Особенности индивидуальной социальной мобильности. Феномен маргинальности.
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические и профессиональные группы, а отдельные их представители. Сказанное не означает, что эти перемещения не могут быть массовыми — напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид в случае успеха изменит, как правило, не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социопрофессиональную группу.
Круг профессий, имеющих и вертикальную структуру (например, «звезды», имеющие многомиллионные состояния, и артисты, перебивающиеся случайными заработками), ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим прежним местом в социальной иерархии и со своей прежней профессиональной группой; разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.
Проблема индивидуальной мобильности в западной социологии является одной из наиболее притягательных. Исследователь может опереться на богатый эмпирический и статистический материал, выработанный не одним поколением социологов. По специальным методикам определяются интенсивность перемещений по иерархической лестнице, их направленность, шансы детей в достижении
более высокого статуса, чем тот, который имеют родители, роль индивидуальных способностей, образования и других факторов, влияющих на подвижность индивидов в социальном пространстве, и т.п.
Палитра конкретных исследований социальной мобильности столь многообразна, что приходится ограничиваться изложением лишь наиболее общих принципов. Впервые они были сформулированы П. Сорокиным, который считал, что вряд ли есть общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. непропус-кающими никакое движение через свои границы. Однако история не знала ни одной страны, в которой вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления: «Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт.'Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка — пола, отделяющего один этаж от другого. Но всё общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своеобразного рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот».
Роль «сита» выполняют социальные институты, регулирующие движение по вертикали, а также субкультура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», соответствие нормам, принципам той страты, в которую он перемещается. П. Сорокин указывает, что система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие «этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.
Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, формировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами —' этот процесс протекает довольно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть свою систему ценностей. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, развитием комплекса неполноценности и т.д. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.
Если социальные институты, по образному выражению П. Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он будет обречен быть чужаком. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.
Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, состоянием, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии «открыть дверь» в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чуждой для него субкультуре, он испытывает серьезные психологические затруднения. В социологии для описания подобных" явлений вводится понятие «маргинальность».
Маргинальность-это пограничность состояния индивида (или группы) по отношению к социальной общности, страте или социально значимым структурам. Термин «маргинальность» указывает на возможность возникновения особого положения индивида или группы в социальном пространстве, когда они оказываются на стыке субкультур, не принадлежа ни одной из них, или просто вытесняются на периферию социальной жизни. Индивид или группа, оказавшиеся в таком состоянии, называются маргиналами.
Маргинальность как явление — неизбежность социальной мобильности, причем как вертикальной, связанной с переходом из одной страты в другую, так и горизонтальной, связанной с переходом на другие равные по престижности статусные позиции. В ходе такого перехода потеря объективной принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту, Причины этого «запаздывания» «особенности индивида, который должен настроиться на принятие новой субкультуры, формирование нового вида идентичности, что требует определенного времени, в ходе которого осуществляется субъективная адаптация.
Эталонная модель маргинальной личности — мигрант из села в город. Приехавший на постоянное жительство в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым нормам, правилам. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался полностью к городской социокультурной среде, в его поступках постоянно проскальзывают усвоенные ранее нормы сельской жизни.
Процесс утраты объективной принадлежности к определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в иную общность, страту называется маргинализацией. Обычно маргинализация начинается с выхода из социальной группы (смена места жительства, смена профессии, внезапное разорение или обогащение и т.п.), а затем начинается внутреннее преодоление субкультуры новой социальной группы, в которой оказался индивид.
Возможна, как отмечает Е. Стариков*, и обратная модель маргинализации, когда вначале происходит духовный, психологический разрыв индивида с субкультурой своего слоя, группы. Он разочаровывается в ценностях своей группы, начинает ощущать бессмысленность групповых норм и дистанцируется от других членов группы. Но в силу ряда причин его выход из группы может не состояться, и индивид оказывается маргиналом, изгоем в собственной группе или страте. Такой вид маргинализации, связанный с утратой индивидом социальной идентичности, т.е. социальных и психологических связей с группой, грозит последней распадом, если этот процесс примет массовый характер.
Однако чаще маргинал —. это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Поведение такого человека отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки. Сложность адаптации приводит к тому, что маргинал в зависимости от личностных качеств может играть роль возмутителя спокойствия, лидера социально-политического движения или стать изгоем, неудачником.
Маргинальные группы (слои) возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенной части населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, обнищание, лишение гражданских и политических прав). Типичной маргинальной группой являются^ например, люди, лишившиеся постоянного жилья, постоянного заработка, находящиеся «на дне», на периферии значимых для общества социальных позиций.
Исключенные из общества маргинальные группы создают собственную субкультуру, начинают воспроизводить себя. Они могут представлять серьезную опасность для социума в целом, если растут в количественном отношении, так как нередко не приемлют основных ценностей данного общества. В условиях нестабильности общества, его переструктуризации свойственная маргиналам система ценностей может распространяться на широкие слои населения, что чревато усилением конфликтности общества и серьезными последствиями для его политической системы.