Системно-ролевая модель формирования личности
(по Н. М. Таланчуку)
Сферы | Социальные роли личности | Задачи воспитания и самовоспитания |
СЕМЬЯ | Сыновне-дочерняя | Формирование сыновне-дочернего долга |
Супружеская | Формирование супружеской культуры | |
Отцовско-материнская | Формирование педагогической культуры | |
КОЛЛЕКТИВ | Профессионально-трудовая | Формирование профессиональных знаний и умений |
Экономическая | Формирование экономической культуры | |
Организаторско-самоуправленческая | Формирование умений самоорганизации и самоуправления | |
Коммуникативная | Формирование культуры общения | |
Экологическая | Формирование экологической культуры | |
ОБЩЕСТВО | Патриотическая | Воспитание патриотизма |
Национально-интернациональная | Воспитание национально-интернациональной культуры | |
Классово-интерклассовая | Воспитание классово-интерклассовой культуры | |
Политическая | Воспитание политической культуры | |
Морально-правовая | Воспитание морально-правовой культуры | |
МИР | Геосоциальные и интерссциальные | Интерсоциальное воспитание и самовоспитание |
Я-СФЕРА | Субъект материальных потребностей | Воспитание культуры материальных потребностей |
Субъект духовных потребностей | Воспитание культуры духовных потребностей | |
Субъект учения и познания | Формирование культуры учения | |
Субъект самовоспитания | Формирование культуры самовоспитания | |
Субъект творчества | Формирование творческих способностей | |
Субъект психических саморегуляций | Воспитание культуры психической саморегуляции | |
Целеутверждающая | Формирование деловой культуры |
Содержательную сторону процесса воспитания по отдельным сферам социализации и самореализации личности предлагают рассматривать авторы петербургской концепции воспитания (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников)1, подчеркивая что для каждого воспитанника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей. Авторы определяют следующие сферы самореализации:
■ семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;
■ член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, готовый реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям;
■ ученик, воспитанник школы, гимназии, лицея или другого типа учебно-воспитательного учреждения, знакомый с историей своей школы, со спецификой ее образовательной системы, развивающий ее традиции, активно участвующий в определении перспектив ее развития, владеющий культурой умственного труда;
■ патриот своего города, с любовью к нему относящийся, знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции, прилагающий силы к его развитию и процветанию;
■ россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуры, не теряя национальной самобытности;
■ человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в XXI в., носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.
С учетом указанных сфер авторами предлагаются направления, содержания и формы воспитания.
Воспитание семьянина. Основной идеей в деле воспитания человека, способного реализовать себя в роли семьянина, может быть идея гармонизации, согласования идей и интересов ребенка, семьи, школы.
«Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно относящихся к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций, возможно, если он:
■ осознает себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала;
■ понимает и переживает свою значимость как полноправного члена семьи, осваивая и прогнозируя по мере взросления различные семейные роли, совершенствуя умение быть хорошим сыном (дочерью, братом, сестрой, внуком, внучкой) и т. д.;
■ учится принимать близких такими, какие они есть, проявлять терпимость к недостаткам родных людей, любить их;
■ испытывает потребность сохранения семейных отношений, семейных ценностей;
■ знаком с функциональными обязанностями в семье, приобретает опыт заботы о близких, умения самообслуживания, распределения бюджета, проведения свободного времени»,1
Воспитание семьянина возможно только при участии в этой работе семьи учащегося.
Направления и формы работы по воспитанию семьянина многообразны. Прежде всего необходимо изучение воспитательных целей и возможностей, которыми располагают семьи учащихся, в той мере, в которой это позволяют родители, об ожиданиях семьи по отношению к школе, о положительном семейном опыте.
«Важной задачей является повышение информированности школьников в области семейной педагогики: изучение народных традиций семейного воспитания, семейных обрядах, принятых в русской культуре и культуре других народов; знакомство с классической мировой литературой, описывающей семейную проблематику, проблемы любви, ревности, измены, самопожертвования. Важно показать, что в каждой семье проблемы представляются сугубо интимными, неповторимыми, на самом деле переживались в разные эпохи различными людьми, что они разрешимы, но нравственную ответственность за выбор решения несет на себе каждый член семьи».
Обязательным компонентом воспитания семьянина становится изучение истории своего рода. Формы его различны: составление и описание генеалогического древа, создание семейной летописи, альбома, кинохронологии. Поле для творческой деятельности представляет подготовка к празднованию семейных праздников, юбилеев, памятных дат.
Учителя могут продумать и организовать практическую деятельность учащихся по созданию домашнего уюта: вооружение школьников прикладными умениями и навыками, связанными с приготовлением пищи, устройством домашнего интерьера, планированием бюджета, мелким ремонтом, шитьем и вышиванием, разведением домашних растений, содержанием животных и др.
Воспитание семьянина невозможно без формирования сексуальной культуры, нравственности и психологической готовности к вступлению в систему «мужчина—женщина».
Следует обучать детей и их родителей безконфликному, развивающему общению в системе семейных отношений, включающему умение слышать друг друга, откликаться на проблемы друг друга, не спешить давать негативную оценку поведению или высказыванию других. Ребенка и взрослого полезно обучить приемам релаксации, снятия психологической и физической усталости в домашних условиях 1.
Воспитание ученика. Постоянный диалог со школой, педагогами способствует формированию ученика, который:
■ испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает культурой информационного взаимодействия с миром;
■ интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры, которую готов изучать углубленно;
■ гордится своим учебным заведением (школой, лицеем, гимназией, колледжем), чувствует личную причастность к нему, знаком с его историей, освоился с особенностями системы обучения, знает права и обязанности, заложенные с уставе, старается им следовать;
■ чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах;
■ является активным членом «школьного братства», предан традициям учебного заведения, заботится о нем, внося реальный вклад в жизнедеятельность учебно-воспитательной системы;
■ умеет быть учеником, уважая опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто нуждается в помощи со стороны более знающего человека.
Для этого необходимо решать следующие задачи:
■ создание имиджа школы, неповторимого облика, обеспечивающего ее привлекательность и популярность среди родителей и учащихся, что потребует пересмотра эстетических возможностей школьной среды, поиска оригинального дизайнерского решения оформления классов, рекреаций, интерьеров, территории вокруг школьного здания, создания и введения в повседневный обиход школьной символики, фирменных элементов одежды, традиционных ритуалов, праздников, хранения и передачи того, что является школьной историей;
■ создание атмосферы познавательного комфорта, что предполагает прежде всего ориентацию на реальные информационные потребности учащихся, их актуальный уровень готовности к познавательной деятельности в предлагаемых школой и учителем вариантах, создание комфортных условий проверки знаний, в каких бы формах она ни проводилась;
■ формирование у ученика знаний и интеллекта, потребности в учебе, круга необходимых умений, навыков, опыта успешной познавательной деятельности, уважения к результатам умственного труда;
■ построение личностно-ориентированного содержания образования, т. е. такой системы знаний, в которых каждому ученику найдется место в силу индувидуально-личностного смысла информации, которая ему предлагается.
Воспитание члена детского подросткового молодежного сообщества. Одна из сфер самореализации современного школьника — это общение и деятельность в среде сверстников, в кругу детского подросткового, молодежного сообщества. Детское сообщество позволяет ребенку:
■ освоить культуру межличностных отношений и совместной деятельности;
■ приобрести опыт реализации своих интересов в групповой и коллективной работе;
■ освоить опыт участия в самоуправленческой деятельности и демократических форм поведения;
■ развить потребность и умения заботиться о других людях;
■ освоить различные социальные роли и позиции;
■ научиться защищать свои права и интересы, а также право и интересы других людей, своего сообщества.
Создание таких сообществ особенно важно для тех подростков, которые не могут реализовать себя в классе, школе, семье. Школьники объединяются в неформальные сообщества на основе собственных интересов. Такие объединения могут возникать на базе школы, класса, учреждений дополнительного образования, общественной политической взрослой организации, в том числе религиозной. Педагогам необходимо взаимодействовать с этими организациями и школьниками сообществ, чтобы способствовать развитию у подростков положительных мотивов деятельности, предупреждать возможные асоциальные действия представителей организаций, регулировать отношения между детьми разных сообществ.
Целесообразно проводить работу в школе по формированию, инициированию различных творческих объединений, клубов, кружков, где дети могли бы реализовывать себя, удовлетворять свои потребности в общении.
Важно, чтобы в любом объединении в результате совместной деятельности складывалась общность целей, имеющих социокультурную ценность; происходило разумное распределение функций; формировались гуманистические, демократические отношения, развивались интерес к людям и забота друг о друге; создавались традиции жизнедеятельности; накапливался опыт совместных дел, взаимодействия с другими организациями, осуществлялась рефлексия по развитию сообщества.
Воспитание жителя города (поселка, деревни). Деятельность педагогов должна быть направлена:
■ на организацию взаимодействия детей с городом (селом), которое формирует их представления об окружающем мире;
■ развитие у воспитанников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры своего города (села);
■ социальную адаптацию школьников, содействие в освоении и преобразовании социума, формирование образа своего города (села).
Целесообразно проведение воспитательной работы в следующих направлениях:
■ подробный анализ природного, исторического, социокультурного потенциала места, в котором расположена школа;
■ использование в воспитательном процессе имеющихся природных, культурных и исторических факторов;
■ воспитание чувства принадлежности к культуре города (села);
■ привлечение учащихся к деятельности по улучшению, преобразованию своего города (села);
■ приобщение школьников к закреплению и развитию традиций в своем городе (селе).
Воспитание гражданина России. Воспитывая россиянина, гражданина своего Отчества, целесообразно сделать акцент:
■ на осознание учащимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
■ сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального само? сознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
■ знание и широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обязанностей;
■ ответственность за сохранение духовного, промышленного, научного, культурного потенциала России;
■ формирование осознанного отношения к политике государства, с учетом запрета на деятельность в школе политических организаций и пропаганду учителем своих политических взглядов;
■ ориентацию в экономической структуре и политике государства, поиск форм трудовой и предпринимательской деятельности, доступных в зависимости от возраста.
Для решения этих задач необходимы:
■ знакомство с историей своей страны;
■ осмысление, анализ различных точек зрения на судьбу Отечества, формирование у школьников собственной гражданской позиции;
■ использование в оформлении школы государственных атрибутов и символов, проведение в школе государственных праздников;
■ возрождение, сохранение и развитие этнических традиций;
■ знакомство с лучшими образцами культуры, искусства
своего народа, нации;
■ изучение законов своей страны, своих прав и обязанностей;
■ формирование представлений о многообразии и специфике экономических моделей, действующих в нашем обществе, видах собственности;
■ воспитание уважения ко всему тому, что создал народ на протяжении истории Российского государства, к результатам своего собственного труда;
■ правовое просвещение учащихся и освоение действенных средств личной защиты.
Воспитание человека мира. Важно сформировать у школьников ответственность за продолжение жизни на Земле. В воспитании ребенка как человека мира могут быть намечены следующие направления:
■ формирование планетарного, глобального мышления, целостности восприятия окружающего мира и человека как неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли;
■ формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека;
■ пробуждение интереса к экологическим вопросам, основанного на умении общаться с природой, читать книгу природы, понимать закономерности ее развития;
■ формирование знаний о себе как природном существе, представления целостной картины мира и своего места в нем;
■ воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми;
■ формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества;
■ обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур;
■ воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку;
■ знакомство с приемами социально-психологической защиты личности в ситуациях социальной напряженности и конфликтов, обучение рефлексии собственного поведения и отношений с другими людьми.
Воспитание творческой индивидуальности. Работа в этом направлении предусматривает реализацию идеи самоценности, уникальности воспитанника в соотношении с интересами и потребностями других людей и создание условий:
■ для «осознания личностью своей неповторимости, самоценности при адекватности самооценки, умении посмотреть на себя со стороны, способности к рефлексии, самодиагностике, самооценке;
■ выработки воспитанниками круга жизненных ценностей, лежащих в гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути;
■ развития самостоятельности и креативности мышления, формирования когнитивных характеристик, обеспечивающих свободу ориентации в различных жизненных ситуациях;
■ развития и совершенствования индивидуальных каналов и способов восприятия мира, овладения внутренними ресурсами физического, психического, нравственного самосовершенствования;
■ раскрытия творческих задатков и способностей, овладения креативными формами самовыражения во всех сферах бытия».
Задача воспитателя — оказывать помощь ребенку, подростку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в освоении новых социальных ролей в ограниченной для каждого форме; в создании имиджа своего стиля поведения, общения, манеры одеваться, в выборе социально приемлемых способов индивидуальных проявлений; в определении специфических функций в семье, школе, в кругу сверстников.
Формирование творческой индивидуальности невозможно без обеспечения защищенности, устойчивости позиции воспитанника, сохранения его чести и достоинства от посягательств окружающих, без приобретения им умения переживать неудачи, преодолевать препятствия.
Направлениями воспитания творческой индивидуальности могут быть:
■ «проведение комплексной диагностики психофизиологических, социальных, нравственных и других особенностей учащихся, уровня развития личностных сфер;
■ знакомство с многообразием способов самопознания и самодиагностики;
■ введение в учебные программы курсов типа «Познай самого себя», «Твои возможности, Человек», «Человековедение» и др.;
■ проведение тренингов по развитию креативных характеристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самоориентации, саморефлексии и т.д.;
■ занятия по ТРИЗу (теории решения изобретательских задач), развитие различных форм урочной и внеурочной творческой деятельности;
■ создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций;
■ знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших себя в истории Отечества, в мировой истории как яркие индивидуальности;
■ совместные со сверстниками, учителями, родителями дела, позволяющие предъявить положительные результаты творческой деятельности и приобрести опыт индивидуального, группового, коллективного творчества;
■ включение учащихся в деловую сферу, в самостоятельную предпринимательскую деятельность, связанную с цивилизованным бизнесом».
4. Формирование базовой культуры личности
Содержание воспитания, предложенное О. С. Газманом и А. В. Ивановым, направлено на формирование базовой культуры личности. Культура личности понимается ими как достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. Авторы выделяют следующие направления базовой культуры:
■ культура жизненного самоопределения;
■ культура семейных отношений;
■ экономическая культура и культура труда;
■ политическая, демократическая и правовая культура;
■ интеллектуальная, нравственная культура и культура
■ общения;
■ экологическая культура;
■ художественная культура;
■ физическая культура.
Центральным звеном базовой культуры авторы считают культуру жизненного самоопределения, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.
В самоопределении главным компонентом является выработка позиции творца, преобразующего себя. Самоопределение предполагает самостоятельность, позиционную определенность, программу действий для ее воплощения.
Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой, является наличие сфер самоопределения: 1) человек; 2) общество; 3) природа; 4) интегративные продукты человеческой деятельности (ноосфера).
Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью.
Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человеческого в человеке, самоценности человеческой жизни.
Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение таких ценностей, как Родина, народовластие, демократия, гласность, семья, труд, гражданская собственность и др.
Самоопределение в сфере «Человек и природа» строится через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование собственной личности. Оно включает овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.
Продукты человеческой деятельности (ноосфера) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, ответственности за последствия его взаимодействия с техникой, гражданское отношение к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, выявление и формирование народных и национальных основ культуры личности х.
Формирование культуры жизненного самоопределения тесно связано с формированием способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
Постановка перед собой цели — необходимый шаг сознательного движения человека по жизни. На каждом этапе развития возникает активная сфера самореализации. Задачи педагогов — предоставить возможность школьнику для самоутверждение своей личности, уважение своего человеческого достоинства; помочь овладеть такими способами самоутверждения, которые не ущемляли бы интересы других, т. е. научить действовать с соблюдением нравственных законов, принятых в человеческом обществе.
Стратегическое направление педагогической работы — сделать для ребенка престижной сферу нравственного самоутверждения.
Особая область самореализации школьников — развитие творческих способностей. Необходимо помогать ребенку преодолевать сложности в различных видах творческой деятельности.
Даже самые благородные цели человек не может реализовать, если не обладает навыками элементарной психической саморегуляции, способами достижения цели.
Самореабилитация предполагает наличие у человека возможностей защитить себя культурными способами от неопределенности, отстоять свою позицию, восстановить мир; умение решать конфликты без нервных перегрузок, способность снять излишнее напряжение, умение овладеть эмоциями, умение отдыхать, адекватно оценивать себя и других.
Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы.