Позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей

Низкий уровень: низкая учебная мотивация и творческая активность на занятиях, нежелание участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д., отсутствие достижений на всех уровнях.

Средний уровень: высокая учебная мотивация и творческая активность на занятиях, отсутствие у обучающихся негативного отношения и наличие личных достижений в концертах, конкурсах, фестивалях, различного уровня.

Высокий уровень: высокая учебная мотивация и творческая активность на занятиях, стремление к оказанию помощи товарищам внутри класса, стремление к самореализации в музыкально – творческой деятельности, наличие личных достижений в творческих мероприятиях различного уровня, желание продолжить обучение на профессиональном уровне.

_______________

Методика диагностики личностного роста школьников (автор Д.В. Григорьев)

(модифицированный вариант)

Цель методики: диагностика личностного роста воспитанника как совокупности ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе.

Рекомендации по проведению:

- опрос по данной методике целесообразно проводить в течение учебного года: первый раз – в начале года, второй – в конце. Это позволит увидеть личностные приращения ребёнка, динамику его личностного роста. В случае аттестации педагога необходимо, чтобы опрос и обработку результатов проводил психолог или другой педагог, имеющий навыки проведения диагностических процедур;

- для оценки личностного роста детей выбирается группа от 10 до 15 воспитанников, с которыми непосредственно работает педагог. Если группа больше 15 человек, то для экспертной оценки воспитанники отбираются по списку в алфавитном порядке;

- каждому воспитаннику в зависимости от возраста выдаётся текст опросника и Оценочный лист. Ребёнок заполняет оценочный лист и выставляет оценки по второму заданию;

- опросник содержит 70 вопросов и имеет два варианта: 1. для обучающихся 10-14 лет; 2. для обучающихся 15-18 лет.

Опросный лист для обучающихся 10-14 лет

Дорогой друг!

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочитай их и подумай ‑ согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то отметь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в графе рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то отметь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или -4).

Положительные и отрицательные оценки в опросном листе означают:

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «О» - ни да ни нет;

«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2» — в общем, нет (среднее несогласие);

«-3» — нет, конечно (сильное несогласие);

«-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!

№ п/п Высказывания Оценка в баллах
1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.  
2. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.  
3. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.  
4. Я способен с радостью выполнять разную работу.  
5. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.  
6. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю ‑ ведь это не так уж и важно.  
7. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.  
8. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.  
9. Занятия физкультурой и спортом – необходимость для здоровья каждого человека.  
10. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.  
11. Мне повезло, что я живу именно в России.  
12. Человек ‑ царь природы, а потому он может делать с ней все, что захочет.  
13. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.  
14. Физическим трудом занимаются одни неудачники.  
15. Внешний вид ‑ показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.  
16. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.  
17. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.  
18. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.  
19. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.  
20. Я часто недоволен тем, как я живу.  
21. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину.  
22. Держать животных в передвижных зверинцах ‑ бесчеловечно.  
23. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и мужественными.  
24. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.  
25. Нецензурные выражения в общении ‑ признак бескультурья.  
26. Учеба ‑ занятие только для зануд и зубрил.  
27. Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества справедливости.  
28. Мне кажется, что большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают люди, приехавшие к нам из других мест.  
29. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.  
30. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.  
31. День Победы (9 Мая) ‑ праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.  
32. Торговля животными, занесенными в Красную книгу, ‑ неплохой способ заработать деньги.  
33. К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.  
34. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.  
35. Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного ‑ ребенок тоже имеет право высказаться.  
36. Человек не может всего знать, поэтому меня и не волнует, что я не знаю многих важных вещей.  
37. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека.  
38. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.  
39. Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.  
40. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми: я часто при этом стесняюсь и смущаюсь.  
41. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн ‑ это скучно и приходится все время вставать.  
42. Убирать чужой мусор на туристических стоянках ‑ глупое занятие.  
43. Уступить в споре ‑ значит показать свою слабость.  
44. Хорошая учеба - это тоже важный и серьезный труд.  
45. На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.  
46. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.  
47. Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены.  
48. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.  
49. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.  
50. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.  
51. Бывает, что я испытываю сильное волнение и чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.  
52. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.  
53. Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать и бояться.  
54. Субботник по очистке территории дома или школы ‑бесполезное занятие.  
55. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого ‑ ведь он уже взрослый.  
56. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу.  
57. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.  
58. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их приток увеличивает уровень преступности.  
59. Я думаю, что здоровье сегодня ‑ не самое главное для человека.  
60. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.  
61. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.  
62. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.  
63. Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия, и это плохо ‑ его количество можно было бы уменьшить.  
64. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.  
65. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.  
66. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать что-то новое - ведь на это есть школа.  
67. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.  
68. Люди другой национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.  
69. Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.  
70. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.  

Спасибо за сотрудничество!

Опросный лист для обучающихся 15-18 лет

Дорогой друг!

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочитай их и подумай ‑ согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то отметь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в графе рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то отметь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или -4).

Положительные и отрицательные оценки в опросном листе означают:

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «О» - ни да ни нет;

«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«-3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!

№ п/п Высказывания Оценка в баллах
1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.  
2. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.  
3. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.  
4. Я способен с радостью выполнять разную работу.  
5. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.  
6. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.  
7. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.  
8. Даже самые странные люди с самыми необычны­ми увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.  
9. Занятия физкультурой или спортом ‑ жизненная необходимость для каждого человека.  
10. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.  
11. Я многим обязан своей стране.  
12. Человек ‑ царь природы, а потому он вправе усовершенствовать ее на свой лад и манер.  
13. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.  
14. Физический труд ‑ удел неудачников.  
15. Внешний вид ‑ показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.  
16. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.  
17. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.  
18. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.  
19. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.  
20. Я часто чувствую разочарование от жизни.  
21. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.  
22. Держать животных в передвижных зверинцах ‑ бесчеловечно.  
23. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.  
24. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.  
25. Нецензурные выражения в общении ‑ признак бескультурья.  
26. Учеба - занятие только для зануд и зубрил.  
27. Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества справедливости.  
28. Что бы ни говорили, я уверен: большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают приезжие.  
29. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.  
30. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.  
31. День Победы (9 Мая) ‑ праздник только для ветеранов и пожилых людей.  
32. Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа ‑ нормальный способ заработать деньги.  
33. На военнопленных не должны распространяться права человека.  
34. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.  
35. Какое общение без бутылочки пива!  
36. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.  
37. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.  
38. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.  
39. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.  
40. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.  
41. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.  
42. Убирать чужой мусор на туристических стоянках ‑ глупое занятие.  
43. Идти на уступки ‑ значит проявлять слабость.  
44. Хорошая учеба тоже серьезный труд.  
45. Вандализм ‑ допустимая форма молодежного протеста против «взрослого» мира.  
46. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.  
47. Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.  
48. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.  
49. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.  
50. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.  
51. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.  
52. Если учесть все за и против, то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.  
53. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.  
54. Субботник по очистке территории дома или школы ‑ пережиток прошлого.  
55. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.  
56. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.  
57. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.  
58. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.  
59. Я думаю, что здоровье сегодня ‑ не самое главное в жизни.  
60. Меня не угнетает временное одиночество.  
61. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.  
62. Я считаю, что носить шубы из натурального меха (если, конечно, это не связано с суровыми условиями жизни на севере или в Сибири) безнравственно.  
63. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.  
64. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.  
65. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.  
66. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую ‑ источником информации о событиях в стране и мире.  
67. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.  
68. Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества.  
69. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.  
70. В глубине души я знаю, что недооцениваю себя.  

Спасибо за сотрудничество!

Для удобства проведения и подсчета результатов предлагается опросный бланк (приложение 1).

Обработка и интерпретация результатов личностного роста обучающихся

Ответы школьников распределяются по 10 шкалам: им соответствуют 10 столбцов в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале. Для этого в опросном бланке необходимо сложить баллы с учётом знака в каждом столбце и записать их сумму в нижнем ряду в свободной графе. Каждый столбец в опросном бланке соответствует одному из показателей отношения воспитанника к окружающему его миру.

Ключ к обработке результатов опросника:

1. Характер отношений школьника к Отечеству показывают его оценки высказываний №1,11,21,31,41,51,61. При этом в ответах на вопросы № 11, 21, 51, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 1, 31, 41 знак меняется на противоположный.

2. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний № 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62. При этом в ответах на вопросы № 22, 62 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 2, 12, 32, 42, 52 знак меняется на противоположный.

3. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний № 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63. При этом в ответах на вопросы № 3, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 13, 23, 33, 43, 53 знак меняется на противоположный.

4. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний № 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64. При этом в ответах на вопросы № 4, 24, 34, 44, 64 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 14, 54 знак меняется на противоположный.

5. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний № 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65. При этом в ответах на вопросы № 15, 25 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 5, 35, 45, 55, 65 знак меняется на противоположный.

6. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний № 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66. При этом в ответах на вопросы № 16, 46 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 6, 26, 36, 56, 66 знак меняется на противоположный.

7. Характер отношений школьника к другим людям показывают его оценки высказываний № 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67. При этом в ответах на вопросы № 37, 47, 57 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 7, 17, 27, 67 знак меняется на противоположный.

8. Характер отношений школьника к иным людям, представителям иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний № 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68. При этом в ответе на вопрос № 8 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 18, 28, 38, 48, 58, 68 знак меняется на противоположный.

9. Характер отношений школьника к своему здоровью, своему телесному «Я» показывают его оценки высказываний № 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69. При этом в ответах на вопросы № 9, 39, 49 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 19, 29, 59, 69 знак меняется на противоположный.

10. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному «Я» показывают его оценки высказываний № 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70. При этом в ответе на вопрос № 60 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 10, 20, 30, 40, 50, 70 знак меняется на противоположный.

Сумма баллов по каждой шкале составляет:

‑ от -28 до 0 – низкий уровень развития ценностного отношения личности к объектам действительности (условно можно говорить об устойчиво-негативном или ситуативно-негативном отношении респондента к соответствующему феномену);

‑ от 1 до 14 – средний уровень развития ценностного отношения личности к объектам действительности (условно можно говорить о ситуативно-позитивном отношении респондента к соответствующему феномену);

‑ от 15 до 28 ‑ высокий уровень развития ценностного отношения личности к объектам действительности (условно можно говорить об устойчиво-позитивном отношении респондента к соответствующему феномену).

Если определить средний балл с учётом знака (плюс, минус) по всем 10 шкалам (интегративный показатель личностного развития школьника), то можно получить более или менее целостное представление о характере отношений школьника ко всем основным ценностям общества и сделать вывод о возможных перспективах его личностного роста.

Чтобы получить результаты по группе, нужно определить долю обучающихся (в %) с низким, средним и высоким уровнем развития ценностного отношения личности к объектам действительности по каждой шкале. Это дает возможность представить наиболее проблемные аспекты отношения обучающихся к тем или иным ценностям окружающего мира.

Что дадут обработанные и систематизированные результаты проведенной диагностики?

Во-первых, если иметь на руках результаты как минимум двух опросов, проведенных среди одних и тех же школьников в начале и в конце года, то эти результаты дадут представление о динамике личностного развития воспитанников, а значит ‑ и представление об успешности или безуспешности реализуемой аттестуемым педагогом в этот период воспитательной деятельности.

Во-вторых, они дадут представление о наиболее проблемных аспектах воспитанности школьников.

В-третьих, они покажут соотношение благополучных и неблагополучных в плане воспитания детей. Это позволит понять масштабы той или иной проблемы, связанной с воспитанностью школьников, и соответственно распределять педагогу свои силы и ресурсы, выстраивая педагогический процесс.

В-четвертых, характер ответов на последний вопрос (он стоит особняком и предлагается воспитаннику уже после заполнения им бланка ответов) может дать представление о том, каково влияние именно аттестуемого педагога на личностное развитие воспитанников группы.

Чтобы подсчитать средний балл по группе, необходимо подсчитать средний балл по 10 шкалам для одного человека (с учётом знаков). В каждом случае необходимо вычислять среднеарифметическое значение.

Также как дополнительный фактор необходимо учитывать «оценку влияния» (приложение 1), которую выставил воспитанник в пункте № 3 дополнительного вопроса. В скобках необходимо вписать Ф.И.О. аттестуемого педагога.

Уровни влияния:

- от 0 до 3 баллов – низкий уровень (педагог не является значимым для воспитанника лицом);

- от 4 до 6 баллов – средний уровень (кроме педагога, на воспитанника достаточно сильное влияние оказывают другие факторы, агенты влияния);

- от 7 до 10 баллов – высокий уровень (педагог играет большую роль в жизни воспитанника, в процессе его личностного становления).

Данное задание также позволит выделить реальные зоны влияния, что поможет педагогу скорректировать воспитательный процесс, минимизировав влияние негативных факторов, например улицы, и усилить педагогические факторы (внеурочная деятельность, личный пример и т.п.).

Приложение 1

Оценочный лист

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10)
11) 12) 13) 14) 15) 16) 17) 18) 19) 20)
21) 22) 23) 24) 25) 26) 27) 29) 30)
31) 32) 33) 34) 35) 36) 37) 38) 39) 40)
41) 42) 43) 44) 45) 46) 47) 48) 49) 50)
51) 52) 53) 54) 55) 56) 57) 58) 59) 60)
61) 62) 63) 64) 65) 66) 67) 68) 69) 70)
                   

Итак, ты выразил свое отношение ко всем 70-и утверждениям, которые были предложены тебе выше.

Как тебе кажется, что больше всего повлияло на это твое отношение:

‑ твоя семья (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки)? -

‑ твоя школа (значимые для тебя педагоги, школьные друзья, одноклассники, уроки и кружковые занятия, походы, сборы, экспедиции и т.п.)? –

- твой педагог ( ) -

‑ твои занятия в клубах, кружках и секциях вне школы? -

‑ твоя улица (дворовая компания, уличные друзья и т.д.)? -

‑ книги, журналы, телевизор, Интернет? -

‑ что-то еще (укажи, что именно?) _______

Оцени цифрами перечисленные выше пункты по степени их влияния. Для этого после каждой группы влияния поставь цифры от 1 до 10 (где 1 – это наименьшая оценка степени влияния, 10 – наибольшая). Фамилию и имя ты можешь указать по желанию.

_______________

Наши рекомендации