Системно-ролевая модель формирования личности

(по Н. М. Таланчуку)

Сферы Социальные роли личности Задачи воспитания и самовоспитания
СЕМЬЯ Сыновне-дочерняя Формирование сыновне-дочернего долга
Супружеская Формирование супружеской культуры
Отцовско-материнская Формирование педагогической культуры
КОЛЛЕКТИВ Профессионально-трудовая Формирование профессиональных знаний и умений
Экономическая Формирование экономической культуры
Организаторско-самоуправленческая Формирование умений самоорганизации и самоуправления
Коммуникативная Формирование культуры общения
Экологическая Формирование экологической культуры
ОБЩЕСТВО Патриотическая Воспитание патриотизма
Национально-интернациональная Воспитание национально-интернациональной культуры
Классово-интерклассовая Воспитание классово-интерклассовой культуры
Политическая Воспитание политической культуры
Морально-правовая Воспитание морально-правовой культуры
МИР Геосоциальные и интерссциальные Интерсоциальное воспитание и самовоспитание
Я-СФЕРА Субъект материальных потребностей Воспитание культуры материальных потребностей
Субъект духовных потребностей Воспитание культуры духовных потребностей
Субъект учения и познания Формирование культуры учения
Субъект самовоспитания Формирование культуры самовоспитания
Субъект творчества Формирование творческих способностей
Субъект психических саморе­гуляций Воспитание культуры психической саморегуляции
Целеутверждающая Формирование деловой культуры

Содержательную сторону процесса воспитания по от­дельным сферам социализации и самореализации личнос­ти предлагают рассматривать авторы петербургской кон­цепции воспитания (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников)1, подчеркивая что для каждого воспи­танника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей. Авторы определяют следующие сферы самореализации:

■ семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

■ член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, го­товый реализовывать и защищать свои права и интере­сы в среде сверстников и взрослых, способный к со­трудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям;

■ ученик, воспитанник школы, гимназии, лицея или дру­гого типа учебно-воспитательного учреждения, знако­мый с историей своей школы, со спецификой ее образо­вательной системы, развивающий ее традиции, активно участвующий в определении перспектив ее развития, владеющий культурой умственного труда;

■ патриот своего города, с любовью к нему относящийся, знающий и поддерживающий его исторические и куль­турные традиции, прилагающий силы к его развитию и процветанию;

■ россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и про­цветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуры, не теряя нацио­нальной самобытности;

■ человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в XXI в., носитель глобаль­ного мышления, ощущающий себя гражданином мира.

С учетом указанных сфер авторами предлагаются направ­ления, содержания и формы воспитания.

Воспитание семьянина. Основной идеей в деле воспита­ния человека, способного реализовать себя в роли семьяни­на, может быть идея гармонизации, согласования идей и интересов ребенка, семьи, школы.

«Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно относящихся к своим функциям се­мьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семей­ных традиций, возможно, если он:

■ осознает себя представителем определенного пола, но­сителем мужского или женского начала;

■ понимает и переживает свою значимость как полно­правного члена семьи, осваивая и прогнозируя по мере взросления различные семейные роли, совершенствуя умение быть хорошим сыном (дочерью, братом, сестрой, внуком, внучкой) и т. д.;

■ учится принимать близких такими, какие они есть, проявлять терпимость к недостаткам родных людей, любить их;

■ испытывает потребность сохранения семейных отноше­ний, семейных ценностей;

■ знаком с функциональными обязанностями в семье, приобретает опыт заботы о близких, умения самообс­луживания, распределения бюджета, проведения сво­бодного времени»,1

Воспитание семьянина возможно только при участии в этой работе семьи учащегося.

Направления и формы работы по воспитанию семьянина многообразны. Прежде всего необходимо изучение воспи­тательных целей и возможностей, которыми располагают семьи учащихся, в той мере, в которой это позволяют роди­тели, об ожиданиях семьи по отношению к школе, о поло­жительном семейном опыте.

«Важной задачей является повышение информированно­сти школьников в области семейной педагогики: изучение народных традиций семейного воспитания, семейных об­рядах, принятых в русской культуре и культуре других на­родов; знакомство с классической мировой литературой, описывающей семейную проблематику, проблемы любви, ревности, измены, самопожертвования. Важно показать, что в каждой семье проблемы представляются сугубо интимны­ми, неповторимыми, на самом деле переживались в разные эпохи различными людьми, что они разрешимы, но нрав­ственную ответственность за выбор решения несет на себе каждый член семьи».

Обязательным компонентом воспитания семьянина ста­новится изучение истории своего рода. Формы его различ­ны: составление и описание генеалогического древа, созда­ние семейной летописи, альбома, кинохронологии. Поле для творческой деятельности представляет подготовка к празд­нованию семейных праздников, юбилеев, памятных дат.

Учителя могут продумать и организовать практическую деятельность учащихся по созданию домашнего уюта: во­оружение школьников прикладными умениями и навыками, связанными с приготовлением пищи, устройством домашнего интерьера, планированием бюджета, мелким ремонтом, шитьем и вышиванием, разведением домашних растений, содержанием животных и др.

Воспитание семьянина невозможно без формирования сексуальной культуры, нравственности и психологической готовности к вступлению в систему «мужчина—женщина».

Следует обучать детей и их родителей безконфликному, развивающему общению в системе семейных отношений, включающему умение слышать друг друга, откликаться на проблемы друг друга, не спешить давать негативную оценку поведению или высказыванию других. Ребенка и взрослого полезно обучить приемам релаксации, снятия психо­логической и физической усталости в домашних условиях 1.

Воспитание ученика. Постоянный диалог со школой, пе­дагогами способствует формированию ученика, который:

■ испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает куль­турой информационного взаимодействия с миром;

■ интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры, которую готов изучать углубленно;

■ гордится своим учебным заведением (школой, лицеем, гимназией, колледжем), чувствует личную причаст­ность к нему, знаком с его историей, освоился с особен­ностями системы обучения, знает права и обязанности, заложенные с уставе, старается им следовать;

■ чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах;

■ является активным членом «школьного братства», пре­дан традициям учебного заведения, заботится о нем, внося реальный вклад в жизнедеятельность учебно-вос­питательной системы;

■ умеет быть учеником, уважая опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто нуж­дается в помощи со стороны более знающего человека.

Для этого необходимо решать следующие задачи:

■ создание имиджа школы, неповторимого облика, обес­печивающего ее привлекательность и популярность сре­ди родителей и учащихся, что потребует пересмотра эс­тетических возможностей школьной среды, поиска оригинального дизайнерского решения оформления классов, рекреаций, интерьеров, территории вокруг школьного здания, создания и введения в повседневный обиход школьной символики, фирменных элементов одежды, традиционных ритуалов, праздников, хране­ния и передачи того, что является школьной историей;

■ создание атмосферы познавательного комфорта, что предполагает прежде всего ориентацию на реальные ин­формационные потребности учащихся, их актуальный уровень готовности к познавательной деятельности в предлагаемых школой и учителем вариантах, созда­ние комфортных условий проверки знаний, в каких бы формах она ни проводилась;

■ формирование у ученика знаний и интеллекта, потреб­ности в учебе, круга необходимых умений, навыков, опыта успешной познавательной деятельности, уваже­ния к результатам умственного труда;

■ построение личностно-ориентированного содержания образования, т. е. такой системы знаний, в которых каждому ученику найдется место в силу индувидуально-личностного смысла информации, которая ему пред­лагается.

Воспитание члена детского подросткового молодежного сообщества. Одна из сфер самореализации современного школьника — это общение и деятельность в среде сверст­ников, в кругу детского подросткового, молодежного сооб­щества. Детское сообщество позволяет ребенку:

■ освоить культуру межличностных отношений и совме­стной деятельности;

■ приобрести опыт реализации своих интересов в груп­повой и коллективной работе;

■ освоить опыт участия в самоуправленческой деятель­ности и демократических форм поведения;

■ развить потребность и умения заботиться о других людях;

■ освоить различные социальные роли и позиции;

■ научиться защищать свои права и интересы, а также право и интересы других людей, своего сообщества.

Создание таких сообществ особенно важно для тех подро­стков, которые не могут реализовать себя в классе, школе, семье. Школьники объединяются в неформальные сообще­ства на основе собственных интересов. Такие объединения могут возникать на базе школы, класса, учреждений дополнительного образования, общественной политической взрослой организации, в том числе религиозной. Педаго­гам необходимо взаимодействовать с этими организациями и школьниками сообществ, чтобы способствовать развитию у подростков положительных мотивов деятельности, пре­дупреждать возможные асоциальные действия представи­телей организаций, регулировать отношения между деть­ми разных сообществ.

Целесообразно проводить работу в школе по формирова­нию, инициированию различных творческих объединений, клубов, кружков, где дети могли бы реализовывать себя, удовлетворять свои потребности в общении.

Важно, чтобы в любом объединении в результате совмест­ной деятельности складывалась общность целей, имеющих социокультурную ценность; происходило разумное распре­деление функций; формировались гуманистические, демок­ратические отношения, развивались интерес к людям и за­бота друг о друге; создавались традиции жизнедеятельнос­ти; накапливался опыт совместных дел, взаимодействия с другими организациями, осуществлялась рефлексия по развитию сообщества.

Воспитание жителя города (поселка, деревни). Деятель­ность педагогов должна быть направлена:

■ на организацию взаимодействия детей с городом (се­лом), которое формирует их представления об окружа­ющем мире;

■ развитие у воспитанников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры сво­его города (села);

■ социальную адаптацию школьников, содействие в ос­воении и преобразовании социума, формирование об­раза своего города (села).

Целесообразно проведение воспитательной работы в сле­дующих направлениях:

■ подробный анализ природного, исторического, социо­культурного потенциала места, в котором расположена школа;

■ использование в воспитательном процессе имеющихся природных, культурных и исторических факторов;

■ воспитание чувства принадлежности к культуре горо­да (села);

■ привлечение учащихся к деятельности по улучшению, преобразованию своего города (села);

■ приобщение школьников к закреплению и развитию традиций в своем городе (селе).

Воспитание гражданина России. Воспитывая россиянина, гражданина своего Отчества, целесообразно сделать акцент:

■ на осознание учащимися причастности к судьбе Отече­ства, его прошлому, настоящему, будущему;

■ сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального само? сознания в сочетании с пониманием места и роли свое­го народа и страны в развитии мировой культуры;

■ знание и широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обя­занностей;

■ ответственность за сохранение духовного, промышлен­ного, научного, культурного потенциала России;

■ формирование осознанного отношения к политике го­сударства, с учетом запрета на деятельность в школе политических организаций и пропаганду учителем сво­их политических взглядов;

■ ориентацию в экономической структуре и политике го­сударства, поиск форм трудовой и предприниматель­ской деятельности, доступных в зависимости от возраста.

Для решения этих задач необходимы:

■ знакомство с историей своей страны;

■ осмысление, анализ различных точек зрения на судьбу Отечества, формирование у школьников собственной гражданской позиции;

■ использование в оформлении школы государственных атрибутов и символов, проведение в школе государ­ственных праздников;

■ возрождение, сохранение и развитие этнических традиций;

■ знакомство с лучшими образцами культуры, искусства

своего народа, нации;

■ изучение законов своей страны, своих прав и обязанно­стей;

■ формирование представлений о многообразии и специ­фике экономических моделей, действующих в нашем обществе, видах собственности;

■ воспитание уважения ко всему тому, что создал народ на протяжении истории Российского государства, к ре­зультатам своего собственного труда;

■ правовое просвещение учащихся и освоение действен­ных средств личной защиты.

Воспитание человека мира. Важно сформировать у школь­ников ответственность за продолжение жизни на Земле. В воспитании ребенка как человека мира могут быть намече­ны следующие направления:

■ формирование планетарного, глобального мышления, целостности восприятия окружающего мира и человека как неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопро­сов, касающихся каждого жителя Земли;

■ формирование экологического поведения, обеспечива­ющего сохранение на Земле природы и человека;

■ пробуждение интереса к экологическим вопросам, ос­нованного на умении общаться с природой, читать кни­гу природы, понимать закономерности ее развития;

■ формирование знаний о себе как природном существе, представления целостной картины мира и своего места в нем;

■ воспитание в духе ненасилия, направленное на установ­ление гуманистического типа отношений между людьми;

■ формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого об­щества;

■ обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимо­действия отдельных людей, носителей различных взгля­дов и концепций, различных национальных групп, раз­личных культур;

■ воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, внутреннее неприя­тие любых форм насилия и неуважения к человеку;

■ знакомство с приемами социально-психологической за­щиты личности в ситуациях социальной напряженнос­ти и конфликтов, обучение рефлексии собственного по­ведения и отношений с другими людьми.

Воспитание творческой индивидуальности. Работа в этом направлении предусматривает реализацию идеи самоценно­сти, уникальности воспитанника в соотношении с интере­сами и потребностями других людей и создание условий:

■ для «осознания личностью своей неповторимости, са­моценности при адекватности самооценки, умении по­смотреть на себя со стороны, способности к рефлексии, самодиагностике, самооценке;

■ выработки воспитанниками круга жизненных ценнос­тей, лежащих в гуманистической парадигме, ответ­ственности перед собой и другими за выбор жизненно­го пути;

■ развития самостоятельности и креативности мышле­ния, формирования когнитивных характеристик, обес­печивающих свободу ориентации в различных жизнен­ных ситуациях;

■ развития и совершенствования индивидуальных кана­лов и способов восприятия мира, овладения внутрен­ними ресурсами физического, психического, нравствен­ного самосовершенствования;

■ раскрытия творческих задатков и способностей, овла­дения креативными формами самовыражения во всех сферах бытия».

Задача воспитателя — оказывать помощь ребенку, подро­стку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в ос­воении новых социальных ролей в ограниченной для каж­дого форме; в создании имиджа своего стиля поведения, общения, манеры одеваться, в выборе социально приемлемых способов индивидуальных проявлений; в определении спе­цифических функций в семье, школе, в кругу сверстников.

Формирование творческой индивидуальности невозмож­но без обеспечения защищенности, устойчивости позиции воспитанника, сохранения его чести и достоинства от пося­гательств окружающих, без приобретения им умения пере­живать неудачи, преодолевать препятствия.

Направлениями воспитания творческой индивидуально­сти могут быть:

■ «проведение комплексной диагностики психофизиоло­гических, социальных, нравственных и других особен­ностей учащихся, уровня развития личностных сфер;

■ знакомство с многообразием способов самопознания и самодиагностики;

■ введение в учебные программы курсов типа «Познай самого себя», «Твои возможности, Человек», «Человековедение» и др.;

■ проведение тренингов по развитию креативных харак­теристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самоориентации, саморефлексии и т.д.;

■ занятия по ТРИЗу (теории решения изобретательских задач), развитие различных форм урочной и внеуроч­ной творческой деятельности;

■ создание ситуаций выбора в различных сферах жизне­деятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций;

■ знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших себя в истории Отечества, в миро­вой истории как яркие индивидуальности;

■ совместные со сверстниками, учителями, родителями дела, позволяющие предъявить положительные резуль­таты творческой деятельности и приобрести опыт инди­видуального, группового, коллективного творчества;

■ включение учащихся в деловую сферу, в самостоятель­ную предпринимательскую деятельность, связанную с цивилизованным бизнесом».

4. Формирование базовой культуры лич­ности

Содержание воспитания, предложенное О. С. Газманом и А. В. Ивановым, направлено на формирование базовой культуры личности. Культура личности понимается ими как достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей полноценную социальную жизнь и труд, а также лично­стный психологический комфорт. Авторы выделяют следу­ющие направления базовой культуры:

■ культура жизненного самоопределения;

■ культура семейных отношений;

■ экономическая культура и культура труда;

■ политическая, демократическая и правовая культура;

■ интеллектуальная, нравственная культура и культура

■ общения;

■ экологическая культура;

■ художественная культура;

■ физическая культура.

Центральным звеном базовой культуры авторы считают культуру жизненного самоопределения, которая характе­ризует человека как субъекта собственной жизни и соб­ственного счастья.

В самоопределении главным компонентом является вы­работка позиции творца, преобразующего себя. Самоопре­деление предполагает самостоятельность, позиционную оп­ределенность, программу действий для ее воплощения.

Основным условием, обеспечивающим действие этого ме­ханизма, его базой, является наличие сфер самоопределе­ния: 1) человек; 2) общество; 3) природа; 4) интегративные продукты человеческой деятельности (ноосфера).

Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с са­мим собой через достижение им гармонии с другими людь­ми, обществом, природой, человеческой деятельностью.

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в пони­мании человеческого в человеке, самоценности человечес­кой жизни.

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение таких ценностей, как Родина, народовластие, демо­кратия, гласность, семья, труд, гражданская собственность и др.

Самоопределение в сфере «Человек и природа» строится через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование собственной личности. Оно включает овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколения­ми в процессе освоения и преобразования природы.

Продукты человеческой деятельности (ноосфера) как сфе­ра самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-техни­ческого прогресса, ответственности за последствия его вза­имодействия с техникой, гражданское отношение к исто­рическим, духовным, нравственным завоеваниям народа, выявление и формирование народных и национальных ос­нов культуры личности х.

Формирование культуры жизненного самоопределения тесно связано с формированием способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Постановка перед собой цели — необходимый шаг созна­тельного движения человека по жизни. На каждом этапе развития возникает активная сфера самореализации. Зада­чи педагогов — предоставить возможность школьнику для самоутверждение своей личности, уважение своего челове­ческого достоинства; помочь овладеть такими способами са­моутверждения, которые не ущемляли бы интересы дру­гих, т. е. научить действовать с соблюдением нравственных законов, принятых в человеческом обществе.

Стратегическое направление педагогической работы — сделать для ребенка престижной сферу нравственного са­моутверждения.

Особая область самореализации школьников — развитие творческих способностей. Необходимо помогать ребенку преодолевать сложности в различных видах творческой де­ятельности.

Даже самые благородные цели человек не может реали­зовать, если не обладает навыками элементарной психичес­кой саморегуляции, способами достижения цели.

Самореабилитация предполагает наличие у человека воз­можностей защитить себя культурными способами от неопре­деленности, отстоять свою позицию, восстановить мир; уме­ние решать конфликты без нервных перегрузок, способность снять излишнее напряжение, умение овладеть эмоциями, умение отдыхать, адекватно оценивать себя и других.

Самоопределение, самореализация, самоорганизация, са­мореабилитация, являясь важнейшими компонентами са­моразвития личности, становятся и основными направле­ниями педагогической работы.


Наши рекомендации