Оценка и развитие местной программы обучения

Учебное заведение должно оценивать образование, которое оно предоставляет, и его влияние, а также принимать участие во внешней оценке своей работы. Целью как внутренней, так и внешней оценки является поддержка развития образования и улучшение условий обучения[11]. Частью этой обязанности являются проверка, регулярная оценка и разработка местной программы обучения и годового плана. В своих самооценках организатор образовательных услуг и школы могут опираться на результаты национального оценивания, проекты развития и национальные критерии качества для общего среднего (базового) образования[12]. Взаимодействие с учащимися, родителями (законными представителями) и другими участниками образовательного процесса способствует прозрачной и конструктивной самооценке.

При изменении государственной обязательной программы образования, соответствующие изменения должны быть внесены в местную программу образования и реализованы на практике. Учебное заведение также может пересмотреть свою программу обучения и улучшить ее качество и эффективность с учетом местных потребностей и опираясь на результаты ее разработки.

1.4 Подготовка местной программы обучения и ключевые решения, продвигающие образование

Местная программа обучения и дополняющие ее годовые планы, а также любые другие планы, подготавливаются способом, выбранным учебным заведением и в соответствие с целями и принципами, описанными выше. Организатор образовательных услуг может делегировать принятие решений, связанных с программой обучения, школам и подготовить программы обучения для конкретной школы.

Настоящий раздел определяет решения, относящиеся к программе обучения, и элементы, которые должны быть описаны в программе обучения, должны решаться на местах и которые не рассматриваются где-либо еще в настоящем документе. Каждый основной раздел Государственной обязательной программы обучения более подробно определяет элементы, которые должны быть решены и описаны в местной программе обучения в отношении темы, рассматриваемой в разделе.

Учебное заведение должно решать вопросы и принимать решения в действующем порядке, относящемся к подготовке программы обучения:

- будет ли местная программа обучения общей для всех школ, полностью или частично применимой к отдельным школам, региональной или будет выбрано какое-либо другое решение;

- языки обучения, для которых будет подготовлена и утверждена программа обучения (обучение проводится на финском, шведском языках, на языке саами, или, если необходимо, на другом языке);

- структура программы обучения и порядок изучения тем; форма публикации программы обучения;

- как сотрудники, учащиеся и родители (законные представители) участвуют в подготовке, оценке и разработке программы обучения, и как учитываются возможности участия родителей (законных представителей) в различных жизненных ситуациях;

- как для подготовки программы обучения будет организовано взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями и другими службами раннего воспитания, а также с учебными заведениями, предоставляющими образовательные услуги на этапах образования и обучения, следующих за общим средним (базовым);

- какие другие стороны будут участвовать в подготовке и реализации программы обучения, и как будет организовано такое взаимодействие;

- как при подготовке программы обучения будут учитываться местные особенности и потребности, информация, полученная в результате оценки и разработки, местные цели развития и другие местные программы.

Учебное заведение должно принять решения в отношении следующих аспектов, связанных с подготовкой и разработкой программы обучения, и описать их в программе:

- как связать разделы, касающиеся благосостояния учащихся и взаимодействия между семьей и школой, с разделами о сотрудничестве с муниципальными органами социальной защиты и здравоохранения;

- как контролируется реализация программы обучения, и как программа обучения оценивается и разрабатывается;

- какие местные планы и программы дополняют и способствуют реализации основной программы обучения (например, план утренних и дневных занятий, программа устойчивого развития, программа гендерного равенства, план культурного образования, стратегия использования ИКТ).

Учебное учреждение должно принять и описать в программе решения, относящиеся к организации обучения:

- как продвигается единоструктурное базовое образование и взаимодействие в отношении переходных этапов (в рамках общего среднего (базового) образования, в дошкольных и других образовательных учреждениях начального уровня, а также в учебных заведениях, представляющих этапы, следующие за общим средним образованием);

- будет ли образование или его часть организовано как многоуровневое обучение (см. также разделы 5.4 и 5.6);

- будет ли образование или его часть организовано как обучение, подразумевающее переход из класса в класс, или как форма обучения, не подразумевающая деления на классы, основанная на индивидуальных планах обучения учащихся (см. также разделы 5.4 и 5.6);

- будет ли образовательный процесс в основном включать обучение по отдельным предметам, или он будет полностью или частично предусматриваться как интегративное обучение; что является основной особенностью возможного интегративного обучения;

- сколько учебных часов в каждом классе выделяется для основных предметов, предметов по выбору по творческим и практическим дисциплинам и для предметов, которые являются факультативными для учащихся, согласно требованиям Правительственного Указа (местное распределение учебных часов)[13]; - на каком языке в учебном заведении преподается программа, в каком классе начинается обучение на других языках (см. также разделы по второму государственному языку и иностранным языкам и Раздел 12);

- какие факультативные предметы предлагаются учащимся, и в каких классах они преподаются (см. также Раздел 12);

- какое возможное обучение выделяется и как оно реализуется; как такое выделение отражается на распределении учебных часов, целях и содержании образования (см. также Раздел 12);

- как организовано направляющее консультирование;

- план направляющего консультирования описывает организационную структуру направляющего консультирования, его рабочие методы, разделение труда и ответственности, а также межотраслевые системы, взаимодействие между семьей и школой, взаимодействие с трудовой деятельностью и мероприятия по знакомству учащихся с трудовой деятельностью (см. также описание задачи направляющего консультирования, включенные в разделы по этапам обучения в разделах 13-15).

2 Общее среднее (базовое) образование как основа общих знаний и умений

Базовое общее среднее образование составляет основу общих знаний и умений учащихся. Местный орган обязан организовать базовое образование для детей в возрасте, подразумевающем получение обязательного образования, проживающих на его территории [14] . Обязательства, предписывающие обеспечение общего среднего образования, указаны в Конституции Финляндии, Законе и Указе об общем среднем (базовом) образовании, Правительственных Указах и Государственной обязательной программе обучения. При обеспечении образования также принимаются во внимание обязательства, берущие свое начало в других законодательствах и международных соглашениях, в которых Финляндия является стороной. Базовое (общее среднее) образование основывается на общих основообразующих ценностях и общей концепции обучения.

2.1 Обязанности, направляющие организационную структуру образования

Базовое образование регулируется общей правовой базой, предусмотренной в Законе об общем среднем (базовом) образовании. Образование предоставляется в соответствие с возрастом и способностями учащихся так, чтобы способствовать их здоровому росту и развитию. Учебное заведение должно взаимодействовать с родителями учащихся[15].

Учащийся имеет право на обучение в соответствие с программой обучения, на направляющее консультирование, на достаточную поддержку в обучении и помощь с посещаемостью школы, если возникнет такая необходимость[16]. Учебные группы (классы) должны быть сформированы таким образом, чтобы цели, заданные в программе, могли быть достигнуты в процессе преподавания и обучения[17] . Само обучение, а также все необходимые учебники и другие обучающие материалы, школьное оборудование и инструменты должны быть бесплатными для учащегося. Учащийся также имеет право на бесплатное социальное обеспечение, необходимое для получения образования, и на установленные общественные льготы и услуги для учеников[18]. Формирование благополучия учащегося предписывается Законом о благополучии школьников и студентов[19]. Учащийся имеет право на безопасную образовательную среду[20]. Учащийся, получающий общее среднее образование, должен быть обеспечен сбалансированным и надлежащим образом организованным бесплатным питанием каждый учебный день. Обеденные перерывы должны проходить под наблюдением[21].

В соответствие с Конституцией Финляндии и Законом о недопущении дискриминации, никто не может подвергаться дискриминации на основании пола, возраста, этнического или национального происхождения, национальности, языка, религии, убеждения, мнения, сексуальной ориентации, состояния здоровья, инвалидности или других личных качеств[22]. Закон о равенстве между женщинами и мужчинами обязывает все учебные заведения обеспечивать женщинам и мужчинам равные возможности для образования и обучения. Само обучение и используемые учебные материалы должны способствовать достижению целей

Закона24.

Также при предоставлении образования должны приниматься во внимание количество и качество преподавательского состава, безопасность, гигиена и охрана труда, использование личных данных персонала, открытость, защита личных и авторских прав и правила, применяемые для проверки криминального прошлого персонала, работающего с детьми.

Всеобщая декларация ООН о правах человека дает историческую и этическую базовую интерпретацию прав человека и их значения25. Финляндия участвует в ряде международных соглашений по правам человека, требующих от государства предоставления возможностей для обучения и благополучия каждого ребенка. Ключевые соглашения включают Конвенцию о правах ребенка, Международную конвенцию по экономическим, социальным и культурным правам (так называемую ESC конвенцию), Европейскую конвенцию по правам человека и Конвенцию по правам лиц с ограниченными возможностями[23]. В целях защиты прав народов саами, также принимается во внимание Декларация ООН о правах коренных народов[24].

Правовая основа для получения общего среднего (базового) образования также содержится в Декларации ООН о правах ребенка. Согласно Декларации, те, кто работает с детьми и для детей обязаны придерживаться основных принципов Конвенции, которыми являются равенство и недопущение дискриминации, рассматривание интересов ребенка в качестве первостепенных, право на защиту, уход и развитие, право ребенка на выражение мнения и право быть услышанным и уважение взглядов ребенка. Каждый ребенок также имеет право на достойную жизнь и личное, физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие.

2.2 Основополагающие ценности общего среднего (базового) образования

Подготовка государственной обязательной программы обучения основана на следующих базовых ценностях.

Уникальность каждого учащегося и право на хорошее образование

Общее среднее (базовое) образование опирается на идею особой ценности детства. Каждый ученик является уникальным и ценным просто потому, что он или она существуют. Каждый ученик имеет право полностью раскрыть свой потенциал как человеческое существо и как член общества. Для достижения этого, учащиеся нуждаются в поощрении и индивидуальной поддержке, а также в возможности быть услышанными и оцененными в школьном сообществе. Им также необходимо чувствовать, что общество заботится об их обучении и благополучии. Не менее важным является опыт участия в общем деле и возможность работать вместе с остальными для улучшения функционирования и благосостояния общества. Каждый учащийся имеет право на хорошее образование и успехи в своем обучении. В процессе обучения учащиеся создают свою индивидуальность, они постигают гуманность, мировоззрение и философию жизни и ищут свое место в мире. В то же время, они приходят к пониманию самих себя, других людей, общества, окружающей среды и других культур. Исключение из процесса обучения означает, что права ребенка на образование не реализуются, что является угрозой его или ее здоровому взрослению и развитию. Общее среднее (базовое) образование создает предпосылки для непрерывного обучения, которое является основной частью построения достойной жизни.

Значению образовательных ценностей придается большое значение в мире, где системы ценностей детей и молодежи формируют информация, передаваемая через различные средства массовой информации, глобальные информационные сети, социальные средства и взаимоотношение со сверстниками. Обсуждение ценностных аспектов с учащимися побуждает учеников к определению ценностей и отношений, с которыми они сталкиваются и к их критическому восприятию. Учащиеся получают поддержку в выстраивании своих личных систем ценностей. Совместное размышление школы и семьи о ценностях и их взаимодействие, поддерживаемое такими практиками, способствует безопасности и целостному благополучию учащихся. Открытое и уважительное отношение персонала учебных заведений в отношении различных религий, взглядов, традиций и принципов образования лежит в основе конструктивного взаимодействия.

Наши рекомендации