Стратегия развития воспитания в свердловской области

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДО 2025 ГОДА

Екатеринбург

2017

Содержание

1. Введение. 3

2. Анализ социокультурной ситуации в Свердловской области. 11

3. Общая характеристика состояния системы воспитания в сфере образования 20

4. Нормативно-правовые основы Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025. 30

5. Цели и задачи Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 32

6. Стратегические направления развития системы воспитания. 35

7. Сценарии реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025. 45

8. Механизмы реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025. 46

Введение

Стратегия развития воспитания в Свердловской области
(далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере воспитания подрастающего поколения на 2017 - 2025 годы. Принятие данного документа и его исполнение обеспечит развитие институтов воспитания, формирование общественно-государственной системы воспитания детей, создание условий для реализации государственной политики в области воспитания и социализации детей, учитывающих их интересы, актуальные потребности современного общества и социокультурные особенности Свердловской области.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Стратегия является нормативным документом, в котором дана характеристика исходного состояния воспитательной работы в системе образования региона, региональные социокультурные особенности, определены основные тенденции, цели, задачи и основные направления развития воспитания Свердловской области.

Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания на основе межведомственного взаимодействия.

Содержание Стратегии разработано в контексте следующего категориально-понятийного аппарата:

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Процесс воспитания рассматривается как совокупность действий различных социальных институций по формированию и развитию личности.

Региональная система воспитания понимается как совокупность социальных институтов, ставящих и решающих задачи социализации и развития личности в региональном культурно-образовательном пространстве.

Межведомственным взаимодействие осуществляется исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления; структурами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги; общественными организациями через координацию, информационное, документационное, организационно-содержательное, экспертное взаимодействие (деятельность) по вопросам воспитания детей и молодежи Свердловской области.

Социокультурные особенности – совокупность природных, культурно-исторических, демографических особенностей региона, сложившихся в процессе социально-экономической деятельности и его историко-культурного развития.

Региональная культура – особая форма существования социума и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей, продуцирующая тип личности, выступает интегрирующим началом жизни конкретной территории.

Региональная идентичность – это осознание человеком себя как части регионального сообщества, самоощущение принадлежности к определенной территориальной целостности и являющееся важным условием развития социокультурного потенциала региона выступает

Государственными приоритетами являются:

создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирование предпосылок для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего поколения;

опора на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством;

развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Необходимость разработки Стратегии воспитанияопределяется рядом ключевых положений.

Во-первых, ситуация, сложившаяся в России в девяностые годы прошлого века, характеризуется сложными изменениями во всех сферах жизни, что серьезно отразилось на семье, как одном из главных социальных институтов в сфере воспитания: неустойчивость семейных взаимоотношений, рост разводов, нестабильность детско-родительских отношений, снижение роли ряда основополагающих функций семьи, таких как репродуктивная, социализирующая, первичного социального контроля, духовного общения, адаптации ребенка в социокультурном пространстве.

Во-вторых, практика показывает, что социализация ребёнка в социокультурном пространстве возможна только при условии тесного взаимодействия семьи и образовательной организации как главных партнеров, призванных помочь подрастающему ребенку обрести ценностно-смысловые ориентиры в контексте требований социокультурного пространства.

В-третьих, социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных организаций и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях образовательные организации призваны помогать семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, способствует выработке единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений.

В-четвертых, в условиях глобализации, активного взаимодействия культур разных стран и народов подрастающее поколение сталкивается в СМИ, интернете, социальных сетях с разнонаправленной по содержанию системой моральных, трудовых, эстетических и иных жизненных ориентаций и установок. Возникает проблема обучения детей обоснованному выбору тех из них, которые обеспечивают возможность всесторонней самореализации и самоутверждения каждого индивида в общественно ценной деятельности.

В-пятых, изменение ориентиров индивидуальной жизнедеятельности в условиях становления рыночных отношений в нашей стране актуализировали проблему формирования у подрастающего поколения культуры сотрудничества, заботы о людях, основанной на знаниях и навыках, обеспечивающих согласование общественных и личных интересов в трудовой, семейно-бытовой, досуговой, общественной деятельности индивидов и социальных групп.

Теоретико-методологической основой стратегии являются:

опора на гуманистический, системно-деятельностный, компетентностный, культурологический и личностно ориентированный подходы в образовании;

сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

учет принципа интеграции в образовании, обеспечивающего единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

учет принципа межведомственного взаимодействия, обеспечивающего координацию усилий государственных и муниципальных органов исполнительной власти, образовательных организаций всех уровней, общественных организаций в целях обеспечения условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

диалогичность как принципиальное основание межличностного и межкультурного взаимодействия.

В настоящий момент наблюдается обновление воспитательных систем, стратегий и тактик воспитания, что определено федеральными государственными образовательными стандартами, предполагающими в том числе достижение личностных результатов в процессе усвоения детьми разного возраста моральных, правовых, трудовых, эстетических и иных норм и правил общественной жизни.

Воспитание детей должно стать неотъемлемым элементом организации их повседневной жизни в семье, образовательных и досуговых организациях на всех этапах социализации. Решение этой задачи связано с формированием системы устойчивого взаимодействия семьи и детей в конструктах «родитель-ребенок», «родитель-родитель», «ребенок-социум», а в этой связи – с переосмыслением форм взаимоотношений всех участников воспитательного процесса.

Современная культура отличается многоплановостью и видимым разнообразием форм и стратегий поведения, разнонаправленностью личностных и социальных устремлений, ситуациями выбора из множества предлагаемых возможностей. Традиционно, в описании современной социокультурной ситуации отмечается релятивность ценностей и возникающих в связи с этим педагогических проблем и сложностей. В образовании вопрос о формировании устойчивой ценностной основы приобретает особый смысл: ценности не передаются человеку на генетическом уровне, а присваиваются в процессе социализации. Образование, с одной стороны, должно сформировать в человеке устойчивую систему ценностных координат, как основание для саморазвития личности, а, с другой – оставить возможность выбора человеку векторов и ценностных ориентиров его развития.

В таких условиях воспитание личности приобретает особый
смысл – это вопрос о самосохранении общества, о единстве его прошлого и будущего. Сегодня актуальным является поиск путей решения сложной задачи: формирования человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, ощущающего ответственность за свои поступки.

Вызовы, стоящие сегодня перед системой воспитания, определяют необходимость принципиальных изменений. Осознание этих вызовов требует новых моделей прежде всего в образовании, которое будет максимально эффективно использовать современные технологические среды и продуктивно отвечать на запросы экономики и общества.

В числе глобальных вызовов – кризис традиционной модели детства; изменение модели семьи (многопоколенная семья сменилась однопоколенной, появилось больше возможностей для родителей делать карьеру, происходит демократизация отношений в семье, что изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой от взаимодополняемости к взаимозаменяемости, рост разводов и распространение нетрадиционных моделей семьи); утрата школой «монополии» на образование и воспитание; развитие новых форм социализации (ребенок очень рано вырывается из семейного детского мира в особый детско-взрослый мир, сконструированный массмедиа, интернетом, индустрией детских товаров и услуг); резкое возрастание роли технологической грамотности; усиление миграционных процессов, которые привели к появлению в школах детей, плохо говорящих по-русски.

Традиционная система образования и воспитания опиралась на определенную модель и логику взросления ребенка. Условия, в которых взрослеют сегодняшние дети, радикально отличаются от тех, в которых росли их родители. Современные дети и их родители имеют существенно различающиеся опыт и переживания. Сегодняшняя семья дает родителям больше возможностей строить карьеру (уход за детьми с помощью платных профессионалов), не держаться за неудачный брак, жить с новым партнером, соединяя в семью детей от разных браков. При этом коренным образом изменились каналы получения детьми социального опыта за пределами школы: исчезает многопоколенная и многодетная семья с живущими вместе братьями, сестрами, бабушками и дедушками; сокращается опыт дворового взросления. Ребенок очень рано вырывается из семейного детского мира в особый детско-взрослый мир, сконструированный массмедиа, интернетом, индустрией детских товаров и услуг. Чтобы снизить риски новой среды взросления, нужен адекватный ответ системы общественного воспитания.

Традиционные социальные институты воспитания и социализации, пытаясь сохранить собственное устройство, которое хорошо работало как минимум сто лет, оказывается неготовой к современному разнообразию детских опытов. Современная школа часто учит ребенка, опираясь на опыт, полученный человечеством в далеком прошлом, в то время как в нее приходят учиться дети, выросшие в двадцать первом веке.

Этот вызов также требует создания специальных инструментов взаимодействия с семьями, которые раньше функционировали как социально-естественные.

Еще одной чертой современной социокультурной ситуации можно назвать утрату формальным образованием монополии на обучение и социализацию личности.

С появлением новых каналов и источников информации, с резким ростом возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира, школа утрачивает монополию на формирование у подрастающего поколения востребованных современным миром знаний, навыков и образцов поведения.

Сегодня определенная доля детей присутствует в школах лишь формально, основным местом приобретения ими знаний, жизненного опыта становятся внешкольные клубы, сетевые сообщества, рабочие места.

Школа превращается из монополиста в координатора образования и социализации. Успех такой деятельности зависит от зрелости и развитости дополнительного образования, которое фактически перестает быть дополнительным, а становится сферой открытого образования.

Другое важнейшее направление деятельности школы, утратившей монополию на знание, – выстраивание кооперации с Интернетом. Выход образования в Сеть стал фактом. Он предполагает, как прямое участие образования в формировании сетевых проектов и ресурсов, так и использование системой образования и социализации имеющихся сетевых ресурсов.

Существующая система образования и воспитания практически не охватывает сферу неформального образования и социализации детей: медиасферу, Интернет, индустрию развлечений. При этом влияние игровых развивающих сред на ребенка носит разнонаправленный характер, включая негативный.

Третий глобальный вызов, связан с разрушением третьей опоры традиционного воспитания в системе образования — стабильного корпуса «фундаментального знания», консенсусного списка всеобщих культурных единиц, которые должны быть освоены и усвоены детьми в процессе их взросления.

У этой проблемы два аспекта.

Во-первых, расширяется разрыв между взрослой и молодежной культурой. Зона культурного взаимодействия взрослых и детей
сужается: например, литература XIX в. и ее герои не могут служить примером для современных подростков. Они не узнают себя в них, а потому они им чужды. Содержание школьного образования, таким образом, все более отчуждается и вследствие этого формализуется. К тому же, при стремительном росте объема потенциально доступной информации культурные ценности, влияющие на сознание и поведение детей, неизвестны значительной части родителей и учителей. Таким образом, наборы канонических произведений культуры для разных поколений расходятся, что затрудняет межпоколенный диалог. Однако, отказ от традиционного содержания образования только усугубит межпоколенный разрыв и приведет к маргинализации — сначала молодых, а через несколько десятилетий и их родителей.

Второй аспект проблемы разрушения единого корпуса культурных образцов для социализации личности связан с возрастанием внутренних и внешних миграционных потоков. Культурная неоднородность российского общества усиливается в связи с ростом численности мигрантов. Подрастающему поколению приходится учиться взаимодействовать с носителями разных культур, традиций, обычаев, практик поведения в быту, общественных местах.

Традиционно воспитание и социализация детей были направлены на передачу им социального опыта и распределение функций между семьей, школой, системой дополнительного образования, детскими организациями, детским кинематографом, радио и СМИ. В настоящее время эти социальные институты, организации не выполняют свои функции на недостаточном уровне. Вся ответственность за социализацию и воспитание детей возложена на семью и школу. Они испытывают очевидный дефицит, как современных воспитательных технологий, так и ресурсов, обеспечивающих их применение. Родители не имеют в систематизированной форме знаний о том, что и какими методами следует воспитывать у детей в разные периоды их взросления. Будущих отцов и матерей этому не учили и не учат в школе, колледже, вузе. Основным источником их представлений о содержании, способах духовно-нравственного, трудового, эстетического, патриотического и иного воспитания является собственный опыт и мнение представителей старшего поколения. Однако социализация детей в начале ХХI века происходит в качественно иных условиях материальной и духовной жизни, что ведет к отрицанию ими того опыта, который имеют их родители.

В связи с этим обостряется проблема получения родителями необходимых для совместного с учителями воспитания детей специальных педагогических знаний и навыков. Важность этой задачи определяется также тем, что в некоторых территориях образовательные организации являются единственным центром социальной и культурной организации общества.

Недостаточное межведомственное взаимодействие в социализации детей создает риски формирования у них негативной социальной идентичности, распространения в детской среде таких форм девиантного поведения, как алкоголизм, употребление наркотиков, самоубийства и опасность нарастания в обществе экстремизма, насилия и националистических настроений.

Процесс воспитания сегодня сталкивается с рядом сложностей, обусловленных характером социокультурного развития нашей страны:

1) риск формализации и идеологизации процесса воспитания в силу разрушения иерархии ценностей прежней советской культуры и неопределенности ценностной основы современности;

2) конкуренция школы и семьи с такими институциями, как СМИ, Интернет, социальные сети, в сознании детей и молодежи в связи с изменившимися ценностными ориентирами и механизмами, способствующими социализации детей и молодежи;

3) замещение моделей воспитания, характерных для предыдущих этапов развития с их установкой на формирование личности «в свете идеала» и соответствия образцу «гармонически развитой личности» на модели развития и саморазвития ребенка, в ходе которого он обретает ценностную основу для самоидентификации (в семье, группе сверстников, обществе);

4) формирование нового способа социальной коммуникации между взрослыми и детьми, основанного на готовности к диалогу и умении аргументированности представлять и доказывать свою позицию;

5) готовность педагога к профессиональной деятельности в новых условиях поликультурного изменяющегося мира, умеющего организовать процесс присвоения детьми нравственных, трудовых, эстетических ценностей, формирования навыков самообразования, самовоспитания и готовности к осознанному выбору будущей профессии;

6) дефицит высококвалифицированных педагогических кадров в связи с недостаточным притоком молодых кадров в образование и отсутствие у части педагогов современных знаний о методах формирования ценностных ориентиров разных по способностям и ориентациям детей, обуславливающих недостаточную эффективности воспитательной работы;

7) неготовность управленческого корпуса к внедрению инновационных способов организации воспитания, использование традиционной практики воспитания как набора отдельных мероприятий воспитательной направленности;

8) межведомственная разобщенность в решении вопросов воспитания и социализации детей.

Решение задач воспитания требует принципиального пересмотра многих традиционных положений в области миссии, задач, полномочий и содержания деятельности различных структур социальной сферы, а также анализа состояния системы воспитания в Свердловской области как системообразующей основы развития и саморазвития с помощью обучения и воспитания.

Анализ кадровых ресурсов.

Свердловская область обладает кадровым потенциалом для реализации целей и задач воспитания. Кадровые ресурсы сосредоточены в таких отраслях социальной сферы, как образование, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика. Данные ресурсы представлены руководителями образовательных организаций (в том числе теми из них, чья уставная деятельность связана с вопросами дополнительного образования детей) и их заместителями по учебно-воспитательной (воспитательной) работе; специалистами по психолого-педагогическому обеспечению образовательной деятельности и коррекционной работе (психолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог); методистами; тренерами-преподавателями; педагогами-организаторами; педагогами дополнительного образования; руководителями кружков, секций спортивной, художественно-эстетической, музыкальной, научно-технической направленности).

На сегодняшний день в системе образования Свердловской области работает более 65 тыс. руководящих и педагогических работников.

В 2016 году в системе дополнительного образования Свердловской области работает 7 052 человека,

Данные статистического наблюдения и мониторинговых исследований последних лет свидетельствуют, что специалисты характеризуются достаточным уровнем профессионализма, имеют необходимое образование и компетенции для выполнения возложенных на них функций.

Для развития кадрового потенциала в сфере воспитания в Свердловской области в рамках федеральных конкурсов и инициатив, совместно с организациями – партнерами, работодателями, с органами исполнительной и законодательной власти, родительской общественностью проводится целая серия ежегодных проводится целая серия ежегодных конкурсов. В числе таких конкурсов:

«Учитель года России»

«Лучшая инклюзивная школа России»

«Воспитатель года России»

«Растим патриотов России. Живем и помним, 2016-2020 гг.»

«За нравственный подвиг учителя»

«Сердце отдаю детям»

«Воспитать человека».

Регулярно проводятся областной конкурс молодых педагогов «Начало», конкурс среди частных образовательных организаций и национально-культурных автономий, реализующих этнокультурные образовательные проекты в Свердловской области, областной конкурс дополнительных общеобразовательных программ по направлениям дополнительного образования детей, областной конкурс инновационных проектов педагогических работников Свердловской области.

Риски и задачи процесса воспитания, с которыми сегодня сталкивается система образования, обусловлены характером социокультурного развития страны в целом и региона, в частности:

1) в силу разрушения иерархии ценностей прежней, советской культуры и неопределенности ценностной основы современности возникает риск формализации и идеологизации процесса воспитания;

2) принципиально изменились образцы, на которых строилась ценностная основа личности, и механизмы, способствующие социализации. Школа и семья конкурируют в сознании детей и молодежи с такими институциями, как СМИ, Интернет, социальные сети;

3) модели воспитания, характерные для предыдущих этапов развития (традиционного и индустриального общества) с их установкой на формирование личности «в свете идеала» и соответствия образцу «гармонически развитой личности» как результат воспитания, уступают моделям развития, для которых значимым становится процесс внутреннего развития ребенка, в ходе которого он обретает ценностную основу для самоидентификации (в семье, обществе, культуре);

4) субъект-ориентированное (или личностно ориентированное) образование предполагает иной способ социальной
коммуникации – способность и готовность к диалогу;

5) новые вызовы для системы образования востребуют педагога, готового к профессиональной деятельности в новых условиях поликультурного постоянно изменяющегося мира;

6) старение педагогических кадров приводит к недостатку высококвалифицированных кадров в системе образования;

7) неготовность управленческого корпуса к решению проблем инновационного характера, в том числе по проблемам воспитания;

8) в административной системе управления происходит подмена понятий мониторинга на контроль;

9) межведомственная разобщенность в решении вопросов воспитании и социализации детей.

Решение задач воспитания требует принципиального пересмотра многих традиционных положений в области миссии, задач, полномочий и содержания деятельности различных структур социальной сферы, а также анализа состояния системы воспитания в Свердловской области как системообразующей основы системы воспитания, так как обучение, развитие и воспитание – триединый процесс социализации личности ребенка в социокультурном пространстве.

Среди факторов, влияющих на социальное самочувствие и самоопределение детей и молодежи, доминирующим выступает «образ будущего» – позитивная модель ожидаемого будущего (Ф. Полак), который, будучи субъективно индивидуальным, включает в себя ценностные установки общества. Из многообразия компонентов образа будущего для современного молодого человека выделим некоторые, которые особенно значимы при разработке программы воспитания: это мировоззренческие аспекты, обусловливающие целеполагание, ценностную систему и личностное развитие, и социально-экономические условия, побуждающие человека к действиям и определяющие обоснованность его надежд на будущее и перспективных стремлений.

Для Свердловской области «образ будущего» может быть описан через такие характеристики, как обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан базовых социальных благ, прежде всего, в отраслях здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры; сохранение и укрепление здоровья населения; переориентация социальной политики в сторону укрепления и поддержки семьи и детства; увеличение доли среднего класса, как основы социально-экономической, политической стабильности общества; совершенствование жилищной политики; формирование высокоразвитой, многоканальной и обновленной сферы услуг; повышение роли гражданского общества в формировании качества жизни; гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения; увеличение экономического потенциала как основы для повышения качества жизни. Для реализации поставленных задач важным условием становится обновление гуманитарной среды, предполагающая переориентацию с узко направленных производственных интересов (ценности «советского Урала») на развитие человека креативного. Качественная сторона социокультурного развития Свердловской области состоит в обеспечении возможности осуществлять мировоззренческую, ценностно-ориентационную, воспитательную функции, обеспечивающие реализованность человеческого потенциала жителей.

Особенностью Свердловской области является тот факт, что система образования (в ее узком, отраслевом, понимании) выступает в качестве интегрататора и координатора усилий различных субъектов социокультурного пространства в деле воспитания: это находит свое выражение в определении ценностных ориентиров для воспитания детей и молодежи, выявлении и трансляции наиболее эффективных социокультурных практик, обучении педагогов, просветительской деятельности.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДО 2025 ГОДА

Екатеринбург

2017

Содержание

1. Введение. 3

2. Анализ социокультурной ситуации в Свердловской области. 11

3. Общая характеристика состояния системы воспитания в сфере образования 20

4. Нормативно-правовые основы Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025. 30

5. Цели и задачи Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 32

6. Стратегические направления развития системы воспитания. 35

7. Сценарии реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025. 45

8. Механизмы реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025. 46

Введение

Стратегия развития воспитания в Свердловской области
(далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере воспитания подрастающего поколения на 2017 - 2025 годы. Принятие данного документа и его исполнение обеспечит развитие институтов воспитания, формирование общественно-государственной системы воспитания детей, создание условий для реализации государственной политики в области воспитания и социализации детей, учитывающих их интересы, актуальные потребности современного общества и социокультурные особенности Свердловской области.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Стратегия является нормативным документом, в котором дана характеристика исходного состояния воспитательной работы в системе образования региона, региональные социокультурные особенности, определены основные тенденции, цели, задачи и основные направления развития воспитания Свердловской области.

Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания на основе межведомственного взаимодействия.

Содержание Стратегии разработано в контексте следующего категориально-понятийного аппарата:

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Процесс воспитания рассматривается как совокупность действий различных социальных институций по формированию и развитию личности.

Региональная система воспитания понимается как совокупность социальных институтов, ставящих и решающих задачи социализации и развития личности в региональном культурно-образовательном пространстве.

Межведомственным взаимодействие осуществляется исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления; структурами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги; общественными организациями через координацию, информационное, документационное, организационно-содержательное, экспертное взаимодействие (деятельность) по вопросам воспитания детей и молодежи Свердловской области.

Социокультурные особенности – совокупность природных, культурно-исторических, демографических особенностей региона, сложившихся в процессе социально-экономической деятельности и его историко-культурного развития.

Региональная культура – особая форма существования социума и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей, продуцирующая тип личности, выступает интегрирующим началом жизни конкретной территории.

Региональная идентичность – это осознание человеком себя как части регионального сообщества, самоощущение принадлежности к определенной территориальной целостности и являющееся важным условием развития социокультурного потенциала региона выступает

Государственными приоритетами являются:

создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирование предпосылок для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего поколения;

опора на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством;

развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Необходимость разработки Стратегии воспитанияопределяется рядом ключевых положений.

Во-первых, ситуация, сложившаяся в России в девяностые годы прошлого века, характеризуется сложными изменениями во всех сферах жизни, что серьезно отразилось на семье, как одном из главных социальных институтов в сфере воспитания: неустойчивость семейных взаимоотношений, рост разводов, нестабильность детско-родительских отношений, снижение роли ряда основополагающих функций семьи, таких как репродуктивная, социализирующая, первичного социального контроля, духовного общения, адаптации ребенка в социокультурном пространстве.

Во-вторых, практика показывает, что социализация ребёнка в социокультурном пространстве возможна только при условии тесного взаимодействия семьи и образовательной организации как главных партнеров, призванных помочь подрастающему ребенку обрести ценностно-смысловые ориентиры в контексте требований социокультурного пространства.

В-третьих, социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных организаций и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях образовательные организации призваны помогать семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, способствует выработке единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений.

В-четвертых, в условиях глобализации, активного взаимодействия культур разных стран и народов подрастающее поколение сталкивается в СМИ, интернете, социальных сетях с разнонаправленной по содержанию системой моральных, трудовых, эстетических и иных жизненных ориентаций и установок. Возникает проблема обучения детей обоснованному выбору тех из них, которые обеспечивают возможность всесторонней самореализации и самоутверждения каждого индивида в общественно ценной деятельности.

В-пятых, изменение ориентиров индивидуальной жизнедеятельности в условиях становления рыночных отношений в нашей стране актуализировали проблему формирования у подрастающего поколения культуры сотрудничества, заботы о людях, основанной на знаниях и навыках, обеспечивающих согласование общественных и личных интересов в трудовой, семейно-бытовой, досуговой, общественной деятел

Наши рекомендации