Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
■ единым объектом (субъектом) воспитания;
■ -общими целями и задачами воспитания детей;
■ возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;
■ необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
■ возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
■ возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.
Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:
■ обеспечение качественного образования;
■ развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
■ формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
■ подготовка школьников к семейной жизни;
■ формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач.
В работе с детьми:
■ воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
■ формирование ответственности за свои поступки перед семьей;
■ воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
■ формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
■ формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
■ формирование психолого-педагогической культуры родителей;
■ развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
В работе с педагогами:
■ формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
■ формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
■ освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:
■ проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
■ обеспечение системы психолого-медико-педагогического просвещения родителей;
■ организация методической работы с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
■ разработка и обеспечение системы стимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса;
■ организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы.
Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
■ осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;
■ включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;
■ овладение способами проектирования собственной деятельности;
■ предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
■ ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
■ привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:
■ формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
■ осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
■ определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;
■ использование методики организации коллективной творческой деятельности.
Названные идеи предусматривают реализацию следующих принципов.
Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей, который предполагает:
■ выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
■ опору на положительные стороны родителей и детей;
■ раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
■ доверие ребенку и родителям;
■ принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
■ подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;
■ принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
■ восприятие, оценку поступков ребенка как представителя семьи, носителя интересов семьи;
■ обеспечение единства педагогических влияний на ребенка, влияний детского коллектива педагогов и родителей;
■ заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
■ обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;
■ содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
■ заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
■ создание ситуаций взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
Принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:
■ обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявления общих проблем для решения;
■ определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей; а с другой стороны — конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
■ с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой — распределения ролей, функций, ответственности, обязанностей между педагогами, родителями, детьми;
■ совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон; а соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;
■ согласованности требований к ребенку школы и семьи; в проведения всей воспитательной работы с привлечением родителей;
■ ориентации не только на воспитательную работу с учащимися, но и на взаимодействие с семьей, развитие отношений между родителями и детьми;
■ согласованности педагогических действий классных руководителей, учителей, психологов, социальных педагогов, администрации в работе с семьей.
Принцип управления взаимодействием школы и семьи. Этот принцип означает:
■ изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и в классных коллективах;
■ выявление трудностей, проблем взаимодействия педагогов и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;
■ организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия педагогов и семьи;
■ пропаганду лучших достижений взаимодействия педагогов и семьи, родителей и детей;
■ подготовку педагогов, учащихся и родителей к совместной деятельности;
■ создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;
■ оказание методической помощи педагогам и родителям в организации взаимодействия на всех уровнях — в классе и школе; между педагогами и родителями, родителями и детьми;
■ стимулирование взаимодействия школы и семьи.
3. Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи
Одна из задач школы — это создание условий для развития ребенка и отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Одной из основных является классное собрание. Здесь обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных заинтересованных людей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конференции, диспута, коллективного творческого дела. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать группы отдельно педагогов, учащихся и родителей.
Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике. Методическая инструментировка их может быть различной, она определяется самими участниками работы.
1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:
■ творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов;
■ открытые уроки, проводимые в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся;
■ познавательные конкурсы между родителями и детьми (либо семейными командами);
■ общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми и родителями (учитель составляет задания, помогает формировать группы, организовать подготовительную работу; родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, входят в состав жюри и болельщиков);
■ праздник знаний и творчества, предполагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);
■ турниры знатоков; количество групп соответствует количеству туров; каждая группа является организатором одного тура и участником всех остальных, турнир по одной теме или по разным (тему выбирает сама группа);
■ учебные занятия с участием родителей;
■ участие родителей в организации и работе факультетов, предметных кружков;
■ совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности детей, тематические собрания-дискуссии по проблеме учебы, например «Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?», «Зачем мы учимся?» и т. п.;
■ деловые игры в старших классах по формированию способности ориентироваться в реальном мире;
■ участие родителей и детей в обсуждении вопросов отбора дополнительных тем, предметов для изучения.
2. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:
■ выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик;
■ организация встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей;
■ организация родителями экскурсий на предприятия;
■ проведение классных собраний-дискуссий по профориентации, например: «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.;
■ организация встреч-бесед с родителями, например: «Как я выбирал профессию?», «Что значит для меня моя профессия»;
■ оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к своей будущей профессиональной деятельности;
■ проведение коллективного творческого дела «Защита профессии» с учетом профессиональных интересов детей и малоизвестных, но востребованных профессий;
■ организация совместных трудовых дел (оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, озеленение микрорайона, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т. д.).
3. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
■ знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;
■ обсуждение с детьми нравственных проблем, возникающих в повседневной жизни;
■ просмотр, обсуждение фильмов;
■ подготовка концертов, спектаклей;
■ проведение Дня радости;
■ дискуссии, классные собрания по проблемам нравственности, например: «О доброте и милосердии», «Современный человек — какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.;
■ акции по оказанию помощи престарелым;
■ встречи с интересными людьми;
■ экскурсии в музеи, культурные центры;
■ организация Школы гражданина, занятия в которой проводятся с участием родителей.
4. Подготовка учащихся к семейной жизни:
■ создание Клуба семейных встреч, цель которого — знакомство с интересными семьями, увлечениями членов семьи, их досугом, трудом;
■ организация Школы будущего семьянина, цель которой — знакомство учащихся с различными аспектами создания семьи, освоение различных семейных ролей, изучение психологических, экономических, юридических, физиологических вопросов;
■ обсуждение на классном собрании тем « Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.;
■ конкурс «Мужчины на поверке» (между мальчиками и отцами), «Конкурс богатырей» (между отцами, дети помогают);
■ конкурсы «Юная хозяйка» (для девочек, при поддержке мам), «Я и моя бабушка»;
■ занятия по приобретению навыков ведения домашнего хозяйства (родители делятся своими секретами);
■ Конкурс рыцарей и дам.
5. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, систематическая диагностика состояния здоровья детей:
■ просвещение детей и родителей по проблемам сохранения здоровья;
■ пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;
■ систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по физической культуре;
■ определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;
■ устройство детей в секции, спортивные коллективы;
■ организация профилактики отклонений от здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.);
■ проведение дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных);
■ туристические слеты, походы.
Особе внимание необходимо обратить на эмоциональное обогащение отношений между родителями и детьми. С этой целью создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
■ организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
■ создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как помогли родителям?», «Чем помочь родителям?», «Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т. п.);
■ проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и др.);
■ творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему и др.;
■ выставки результатов труда родителей.
Важно помочь родителям в создании благоприятной атмосферы в семье. Для этого можно проводить следующую работу:
■ знакомить родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в жизни каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
■ пропагандировать опыт формирования положительных отношений в семье, поощрять родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
Развитию отношений в семье, школе и классе способствуют:
■ конкурсы «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.;
■ представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);
■ выполнение творческих семейных заданий при подготовке воспитательных мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.);
■ выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предметов быта для дома; разработать проект его изготовления, реализовать его и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение и т. п.);
■ совместные занятия, практикумы родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и др. (с учетом предложений родителей и детей);
■ создание совместных объединений по интересам клубного типа.
В школе и классе может быть организован специальный Праздник семьи, где будут представлены результаты семейного творчества, организованы конкурсы семей, отмечены достижения родителей и детей.