Средства физической культуры в поддержании, укреплении и созидании здоровья.
Понятие физического упражнения. Средства физической культуры, играющие первостепенную роль в сохранении и укреплении здоровья человека: физические упражнения; оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода); гигиенические факторы (личной и общественной гигиены).
Физические упражнения— это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Безусловно, что в сохранении и укреплении здоровья
человека первостепенную роль играют средства физической культуры (физической подготовки). К ним относятся:
- физические упражнения;
- оздоровительные силы природы (солнце, воздух и
вода);
- гигиенические факторы (личной и общественной гигиены);
-дополнительные средства (тренажеры, снаряды,
экипировка, аппаратура, медицинские препараты и т.д.).
Основным средством физической подготовки являются
физические упражнения, выполняемые с обязательным соблюдением норм и правил безопасности, гигиенических условий и активным использованием оздоровительных сил природы (НФП-2001).
Физические упражнения — это двигательные действия, по
форме и содержанию соответствующие задачам физической подготовки.
Отметим, что в спорте физические упражнения, с
психофизической точки зрения подразделяются на следующие группы:
1) виды спорта,
преимущественно развивающие отдельные физические качества:
- выносливость: спортивная ходьба, бег на средние и
сверхдлинные дистанции, велосипедный спорт, лыжные гонки и биатлон, плавание, спортивное ориентирование, триатлон и др.;
- силу и скоростно-силовые качества: тяжелая атлетика,
гиревой спорт, атлетическая гимнастика, легкоатлетические метания (копья,
диска, молота), толкание ядра и прыжки;
- быстроту: короткие дистанции в легкой атлетике (бег
100 и 200 м,
бег с барьерами 100 и 110 м),
конькобежном спорте (бег на 500
м), велоспорте (ряд коротких дистанций на треке), в фехтовании,
боксе и других единоборствах, в целом ряде спортивных игр;
- ловкость (координацию движений): спортивная
акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание, спортивные игры;
2) виды спорта
комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся:
- единоборства (бокс, различные виды борьбы, виды
восточных единоборств, фехтование);
- спортивные игры (практически все виды);
- многоборья (легкоатлетические многоборья,
современное пятиборье, многоборья из национальных видов спорта, триатлон);
3) нетрадиционные системы физических упражнений (атлетическая, ритмическая гимнастика, «стретчинг» - физические упражнения, направленные на растягивание
мышц и повышение подвижности суставов, улучшение гибкости; восточные системы (ушу, йога, каратэ, цигун, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, комплекс
специальных упражнений для глаз Э.С.Аветисова и др.).
Оздоровительные силы природы являются важным средством
физической подготовки.
Такие природные факторы, как солнечная радиация,
свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья,
закаливания и повышения работоспособности человека.
Оздоровительные силы природы используются в процессе физического
воспитания в двух направлениях:
- как сопутствующие условия (занятия на открытом
воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических
упражнений;
- при
организации специально дозированных процедур (сеансы закаливания, солнечные и
воздушные ванны).
Физические упражнения в сочетании с естественными
факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных
воздействий внешней среды.
Закаливание — важное средство профилактики негативных
последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое
применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний в 2…5
раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.
Соблюдение гигиенических правил в процессе физической
подготовки усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.
В процессе занятий физической подготовкой и спортом
следует придерживаться следующих правил и требований личной гигиены, обязательных для каждого культурного человека: гигиена тела, одежды, обуви.
Дополнительные средства физической подготовки (тренажеры,
снаряды, экипировка, аппаратура, медицинские препараты и т.д.) используются с
целью увеличения дополнительной нагрузки на организм, создания неординарных условий тренировки и эффективных методов контроля за состоянием здоровья и его
своевременного восстановления.
Природные факторы (естественные силы природы). К природным факторам относят: солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, движение и ионизация воздуха, изменение атмосферного давления и др. Эти явления вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
Использование природных факторов в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям:
1. Природные факторы как сопутствующие факторы, создающие при грамотном учете их действия наиболее благоприятные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека.
2. Природные факторы как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию природных факторов является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении рациональной дозы следует учитывать особенности занимающихся и характер педагогических задач.
Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности отечественной системы физической культуры. Их задача — сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека.
Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:
1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общественной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физическими упражнениями.
2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т. п.).