Предпосылки возникновения косплея

Главный пропагандист японской массовой культуры – это Интернет. Однако коротко об истории происхождения движения косплей сказано как в печатных изданиях, так и в публикациях СМИ и в блогах журналов.

Таким образом, анализ основных источников по движению косплей показал, что субкультура косплей берет свое начало в США, где он исторически был известен как costuming, а термин «косплей» имеет японское происхождение.

Американский исследователь Рон Миллер утверждал, что косплей оформился в США уже в 1960-е – в научно-фантастической жанре «Sci-Fi». А самый первый «косплей», в современном смысле слова, датируется 1939 годом (см. Рисунок 46). На первой же Всемирном конвент научной фантастики или кратко Worldcon некий редактор журнала Форрест J Акерман (Forrest J. Ackerman) нарядился в футуристичный костюм. Именно это породило волну подражаний в будущем. Уже к 1956 году традиция бока безымянного «косплея» (см. Рисунок 47), относительно, устоялась. Всё тот же Форрест J Акерман (Forrest J. Ackerman) в отчёте «Фантастическая Вселенная» («Fantastic Universe») отмечал: «Монстры, Мутанты, учёные, космонавты, пришельцы, и прочие твари сегодня правят балом». Он так же отмечал, что Ольга Лэй – жена писателя Вилли Лэя выиграла в номинации «Лучший костюм» и была первым высокопрофессиональным костюмером.

Рисунок 46 − Первый костюм в 1939 году

Рисунок 47 – «Безымянный косплей» в 1956 году

Для США 1960-е годы очень знаковый период. Именно тогда всеобщее образование достигло своего наивысшего качества. Обширные знания, которые закладывались в головы молодёжи ещё в школе стимулировало её к самовыражению и демонстрации своего взгляда на мир. Появлялось множество субкультур и общественных движений (одни Хиппи чего стоят). Не удивительно что простое увлечение комиксами и фанатическими фильмами в плотную вошло в фанатскую среду (см. Рисунок 48). Это совпало со стремительным ростом уровня жизни и соответственно уровня потребления.

Рисунок 48 – Косплей в 1960-е годы

В 1970 году в «US Grant Hotel» в Сан-Диего прошёл первый Comic-Con[1]. Фестиваль был основан Шелом Дорфом и изначально задумывался как выставка комиксов. Всё было скромно – набралось чуть больше 300 посетителей, а костюмированных и вовсе почти не было. К 1974 году было уже около 1 000 посетителей. А число косплееров немного подросло до, примерно, 10% от всех посетителей. Перенесённый в отель «El Cortez», Comic-Con 1979 принял уже 6 000 человек.

Рисунок 49 – Косплей в 1970-е годы

К 1983 году в его рамках объединялись все крупные издатели комиксов, организовывались «Арт-центры». В 1991 он опять переехал, теперь в
Конференц-центр в Сан-Диего и принял уже 15 000 человек. Название сменили на «Comic-Con International». Тогда же появилось их фирменное лого с «глазом». В течении 1990-х в раскрутке Comic-Con принял деятельное участие Голливуд. Это сильно сказывалось на направлении косплея. Если в 80-е это были комиксы, то соответственно в 90-е – кино. Именно ориентация на кино сделало своё дело. В конференции принимал участие сам Фрэнсис Форд Коппола и многие другие. К 2007 году посещаемость выросла до 125 000 человек.

Слово «kosupure» впервые появилось в статье журналиста Нобуюки Такахаши, которую он написал в 1983 году для июньского выпуска «My Anime». Однако другие ресурсы, собирающие сведения о знаменитостях, содержат информацию о том, что Нобуюки Такахаши начал использовать его в 1984 году, вернувшись с лос-анджелесского Всемирного конвента научной фантастики, и вслед за ним это слово подхватили сразу несколько японских журналов.

В то же самое время игры стали общенациональным феноменом, японцы смогли привнести частичку себя в новые проекты как отдельных компаний, так и маленьких команд, не говоря уже о таких гигантах как Nintendo. Уже ко второй половине 1980-х оформилось такое явление как «японская игровая индустрия». Игры того времени образовывали культурный микс из специалистов приходивших со всех ветвей медиа. Одних программистов было теперь недостаточно, и в индустрию начали подтягиваться авторы манги, создатели аниме и другие. Происходило не бывалое ранее сближение и взаимодействие медиа. Если американцы изобрели косплей, то японцы сыграли решающую роль в его популяризации. Так, исследователь косплея и фотограф Рон Миллер считает, что данная субкультура возникла в США в 1960-е и японцы (в том числе выше упомянутый Нобуюки Такахаши, часто бывавший в Америке на хайтек-форумах) просто скопировали её.

В 1990-е годы данный субкультурный феномен начал приобретать популярность за пределами Японии в первую очередь в США среди всех слоёв населения. Из-за этого они весь послевоенный период экономически и политически были неотделимы друг от друга, культурное взаимопроникновение также было неизбежно. Со временем значениеслова «косплей» расширилось и стало подразумевать переодевание в другие костюмы. Например, в Китае субкультура косплей вобрала в себя как костюмы традиционных персонажей китайской драмы и пекинской оперы, так и костюмы киногероев, не имеющих никакого отношения к японской научной фантастике (из таких фильмов, как «Матрица», «Властелин колец», «Гарри Поттер»).

Как в США, так и в Японии косплееров объединяли тематические мероприятия. Если сначала они чётко делились на любителей и нанятых компаниями профессионалами. Всё-таки они были украшением, а не главным героем. «San Diego Comic Con», «Dragon Con», «Anime Revolution» – лишь самые известные из них и не только в США. Всего их десятки и отличаются они как количеством посетителей, так и тематикой.

В 1999 в Токио открылось первое косплей-кафе. В Том же году их стало ещё больше и несколько открылось в Осаке. В 2003 году появился «Dengeki Layers» — первый журнал, полностью посвящённый теме «Косплей». Тогда же в Японии и был проведён первый World Cosplay Summit[2].

Мероприятия подобные современному косплею проводились ещё в начале 17 века в течении августа. Женщины переодевались в различные костюмы народных героев и вымышленных персонажей, устраивая на улице импровизированные представления. Конечно, подобные мероприятия можно найти в культуре любой страны и народа. Как и во всём остальном мире, подобные мероприятия помогали найти друзей по интересам. Последние 30 лет в Японии такими местами были «Comiket (Comic Market)[3]» который проходит дважды в год в Токио, Япония. Сам «Comiket» существует с 1973 года и является крупнейший рынок манги, музыки, коллекционных фигурок и прочего. Разумеется, такое мероприятие привлекает косплееров со всей страны. По всей стране проходят и более узкоспециализированные мероприятия. Крупнейшим игровым съездом остаётся игровая выставка Токио и являясь мероприятием международным привлекает косплееров уже со всего мира.

Эстетика Третьего Рейха[4] стала в Корее и Японии одним из модных направлений в косплее. Популярности этому придали многочисленные видеоигры, а также комиксы, например, «URDA: The Third Reich», посвященные в той или иной степени тематике Третьего Рейха. Примечательно, что гитлеровская Германия и ее персонажи стали элементом игры современного человека, частью сюжета на уровне Империи из «Звездных войн», орков, эльфов и прочих персонажей выдуманных миров.

Решающий для своего успеха скачок косплей совершил на исходе 1990-х и в начале 2000-х. Благодарить за это стоит распространение Интернета и появление большинства современных социальных сервисов. Тогда же прошёл бум мобильных телефонов и смартфонов. Хотя сначала влияние Интернета на умы молодёжи уступало телевидению, по которому безостановочно крутили такие популярные японские франчайзы[5] как «Dragonball Z», «Sailor Moon» и «The Mobile Suit Gundam side-series Gundam Wing». Именно они и некоторые другие франчайзы сформировали современное гик-сообщество, а «American Cosplay Paradise» и «Cosplay.com» сделали всё возможное для облегчения формирования этого самого сообщества.

Грань между восточным и западным пониманием косплея со временем истончилась. Да и фэндомы[6] на конвентах давно перемешались. Аниме перестали считать развлечением для детей, а фантастику — уделом высоколобых ботаников. И появление «чуждого» героя на фестивале никого не удивит. Трандуил и Капитан Америка, Сэйлор Мун и Доктор Кто теперь стоят на одной сцене, потому что принадлежат к одной гиковской субкультуре.

Наши рекомендации