Упражнение 2 «Пять приятных моментов»
Цель: Формирование способности видеть доброе и прекрасное в самых обычных жизненных событиях.
Ход упражнения. Каждый по порядку называет произошедшие за последние сутки пять позитивных моментов.
Время проведения: 15 минут.
Рефлексия:
• Легко ли вам было замечать и запоминать приятные моменты?
• Какие эмоции у вас вызывают рассказы участников?
Мини-лекция
На заметку тренеру: При проведении лекции целесообразнее использовать демонстрацию слайдов, на которых четко представлены характеристики и признаки разных видов поведения (пассивное, активное, в том числе, агрессивное).
Чем различаются уверенность, неуверенность, наглость и агрессивность?
Вести себя уверенно не означает вести себя бесцеремонно.
Если в какой-то ситуации один человек предъявляет законное требование и настаивает на том, чтобы его выполнили, то его поведение будет эффективным только тогда, когда оно действительно поможет ему достичь поставленной цели. А именно: поможет добиться выполнения требования.
Уверенное, неагрессивное (ассертивное) поведение – это поведение человека, осознающего собственные права и цели и учитывающего права и цели других людей.
Наглость - это защита, самовыражение и поиск выгод для себя за счет ущемления прав и свободы других людей.
Неуверенность предполагает неумение защищать свои права, добиваться определенных выгод для себя, неспособность защищать и выражать себя.
Возможность поддерживать удовлетворительные отношения с окружающими людьми в первую очередь зависит от того, насколько мы умеем уверенно, но не агрессивно, формулировать наши права и требования.
Необходимо четко различать агрессивное и уверенное поведение, чтобы всегда понимать последствия своих действий.
Упражнение 3 «Мое окружение»
Цель: Сформировать навык определения стиля поведения на основании внешних признаков.
Время проведения: 20 минут.
В приведенной таблице представлены некоторые признаки уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
Внимательно изучите. Вспомните и запишите, обозначив реально существующего человека символом или знаком, кто ведет себя уверенно, кто неуверенно и кто агрессивно. Охарактеризуйте на конкретном примере каждый из стилей поведения, добавляя свои признаки.
Критерии уверенного, неуверенного и агрессивного поведения | Уверенное | Неуверенное | Агрессивное |
Голос | громкий внятный | тихий | напряженный, повышенный тон или тихий |
четкий | нерешительный | скрывающий угрозу, шипящий | |
Формулировка | недвусмысленная | неясная, нерешительная | угрожающая, оскорбительная, обижающая |
Содержание | точное обоснование выражения собственных потребностей | излишние объяснения, умалчивание собственных потребностей | угрожающая, оскорбительная, обижающая |
использование слова «Я» | использование безличных предложений | никаких объяснений и обоснований | |
чувства и эмоции выражаются прямо | чувства выражаются косвенно | игнорирование прав других угрозы, оскорбления, бескомпромиссность | |
Жестикуляция, мимика | подчеркивающая, живая, расслабленная осанка | практически отсутствует или судорожная | неконтролируемая, угрожающая, бурная |
зрительный контакт | отсутствие зрительного контакта | отсутствие зрительного контакта или «пристальный взгляд» | |
Влияние | собеседник чувствует, что его признают, чувствует себя равноправным | собеседник чувствует свое превосходство и/или испытывает жалость | собеседник чувствует себя запуганным или спровоцированным |
Рефлексия:
· Легко ли вы можете отличить тот или иной стиль поведения?
· Каковы причины возникновения каждого из них?
· Положительные и отрицательные стороны использования того или иного стиля поведения.
Упражнение 4 «Тростинка»
Цель: Снятие мышечного напряжения. Формирование доверия к группе, уверенности в себе.
Время проведения: 10 минут
Ход упражнения: Все участники становятся по кругу, плечом к плечу. Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Участники, начинают постепенно передвигать расслабившегся добровольца из рук в руки по кругу, иногда перенося его от одного края к другому. После нескольких минут в круг приглашается другой доброволец. Упражнение продолжается до тех пор, пока есть желающие.
Рефлексия:
· Понравилось ли вам упражнение?
· Получилось ли расслабить мышцы, когда вы были в центре круга и почему?