью, утилитаризмом;
4) скорее созерцательная, чем активная, жизненная позиция, ориентация не на личную активность, а на государственный патернализм.
Указанные ретроспективные особенности социального развития особенно четко себя проявили в формировании социальной структуры современного белорусского общества.
Главное, на что следует обратить особое внимание, это то, что в современном белорусском обществе существенно расширяется сеть критериев стратификационной динамики. Наряду с экономическими, политическими, социокультурными факторами приобретают критериальный статус факторы «теневые» и маргинализационные. Если первые из них подталкивают преуспевающих в соответствующих сферах деятельности индивидов к верхним ступеням имущественной и социально-статусной лестницы, то вторые, наоборот, сталкивают не адаптировавшихся к новым социально-экономическим условиям людей на социальное «дно».
Маргина́л (от латинского margo край) человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.
Маргинальные слои стабильная масса людей, не участвующих в общественном разделении труда, не выполняющих общественных функций и не обладающих социальным статусом.
Маргинальность (позднелатинское marginalis находящийся на краю) понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Исторический опыт свидетельствует о том, что социальная стратификация может иметь различную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности, а последние зависят от типа общества. В обществах так называемого «закрытого» типа социальная стратификация и ее динамическое воплощение в социальной мобильности имеют пирамидальную форму. В таком типе общества на верхушке стратификационной иерархии находится узкий социальный слой (скажем, партгосноменклатура в СССР), а подавляющее большинство социальных групп рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие составляют нижние, гораздо более обширные этажи социальной пирамиды.
Общества «открытого» типа, или демократические, обладают иной формой социальной стратификации ромбовидной. Это связано с резким возрастанием в них численности так называемого «среднего класса». В США «средний класс» составляет около 60 % населения.
Средний класс социальная группа, занимающая промежуточное положение между элитой и классом наемных работников в структуре современного общества.
На данном этапе форму социальной стратификации Республики Беларусь нельзя отнести определенно ни к пирамидальной, ни к ромбовидной. Можно лишь обозначить усиливающуюся тенденцию обретения социальной структуры ромбовидного контура. Это обусловлено во многом тем, что процесс классообразования в республике еще не завершен, о чем убедительно говорит тот факт, что «средний класс» у нас составляет, по оценкам Е. М. Бабасова, 1820 %.
Многие исследователи считают, что белорусский средний класс находится в зачаточном состоянии. Относительно среднеобеспеченные слои составляют 30 % населения. Но только порядка 10 % белорусов по объективным параметрам (доходы, образование, престиж профессии) можно отнести к среднему классу, хотя субъективно к среднему классу себя относит более двух третей населения. По мнению В. Чернова и С. Николюка, свыше 50 % населения составляют так называемый средний протокласс, или «периферию» формирующегося среднего класса.
Обобщение статистических материалов и данных социологических исследований позволяет сделать вывод, что сложившаяся в Республике Беларусь социоструктурная иерархия, воплощающая в себе имущественное расслоение населения, взаимодействует с иерархической структурой, построенной по социально-статусным критериям. Их субординационный ряд приобретает такой вид:
1) на вершине стратификационной пирамиды находится высший слой новая элита, в состав которой входят богатые предприниматели (владельцы банков, частных крупных фирм и др.), высшие должностные лица в ранге министра и выше. Это фактически новая буржуазия и высшая государственная бюрократия;
2) высший средний слой средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, владельцы частных больниц, стоматологи-ческих кабинетов и др.;
3) средний средний слой профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов (служб) крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры и др.;
4) низший средний слой учителя, линейные (рядовые) инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие и т. п.;
5) низший слой малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранитель-ных органов и др.;
6) паразитические слои мафиозные группы, рэкетиры, грабители, вымогатели, участники бандитских формирований, колдуны, гадалки, проститутки и т. п.;
7) маргинальные слои опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп, нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т. п.
В большинстве случаев верхние ступени социально-имуществен-ной иерархии совпадают с верхними ступенями социально-статусной стратификации (богатые люди, как правило, относятся к высшему социальному слою), а низшие бедные и нищие с низшими социально-статусными слоями маргинальными. Однако такое совпадение происходит не всегда, вследствие чего выделенные семь ступеней в каждой из рассматриваемых матриц не в полном своем объеме коррелируют с соответствующими уровнями другой матрицы, а это еще более усложняет динамику социальной структуры современного постсоветского общества, вносит в нее элементы нелинейности, хаотичности, непредсказуемости.
Кроме названных критериев стратификационной динамики в современном обществе важное значение имеют и социокультурные ин-дикаторы социальной стратификации. К наиболее важным социокультурным критериям структурной дифференциации в современном обществе относятся:
1) этнонациональные (дифференциация на белорусов, русских, украинцев, поляков, литовцев, евреев, татар и т. п.);
2) мировоззренческие (верующие, неверующие, колеблющиеся между верой и неверием, атеисты);
Маргинал и маргинализация.
Маргинальность - это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям (зачас-тую по причинам культурного несоответствия), испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеоб-разный кризис самосознания.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдви-нута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагс-кой социологической школы (США) Р. Э. Парком. Но еще
К. Маркс рассматривал проблемы социального деклассиро-вания и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргиналь-ные слои организовываются в некую социальную силу (общ-ность) и дают толчок социальным изменениям - революциям или реформам.
С именем Вебера связана более глубокая трактовка марги-нальноеT, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли воз-никать из `социальных отбросов` - индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигран-тов и др.), или асоциальных по выбранному стилю жизни (бро-дяг, наркоманов и т.п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безусловную связь между возникновением массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т.е. принятых в обществе) социальных связей ипроцессом формиро-вания новых общностей: пегэнтропийные тенденции и в чело-веческих сообществах действуют по принципу: `Хаос должен быть как-то упорядочен`. (Именно подобные процессы проис-ходят в современном российском обществе.)
С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее, оно может рассмат-риваться как строительство `параллельных социальных струк-тур` людьми, чья общественная жизнь до последнего момен-та `перехода` (который часто выглядит как `прыжок` на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной.
Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социаль-ности при его серьезных деформациях.
Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, сформиро-ванные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы находящихся в процессе незавершенного социально-го перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; политические маргина-лы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного (безработные) и нового типа - так называемые `новые бедные`; религиозные маргиналы - сто-ящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возмож-но, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.
В социологии маргинализация - это процесс социального падения или нахождения в невысоком и заранее проигрышном социальном статусе. Маргинализация низших слоев населения присуща иерархическом и патриархальном обществу; Маргинализация литературы когда речь идет о закате ее воздействия; Обычно маргинализация приводит к материальному обнищанию, а также к исчезновению маргинализированных групп ( Mullaly, 2007). Маргинализированы индивидуумы часто ограничены в получении социальных услуг, программ и социальных привилегий (Young, 2000). Различают личное, общественное и глобально-структурную маргинализацию.
Категория маргинализации была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социо-психологической неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В такой ситуации оказываются так называемые «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда не принимает маргиналов, и группой, из которой они выделились.
Среди них маргинал это:
1. Тот, кто утратил прежние социальные связи и не приспособился к новым условиям жизни (обычно о представителях национальных меньшинств, мигрантов, выходцев из села).
2. Тот, кто не признает общепринятых норм и правил поведения.
3. изм. Представитель специфических субкультур, политических течений, религий и т.д..