Билет 9. Сущность воспитания в целостном педагогическом процессе

Билет 11. Понятие о методах воспитания

Методы воспитания:

  • это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;
  • это пути достижения заданной цели воспитания;
  • это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

Существует большое количество методов воспитания. Рассмотрим их классификацию:

– словесные: воздействующие на сознание. К таким методам относятся рассказ, работа с книгой, разъяснение, словесное убеждение, сравнение, увещевание, ответы на вопросы, этические беседы, внушение, показ перспектив, обсуждение, дискуссия, диспут, авансирование доверия, оценка, аттестование, разбор, одобрение, неодобрение, осуждение, критика и т. д.;

– социально-педагогические:

средства педагогического действия: стимулирование, организацию перспективы, режим, правила поведения, моральный кодекс, клятву, гимн, ритуалы, традиции, символику коллектива, принуждение, подражание образцу, участие в совместной работе, условия коллегиальной зависимости, состязание (соревнование может быть индивидуальное или групповое), групповой контроль, коллективное мнение, мажорное настроение, отчеты, собрания, обсуждения и оценку достигнутого результата, общественный контроль коллектива, помощь и поддержка педагога, коллеги, коллектива, кураторство, наставничество и т. д.;

деятельностные: практического воздействия: побуждение к нравственным поступкам, создание воспитательных ситуаций, воспитывающие дела, практическое решение нравственных задач, дисциплинирование, упражнение в правильном поступке, общественные поручения, выступление от имени коллектива на соревнованиях, приучение, моделирование деятельности, моделирование внутренних трудностей, временные неудачи, совместный поиск путей решения проблем, убеждение на опыте, требование, тренинг, аутотренинг, участие в совместной деятельности, совместное исполнение, оказание помощи другим, помощь товарищей и коллектива, поощрение, наказание и т. д.

Методы, оценивающие деятельность людей (поощрение, порицание):

Метод поощрения. В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания. Педагогически правильно
примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение — неотъемлемый элемент системы воспитания. Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.

Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических требований:
а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего;
б) нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения;
в) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;
г) поощрение должно быть гласным.

Метод порицания. Порицание — это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю. Основными формами порицания взрослых выступают неодобрительный отзыв о работе и перевод на работу, а где бы работник мог проявить себя. При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований:
а) порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;
б) при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям;
в) нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
г) порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;
д) за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив

Прогностическая функция

Планово–прогностическая функция включает определение целей деятельности классного руководителя в данном классе. Среди целей может быть развитие личности ребенка, формирование классного коллектива и т.д. Цели можно условно разделить на: образовательные (обучающие), воспитывающие и развивающие. Определив цели, классный руководитель составляет план своей работы, прогнозируя возможные результаты.

Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообраз­ны. Главное - они должны помогать в организации воспита­тельной работы, быть удобными для использования, являться ра­бочими, а не формальными документами. На практике составляются самые различные планы, их мож­но классифицировать по разным основаниям.

Коммуникативная функция классного руководителя:

Помогает учащимся установить отношения с окружающими людьми, социумом.

Содействует формированию и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива в целом и для каждого учащегося класса.

Обеспечивает оптимальные взаимоотношения “учитель-ученик”; “учитель-родители”; “родители- ученик”.

Помогает развивать навыки общения, адаптироваться каждому ученику в коллективе.

- регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Коррекционная функция классного руководителя

Коррекционная функция классного руководителя это изменение отдельных свойств характера, отношений, психологического состояния, сознания, чувств и поведения личности и коллектива с целью максимального развития личности и возможной эффективной и успешной ее самореализации.

Коррекция поведения и адаптация с помощью психологических приемов воздействия, занимая промежуточное место между клинической психотерапией и индивидуализированным воспитанием, имеет более широкую сферу и показана всем детям, в психическом развитии и поведении которых отмечаются какие-то отклонения. Целью психокоррекции детей и подростков является исправление нарушений, гармонизация формирующейся личности и профилактика нервно-психических расстройств и как следствие отклоняющегося поведения.

Психотерапевтическая функция классного руководителя

Психотерапевтическая функция педагога состоит в снятии неблагоприятного состояния ребенка (апатии, злости, раздражительности), в достижении психического равновесия, в снижении психическою «накала» (гиперактивности или безразличия) во имя его личностного развития.

Неблагоприятное состояние дает человеку ощущение дискомфорта. Неблагополучие личности препятствует личностному развитию включению его в продуктивную деятельность. Основные его признаки: нарушение координации движений (чрезмерная двигательная активность или, наоборот, заторможенность), сбивчивая речь, бледность, волнение, безразличие.

Характеристики неблагоприятного состояния: эмоциональная отстраненность и разрыв межличностных отношений, усиление эмоций и значимости внутренних переживаний, психическая неуравновешенность, когда любой объект воспринимается как раздражитель (Н.Е. Щуркова).

Задача педагога поддерживать положительное состояние воспитанника (уверенность, радость, вдохновение) и способствовать его постепенному закреплению. Резкое слово, жест, мимика, взгляд, неверная интонация, чрезмерная ирония могут стать внешним стимулом для изменения психического состояния воспитанника.

В отличие от деятельности врача-психотерапевта, имеющего дело с психическим нездоровьем, психотерапевтическая функция педагога по мнению Н.Е. Щурковой, может иметь три разновидности:

- непосредственное воздействие на личность (убеждение, внушение, включение в деятельность, переключение на другой вид деятельности, другую проблему, изменение акцентов в ситуации) с целью коррекции поведения и ценностно-социальных отношений ребенка;

- личностно-опосредованное влияние (через родителей, друзей и других референтных лиц, т.е. включение в систему взаимоотношений с ребенком третьего лица);

- предметно-опосредованное воздействие (через книгу, музыку, картину, слайд, рисунок, через то, что получило название арттерапии).

Функция защиты ребенка

Социальная защита как функция классного руководителя -- это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем -- это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова -- это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Критерием эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные -- это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетворенности или неудовлетворенности детей их социальной защищенностью.

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.

Задачи классного руководителя:
1) формирование и развитие коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися в классе;
3) создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
4) организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8) формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Направления деятельности классного руководителя:

  • личность
  • коллектив
  • семья
  • малый пед. коллектив
  • социум

Можно выделить следующие направления деятельности классного руководителя:

- работа с учениками;

-работа с родителями и общественностью;

-взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками;

-работа с учителями в рамках метод объединения;

-работа по оформлению документации.

Формы организации воспитательной работы по содержанию очень близки к методам воспитания. Выделяются такие формы организации воспитательной работы, как массовая (праздники, соревнования), групповая (кружки, факультативы), индивидуальная.

Наиболее устоявшаяся традиционная классификация методов воспитания включает четыре группы методов:

Методы убеждения.

Методы организации положительной деятельности воспитанников, или методы упражнения и приучения.

Методы поощрения.

Методы наказания.

При помощи этих методов решаются две основные задачи: приобретение студентами положительного опыта поведения и развитие их сознания.

Массовая, групповые и индивидуальные формы воспитательной работы

В педагогической литературе принята следующая классификация форм организации воспитания, в основу которой положено количество учащихся, участвующих в воспитательном мероприятии. Различают массовые, групповые и индивидуальные формы. К массовым формам воспитательной работы относятся: тематические вечера, вечера вопросов и ответов, конференции, недели различных предметов, встречи с выдающимися людьми, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, выставки сетевой прессы и т.д. Наиболее распространенные формы массовой воспитательной работы - это читательские конференции, вечера, встречи, кинофестивали.

Читательская конференция - важное средство пропаганды художественной и научно-популярной литературы среди учащихся. Конференция помогает учащимся глубоко понять содержание и образы произведения, особенности языка и стиля, больше знать о. особенностях писателя, дать правильную эстетическую оценку событиям, описанным в произведении.

Тематические вечера - посвящаются общественно-политическим событиям, государственным праздникам, памятным и знаменательным датам в жизни народов. Ценность тематического вечера состоит в том, что в его подготовке и проведении принимают участие сами ученики, они проявляют инициативу, самостоятельность, эрудированность в подборе темы, приглашают гостей, оформляют помещения, готовят книжные выставки, художественную самодеятельность, подбирают кинофильмы.

Вечера вопросов и ответов - одна из эффективных форм организации воспитания учащихся, это интересное и живое средство разъяснения учащимся различных вопросов внутренней и международной жизни страны, производства, науки, техники, культуры, спорта, явления природы.

Сократовская беседа- коллективные размышления над жизненно важной мировоззренческого проблемой. Сократ предлагал ученикам систему вопросов, последовательные ответы на которые приводили к истине. Вопросы для обсуждения можно взять из бесед Сократа (Платон Сочинения Т II) и из современной жизни

Открытый микрофон - это форма публицистической деятельности учащихся в школе. Конечно ученики критикуют негативные стороны жизни школы, размышляют над жизненно важными проблемами. Учитель должен помочь учащимся хорошо подготовиться, принять участие в открытом микрофоне. Темы выступлений могут быть сформулированы следующим образом: \"Что я хочу сказать\".

Публичные лекции- это лекции для школьников, на которых присутствовали учителя, иногда родители. Они длятся 15-20 мин и проводится во время большого перерыва. Чтобы заинтересовать слушателей, лекция должна быть информационно-насыщенной, с яркими примерами, влиять на настроение слушателей, иметь продуманное оформление. Тематика лекций может быть самой разнообразной: \"Человек и природа\", \"Человек и красота\", \"Человек и деньги\", \"Человек и одежда\", \"Человек и мода \",\" Человек и искусство \",\" Жизнь и смерть \"и другие.

Групповые формы работы - это кружки, экскурсии, походы, классные воспитательные часы и т.д. Известными, испытанными, действенными и популярными формами внеурочной воспитательной работы являются кружки и клубы. Они используются для образования и воспитания учащихся с целью развития художественных, научно-технических, организаторских способностей, умений, навыков.

Деятельность клубов и объединений по интересам. Клубные объединения - это организационно оформлены и стабильно функционирующие в учебном заведении группы единомышленников, занятых социально-полезной, культурно-разрешительной деятельностью, функционируют на базе самоуправления. Клуб - это самодеятельное творческое объединение, которое способствует удовлетворению разносторонних интересов и потребностей в повышении своей духовной культуры, формирует умение самостоятельно высказываться, отстаивать свои мысли.

Индивидуальные формы воспитательной работы: чтение художественной литературы, коллекционирование, филателия, нумизматика, игра на музыкальных инструментах, вышивание, рисование и т.д. Индивидуальные формы работы должны быть связаны с групповыми и фронтальными. Это подготовка выступлений на конференции, к участию в конкурсах, олимпиадах. Особое место среди индивидуальных форм воспитательной работы принадлежит внеклассному чтению. Педагог должен во время посещения семьи объяснить родителям, что и как следует читать их ребенку, сколько времени отводить на внеклассное чтение. Чтение литературы должно быть плановым, а не хаотичным. При составлении индивидуального плана читателя учитывается рекомендуемая литература для конкретного класса. Учитель должен проводить беседы с прочитанными книгами, научить учащихся составлять отзывы на прочитанные книги, пропагандировать книги.

Интересной формой индивидуальной воспитательной работы является коллекционирование - сбор однородных предметов, которые вызывают научный, художественный, исторический интерес. Этим процессом нужно управлять. Ученики часто коллекционируют марки (филателия), монеты (нумизматика), художественные открытки, плакаты, репродукции, минералы, плоды семян и т.д. Иногда полезной может быть организация в классе выставки и осмотра коллекций.

Билет 9. Сущность воспитания в целостном педагогическом процессе

Отношение есть сущностная характеристика воспитания, педагогический смысл философско-психологической категории.

Возможно выделить три кита воспитания как педагогической категории: человек, деятельность, отношение. Только у человека, включенного в социальную деятельность, формируется отношение к знаниям, умениям, навыкам, способам их получения. Категория отношения по своей природе избирательна (человек сам решает: как применить свой интеллектуальный багаж, с кем быть, как себя вести).

Категория отношения является ядром процесса воспитания и определяет форму воспитания (рациональная, эмоциональная, поведенчески-деятельностная), составляющие содержания воспитания (просвещение, создание опыта сопереживания, организация разнообразных видов деятельности).

Отношение - это реальная действитель­ная связь, которую устанавливает человек с объектом окружающего мира в своем соз­нании; это связь личностного «Я» и объекта (предмета, лица, события, явления, факта, нормы и др.); будучи про­дуктом сознания, она внешне выражает себя в эмоциях, суждениях, действиях и не имеет одноразового и прямого своего проявления, что, разумеется, усложняет работу пе­дагога, лишенного возможности разом и точно выделить отношение и квалифицировать его социальные характери­стики, а также разом и прямо оказывать влияние на фор­мирующееся отношение.

Отношение к какому-либо объекту предполагает зна­ние этого объекта и целый ряд умений, позволяющих вос­принимать объект, взаимодействовать с объектом, оценить объект, разместить этот объект в структуре жизненных цен­ностей. Знания и умения опосредуют отношение, в конечном итоге, решительным образом влияют на характер формирующегося отношения, не будучи, правда, достаточным условием для формирования отношения. Вот почему в воспитании такое огромное значение придается процессу обучения, который может оснастить ребенка мно­жеством знаний и большим количеством умений.

Для того чтобы личность состоялась,надо, чтобы жизнь ее была прониза­на многообразными видами деятель­ности и была инструментована как воспитывающая, т.е. включающая ребенка в систему по­зитивных отношенийс окружающей действительностью. Можно выделить четыре основных условия, которые по­зволяют сделать деятельность детей деятельностью воспитывающей.

Во-первых,воспитывающая деятельность предполага­ет трехканальное воздействие на развивающуюся личность школьника, что диктуется философско-педагогическим характером формирующегося отношения: воздействие на сознание (формирование понятий и представлений, точ­ных знаний о предмете, явлении, ценности.., к которым педагог хочет сформировать определенное отношение); воздействие на эмоциональную сферу личности (с целью возбуждения эмоционально-положительного .состояния личности по отношению к явлениям и предметам окру­жающей действительности, оцениваемым с позиций ИС­ТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ; и эмоционально-отрица­тельное — к негативным предметам и явлениям); воздей­ствие на поведенческо-деятелъностную сферу личности воспитанника с целью создания опыта нравственного (ценностного) поведения.

При этом любое воспитательное воздействие, начиная от большого общешкольного мероприятия до простого сиюминутного воздействия педагога на воспитанника, должно обязательно включать органически соединенные воздействия на все три сферы личности: сознание, эмо­ции, поведение. Только тогда можно, говорить о воспитывающем (т.е. развивающем) воздействии в процессе воспитания.

Во-вторых,богатство и многообразие интересов (уве­личивающееся с возрастом) определяет воспитательный потенциал организуемой в педагогическом процессе де­ятельности.

В-третьих, любая деятельность школьников будет вос­питывающей, если в ходе воспитательного процесса по­степенно целенаправленно формируется ценностное отношение растущего человека ко всему, что бы он ни делал. Как уже было сказано выше, с позиций ИСТИ­НЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Критерием оценки здесь ста­новится самооценка школьником себя в деятельности и своих отношений с окружающим миром.

И наконец, в-четвертых, воспитывающая деятельность отличается специально избранной инструментовкой, методикой и техникой организации, что обеспечивает наи­более эффективную реализацию ее воспитательного по­тенциала. В интенсивно организованной интеллектуально-познавательной деятельности можно воспитать и умницу, творческую личность, но можно и «буквоеда», «ходячую энциклопедию». В деятельности ценностно-ориентировоч­ной можно сформировать и личность творческого интел­лигента, живущего на высоких принципах морали, обаятельнейшего человека, несущего добро и красоту людям. А можно и человека, по образному выражению К.Д. Ушинского, превращающего «нравственность в полицию духа». Общение с таким человеком становится тягостным и не­приятным.


Наши рекомендации