Условия и методы проведения педагогической диагностики. Целевые ориентиры. Педагогический мониторинг.
Для выстраивания индивидуального маршрута развития каждого ребенка педагогам необходим инструментарий оценки качества своей деятельности во взаимодействии с этим ребенком, построенный на аутентичной оценке на следующих принципах:
- анализ реального поведения ребенка, как результата прямого наблюдения в естественной среде (игра, НОД, режимные моменты, самостоятельная деятельность)
- учет аутентичных оценок специалистов (муз. руководителя, инструктора физического воспитания, учителя-логопеда, педагога доп. образования)
- аутентичная оценка максимально структурирована, что делает ее понятной не только педагогам, но и родителям.
Для этого в рамках реализации принципа индивидуализации образования Программа предлагает педагогическую диагностику на основе оценки индивидуального развития каждого ребенка, которая проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарием для ее проведения являются карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
· Коммуникации со сверстниками и взрослыми (изменение способов установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.)
· Игровой деятельности
· Познавательной деятельности (динамика развития детских способностей, познавательной активности)
· Проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности и автономии; умения планировать и организовывать свою деятельность)
· Художественной деятельности
· Физического развития
Педагогический мониторинг осуществляется при помощи карт оценки уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям на каждого ребенка (Афонькина Ю.А., Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа. Волгоград: Учитель, 2016г.
Планируемые результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры образования в средней группе (4-5 лет)
· Развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов-индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам- культурно-выбранным средствам восприятия. Дошкольники могут воспринимать 5 и более форм предметов, 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы, детского сада и даже всего ДОУ.
· Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4слова, 5-6 названий предметов, небольшие отрывки из любимых произведений
· Развивается наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
· Начинает развиваться воображение, что особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других
· Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других; они ярко проявляются в игровой деятельности.
· Играют дети скорее рядом, чем во взаимодействии, но могут быть и устойчивые избирательные отношения; конфликты между детьми преимущественно возникают по поводу игрушек.
· Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно.
· Начинает развиваться самооценка, но в значительной мере дети ориентируются на оценку воспитателя.
· Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Планируемые промежуточные результаты освоения программы детьми 4-5 лет.
К пятилетнему возрасту при успешном освоении программы достигаются следующие возможные характеристики развития ребенка:
Образовательная область «Физическое развитие»
Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полощет рот после еды).
Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
Выполняет ; поворот переступанием, поднимается на горку.
Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.
Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.
Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.
Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, наземный пешеходный переход.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продуктивная (конструктивная) деятельность.
Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Формирование элементарных математических представлений.
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Определяет части суток.
Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
Называет признаки и количество предметов.
Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
Умеет выделять первый звук в слове.
Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Узнает песни по мелодии.
Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Инструментарием оценки своей работы является использование в своей работе педагогической диагностики.
Педагогическая диагностикапроводится два раза в год(октябрь и май) входе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Карты наблюдений позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка входе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности,
• ответственности автономии, как развивается умение планироватьи организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики используются педагогами
ДОУ исключительно для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории и (или) профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Предлагаемые параметры оценки общеприняты и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей, что регламентировано ФГОСДО (п.3.2.3.).
II Содержательный раздел