Контекст или количество информации

В зависимости от того, насколько тесно культура связана с окружающим миром, Холл различает так называемые "НИЗКОКОНТЕКСТНЫЕ КУЛЬТУРЫ" и "ВЫСОКОКОНТЕКСТНЫЕ КУЛЬТУРЫ" (9, с. 44). Первые зависят от любой связанной с внешним миром ситуации и невербальной коммуникации, вторые виды культуры испытывают эту зависимость в гораздо меньшей степени. Поскольку в высококонтекстных культурах и без того очень много зависит от толкования окружающих коммуникацию обстоятельств, то по этой причине вербальная коммуникация в большинстве случаев отличается скорее непрямым характером и расплывчата. В низкоконтекстных культурах, напротив, внешняя среда незначительно воздействует на коммуникацию, и поэтому основной упор делается на вербальный ее вид.

Вежливая манера осуществления коммуникации, принятая азиатами, арабами, африканцами и латиноамериканцами, помогает им поддерживать гармонию во время переговоров. При этом на коммуникативное взаимодействие оказывает влияние также контекст. Для представителей бизнеса из стран Северной Европы, Германии, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии смысл сказанного содержится в их словах. Слушатель без труда поймет смысл высказанного предложения во время деловой встречи и контекст не имеет такого существенного значения.

Вся правовая система США является типичным примером низкоконтекстной культуры. Во время судебного процесса к рассмотрению принимаются только такие доказательства, которые не обладают подтекстом, который смог бы оставить пространство для субъективных толкований. Той же причиной объясняется огромная армия адвокатов, сопровождающих американцев на каждом этапе их жизни.

Если же сравнить значение договоров в культурах с высоким и низким контекстом, то не удивляет тот срок, который требуется для достижения соглашений в Японии или Китае. С западной точки зрения такая неторопливость может истолковываться в том смысле, что это время затрачивается на то, чтобы наилучшим образом проработать все условия договора и представить его оптимальный вариант. Но в Китае или Японии договор представляет собой своего рода вид постоянной работы "Work in Progress", т.е. при изменении внешних условий изменяется и сам договор.

Из ниже приведенной таблицы (рис. 6) хорошо видны различия взаимодействия этих культур со средой (контекстом).

Рисунок 6: Сравнение культур высокого и низкого контекста

Контекст или количество информации - student2.ru

По мнению Холла, к группе стран с высококонтекстным видом культуры относится Япония, Арабские страны, Китай, Корея, Вьетнам, страны Средиземноморья и Ближнего Востока. В этих странах с выраженной сетью социальных взаимосвязей внутри семей, между друзьями, коллегами, заказчиками и т.д. происходит постоянный оживленный обмен информацией. Наличие такого постоянного информационного обмена приводит к тому, что дополнительная коммуникация зачастую бывает излишней по причине ясности контекста. В высококонтекстных культурах информация заключена в человеке, а не в сообщении. Коммуникация носит общий характер и предполагает, что слушатель или читатель знают контекст и в состоянии понять сообщение почти сразу. В обществах с такими видами культур, например, в Китае, работники могут трудиться только на основе устного соглашения. При наличии письменного контракта не всегда можно ожидать, что в нем содержатся все детали. Контракт может быть легко пересмотрен с помощью нового устного соглашения между работодателем и работником, продавцом и покупателем.

США, Великобритания и Скандинавские страны, напротив, являются странами низкоконтекстных культур. Социальная сеть здесь не так плотна, поэтому для каждой коммуникации необходима дополнительная информация. В отличие от обществ с тесными социальными связями в таких странах, как Германия или США, все более или менее существенное записывается и условия контракта, которые могут быть оспорены в суде.

Отношение ко времени

Следующая группа параметров относится к восприятию времени в различных культурах. Много путешествующие деловые люди знают, что в различных культурах существует разнообразие подходов ко времени и деловым встречам (рис. 7). Существуют страны, где оговаривается точное время для проведения деловых встреч, и большое значение придается пунктуальности их соблюдения, вырабатывается порядок дня, и переговоры обычно не прерываются. Эти культуры ориентированы на задачу (task-oriented) и Холл называет МОНОАКТИВНЫМИ.

Рисунок 7: Виды культур

Контекст или количество информации - student2.ru

В отличие от них представители полиактивных культур занимаются несколькими делами одновременно, они словоохотливы и общительны, в общении стараются, прежде всего, наладить хорошие отношения с партнером (people-oriented). В ПОЛИАКТИВНЫХкультурах различные дела зачастую улаживают в одно и тоже время и смысловой акцент ставится не на соблюдение договоренностей о проведении встреч, а на самом общении с людьми и решении проблем (9, с. 17).

Клерк, обслуживающий клиента за стойкой, может легко отвлечься от своего основного занятия, чтобы ответить на вопрос другого посетителя. Менеджер будет продолжать говорить по телефону и задерживать посетителя, которому назначена встреча. Никто не будет смущен этими фактами. Гость, приглашенный на обед, может на него опоздать, поскольку его отвлекли более важные события. В некоторых обществах такое поведение может оцениваться как проявление крайнего неуважения, в обществах с полиактивным отношением ко времени – оно акцептируется и таким поступкам не придают значение.

Находящиеся в постоянном контакте представители полиактивных культур, как правило, хорошо информированы об интересующих их событиях или персоналиях на основе постоянного обмена информацией с широким кругом родственников, друзей и знакомых. В таких странах, как Испания, Италия или странах Латинской Америки, дружеское общение в неформальной обстановке является более быстрым и зачастую достаточно надежным средством получения информации нежели официальные СМИ.

В моноактивныхкультурах предпочтение отдается составлению графиков проведения встреч, которые могут следовать одна за другой, а также пунктуальности. Распорядок дня диктуется графиком. Если менеджер занят с посетителем, то он по возможности переключает свой телефон на секретаря и берет трубку только в экстренных случаях. Если же секретарь отсутствует, то сотрудник или игнорирует звонок, или же отвечает очень кратко, договариваясь о более позднем звонке. Для протекания встречи иногда важен даже не сам посетитель, а факт предварительной договоренности об ее проведении. Время рассматривается при этом как невосполнимый ресурс. Люди сравнивают его с деньгами, они говорят об "экономии времени", "сохранении времени", "предоставлении времени", "распределении времени" и его "растрачивании". Такой подход кардинальным образом отличается от полиактивного отношения ко времени, в соответствии с которым каждое дело можно осуществить в подходящий для него момент.

Не так обстоит дело с представителями моноактивных видов культур. Так, если бизнесмен из Скандинавии, прилетевший на встречу в Юго-Восточную Азию или ради нее отклонивший привлекательное предложение только для того, чтобы соблюсти договоренность, обнаружит, что назначивший ему встречу коллега уехал днем раньше, не дождавшись его, то он будет очень разочарован. Или же если человек, пунктуально планирующий свой рабочий день, встретится с невнимательным отношением другого служащего, который ведет длинные беседы по телефону и тем самым растрачивает его время, то он будет наверняка вынужден указать сотруднику на недопустимость такого отношения. Менеджер, не понимающий различий в восприятии времени представителями разных культур, рискует разрушить даже долголетнее сотрудничество с партнерами.

Рисунок 8. Моноактивный и полиактивный способы деятельности

Контекст или количество информации - student2.ru

Представители моноактивных культур собирают необходимую им информацию преимущественно из таких источников, как средства массовой информации, Интернет, различные отчеты и т.д. Это не означает, что они не прибегают к таким способам сбора информации, как наведение справок у коллег и знакомых, а может быть даже и принятие во внимание слухов. Однако, в сравнении с их коллегами из полиактивных культур, упор делается на официальные информационные источники и публикуемую информацию. Из таблицы (рис. 8) ясно видно, что поведение моноактивных менеджеров, фиксирующих свое внимание на выполнение временного графика, разительным образом отличается от поведения их полиактивных коллег (10, с. 78).

Пространство

Восприятие пространства также обладает специфическими особенностями, зависящими от культуры. Э. Холл был одним из первых исследователей в области изучения пространственных потребностей человека и установил существенные их отличия у представителей различных культур. Он ввел в научный обиход термин "ПРОКСЕМИКА", под которым подразумевал учение об использовании людьми пространства как культурного артефакта, организационной и коммуникативной систем (9, с. 7).

Холл считает, что для западного восприятия пространства характерен акцент на объектах, а не пространств между ними. В Японии воспринимаются промежуточные пространства, т.е. интервалы, находящиеся между объектами. Европейцы и североамериканцы меблируют свои помещения в большинстве случаев вдоль стен, подчеркивая их членение кантами и плинтусами. Японцы и китайцы предпочитают раздвижные стены, тем самым, позволяя себе использовать одни и те же пространства для различных целей. При этом используемая мебель и предметы используются не для создания естественных границ помещения, а для подчеркивания находящихся между объектами пространств.

Большое значение для осуществления межкультурной коммуникации играют зональные пространства между находящимися в контакте персонами, их называют еще "ПРОСТРАННСТВЕННЫЙ ПУЗЫРЬ". Холл различает следующие их виды:

  • интимная зона (15–46 см), т.е. расстояние, характерное для сексуального поведения и тесных эмоциональных контактов;
  • личная зона (46 см – 1,2 м): расстояние, отводимое для неформального и дружеского общения, предусматривающее также и телесный контакт, но без интимных прикосновений (похлопывание по спине, рукопожатия);
  • социальная зона (1,2 м – 3,6 м): расстояние, необходимое для коммуникации с коллегами, незнакомыми и малознакомыми людьми и деловых разговоров;
  • общественная зона (более 3,6 м): расстояние для контактов с находящимися выше по социальной лестнице или официальными лицами, а также с большими аудиториями.

В Латинской Америке, средиземноморских странах и некоторых арабских странах пространственный пузырь, как правило, меньше, нежели чем в Западной Европе, Северной Америке и Австралии. В Бразилии разговоры зачастую происходят на таком близком расстоянии, что западноевропеец или американец начинает испытывать значительный дискомфорт, что вынуждает его автоматически отступить назад или попытаться "спрятаться" за стулом или столом, в то время как бразилец будет все время пытаться сокращать это расстояние и устранять со своей дороги мешающие предметы. Таким образом, социальная дистанция в Латинской Америке как минимум частично соответствует интимной зоне западноевропейца.

Социальная дистанция для русских также меньше, чем у бизнесменов из США, хотя не такая близкая, как это принято в Латинской Америке. Для американцев близкое расстояние, т.е. интимная и личная зоны, составляет от 15 см до 1,2 метра, поэтому их общение даже с западноевропейцами может приводить к недоразумениям, т.к. они будут предпочитать большую дистанцию для бесед, чем это принято, скажем, в Дании. Бессознательное стремление датчанина уменьшить дистанцию будет расценено американцем как стремление оказать давление или сексуальный намек.

Исследование Э. Холла, как и большинства культурологов, занимающихся межкультурными различиями, представляло собой аналитическое рассмотрение различных культур. Возникает вопрос о количестве параметров, необходимых для охвата такого сложного явления, как культура. Поэтому наряду с аналитическим изложением появились различные эмпирические исследования культуры с применением статистического материала. Одной из первых таких работ явилось исследование Хофстеде.

Наши рекомендации