Упражнение 1 «Футболка с надписью»

Цель: Формирование позитивного настроения, способности передать информацию о себе, своей сущности окружающим.

Оборудование: Белые футболки, краски по ткани (можно использовать ватман и цветные маркеры).

Время проведения: 20 минут.

Ход упражнения: Каждому участнику предлагается за 5-7 минут придумать и сделать надпись на футболке. Важно, чтобы надпись говорила о человеке, его интересах, взглядах, отношении к другим, о том, чего он ждет от других.

После выполнения задания каждый участник зачитывает свою надпись.

Рефлексия:

· Сложно ли было выполнить задание?

· Возможно ли, определить по надписи, уверенный или неуверенный перед вами человек?

· Что вы хотели сказать своей надписью окружающим?

Упражнение 2 «Фотография».

Цель: Развитие навыка анализа и самоанализа.

Оборудование:Цветные фотографии по количеству участников.

Время проведения: 15 -20 минут.

Инструкция: Участникам выдаются фотографии незнакомых людей. Всмотритесь в эти лица, обратите внимание на взгляд, позу, одежду. Попробуйте определить уровень уверенности в себе людей на фотографиях. Опишите их характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни, семейное положение и др.

Рефлексия:

· Попробуйте понять, смогли бы вы дружить с этим человеком?

· Если нет, то, какие отношения могли бы сложиться между вами? Почему?

· Постарайтесь понять у кого из людей, представленных на фотографиях уверенное выражение лица. Почему вы так считаете?

Упражнение 3 «Кукла»

Цель: Создать возможность осознания ощущений, возникающих при выполнении разных ролей межличностного взаимодействия: роли ведомого (марионетки) и ведущего (кукловода).

Время проведения:20 минут.

Ход упражнения: Все участники делятся на 3-5 групп (3 человека в каждой). Одному в группе предлагается сыграть роль тряпичной куклы (марионетки), а двум другим – роль кукловодов. Друг напротив друга стоят два стула (расстояние между ними 2 метра). Задача кукловодов – перевести куклу на другой стул. Кукла не может двигаться самостоятельно, она лишь выполняет желания манипуляторов.

После того, как все выступят в роли куклы и кукловода, проводится групповое обсуждение, во время которого все делятся своими впечатлениями.

Рефлексия:

· Как вы себя чувствовали в роли кукловода?

· Как вы себя чувствовали в роли куклы ?

· В какой роли вам было более комфортно?

Упражнение 4 «Всеобщее внимание»

Цель: Развитие умения акцентировать внимание окружающих на себе, на своей информации без физического воздействия и агрессии.

Время проведения 10-15 минут.

Ход упражнения:Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия:

· Кому из вас удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств?

Мини-лекция

Оборудование: Опорный конспект, содержащий основные понятии, электронная презентация «Манипуляции и контрманипуляции».

Всем нам известны причины, по которым мы поступаем так или иначе, и мы готовы их озвучить. Но иногда мы сначала совершаем поступок и только потом придумываем, почему это сделали, потому что не знаем, что нас подтолкнуло к тому или иному действию.

Каждый раз когда мы смотрим телевизор, слушаем радио, читаем газету, мы делаем свой выбор: покупаем шоколад, записываемся в клуб, слушаем предложенную песню, мы подвергаемся манипуляции. Манипуляция – это когда кто-то управляет нашим поведением, нашим интересами, нашей жизнью, добивается от нас того, что ему нужно.

Все техники манипуляций можно представить в виде трех основных техник.

· Техника «Ты мне – я тебе».

Сила этой техники заключается в том, что:

- во-первых, человек не просил вас об услуге. Поэтому он чувствует себя обязанным.

- во-вторых, обмен, чаще всего, неравноценный.

Защита: Отказ от услуги, подарка. Иногда это сделать очень трудно, но помните, что в противном случае вы поневоле становитесь обязанным.

Если отказать невозможно, примите контрмеры. В свою очередь подарите ему что-нибудь незначительное и попросите взамен о более серьезной услуге. Например, незадолго до зачета приносит друг на занятия диск и просит вас дать тетрадь с лекциями. Вы согласитесь с его предложением, но взамен попросите дать на неделю попользоваться его новым смартфоном.

· Техника «Обязательство и последовательность»

Суть этой техники заключается в том, что:

-во-первых, воздействие осуществляется на заложенное в человеке стремление к последовательности, механизм которого очень непрост. Однажды взяв на себя какое-то обязательство, он, будучи последовательным, скорее всего, не сможет отказаться в будущем от более серьезных обязательств в этой области;

- во-вторых, человек без уговоров и психологического давления попадает в сети собственных убеждений и принципов и выполняет то, что нужно манипулятору.

Защита: «Не называйтесь груздем – не надо будет лезть в кузов». Контролируйте себя – не давайте обременяющих вас, ненужных обещаний.

Избегайте автоматической последовательности. Прислушивайтесь к своему организму. Чаще задавайте себе вопрос: «Я хочу сделать именно это?» Например, на витрине магазина висит заманчивая реклама о предоставлении скидки 50 %. Вы заходите в магазин, примеряете обувь, выбираете понравившуюся пару и только тогда узнаете, что скидка на нее 35 %. Самое время задать себе вопрос: «Зашли бы вы в этот магазин, если бы знали, что заявленная скидка отсутствует?» Если нет, смело прощайтесь с продавцом или требуйте заявленной скидки.

· Техника «Социальное доказательство»

Суть этой техники заключается в том, что:

- во-первых, используется глубоко укоренившийся в людях «стадный инстинкт». Людям свойственно вести себя «как все»;

- во-вторых, добиваясь своего, вам навязывают мысль, что так поступают (думают) многие.

Защита: Если возникает ощущение, что информация является слишком явно смоделированной (реклама, предложение), тщательно проверьте ее.

Не всегда следует доверять большинству.

· Техника «Благорасположение»

Суть этой техники заключается в том, что:

- во-первых, в обществе действует принцип физической привлекательности. Люди склонны доверять обаятельным и привлекательным;

- во-вторых, нам нравятся люди, похожие на нас.

- в-третьих, мы любим, когда нас хвалят;

- в-четвертых, люди склонны доверять тем людям, которые у них ассоциируются с чем-то приятным, положительным.

Защита от «хамелеона»: Если вам кажется, что человек излишне любезен, слишком настойчиво вас хвалит и восхищается вами, задайте себе вопрос; «Что ему от вас нужно?»

Научитесь распознавать истинные эмоции и мотивы собеседника.

· Техника «Авторитет или управляемое уважение»

Суть этой техники заключается в том, что:

- во-первых, срабатывает феномен подчинения авторитету. Человеку проще поверить уважаемому человеку, эксперту, авторитету, чем брать ответственность за неудачу на себя;

- во-вторых, титул и звания способны оказывать буквально магическое влияние на собеседника;

- в-третьих, символом уверенности и успеха, авторитета является одежда. Одежда призвана не только вызвать уважение, она символизирует статус и положение человека в обществе.

Защита: Чтобы противостоять влиянию авторитета, необходимо, прежде всего, исключить элемент неожиданности. Следует прояснить, действительно ли данный человек является тем, за кого себя выдает? Если это высококлассный, авторитетный специалист, то насколько он готов вдаваться в детали? Если вам говорят: «поверьте моему опыту», усомнитесь, задайте собеседнику несколько простых вопросов: что именно может помешать мне, какие позиции следует усилить?

Если вам ответят по существу, то стоит прислушаться к человеку.

Вывод: Каждый день, каждое мгновение жизни мы влияем на окружающих, а они влияют на нас. Эти влияния могут быть как положительные, так и отрицательные. Важно распознать манипуляции и уметь защитить себя от их негативного воздействия. Необходимо научиться брать паузу, чтобы подумать: а действительно ли вам нужно то, что предлагают? После этого вы сами примете правильное решение, сами сможете сделать выбор - свободный выбор.

Наши рекомендации