Глава п. воспитательные системы школы и социума

Воспитательная система: сущность, структура, характеристи­ка основных компонентов • Этапы и методика становления и раз­вития воспитательной системы, критерии оценки • Характерис­тика воспитательных систем

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ,

СТРУКТУРА, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ

КОМПОНЕНТОВ

Многие ученые и педагоги-практики прошлого и современности как у нас, так и за рубежом (Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванов, В. А. Караковский, Л.Кольберг, В.О.Кутьев, Н.Д. Никадров, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, Р. Штейнер и др.) пришли к выводу, что воспитание — осо­бая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обу­чению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. В свою очередь определе­ние воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности. Повышение эффек­тивности воспитательной работы связывают с созданием воспита­тельных систем (ВС).

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие «воспитательная система» органично связано с такими понятиями, как «личность», «развитие», «отношения», «целостность», «струк­тура», «компонент», «взаимосвязь», «результативность» и др.

К наиболее сложным видам воспитательных систем относятся целенаправленные системы, функционирование которых подчинено достижению определенной воспитательной цели, и самоорганизу­ющиеся системы, способные в процессе функционирования изме­нять свою структуру и содержание.

Отсюда воспитательная система (ВО) — сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулиру­емое и управляемое. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнооб­разную деятельность и общение.

глава п. воспитательные системы школы и социума - student2.ru

Воспитательные системы многообразны. Они могут создаваться в школах разного типа, учреждениях культуры, дополнительного образования, в детских организациях и объединениях и т.п.

В основу создания воспитательной системы как модели положе­на теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, прин­ципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие ак­тивной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

Теоретическая концепция ВС реализуется в четырех взаимосвя­занных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание (рис. 4).

Управление ВС рассматривается нами как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.

Функции управления ВС разнообразны: психолого-педагогичес­кая диагностика воспитательного процесса и деятельности его уча­стников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация со­вместной, творческой, развивающей деятельности; сотрудничество школы, семьи и общественности; развитие гуманистических отно­шений между взрослыми и детьми.

Содержание ВС— это совокупность научных знаний, разнооб­разной информации, ценностных ориентиров, достижений куль­туры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.

Организация ВС предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимо-

связи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.

Общение как компонент ВС представляет единство трех эле­ментов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга). Эффек­тивность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совмест­ной деятельности (отношения сотрудничества и гуманизма, об­щей заботы и доверия, внимания к каждому, диалог и ситуации успеха).

Для любой воспитательной системы характерно не только на­личие связей и отношений между образующими ее компонента­ми, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношени­ях с которым система проявляет свою целостность.

Воспитательная система тесно связана с микро- и макросре­дой, где в качестве первой выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве второй — обще­ство в целом.

Теория становления, развития и управления воспитательной системы свидетельствует о ее целесообразности, суть которой зак­лючается в следующем:

• при использовании системного подхода в воспитании проис­ходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности,
крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (це­левого, содержательного, организационно-деятельностного, тех­нологического, оценочно-результативного). Важно подчеркнуть, что всестороннее и гармоничное развитие личности может обеспе­чить лишь целостный воспитательный процесс;

• создание воспитательной системы, включающей в себя ос­военную социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на лич­ность;

• воспитательная система позволяет экономить время и силы субъектов деятельности. При построении системы следует уделять
особое внимание формированию традиций, они придают устой­чивость системе, повышают ее жизнеспособность;

• при построении воспитательной системы специально мо­делируются условия для самореализации и самоутверждения
личности, что, несомненно, способствует саморазвитию, твор­ческому самовыражению, проявлению неповторимой индивиду­альности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Эффективная воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания в школе и социуме.


Наши рекомендации