Государственная обязательная программа обучения и местная программа обучения

Целью, которую преследует общее среднее (базовое) образование, является обеспечение равного и высококачественного образования и создание благоприятных условий для личностного роста, развития и обучения учащихся. Нормативная часть управляющей системы включает Закон и Указ об общем среднем (базовом) образовании, Правительственные Указы, Государственную обязательную программу обучения, местную программу обучения и годовые планы отдельных школ на их основе. Различные части этой системы совершенствуются для обеспечения адекватной реакции на изменения, происходящие в мире вокруг школы и с учетом того, что роль школы в построении устойчивого будущего может быть усилена в организационной схеме образования.

Государственная обязательная программа обучения сформулирована в соответствие с Законом и Указом о базовом образовании и Правительственными Указами, которые определяют цели образования и распределение учебных часов[1]. Обязательная программа обучения является государственным положением, выпущенным Министерством образования Финляндии, в соответствие с которым должны быть разработаны местные программы обучения[2]. Целью обязательной программы обучения является поддержка и управление предоставлением образования и школьной работой и содействие равной реализации всеобщего и единоструктурного базового образования.

Общее среднее (базовое) образование является по сути обучением и образованием, в котором цели и содержание различных элементов тесно связаны для формирования основы обучения и школьной культуры. По этой причине, обязательная программа образования содержит не только правила, применимые к ее целям и содержанию, но также описания, разъясняющие их. Там, где необходимо, обязательная программа обучения также содержит ссылки на законодательство, подкрепляющее нормы, изложенные в документе.

Местная программа обучения является важной частью управления образованием. Она играет ключевую роль в установлении и реализации государственных целей, задач и заданий, считающихся важными на местном уровне. Местная программа обучения закладывает общую основу и показывает направление ежедневной школьной работы. Она является стратегическим и педагогическим инструментом, определяющим стратегию работы учебного заведения и работы, проводимой школой. Программа обучения связывает работу школ с другой деятельностью на местах, направленной на благосостояние и обучение детей и молодежи.

1.2 Принципы подготовки местной программы обучения

Учебное заведение несет ответственность за подготовку и разработку местной программы обучения[3]. В программу обучения включены решения о реализации и организации учебного задания базового образования, указания, оценка и поддержка обучения, правила консультирования и благосостояние учеников, взаимодействие между семьей и школой и другая деятельность. Местная программа обучения дополняет и выделяет основные цели, стратегические моменты, которые направляют деятельность школ, ключевое содержание и другие аспекты, относящиеся к организации образования, определенные в программе обучения исходя из местных перспектив. При подготовке программы обучения учебное заведение принимает во внимание потребности учеников, местные особенности, результаты самооценки и мероприятия по развитию.

Целью программы обучения является содействие постоянному улучшению качества образования и укреплению непрерывности образования. Она лежит в основе перехода учащихся из дошкольного к общему среднему (базовому) образованию и от базового образования – к следующему этапу обучения. При ее подготовке должны учитываться другие местные программы, включая

• возможную программу обучения для воспитания и уходу за детьми раннего возраста;

• программу обучения для дошкольного образования;

• возможную программу обучения для подготовки к общему среднему образованию;

• возможный план утренних и дневных мероприятий;

• программу обеспечения благосостояния детей и молодежи, относящуюся к Закону об охране детства[4];

• муниципальную программу обеспечения равноправия, относящуюся к Закону о недискриминации5;

• возможное устойчивое развитие или программу культурного образования и любые другие сформулированные программы и решения, принятые учебным заведением, которые в особенности касаются образования, детей, молодежи и семьи.

Программа обучения должна быть отдельно принята для образования, осуществляемого на финском языке, на шведском языке, на языке саами и на других языках, если необходимо [5] . Общая местная программа обучения может быть подготовлена для всех школ одного и того же организатора образовательных услуг, или программа обучения может содержать некоторые разделы, являющиеся общими для нескольких организаторов образовательных услуг, применяемые в нескольких школах и/или какой-либо отдельной школой. Решение о том, каким образом должна быть подготовлена программа обучения, принимается учебным заведением. Несколько учебных заведений также могут договориться о взаимном сотрудничестве и общей региональной политике в отношении программы обучения.

При подготовке программы обучения должен приниматься во внимание тот факт, что обучение может быть либо предметно-основанным, либо интегративным. При выборе интегративного обучения, интегративная программа обучения также может быть сформулирована для разных этапов обучения.

Все индивидуальные планы для учащихся основаны на местной программе обучения[6]. Школьный годовой план определяет, каким образом программа обучения будет реализована в каждой школе в течение учебного года. Указ об общем среднем (базовом) образовании устанавливает обязанность информировать учащегося и несущих за него ответственность лиц (родителей или опекунов) о ключевых решениях, содержащихся в годовом плане[7].

Взаимодействие при подготовке программы обучения и годового плана способствует приверженности общим целям и согласованности обучения и образования. Учебное заведение должно обеспечить возможность участия своих работников в таком взаимодействии и всячески способствовать такому сотрудничеству между различными участниками образовательного процесса. Возможности для взаимодействия должны быть обеспечены независимо от способа подготовки программы обучения. В соответствие с Законом об общем среднем (базовом) образовании, возможность принимать участие в подготовке программы обучения и связанных планов также должна быть предоставлена учащимся[8]. Очень важно, чтобы законным представителям учащихся (родителям и опекунам) также предоставлялась возможность принять участие в работе над программой обучения, в подготовке годового плана и планировании деятельности школы, в частности, в отношении постановки целей образования, школьной культуры и сотрудничества между семьей и школой. Особое внимание уделяется методам такого участия, которые должны быть значимыми и осмысленными для родителей (законных представителей) учащихся, разнообразными, а также подстраиваться под этапы развития учащихся.

Взаимодействие с участниками образовательного процесса за пределами школы обогащают работу школы и связывают ее с жизнью общества в целом. Согласно Закону об общем среднем (базовом) образовании, учебные заведения должны предусмотреть в программе обучения разделы, которые касаются благосостояния ученика и взаимодействия между семьей и школой, а также сотрудничество с местными исполнительными социальными органами и органами здравоохранения[9]. Также необходимо гарантировать взаимодействие школы с другими административными властями с целью обеспечения посещаемости школы, безопасности и благосостояния всех учеников. Взаимодействие с другими организациями и различными специалистами должно улучшить качество программы обучения и работы школы.

Учащиеся имеют право (закрепленное в Законе об общем среднем (базовом) образовании) на получение общего среднего (базового) образования, в соответствие с программой обучения в течение всех учебных дней[10]. Учебное заведение должно гарантировать, что данное право реализуется, и каждый человек, работающий с учащимися, должен выполнять программу обучения, принятую учебным заведением, и соответствовать другим нормативам, определяющим его трудовую деятельность.

Наши рекомендации