Физиологические особенности воздействия ФУ на организм пожилых людей (55 лет и старше).

Задачи, средства и методика воспитания координационных способностей (равновесие, нерациональная мышечная напряженность, способности к оценке и регуляции пространственно-временных параметров движения).

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально – прикладной физ.подготовки. в первом случае требования к ним опред. спецификой избранного вида спорта, во втором – избранной профессией.

Методы: 1) стандартно – повторного упр.; 2) вариативного упр.; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно – повторный метод, т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, напр. прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упр. с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот);

- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

- «зеркальное» выполнение упр. (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (напр., упр. в равновесии сразу после вращения, кувырков);

- выполнение упр. с искл. зрительного контроля – в специальных очках или с закрытыми глазами (напр., упр. в равновесии, ведение мяча и бросков в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связанны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей явл. игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упр. либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенным двигательным действиями и т.п. соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически подготовлены в предлагаемом для состязания упр. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упр. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физ. упр. повышенной координационной сложности содержащие элементы новизны.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упр. динамического характера, одновременно охватывающие основы группы мышц.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффектив. средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упр. с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упр. по выработке чувства пространства, времени, степени развеваемых мышечных усилий.

На спортивной тренировке применяются две группы таких средств: а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта; б) развивающие, направленные на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (напр., в баскетболе спец. упр. в затрудненных условиях – ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяч от партнера и бросок в корзину и др.).

Равновесие:

Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие. При совершенствовании этой способности нужно идти двумя путями:

1. применение упр. на равновесие (т.е. движение и позы в условиях затрудняющих равновесие). 2. избирательное совершенствование анализаторов(вестибулярного и двигательного).

Для совершенствования вестибулярной функции используются упр. с прямолинейными и угловыми ускорениями и вращениями тела. Необходимо постепенно последовательно усложнять задания и условия их выполнения в таком направлении, чтобы они требовали всё большей мобилизации способности оптимально балансировать в неустойчивых позах, придавать им необходимую устойчивость, сохранять равновесие вопреки сбивающим факторам.

Мышечная напряженность:

Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности разделяют на управление тонической и координационной скованности. Тоническая напряженность характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Координационная напряженность выражается в скованности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, ненужным включением в действие различных мышечных групп или неполным расслаблением мышц, что затрудняет формирование совершенной техники.

Способности к оценке и регуляции пространственно-временных параметров движ.:

Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движения.

Зависят от развития «чувства времени», «мышечного чувства», «чувства пространства» и т. д. основной путь их развития это сначала – многократное повторение упр., затем различение резко контрастных заданий, после – постепенное их сближение.




Занятия урочного типа. Их отличительные особенности, классификация уроков физ. воспитания. Содержание и структура урочных занятий.

Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся: 1) уроки физ. культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физ. культура явл. обязательным предметом;

2) спортивно-тренеровочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физ. качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) малые формы занятий, используемые для оперативного управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительны, одно- и многопредметные по содержанию.

3) Соревновательные формы занятий, т.е. формы физ-но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе опред. победитель, место. Физ. или технич. подготовленность.

Классификация:

1. по целевой направленности:

— общего физ. воспит.:

а) общего физ. воспит.;

б) общей физ. подготовленности.

— специализированного физ. воспит.

а) спортивной тренировки;

б) прикладной физ. подготовки;

в) занятия с лечебной направленностью.

2. по предметному содержанию:

— комплексные;

— предметные (видовые)

3. по основным сторонам содержания (по решаемым задачам):

— по динамическим задачам:

а) с образовательной направ.:

- вводные;

- изучение нового и совершенствование;

- контрольные;

- комплексные.

— по воспитательным задачам:

б) с воспитательной направ.:

- избирательные;

- многосторонние;

- контрольные.

— по оздоровительным задачам:

в) с оздоровительной направ.:

- общеразвивающие;

- компенсаторные;

- восстановительные.

г)комбинированные уроки, где решаются все три группы задач.

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физ. воспит. относительно постоянной по составе учебной группой занимающихся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три основ. части: подготовительную – необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для ОДА к предстоящей основной работе.

Основную – обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физ. и личностных качеств.

Заключительную – предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

Структура:

Подготовительная часть. Задачи:

1. организация учащихся

2. обучение строевым упр.

3. функциональная подготовка организма к предстоящей нагрузке.

Содержательность и последовательность упр.:

1. Упр. на внимание;

2. Строевые упр.;

3. Упр. в ходьбе и беге;

4. Общеразвивающие упр.

5. Подготовительные упр.

6. Скоростные упр.

Основная часть. Задачи:

1. формирование физкультурных знаний;

2. формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

3. развитие физ. качеств.

Содержательность и последовательность упр.:

1. Изменение упр., связанных с проявлением: быстроты, координации; силы; выносливости.

2. Скоростно-силовые упр.

3. Закрепление и совершен. упр., связанных с проявлением: быстроты, координации; силы; выносливости.

4. Силовые упр., упр. на гибкость, упр. на выносливость.

Заключительная часть. Задачи:

1. физиологически оправданное завершение урока

2. создание предпосылок к следующим занятиям.

Содержательность и последовательность упр.:

1. Регуляционные упр.: на дыхание; на расслабление.

2. Упр. на внимание.



Задачи, средства и методика воспитания координационных способностей (равновесие, нерациональная мышечная напряженность, способности к оценке и регуляции пространственно-временных параметров движения).

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально – прикладной физ.подготовки. в первом случае требования к ним опред. спецификой избранного вида спорта, во втором – избранной профессией.

Методы: 1) стандартно – повторного упр.; 2) вариативного упр.; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно – повторный метод, т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, напр. прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упр. с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот);

- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

- «зеркальное» выполнение упр. (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (напр., упр. в равновесии сразу после вращения, кувырков);

- выполнение упр. с искл. зрительного контроля – в специальных очках или с закрытыми глазами (напр., упр. в равновесии, ведение мяча и бросков в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связанны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей явл. игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упр. либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенным двигательным действиями и т.п. соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически подготовлены в предлагаемом для состязания упр. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упр. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физ. упр. повышенной координационной сложности содержащие элементы новизны.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упр. динамического характера, одновременно охватывающие основы группы мышц.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффектив. средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упр. с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упр. по выработке чувства пространства, времени, степени развеваемых мышечных усилий.

На спортивной тренировке применяются две группы таких средств: а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта; б) развивающие, направленные на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (напр., в баскетболе спец. упр. в затрудненных условиях – ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяч от партнера и бросок в корзину и др.).

Равновесие:

Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие. При совершенствовании этой способности нужно идти двумя путями:

1. применение упр. на равновесие (т.е. движение и позы в условиях затрудняющих равновесие). 2. избирательное совершенствование анализаторов(вестибулярного и двигательного).

Для совершенствования вестибулярной функции используются упр. с прямолинейными и угловыми ускорениями и вращениями тела. Необходимо постепенно последовательно усложнять задания и условия их выполнения в таком направлении, чтобы они требовали всё большей мобилизации способности оптимально балансировать в неустойчивых позах, придавать им необходимую устойчивость, сохранять равновесие вопреки сбивающим факторам.

Мышечная напряженность:

Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности разделяют на управление тонической и координационной скованности. Тоническая напряженность характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Координационная напряженность выражается в скованности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, ненужным включением в действие различных мышечных групп или неполным расслаблением мышц, что затрудняет формирование совершенной техники.

Способности к оценке и регуляции пространственно-временных параметров движ.:

Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движения.

Зависят от развития «чувства времени», «мышечного чувства», «чувства пространства» и т. д. основной путь их развития это сначала – многократное повторение упр., затем различение резко контрастных заданий, после – постепенное их сближение.




Физиологические особенности воздействия ФУ на организм пожилых людей (55 лет и старше).

Фу явл. мощным ср-вом сохранения на высоком уровне всех функц. параметров орг-ма. Движение – это наиболее физиол. атрибут жизни. Мышечная деятельность вызывает напряжение всех функц. систем, сопровождается гипоксией, что тренирует механизм регуляции, улучшает восст. процессы, совершенствует адаптацию к неблагоприятным условиям среды. Роль ФУ для пожилых людей с физиол. позиций. Под влиянием умеренных регулярных физ. нагрузок сов-ся мех-мы регуляции разл. органов и систем, а ф-ии организма носят более экономный характер. Применение ФУ способствует улучшению кровоснабжения разл. тканей, особенно скелетных мышц, что снижает гипоксические явления. Показатели ф-ий внешнего дыхания при регулярных занятиях ФУ остаются достаточно высокими у лиц пожилого возраста. Это проявляется сохранением у них должной глубины дыхания и лёг. вентиляции, ЖЕЛ, МОД и маx вентиляции лёгких. Регулярные умеренные физ. нагрузки повышают уровень метаболизма и существенно снижают показатели холестерина и липопротеидов, уменьшая возможность развития атеросклероза.

Занятия ФУ и, связанные с этим изменения функций и эмоциональные реакции, благоприятно влияют на организм людей зрелого и пожилого возраста. Наиболее ярко положительное влияние проявляется тогда, когда характер, объем, ритм, интенсивность и другие качества упр. устанавливаются с учетом тренированности, личностных особенностей и функционального состояния занимающихся. В тоже время физические нагрузки должны обеспечивать коррекцию возрастных нарушений и профилактику патологических изменений в организме.

Регулярные занятия ФУ лицами зрелого и пожилого возраста повышают функциональные возможности организма и корригируют уже развившиеся неблагоприятные изменения в органах и системах. В частности, при занятиях физическими упр. улучшается работа вегетативных и анимальных систем, поддерживаются механизмы нервной и гуморальной регуляции функций и сохраняется установившийся стереотип жизнедеятельности. Для лиц, прекративших профессиональную деятельность, лучшим способом профилактики болезней и сохранения функциональной активности являются регулярные занятия физ. упр.

Установлено, что люди зрелого возраста и пожилого возраста, хорошо физически подготовленные, успешно разучивают и запоминают упр. как при рассказе, так и при показе. У недостаточно подготовленных лиц запоминание строится преимущественно на показе. Таким образом, способность к разучиванию и запоминанию физических упр., а следовательно, и выработка двигательных навыков зависит не столько от возраста занимающихся, сколько от уровня их физической подготовленности. Наблюдения показывают, что у людей в возрасте 40 – 50 лет процесс формирования новых двигательных навыков идет достаточно быстро, после 50 лет – замедляется. Поэтому у лиц пожилого возраста формирование двигательных навыков должно быть сочетанным: словесная инструкция должна подкрепляться показом разучиваемого упр. Это положение отражает общие физиологические закономерности образования двигательного навыка на основе взаимодействия конкретно-образной (первой) и абстрактно-понятийной (второй) сигнальных систем.



Наши рекомендации