Общество как социетальная система
Общество представляет собой системную стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей.
В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных, культурных, спортивных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми профессиональными качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, поэтому оно шире любой другой социальной организации или института, регулирующего лишь отдельные виды взаимодействий.
Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Оно постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, и для организации, и для общности в отдельности.
Общество в качестве суперсистемы предстает как совокупность систем, каждая из которых состоит из социальной группы, социального института, личности. Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.
Общество как целостная система складывается из составляющих его элементов в сложную иерархию подсистем. Исходным элементом всякого общества является человек, а точнее, определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и ментальными связями. Но сказать, что общество состоит из людей, как и сказать о том, что живой организм состоит из клеток — это еще не значит сказать что-либо конкретное об обществе или организме. Более важным для характеристики организма является выявление его органов и системных объединений. Оценивая общество, важно знать составляющие его «органы»: экономическую, политическую и социальную подсистемы, а также материальную и духовную сферы жизни людей.
Социальная подсистема — это производственно-распределительные связи и отношения, необходимо связанные с разделением
труда и распределением людей по своеобразным социально-профессиональным ячейкам, между которыми устанавливаются трудовые и экономические отношения, имеющие глубокий социальный смысл. Это социальные слои, классы, сословия, касты, профессии и т.д.
Политическая — это управляющая система с соответствующими органами руководства (от вождя племени до парламента и президента республики), политическими организациями и объединениями. Эта подсистема пронизывает общество сверху донизу: от государственного управления до управления в семье.
Наконец, экономическая — это довольно сложная система социальных связей, основанная на этнических, демографических, национальных, религиозных отношениях, подразделяющих людей на достаточно большие группы или общности. От характера взаимоотношений людей внутри этих общностей и между ними зависит социальный климат, состояние вражды или взаимопомощи, определяющих поведение людей в обществе, их совместные или индивидуальные действия.
Перечисленные социальные подсистемы существуют не изолированно, а как бы взаимопронизывают друг друга.
Как природа человека подразделяется на материальную и духовную сферы, так и природа общества предполагает деление на эти сферы деятельности общества.
Экономика как очевидное проявление материального базиса общества имеет свой духовный фон — это вся планируемая деятельность человека. Особенность духовной деятельности проявляется в том, что она может выступать в своей чистой форме — в форме искусства, науки, философии и религии, приобретая характер особых форм общественного сознания в его обыденном или теоретическом проявлении. Особой формой духовной деятельности выступает система воспитания и образования, без которых немыслимо существование общества, на какой бы стадии своего развития оно ни находилось.
Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — структура социальных отношений. Организованная в различные институты и общности, она составляет второй уровень общества. Каждый социальный институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы и нормы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит ценности, нормы, апробированные в обществе опытом многих поколений, а политическая система законодательными и пра-
вовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.
Функционирование общества — это его постоянное самопроизводство, устойчивый процесс создания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать — значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой.
М. Вебер рассматривает общество как сложную систему социального взаимодействия. Однако современные социологи утверждают, что общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.
Функциональная зависимость — это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.
Американский ученый-социолог Т. Парсонс считает, что общество как система может функционировать только при выполнении следующих функций:
1) способность к адаптации;
2) целеориентированность, т. е. способность к постановке задач и их достижению;
3) устойчивость общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами и снимающих напряжение в системе.
4) способность к интеграции, включению в систему новых поколений.
Общество и индивид
Какую бы социальную парадигму мы ни взяли за основу анализа, следует четко представлять, что функционирование общества возможно только как результат действия конкретных людей.
В то же время люди с их конкретными интересами, с одной стороны, делают возможным существование общества, с другой, — представляют для него большую угрозу. Каждый видит смысл своей жизни в реализации личных планов и целей, самоутверждении и, следовательно, стремится к большей свободе действий.
Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознания населением необходимости совместного существования на основе принятых всеми единых правил, норм и ценностей.
Тоталитаризм низводит личный интерес до второстепенного. Демократические государства пытаются уравновесить два противоположных интереса. Первое противоречие (назовемего
условно противоречием) между частными и общими интересами является серьезным препятствием для существования общества.
Второе противоречие, определяющее жизнеспособность общества, состоит в противоречии между подвижной, изменчивой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроизводства. Со всей неотвратимостью в развитии каждого общества встает вопрос-дилемма — обновление или стабильность.
Государство
Современное государство представляет собой совокупность институтов, таких, как законодательные органы, исполнительная власть на центральном и местном уровнях, суд, полиция и вооруженные силы. Важнейшая роль государства заключается в том, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия.
Социологические оценки роли государства в целом распадаются на три категории.
1. Государство — независимая сила, руководствующаяся собственными правилами и господствующая над всеми социальными группами.
2. Государство — аванпост господствующего класса.
3. Государство — независимая сила лишь отчасти, которая в рамках демократического процесса может испытывать определенное влияние со стороны различных политически представленных интересов.
Гражданское общество
Если из многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству. В социологии это понятие появилось благодаря работам Г.Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «гражданское общество» предстает как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса термин «общество» редко употребляется сам по себе. По мнению классиков, «гражданское общество есть подлинный источник и театр всей истории». Таким образом, объяснение политических событий, изменения в праве и развитии культуры надо искать в развитии структуры гражданского общества. Между принудительными государственными отношениями и экономической сферой производства пролегает область граж-
данского общества, а именно — область социальной жизни, которая выступает в качестве феномена согласия гражданского и индивидуального.
Типология обществ
Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, то есть тем, как используются и контролируются экономические ресурсы.
Классификация обществ может быть составлена на основе господствующих в них религий (например, православия) или языка (франкоязычное общество). Г. и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.
1. Общества, живущие собирательством и охотой. Большинство таких обществ обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корений и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи. Имущество этих людей ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей. Политические структуры в этом обществе почти не существуют, во главе его обычно стоит старейшина или вождь.
2. Огороднические общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. В дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы и сохранились до настоящего времени, главным образом в Африке, на юге Сахары. Так же как в обществе охотников и собирателей, огороднические общества не производят прибавочного продукта: люди трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопроизводительную систему сельского хозяйства. Политические структуры этих обществ имеют до двух социальных слоев. Система родственных связей также является основой социальной структуры данных социумов.
3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства, они могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Это создало возможность для возникновения городов, ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство, была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные политические организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали иг-
рать важную роль в политической жизни — крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными.
4. Промышленные общества возникли лишь в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, в Восточной Азии. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом. Физический труд человека уступает место использованию тепловой, электрической, а в дальнейшем и атомной энергии.
Создаваемый прибавочный продукт промышленного общества настолько велик, что обеспечивает жизнь больших масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. В то же время индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.
Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Под традиционным понимается общество с аграрным уклоном, с малоподвижными структурами. В сегодняшнем понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел К. А. Сен-Симон, подчеркивая тем самым иную производственную основу. Другими важными чертами индустриального общества являются гибкость, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
Постиндустриальное общество — господство технократического государства: приоритет знаний и образования и в то же время усиления социального контроля.
Понятие постиндустриального общества впервые было введено Д. Белл ом в 1962 г. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик:
— широкие торговые отношения между странами;
— большой излишек товаров;
— большой сектор обслуживания;
— разнообразие товаров, доступных среднему человеку;
— «информационный взрыв»;
— «глобальная деревня» — глобальная информационная сеть связи, которая делает возможным мгновенные всемирные коммуникации.
Постиндустриальное общество характеризуется растущей властью технократов в экономической и политической жизни. В то же
время основное воздействие на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Постиндустриальная экономика позволяет среднему человеку высокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.
Эволюция общества
Даже элементарное знакомство с историей формирует представление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает в потребность познания основных тенденций социальной эволюции.
В XIX в. под воздействием дарвинизма прочные позиции занял эволюционизм — система взглядов, признающая объективный характер социального развития.
О. Конт определяющим фактором такого развития считал процесс знания. Развитие знания от теологической формы к научной обусловливает переход человека от военного общества к индустриальному.
Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества. Движение общества от гомогенности к ее терогенности сопровождается ростом свободы индивидов.
Э.Дюркгейм считал, что эволюция общества сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости индивидов, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации.
Марксизм определяющим фактором социального развития считает производственные силы, рост которых ведет к смене производства.
Отличительной чертой марксизма стала настоятельное стремление соединить эволюцию с революцией. Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства.
Значение эволюционизма заключается в том, что признается объективность развития общества. Однако процесс развития настолько сложен, что теория эволюционизма, несмотря на его признание, не могла ответить на вопросы, которые ставит жизнь: кризисы, распады обществ, исчезновения целых цивилизаций. Для объяснения этих явлений ученые обратились к теориям циклического развития: своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка — маятникообразное развитие (крайности — стабильность).
Вопросы и задания
1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение этого явления.
2. Раскройте критерии понятия общества, выделенные Э.Шилсом.
3. Обоснуйте содержание понятий «страна», «общество», «государство». Покажите, что в этих понятиях общее, а что специфическое.
4. Дайте понятие системы.
5. Что из себя представляет общество как социетальная система и каковы ее основные элементы?
6. Охарактеризуйте основные противоречия, возникающие между обществом и индивидом.
7. В чем особенности понятий «государство» и «гражданское общество»?
8. Обоснуйте главный критерий типологии общества.
9. В чем суть понятий «изменение», «развитие», «эволюция общества»?
Литература
Смелзер Н. Социология. — М.,1994.
Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.
Глава II
СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
Общее представление о социологии физической культуры и спорта. Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина. Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта. Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук. Исторические аспекты развития социологии спорта