Структура физкультурного занятия
Структура занятия | Задачи | Содержание частей занятия | Методика проведения | Длительность частей занятия, мин |
Первая часть, вводная | Повышение эмоционального тонуса ребенка, активизация его внимания, подготовка организма к большой физической нагрузке в основной части занятия | Строевые упражнения, ходьба и бег, упражнения на внимание, упражнения на формирование стопы и осанки, танцевальные упражнения, подскоки; могут быть упражнения в равновесии. Завершается перестроением на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений | Воспитатель должен не допускать длительных бесцельных движений; давать четкие, краткие организационно-методические указания, распоряжения, команды; продумать ритмическое сопровождение (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение) | Первая младшая группа — 1,5 Вторая младшая группа — 1,5—2 Средняя группа — 2 — 3 Старшая группа — 4—5 Подготовительная к школе группа — 4—5 |
Вторая часть, основная | Тренировка разных мышечных групп для формирования правильной осанки, обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно-волевых качеств, совершенствование всех физиологических функций организма ребенка | Комплекс общеразвивающих упражнений (для комплекса важно, чтобы в одном занятии были охвачены все группы крупных мышц; при подборе упражнений не рекомендуется воздействовать на одну и ту же группу мышц двумя упражнениями подряд) Основные виды движений (они должны быть новыми и знакомыми; сначала надо давать упражнения, требующие большой четкости, сосредоточенности внимания, а затем — упражнения большой физической нагрузки) 3. Подвижная игра (она должна требовать большой подвижности и активности; в игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети) | Надо предусмотреть названия упражнений, смену исходных положений для каждого, их разнообразную подачу (показ воспитателя, ребенка, название, проговаривание и т.д.), различное ритмическое сопровождение (счет, слово, музыка, выполнение в свободном темпе) Надо поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений, про думать методы обучения, оценку; каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание к выполнению движения Воспитатель должен объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших — выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использовать всю возможную площадь; добиваться выполнения правил, качественного творческого выполнения движений; регулировать нагрузку | Первая младшая группа: общеразвивающие упражнения (ОРУ) — 3-4 основные виды движений (ОВД) - 1-2 (7) игра — 1-2 Вторая младшая группа: ОРУ - 3-5 ОВД - 2-3 (6-7) игра — 1-2 Средняя группа: ОРУ - 5-6 ОВД-3-4 (12-13) игра — 2-3 |
Старшая группа: ОРУ - 6-7 ОВД-4 (12-13) игра - 3 Подготовительная к школе группа: ОРУ - 7-8 ОВД-3-5 (13-14) игра - 4 | ||||
Третья часть, заключительная | Снижение эмоциональной и физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному | Ходьба в спокойном темпе с дыхательным упражнением. Ходьба может быть заменена игрой малой подвижности. Подведение итогов занятия. Упражнения на расслабление | Нельзя допускать резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений; восстанавливать дыхание | Первая младшая группа — 1 Вторая младшая группа — 2 Средняя группа — 3 Старшая группа — 3-4 Подготовительная к школе группа — 3-4 |
Приложение 3
Примерный план-конспект физкультурного занятия в средней группе
Время проведения:
Место проведения: спортивный зал.
Одежда и обувь: спортивная.
Оборудование: кубики, две гимнастические доски, два больших обруча, шапочка кота, флажки: красный, желтый, зеленый.
Программные задачи: продолжать учить детей ходить и бегать в колонне по одному, парами, замедлять движение, делать остановку по сигналу; продолжать ходить змейкой (между предметами); упражнять детей в ходьбе по доске; упражнять в прыжках на двух ногах, продвигаясь вперед; упражнять в ползании на четвереньках.
Содержание частей занятия | Дозировка | Организационно-методические указания |
Водная часть | ||
Построение в шеренгу Игра «Поезд» Ходьба в колонне по одному, ускоряя и замедляя движение, с остановкой по сигналу Ходьба змейкой Ходьба по доске Ходьба с переходом на бег обычный Ходьба с замедлением темпа, с остановкой по сигналу Игра «Солнышко и дождик» | 2—3 раза 20 с 2—3 раза | Воспитатель: Ребята, вы хотите побывать в зоопарке? Как вы думаете, на чем мы туда отправимся? Конечно, мы поедем туда на поезде. Рассаживайтесь по вагонам. Чух, чух, чух, чух, Мчится поезд во весь дух. Поезд наш мчится между деревьев. Проехал по мостику через быструю речку. Поезд едет все быстрее. Но вот мы уже подъезжаем. Наш поезд останавливается. Капля первая упала — кап! И вторая прибежала — кап! Мы на небо посмотрели, Капельки кап, кап запели. От дождя мы убежим И в беседке посидим. (Дети бегут к обручу, впрыгивают в него.) |
Основная часть | ||
Общеразвивающие упражнения 1. «Птички машут крыльями» И.п.: Ноги слегка расставлены; руки внизу Руки в стороны, помахивать ими 2. «Цапля» И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу Стоя на одной ноге, согнуть другую в колене и поднять вверх, руки в стороны (выполнять правой и левой ногой поочередно) 3. «Зайчик маленький. А медведь большой» И.п.: ноги широкой дорожкой, носки развернуты. Присесть, руки вытянуть вперед, встать, подтянуться, руки вверх 4. «Тигренок сердится» И.п.: стоя на коленях Опустить голову, отклониться назад – тигренок сердится, вернуться в И.п.: - успокоился. После двух выполнений отдохнуть, сесть на пятки 5. «Ежик» И.п.: лежа на спине. Подтягивать ноги к животу, вытянуть ноги Основные движения: «Медвежонок» Ходьба на четвереньках, с опорой на ладони и стопы, не сгибая колен «Зайчата» Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед Подвижная игра «Птицы и кот» | 4-5 раз 3 раза на одной ноге 4-5 раз 5 раз 5-6 раз 2-3 раза 2-4 раза 2-3 раза | Вышло, вышло солнышко, Золотое донышко, А воробушкам на ветке не сидится, Стали они летать и резвиться (дети выбегают из обруча врассыпную, начинают выполнять упражнение) Цапля важная, носатая. Целый день стоит, как статуя. В зоопарке на площадке Много маленьких зверят. На площадке все в порядке, Тут звериный детский сад. Эй, не стойте слишком близко, Я тигренок, а не киска. Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Медвежонок косолапый, Неуклюжий и смешной, Он живет в лесу дремучем, Очень любит мед пахучий (дети ползут до конца зала, потом возвращаются, прыгая на двух ногах). Вот зайчонок малышок, Ловкий у него прыжок, Теплый серенький пушок, Красный быстренький глазок. Раз, два, три, четыре, пять! Вышли птички погулять. Только хитрый, рыжий кот Погулять им не дает. Рыжий кот крадется к вам, Птички, птички, по домам! (гнездышки – обручи) |
Заключительная часть | ||
Игра малой подвижности «Трамвай» Дети идут парами: на красный флажок – останавливаются, на зеленый – идут, на желтый – замедляют ход | 5 раз | По улицам города едет трамвай, Мы тоже в трамвае поедем давай |
Приложение 4
Варианты проведения утренней гимнастики
Игрового характера | С использованием полосы препятствий | С включением оздоровительных пробежек | С использованием простейших тренажеров |
Могут быть включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности или 5-7 ОРУ имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений | Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия; можно создавать различные полосы препятствий с использованием различных модулей | Проводится обязательно на воздухе, во время приема детей (подгруппами по 5-7 человек). Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего характера. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300 м (один-два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения | Включены упражнения общеразвивающего воздействия с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.) |
Приложение 5