ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНИМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Современный этап развития социальной педагогики в России, по мнению И. А. Липского, характеризуется как этап профессионализации, что означает выделение самостоятельных областей практического применения профессиональных компетенций специалистами в различных сферах социального воспитания. Как отмечает Т. А. Ромм, в настоящее время происходит «расширение функциональной значимости социальной сферы, рост числа людей, занятых в различных ее секторах, … углубление воздействия социальной педагогики на все институты социума…».

При этом формирующаяся социально-педагогическая система в России продолжает оставаться предметом дискуссий и научных споров исследователей относительно ее качественных границ, содержательных параметров и других характеристик, позволяющих иметь о ней целостное представление. По мнению М. А. Галагузовой, социально-педагогическая система – это педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в «период их включения в социальную жизнь». М. П. Гурьянова считает, что это «педагогически ориентированная система государственной и общественной помощи индивиду в период его личностного развития на протяжении всего жизненного пути». И. А. Липский предлагает включить в систему и использовать воспитательный потенциал различных социальных институтов с целью «адаптации, включения в социум, в процессы социализации». В. И. Загвязинский полагает, что социально-педагогическая система охватывает собой педагогически регулируемую и целенаправленную часть процесса социализации, которая направлена на «формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественной полезной деятельности».

В концепции социального воспитания А. В. Мудрика, социально педагогическая система может быть охарактеризована как самостоятельный «фрагмент» социального воспитания, а именно «воспитание как социальный институт». Воспитание, как социальный институт, имеет явные и латентные функции, реализацию которых осуществляют: совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального видов воспитания; воспитательные организации различных видов и типов, системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном и локальном уровнях; совокупность субъектов воспитания, исполняющих многоообразные роли.

Таким образом, несмотря на разнообразие определений социально-педагогической системы, большинство авторов отмечают ее сложность и многофункциональность как основную характеристику. Социально-педагогическая система, как и любая сложная социальная система, имеет отличающие ее свойства, среди которых особо выделяются свойства самоорганизации и саморегулирования (А. П. Сорокин, А. Дж. Тойнби, Л. Гумилев и др.). По мнению Т. А. Ромм, специфика социального воспитания как социальной системы связана с тем, что отдельные составляющие ее элементы играют важную (подчас определяющую) роль в процессе социализации личности.

В современной теории воспитательных систем (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова, А. М. Сидоркин и др.) подчеркивается, что социально-педагогическая система может быть представлена как самостоятельная сторона воспитательной системы общества, которая влияет на детей «не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный». Таким образом, «социально-педагогическая система» понятие более широкое, чем понятие «педагогическая система», но они обе могут быть включены как соответствующие подсистемы в воспитательную систему.

Как было отмечено в предыдущей главе, детско-юношеский и молодежный досуг представляет собой объемную зону влияний общества на процесс социального становления и развития следующего поколения и имеет достаточно условий для практического воспитания. При этом досуг, как особое пространство социального воспитания, позволяет использовать не только возможности педагогической системы общества – системы образования, но также и культуры, спорта, молодежных организаций, масс-медиа, шоу-бизнеса и др. Рассматривая педагогическую анимацию как самостоятельную сторону воспитательной системы общества и определенный вид социально-педагогической системы, мы понимаем под ней совокупность государственных, общественных, частных и иных социальных институтов, призванных обеспечить необходимый и достаточный уровень социально-одобряемых и социально-полезных видов досуговой деятельности и отношений детей, подростков и молодежи, которая отвечает интересам общества и закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах.

Научно-теоретический анализ проблемы педагогической организации детско-юношеского и молодежного досуга показал, что специфика и своеобразие педагогической анимации в социально-педагогической системе не определены с достаточной степенью очевидности. Конкретизация педагогической анимации как компонента социально-педагогической системы позволит зафиксировать существующие нормативно-правовые основы ее функционирования, организационно-управленческие границы и содержательные особенности с учетом специфики различных субъектов социально-педагогического взаимодействия в сфере детско-юношеского досуга.

В этом случае нам представляется целесообразным осуществление практико-ориентированного анализа педагогической анимации в формирующейся социально-педагогической системе в нашей стране и за рубежом. В качестве основных источников исследования процесса формирования социально-педагогической подсистемы анимации могут послужить сравнительный анализ реальной практики социального воспитания в сфере детского и молодежного досуга в странах Европы и США; обобщение опыта и традиций досугового воспитания, сохранившихся в истории отечественной педагогики; изучение и систематизация современного российского законодательства в области обеспечения права ребенка на «отдых и развлечения, соответствующие возрасту» (ст. 31 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

В последних исследованиях и публикациях отечественных ученых среди различных вопросов, обсуждаемых в русле сравнительной педагогики, проблемы социального воспитания детей и молодежи в сфере досуга за рубежом освещались в работах В. Г. Бочаровой, Г. С. Вовк, Е. Б. Мамбекова, В. А. Полукарова, Т. А. Ромм, Л. В. Тарасова, Н. Н. Ярошенко, Е. П. Яценко и др.

По мнению большинства исследователей, современная зарубежная педагогика уделяет большое внимание проблеме организации свободного времени учащейся молодежи, созданию благоприятных условий успешной социализации в различных молодежных объединениях и организациях. Центральное место в них занимает совместная деятельность по интересам, межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Исследования зарубежных ученых показывают, что организованный досуг занимает все большую часть детского бюджета времени. Практически более 50 % детей принимают участие в различных видах внешкольной деятельности. При этом организованная досуговая деятельность не только означает деятельность как таковую, но и создает ребенку более безопасное и контролируемое окружение.

В последнее десятилетие в структуру социального воспитания личности в Европе, а также в США и Канаде введены педагоги-аниматоры или организаторы свободного времени. Однако в зарубежных источниках отсутствует единое понятие профессии аниматора. Так, в «Словаре педагогического языка» П. Фулькье – «аниматор – это социальный работник, призванный развивать общественно-воспитательную, культурную и спортивную деятельность». Деятельность аниматора может быть разносторонней или иметь определенную воспитательную направленность. Важно, что любая организуемая деятельность не является самоцелью, это лишь средство для создания среды, в которой каждый человек мог бы успешно развиваться. Особенно важно это для подростков и юношества, так как правильно организованная социальная среда оказывает большое влияние на повышение общего уровня культуры личности.

Е. Б. Мамбеков, анализируя французский опыт педагогической анимации, отмечает, что анимация находится в тесном взаимодействии с социальным воспитанием в самом широком смысле и выполняет следующие функции: функция потребления и включения, которая имеет целью обеспечить социализацию личности и подготовить ее к многочисленным изменениям, которые несет индустриальное общество, как в экономическом, так и в культурном плане; функция рекреалогическая, которая связана с возможностью реального культурного развития личности через практическую деятельность в свободное время; функция критическая, которая выступает катализатором поиска новых отношений между индивидами и группами, а также нового, более качественного образа жизни; функция культурная, в которой педагогическая анимация предстает как посредническая структура между культурным творчеством, распространением произведений культуры и детской аудиторией; функция воспитательная.

Поле деятельности педагогов-аниматоров во Франции весьма обширно. Специалисты выделяют следующие уровни, на которых может быть представлена аниматорская деятельность: уровень добровольных ассоциаций – это базовые единицы анимации, они образуют ее основу, определяют реальную динамику, опираясь на интересы и потребности личности; уровень местных общин; уровень общественных и культурных организаций; уровень движений и учреждений национального масштаба; уровень государственный.

Практически во всех крупных городах Европы и США действуют молодежные и детско-юношеские центры, в которых широко представлена вся палитра социокультурной и педагогической анимации. Основные направления анимационной деятельности в странах Европы – школьная анимация, театральная анимация, муниципальная анимация, психотерапевтическая анимация (арт-терапия, коммуникативная реабилитация).

Школьная анимация направлена, прежде всего, на организацию помощи ученикам в преодолении учебных трудностей, а также руководство и организацию школьных каникул. Проблема школьной анимации – одна из наиболее сложных и дискутируемых современных задач социального воспитания в Европе. Она связана с распространением такого социального явления как «параллельное образование» в виде современных массовых информационных коммуникаций, которые способствуют распространению среди молодежи агрессии, отчуждения, депрессии и других форм деструктивного поведения. Школьная анимация призвана способствовать решению проблем школьного образования с использованием новых педагогических технологий в виде театрализованных, игровых, тренинговых средств в обучении детей и взрослых.

Театральная анимация – агитационная и просветительская деятельность, направленная на приобщение детей и молодежи к драматической игре, к восприятию культурно-массовых зрелищ и спектаклей, к творчеству. Анимацию не следует считать побочным продуктом театрального творчества, так как публику следует заинтересовать, заставить понять, в чем смысл театрального творчества и в полной мере дать возможность участвовать в нем. Среди форм театральной анимации наиболее популярны традиционные карнавалы, уличные театральные шествия, совместные постановки спектаклей силами детей и профессиональных актеров, «микротротуары» – мини-клоунады для детей на городских улицах.

Муниципальная анимация представлена в жизни европейских городов разветвленной сетью парков развлечений, спортивно-оздоровительных центров и других площадок для активного отдыха. Она включает в себя также муниципальные центры социально-педагогической работы с детьми и молодежью в микрорайонах (например, в Германии). Наиболее ярко это направление анимации представлено в Европе в деятельности «Воспитательных городов» – своеобразных общественных культурно-просветительских центров, которые появились в начале 90-х годов XX века.

В последнее время самостоятельным направлением анимации становится психотерапевтическая анимация, связанная с формированием адекватного самопонимания и самовыражения личности (терапия на основе смысла жизни). Психотерапевтическая анимация представляет собой индивидуальную деятельность, связанную с формированием устойчивой самооценки личности воспитанников. При этом анимация не замещает собой существующую систему социально-медицинской помощи. Элементы психотерапии, включаемые в программу анимационной деятельности, позволяют достигать: изменения ценностных установок; улучшения восприятия и оценки других людей; удовлетворения межличностными контактами; приобретения новых социальных навыков. Наиболее важным здесь является решение задачи стимулирования проявления чувства принадлежности к коллективу, в котором у всех участников похожие проблемы и которые возможно решить сообща.

Анимация – явление интернациональное, постоянно интегрирующее в европейскую культуру, но развивается она в различных странах с учетом национальной специфики и существующих систем социального воспитания. Так, в Швейцарии на так называемых «робинзоновских игровых площадках» дети под руководством педагогов-аниматоров имеют возможность строить хижины, мастерить что-нибудь, сочинять занимательные истории и воплощать свои фантазии в реальность в ролевых играх. В Финляндии специалисты-аниматоры Маннергеймской Лиги защиты детей и молодежи ежегодно проводят «Игровое воскресенье» по всей стране, когда организуются совместные игры взрослых и детей. Главная цель, которую преследуют организаторы, заключается в том, чтобы улучшить межличностные отношения между детьми и взрослыми, прежде всего в семье. Представители отделений Лиги в коммунах руководят художественными, спортивными и музыкальными клубами. Эти клубы обеспечивают обстановку, побуждающую к общению, интересной свободной деятельности, играм. Основным звеном работы организатора досуга в Швеции являются детские рекреационные центры и подростковые клубы. Они пользуются особой популярностью у подростков 13–17 лет. В 1986–88 гг. в Стокгольме был разработан демократический проект подростковых центров досуга, в основе которого лежала идея самоуправления. Члены клуба и педагоги получили равные права, причем взрослые лишались права запретов на самостоятельную деятельность детей в рамках Центра. И педагоги, и члены клуба вместе распоряжались финансами, определяли направления деятельности, разрабатывали и претворяли в жизнь различные проекты. При этом между педагогами досугового Центра, подростками-членами клуба и местными политиками заключался договор, гарантирующий строгое соблюдение добровольно принятых на себя обязательств. В основу деятельности Центра положены три запрещающих принципа: нет расизму, нет насилию, нет наркотикам.

Много анимационных программ реализуется в последнее десятилетие в американских общинах. Большой интерес представляет, например, проект «Годард-риверсайд» (г. Нью-Йорк). «Программа творческих искусств» представлена различными студиями, клубами и выставками, которые организуются аниматорами совместно с молодыми людьми. Очень популярны свободные занятия и летние концерты, театр, танцевальные представления, вечера камерной музыки в частных домах и пр. Большую популярность в рамках этого проекта приобрел также ежегодный «Лагерь добрых встреч», организуемый для представителей разных поколений. В лагере используются различные формы отдыха, например, африканские танцы, театр импровизации, йога, путешествия на плотах, собственная газета, дискуссионные клубы, занятия театральным искусством, танцами, художественным творчеством, клуб общения и многое другое.

Родиной социальной анимации в Европе традиционно считается Франция. Именно во Франции существует известное во всем мире движение обучения активным методам воспитания (CIMEA). В его состав входят многочисленные объединения, ассоциации и конференции, которые организуют каникулы и досуг школьников, например: Французский союз центров каникул; Французская лига непрерывного обучения и воспитания; Федерация воспитательных возможностей и каникул национального образования; Центральная организация лагерей и молодежного туризма.

Особенно популярными во Франции являются «Центры досуга и каникул». Они обеспечивают полноценный отдых и воспитание учащихся в их свободное время. Центрами организуется разнообразная деятельность детей и подростков на воздухе: туризм, посещение исторических мест, ночевки на природе, спортивные игры, художественно-эстетическая и научно-техническая деятельность, развитие творчества и воображения. В распоряжении детей находятся художественные салоны, гимнастические залы, игровые и спортивные площадки, бассейны, библиотеки, игротеки и даже рестораны со специально оборудованными кухнями для изучения поварского искусства и др. Одним из наиболее крупных современных центров воспитания детей и молодежи во Франции стал городок Виллет, открытый в Париже в 1986 году, включающий в себя пять составных частей: «Парк», «Городок науки и техники», «Зенит», «Большой холл» и «Городок музыки». Руководство центра основные задачи своей деятельности видит в следующем: стараться будить в детях удивление, очарование, мечту, удовольствие; привить им желание пробовать свои силы, углублять знания.

В целом, анализ международной практики социокультурной и педагогической анимации, ее содержания, форм и методов свидетельствуют о том, что в странах различного уровня развития и культурных традиций много общего. Многоаспектность проблемы человека в современном мире требует обобщения и интеграции всех наиболее ценных и конструктивных идей, практических новаций, выработанных в мире с целью адаптации и возможного использования их в условиях России. Современная отечественная социально-педагогическая практика досугового воспитания детей, подростков, юношества опирается на глубоко укоренившиеся представления ученых и практиков о системе внешкольного воспитания, которая сформировалась в советский период отечественной педагогики.

В настоящее время в практике социально-воспитательной работы с детьми и молодежью все более выделяется самостоятельный детско-юношеского досуга как сферы общественного воспитания, для обозначения которой с начала XXI века используется термин «детский отдых и оздоровление». Указанный термин постепенно закрепляется в соответствующих нормативно-правовых актах, призванных регламентировать государственную защиту прав детей в указанной сфере.

Современность и важность проблемы досуга детей, подростков и молодежи отражена в целом ряде современных российских законов и подзаконных актов. Данное обстоятельство в полной мере может свидетельствовать о формировании социально-педагогической системы педагогической анимации, однако сам термин «анимация» как организационно-оформленная и функционально-конкретизированная деятельность учреждений, специализирующихся на педагогической организации детского и молодежного досуга в нормативно-правовых источниках не встречается. Следует отметить, что принятые законы носят декларативный характер и вступают в противоречие друг с другом, так как касаются различных сфер социального воспитания.

В основу современного правового регулирования проблем воспитания детей и молодёжи, частью которого является досуг, положен Федеральный Закон «Об образовании», в котором раскрывается идея обновления воспитания молодого поколения на основе гуманистических ценностей. Учитывая непосредственную связь досуга и образования, следует отметить, что именно в 90-е годы в системе образования стали происходить необратимые процессы из-за социальных проблем детей и молодёжи: наметилась тенденция сокращения контингента учащихся общеобразовательных школ, дальнейшее разрушение связи школа-семья и как следствие, спад жизненного уровня молодёжи – главной репродуктивной силы общества. Отмеченные причины, таким образом, не могли не отразиться на качестве детско-юношеского и молодёжного досуга. Заметим, что в ряде правительственных документов зафиксирована позиция государства о том, что педагогическая организация досуга детей и молодёжи должна осуществляться на всех общественных уровнях: семья, школа, неформальные общности, социум. Закон отражает социальную и культурно-преобразующую роль образования, как основного общественного института в вопросах досугового воспитания. Следствием такого подхода может стать взаимодействие всех социальных институтов, призванных сформировать управляемое досуговое поле под эгидой образования. Эта же мысль нашла отражение в «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации» (2000 г.), согласно которой система образования призвана обеспечить «…разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, формирование навыков их самообразования и самореализации личности и пр.».

В современной России предпринимаются серьезные попытки утверждения принципа поддержки и реализации законов и конкретных программ, направленных на укрепление воспитания, в том числе и сферы отдыха, оздоровления и досуга детей. Так «Государственный социальный заказ», принятый Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в 1998 г., рассматривает сферу образования в контексте создания всемерных условий для полноценного развития личности, включая вопросы организации свободного времени: просветительскую деятельность, культуру, искусство, физическую культуру и спорт. Однако в виде нормативно-правового акта он не был принят как программное руководство к действию, поскольку в нем отсутствовало описание его финансового обеспечения и научно-методического сопровождения реализации. В целом можно констатировать, что системный подход в вопросах реализации досуговой деятельности присущ системе образования как отрасли, где четко сформулированы принципы, методы, подходы, программы и т.д. по воспитанию, в том числе по организации досуга подрастающего поколения в рамках дополнительного образования. Именно поэтому выражением государственной политики в области организации детского досуга стала принятая Концепция модернизации структуры и содержания Российского образования до 2010 года. В отличие от других ранее принятых документов в Концепции сформулированы основные требования ко всей системе образования: создание здоровьесберегающей среды, формирование ценностно-смысловой ориентации детей, воспитание их гражданственности, социального взаимодействия, толерантности. Концепция практически впервые дает развернутую характеристику досуга в образовательных учреждениях всех видов в контексте развития культурно-досуговых компетентностей учителей и школьной молодежи. Данный документ взят в качестве базового по формированию в дальнейшем модели организации досуговой деятельности, как в системе образования всех уровней, так и в социуме на основе ее интеграции. В частности в Федеральной программе «Дети России» акцентируется внимание на организации досуговой деятельности детей и молодежи школьного возраста как условия развития дополнительных возможностей всей системы образования.

Анализ нормативно-правовых источников показал, что одним из значимых источников организации досуга детей, подростков и юношества является система дополнительного образования, которая предоставляет значительные возможности для современного решения задач воспитания детей и молодежи. Особое значение получает разработка региональных программ развития дополнительного образования, в которых реализуется концепция досугового образования по уровням и видам дополнительного образования. Появились новые типы образовательных учреждений, задачей которых является защита ребенка, обеспечение его прав на свободное развитие в соответствии с Конвенцией ООН. На основании решения коллегии Министерства образования РФ в 1994 г. «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования» сфера дополнительного образования стала рассматриваться как инновационная, выявляющая перспективы развития вариативного образования, способствующая созданию социальных и образовательных институтов. В этой связи сформировалась целая система, способная охватить новыми досуговыми формами работы детей и подростков. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233 »Об утверждении типового положения об образовательных учреждения дополнительного образования детей» заложило основу создания условий для развития системы воспитания в образовательных учреждениях. В рамках этого постановления была утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002–2005 годы, включая мероприятия по ее реализации.

Таким образом, следует заключить, что основной задачей системы дополнительного образования стало создание условий для самовыражения детей и молодежи в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятий спортом, однако указанные нормативно-правовые акты о развитии дополнительного образования не содержат специально разработанных моделей организации досуга.

В последнее десятилетие прошлого века принят ряд документов, затрагивающих некоторые аспекты досуга детей и молодежи в смежных областях деятельности: культуры, спорта, молодежной политики. В частности, Концепция развития культуры и искусства РФ (1995 г.) фиксирует эффективность управления в культуре, которая определяется условиями, обеспечивающими преемственность и эволюционность социокультурного развития, равенства прав и возможностей всех граждан, а также социальных групп, участвующих в производстве и потреблении культурных благ. Этот документ придает особое значение ответственности отрасли культуры за духовное развитие молодого поколения и осмысление места досуга в данной области. Отметим, что каких-либо серьезных документов на государственном уровне, касающихся непосредственно проблем досуга детей и молодежи, отдельно принято не было, поэтому в качестве базовой основы для конструирования досуговой деятельности в учреждениях культуры остаются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1993 г.).

Некоторые аспекты досуга наиболее полно были отражены в правительственных и отраслевых документах, формирующих молодежную политику: распоряжении Комитета по делам молодежи РФ от 26.02.96 г. «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» (вместе с «Положением о порядке формирования Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой», «Положением о порядке выделения субсидий молодежным и детским объединениям», «Положением о порядке проведения конкурса проектов (программ) молодежных и детских объединений на соискание государственных грантов») и т. д., в которых положено начало формирования молодежной политики в разных аспектах на государственном уровне. В продолжение начатых мероприятий по поддержке молодежи можно отнести приказ Министерства образования и науки РФ от 15.11.2002 г. «О проведении конкурса среди организаций (учреждений) на присвоение специального статуса опорно-экспериментальной площадки по реализации подпрограммы «Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране». Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений» осуществлялась в рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)», которая пролонгирована до настоящего времени.

Эти документы, внесли дополнительный вклад в развитие детского и молодежного общественного движения, где досуг рассматривается как воспитательная и культурно-преобразующая ценность. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 г. «О дополнительных мерах поддержки молодёжи в Российской Федерации» даёт общие ориентиры организации свободного времени в связи с необходимостью расширения сети учреждений дополнительного образования, которые являются элементом адаптации молодёжи к культурно-творческой деятельности, а также к другим учреждениям социокультурной направленности.

В целом, проблемы организации досуга, оздоровления детей и молодёжи в последние годы становятся одним из приоритетных направлений социальной политики РФ. Однако недостаточное количество социокультурных, спортивных и других объектов отдыха и оздоровления детей, подростков и молодёжи, слабое материально-техническое оснащение учреждений, не отвечающее уровню потребностей современной молодёжи, оказывают влияние на содержание работы социально-досуговых учреждений и препятствуют исполнению декларированных государством нормативно-правовых актов.

В последние годы все чаще сфера детского отдыха и оздоровления рассматривается как самостоятельный сегмент рыночных отношений в сфере услуг, что в значительной степени определяет специфику деятельности инновационных досуговых оздоровительно-образовательных учреждений. Указанные учреждения развиваются на основе внедрения рыночных отношений и современного менеджмента. Финансовые и юридические отношения в культурно-досуговой сфере стали изменяться, в том числе, и в результате расширения прав местного самоуправления в рамках Закона РФ «О местном самоуправлении» (1995 г.). Практически каждый субъект социума (дома культуры, кинотеатры, музеи, выставочные залы, учреждения дополнительного образования, школьные и внешкольные учреждения, спортивные и досуговые центры и т. д.) приобретают не только экономическую свободу и самостоятельность, но и формируют собственные варианты организации досуга детей и молодёжи с учётом региональных традиций и финансовых возможностей (культуры, обычаев, истории и т. д.), но общегосударственного финансово-экономического регулирования досуга в интересах общества не предусмотрено. Отсутствует также обязательная государственная экспертиза указанных учреждений, их лицензирование и аттестация, что, несомненно, отражается на качестве оказываемых услуг.

Формирование целостной социально-педагогической системы по организации детско-юношеского досуга является настоятельной потребностью современного российского общества, однако этот процесс представляется длительным и полиструктурным, осуществляется различными социальными и государственными институтами и во многом зависит от последовательности и преемственности как в вопросах государственной политики относительно указанной сферы, так и в отражении данной проблематики в педагогической теории и практике. Однако в современной России отсутствует чёткое представление о целостности системы досугового воспитания детей и молодежи. Одной из причин можно назвать отсутствие отдельного законодательного акта устанавливающего базовые нормы, которые бы определяли сущность государственной досуговой политики, компетенцию государственных федеральных органов исполнительной власти в данной области, регулирование правоотношений в данной области.

О развитии отечественной практики досугового воспитания подрастающего поколения в новых исторических условиях свидетельствуют конкретные факты организации детского отдыха и оздоровления на основе активного использования традиций общественного воспитания во внешкольной и каникулярной деятельности, а также разработка и внедрение инновационных форм отдыха и оздоровления школьников. К таким фактам можно отнести обновленную систему научно-методического и организационно-практического обеспечения деятельности Всероссийского детского центра «Орленок», отраженную в Концепции деятельности ВДЦ «Орленок» до 2010 года как Федерального центра развития, воспитания, оздоровления и образования детей. Динамично развивается система детского отдыха и оздоровления в различных регионах РФ с использованием потенциала возрожденных и обновленных детских оздоровительно-образовательных лагерей (ДОЛ). Можно особенно отметить активное развитие такой системы в Костромской, Новосибирской и Липецкой областях, Ярославле, Челябинске, Тюмени, Санкт-Петербурге, Москве, Краснодарском крае и др. В последние годы активно возрождаются лагеря с дневным пребыванием детей при школах, центрах детского творчества, клубах по месту жительства. В периодической печати и научно-методических сборниках представлен опыт организации таких лагерей в Сургутском районе, Ханты-Мансийском автономном округе, Омской и Новосибирской областях и др.

Следует также отметить создание локальных, региональных и межрегиональных профессиональных ассоциаций организаторов детского досуга и отдыха: Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху»; Новосибирская региональная ассоциация общественных организаций по защите прав ребенка на отдых и развитие «ДАР»; Общероссийская ассоциация общественных объединений «Дети Плюс» и др.

Под эгидой указанных общественно-профессиональных объединений проходят научно-практические конференции, семинары, форумы и другие мероприятия, свидетельствующие о росте общественной значимости и популярности сферы детского отдыха и оздоровления и ее проблематики в современной педагогической теории и практике. Межрегиональная ассоциация организаторов детского отдыха и оздоровления «Содействие детскому отдыху» при поддержке Министерства образования и науки РФ с конца 90-х годов ХХ века проводит ежегодные Всероссийские встречи организаторов детского отдыха, в рамках которых ученые и практики осуществляют консультации, профессиональные дискуссии и прочие мероприятия, которые отражаются в ежегодных научно-методических сборниках и на сайте организации.

В 2008 г. в г. Новосибирске региональная ассоциация общественных организаций по защите прав ребенка на отдых и развитие «ДАР» при поддержке Федерального агентства по образованию, Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, Администрации Новосибирской области, провела I форум детских лагерей Сибири, в рамках которого состоялась научно-практическая конференция в Новосибирском государственном педагогическом университете.

В последние годы происходит постепенное распространение образцов инновационного опыта педагогической организации детско-юношеского досуга и каникул школьников, в котором находят отражение результаты современных психолого-педагогических исследований в указанной области. С 1993 года под руководством и при непосредственном участии д.п.н., проф. И. Д. Демаковой действует международный проект по организации отдыха и оздоровления детей различных национальностей, детей-сирот и инвалидов, а также детей из многодетных и неполных семей. Указанный проект реализуется в рамках общественной некоммерческой организации «Российское общество Януша Корчака» и называется корчаковский лагерь «Наш дом». Уникальность проекта заключается в том, что лагерь не имеет собственной материально-технической базы, каждый год во время каникул педагоги организуют отдых и оздоровление воспитанников в новых географических и историко-культурных регионах нашей страны и мира. Неизменными остаются: целевые установки, концептуальные основания, преемственность в подборе педагогических кадров, технологическое обеспечение ежегодно обновляемых программ. Опыт и основные идеи лагеря «Наш дом» освещены И. Д. Демаковой в отечественных и зарубежных профессиональных изданиях.

С 90-х годов ХХ века в Новосибирске реализуется авторский проект организации школьных каникул А. А. Данилкова «Зажги звезду», в рамках которого наряду с традиционными формами работы с детьми используются анимационные технологии, обладающие определенным психотерапевтическим потенциалом. Проект позволяет не только организовывать развивающий досуг школьников и обеспечивать высокий уровень их творческих проявлений, но также способствует решению многих психоэмоциональных проблем у детей. Результаты многолетнего внедрения проекта «Зажги

Наши рекомендации