Методологический анализ биосоциальной проблемы развития физической культуры

К сожалению, социально-биологические проблемы в области физической культуры разработаны еще слабо. Критику биологизма, в частности, рассматривает в вопросах возникновения и первона­чального развития физического воспитания Н.И.Пономарев [10].

По мнению В. К. Бальсевича, методологической основой позна­ния сущности феномена физической активности является эволю­ционный подход, дающий возможность эффективного изучения физических возможностей и резервов человеческого организма на основе познания и учета социально-биологических закономернос­тей его развития. Гносеологические задачи эволюционного подхо­да заключаются в формировании научного знания о естественных законах развития физического потенциала человека и разработке на этой основе стратегии социального стимулирования, управле­ния и коррекции его индивидуального и коллективного физкуль­турного воспитания [3].

Еще раз хочется подчеркнуть, что особенность феномена физи­ческой культуры в отличие от других ее сфер, состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физичес­кого развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возмож­ностей. Но было бы неверным считать, что биологические процес­сы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потен­циала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабляться в зави­симости от активности человека, который может сознательно воз­действовать на ход этого объективного процесса, опираясь на по­знание его законов и сущности.

В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на при­роду. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независи­мо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другие социальные факторы, действуя на че­ловека, зависят от его сознания и воли. Одним из них выступает физическая культура. Целесообразно воздействуя на процесс фи­зического совершенствования человека, она позволяет обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств испособностей. Одной из форм ее воздействия является физичес­кое воспитание. По мнению многих ученых, отличительные осо-







бенности физического воспитания определяются в основном тем, что это педагогически организованный процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических ка­честв человека, совокупность которых в решающей мере опреде­ляет его физическую дееспособность [9]. Иными словами, физи­ческое воспитание является формой социального воздействия на биологическое по своей природе развитие организма человека.

Но было бы слишком недальновидно считать физическую куль­туру участвующей только в воспроизведении физической сущнос­ти общественного человека или лишь как фактор, модифицирую­щий образ жизни индивидуума. Специфическая задача физкуль­турного воспитания — воздействие на формирование личности, в частности одной из ее сторон — физической культуры.

Поэтому нельзя смешивать понятия «физическое развитие», «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание». Первое является объективным процессом, который совершается в орга­низме человека, второе — активным воздействием человека на этот процесс, а третье выступает как целенаправленный процесс при­общения людей ко всем ценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание и его составная часть — это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемо­го изменения физических и духовных кондиций человека, основ­ная задача которого — сознательно и целенаправленно познавать и реализовывать в физкультурной практике уже созданные приро­дой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека.

В современной теории физической культуры все четче форми­руется тенденция использования философско-культурологическо-го подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждой личностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» акцент традици­онно ставится на двигательном, биологическом моменте, то в тер­мине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала фи­зической культуры.

Итак, соотношение понятий биологического и социального позво­ляет обоснованно утверждать идею единства и взаимообусловленно­сти этих философских категорий применительно к процессу освоения и реализации человеком ценностей физической культуры.

Вопросыи задания

1. Что является определяющим в формировании человека: природное, биологическое, наследственное или социальное?

2. Обоснуйте положение личности как связующего звена между соци­альной средой и организмом человека.

3. Объясните суть единства биологического и социального в формиро­вании физической культуры личности.

Литература

1. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. — М., 1977.

2. Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры: (К проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физи­ческой культуры. — 1991. — № 7.

3. Бальсевич В. К, Запорожанов В. А. Физическая активность человека. — Киев, 1987.

4. Говалло В. И. Почему мы не похожи друг на друга: Очерки о биологи­ческой индивидуальности // Наука и прогресс. — М., 1984.

5. Каган М. С. Человеческий фактор развития общества и обществен­ный фактор развития человека // Вопросы философии. — 1987. — № 16.

6. Казначеев В. П., Спирин Е.А. Феномен человека: Комплекс социо-природных свойств // Вопросы философии. — 1988. — № 7.

7. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.

8. Корсаевская Т. В. Социальная и биологическая обусловленность из­менений в физическом развитии человека. — Л., 1970.

9. Кузин В. В., Никитюк Б. А. Интегративная педагогическая антрополо­гия. - М, 1996.

10. Пономарев И. И. Возникновение и первоначальное развитие физи­ческого воспитания. — М., 1970.

11. Парсонс Т. Человек в современном мире: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.А.Кувакина. — М., 1985.

12. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологичес­ких различий. — М., 1979.

13. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. — М., 1966.

14. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта / М.М.Бака, В. С.Бойко, С.С.Гурвич, И.В.Муратов. — Киев, 1983.

15. Тарасов К. Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность био­логии человека. — М., 1979.

16. Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности че­ловека // Биологическое и социальное в развитии человека. — М., 1977.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.

Наши рекомендации