Средства физической культуры в поддержании, укреплении и созидании здоровья.

Понятие физического упражнения. Средства физической культуры, играющие первостепенную роль в сохранении и укреплении здоровья человека: физические упражнения; оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода); гигиенические факторы (личной и общественной гигиены).

Физические упражнения— это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организо­ваны по его закономерностям.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это сово­купность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, сте­пень проявления физических качеств и т.п.).

Безусловно, что в сохранении и укреплении здоровья
человека перво­степенную роль играют средства физической культуры (физической под­готовки). К ним относятся:

- физические упражнения;

- оздоровительные силы природы (солнце, воздух и
вода);

- гигиенические факторы (личной и общественной гигиены);

-дополнительные средства (тренажеры, снаряды,
экипировка, аппара­тура, медицинские препараты и т.д.).

Основным средством физической подготовки являются
физические упражнения, выполняемые с обязательным соблюдением норм и правил безопасности, гигиенических условий и активным использованием оздоро­вительных сил природы (НФП-2001).

Физические упражнения — это двигательные действия, по
форме и содержанию соответствующие задачам физической подготовки.

Отметим, что в спорте физические уп­ражнения, с
психофизической точки зрения подразделяются на следующие группы:

1) виды спорта,
преимущественно развивающие отдельные физиче­ские качества:

- выносливость: спортивная ходьба, бег на средние и
сверхдлинные дистанции, велосипедный спорт, лыжные гонки и биатлон, плавание, спор­тивное ориентирование, триатлон и др.;

- силу и скоростно-силовые качества: тяжелая атлетика,
гиревой спорт, атлетическая гимнастика, легкоатлетические метания (копья,
диска, молота), толкание ядра и прыжки;

- быстроту: короткие дистанции в легкой атлетике (бег
100 и 200 м,
бег с барьерами 100 и 110 м),
конькобежном спорте (бег на 500
м), вело­спорте (ряд коротких дистанций на треке), в фехтовании,
боксе и других единоборствах, в целом ряде спортивных игр;

- ловкость (координацию движений): спортивная
акробатика, гимна­стика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание, спортивные игры;

2) виды спорта
комплексного, разностороннего воздействия на орга­низм занимающихся:

- единоборства (бокс, различные виды борьбы, виды
восточных еди­ноборств, фехтование);

- спортивные игры (практически все виды);

- многоборья (легкоатлетические многоборья,
современное пятиборье, многоборья из национальных видов спорта, триатлон);

3) нетрадиционные системы физических упражнений (атлетическая, ритмическая гимнастика, «стретчинг» - физические упражнения, направленные на растягивание
мышц и повышение подвижности суставов, улуч­шение гибкости; восточные системы (ушу, йога, каратэ, цигун, дыхатель­ная гимнастика А.Н.Стрельниковой, комплекс
специальных упражнений для глаз Э.С.Аветисова и др.).

Оздоровительные силы природы являются важным средством
физиче­ской подготовки.

Такие природные факторы, как солнечная радиация,
свойства воздуш­ной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья,
закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы используются в процессе физиче­ского
воспитания в двух направлениях:

- как сопутствующие условия (занятия на открытом
воздухе, в усло­виях горного климата), усиливающие воздействие физических
упражне­ний;

- при
организации специально дозированных процедур (сеансы зака­ливания, солнечные и
воздушные ванны).

Физические упражнения в сочетании с естественными
факторами за­каливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду не­благоприятных
воздействий внешней среды.

Закаливание — важное средство профилактики негативных
последст­вий охлаждения организма или действия высоких температур. Системати­ческое
применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний в 2…5
раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Соблюдение гигиенических правил в процессе физической
подго­товки усиливает положительный эффект физических упражнений. Требо­вания гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

В процессе занятий физической подготовкой и спортом
следует при­держиваться следующих правил и требований личной гигиены, обязатель­ных для каждого культурного человека: гигиена тела, одежды, обуви.

Дополнительные средства физической подготовки (тренажеры,
сна­ряды, экипировка, аппаратура, медицинские препараты и т.д.) использу­ются с
целью увеличения дополнительной нагрузки на организм, создания неординарных условий тренировки и эффективных методов контроля за состоянием здоровья и его
своевременного восстановления.

Природные факторы (естественные силы природы). К природным факторам относят: солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, движение и ионизация воздуха, изменение атмосферного давления и др. Эти явления вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

Использование природных факторов в процессе физи­ческого воспитания осуществляется по двум направлениям:

1. Природные факторы как сопутствующие факторы, со­здающие при грамотном учете их действия наиболее благоприят­ные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм чело­века.

2. Природные факторы как относительно самостоя­тельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти про­цедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект вос­становления.

Одним из главных требований к использованию природных факторов является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении ра­циональной дозы следует учитывать особенности занимающихся и ха­рактер педагогических задач.

Гигиенические факторы являются решающими в реализа­ции принципа оздоровительной направленности отечественной систе­мы физической культуры. Их задача — сделать занятия физи­ческими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:

1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общест­венной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физиче­скими упражнениями.

2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воз­духа, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое об­лучение и т. п.).

Наши рекомендации