Форма вины и роли в групповом преступлении (118-119).

Виды ответственности (120-121).

Виды наказаний. Отличия подозреваемого, обвиняемого и свидетеля по делу (123-124)

ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.

Что такое культура.

Духовная сфера общества включает в себя:

  • культуру,
  • искусство,
  • науку,
  • образование,
  • религию,
  • образование,
  • философию,
  • мировоззрение,
  • мораль,
  • нравственность

Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Культура – это все, что создано человечеством и обществом, в результате физического и умственного труда.

В узком смысле культура – это нравственное состояние человека и общества определяемое материальными условиями жизни, достижениями науки, искусством.

Культура – это система, так как имеет структуру и элементы.

Культуру условно делят на:

1.Духовную (все, что создано разумом, душой, эмоциями).

Нематериальная культура – это духовная деятельность и ее продукты ( все, что создано разумом, душой, например, ритуалы, церемонии, традиции).

2.Материальную (все, что создано физическим трудом).

Материальная культура – это все, что является результатом материальной деятельности человека (создано физическим трудом, например, здания, мосты и т.д.).

Культура народа – это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

Культурный комплекс – это совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

Например, футбол – стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, форвард и т.д.

Театр – здание, зал, антракт, артисты, форма одежды и т.д.

Этикет – это тоже пример культурного комплекса.

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям, как нечто ценное и почитаемое.

Культурные универсалии – это нормы, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, гадание, декоративное искусство, толкование снов, образование, танцы, этикет, празднества, фольклор, похоронные ритуалы, брак, гигиена, шутки и т.д.

Культурные нормы.

Культурные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого поведения).

Те требования, которые предъявляет общество к человеку в определенных ситуациях.

Привычки – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

То, чем пронизана наша повседневная жизнь, мы их даже не осознаем. Пить зеленый чай, придерживать дверь, чтобы она не хлопала.

Вредные привычки – грызть ногти, перебивать.

Наши привычки говорят о наших манерах.

Манеры – это внешние формы поведения человека, основанные на привычках.

Повседневные – опрятность в одежде, не чавкать.

Светские – целовать руку даме и т.д.

Совокупность манер образует культурный комплекс под названием этикет.

Этикет – это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Массовые привычки переходят в обычаи.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения.

Когда обычаи переходят из поколения в поколение, то становятся традициями.

Традиции – все то, что унаследовано нами от предшествующих поколений.

Обряд – разновидность традиции, представляет собой массовые действия, установленные обычаем или ритуалом. Например, крещение, наречение именем, сватовство, выкуп, помолвка, воинская присяга, инициация, погребение, отпевание, поминки.

Церемония– последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат (выступление президента).

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого (принесение жертв языческим богам).

Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Это обычаи, включающие в себя философско-этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если люди станут соблюдать их.

Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.

Увлечение– кратковременное эмоциональное пристрастие.

Мода– смена увлечений, переходящая популярность чего-либо.

Формы культуры.

Понятия:

Субкультура– культура, которая свойственна определенной социальной группе (субкультура подростков).

Контркультура – часть общей культура, которая противопоставляет свои ценности общепринятым (Эмо, скинхеды, сатанисты, хиппи).

Культурное наследие – наиболее ценные достижения культуры, как материальной, так и духовной, прошедшие обработку временем и передаваемые из поколения в поколение.

Культурный ареал – географический район распространения определенного культурного типа.

Диалог культур – взаимосвязь и взаимопроникновение различных культур друг в друга. Обмен культурными традициями и ценностями.

Существует 3 формы:

1. Культурная диффузия – взаимное проникновение черт и комплексов из 1 общества в другое. Взаимный обмен достижениями.

Например – крестовые походы – европейцы заимствовали на Востоке традицию мыть руки перед едой.

Из Европы в Россию пришла одежда европейского вида.

2. Культурная трансмиссия – передача соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, ценностей от одной культуры к другой, от предшествующих поколений к последующим. Например, в системе школьного образования учащиеся используют основы наук и знаний накопленные предыдущими поколениями.

3. Культурная экспансия - расширение сферы влияния доминирующей культуры за первоначальные пределы ее границ.

Типология культур:

по охвату людей:

  • доминирующая
  • субкультура
  • контркультура

по способу самоорганизации:

  • Дописьменная
  • Письменная
  • Экранная

По национальным формам:

Многонациональная

Национальная

По предназначению:

  • Элитарная
  • Народная
  • Массовая
  • Экранная

Универсальная (Сказки Пушкина, то, что для всех людей)

Элитарная массовая Экранная народная
культура свойственная определенной ограниченной узкой группе ценителей (элите). Например: симфоническая музыка, балет, джаз. культура адресованная всем, рассчитана на массового потребителя. н-р, реклама, эстрада, цирк. культура для широкого потребителя, связанная с распространением через СМИ н-р, сериалы, радиопередачи, видеоклипы культура, свойственная определенному народу в рамках определенных границ.
Создается узким кругом профессионалов Могут создавать профессионалы и непрофессионалы. Создана анонимным творцом из народа.
Для восприятия и понимания требуется специальная подготовка Легки в восприятии, не требуют специальной подготовки.
Цель - удовлетворение духовных запросов элиты, но произведения могут приносить коммерческую прибыль. Рассчитаны на коммерческий успех, прибыль. Могут быть зрелищными, эффектными, но с низким качеством произведений. цель - удовлетворение духовных запросов, но могут приносить прибыль.
высокое качество произведений, все они являются культурным наследием.     Передаются из поколения в поколение, поэтому являются культурным наследием.

Любая культура способствует социализации, воспитанию личности. Также все виды культуры выполняют культурно-мировоззренческую, познавательную, досуговую функцию.

искусство - высокий уровень развития любой сферы деятельности человека, характеризующийся совершенством, красотой форм и содержания.

Эстетика - наука изучающая искусство, наука о прекрасном.

искусство является институтом, так как состоит из направлений (имеет внутреннюю структуру) и выполняет определенные функции.

Функции искусства:

1. Культурно- мировоззренческая - формирует мировоззрение людей.

2. Информационно-коммуникативная - общение на почве искусства, через произведение искусства (между автором и зрителем).

3. Прогностическая - произведения искусства предвосхищают, предсказывают будущее человечества.

4. Эстетического наслаждения

5. функция эмоциональной поддержки (через искусство человек получает разрядку, снимает напряжение).

Религия.

Религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Виды религий:

1. Архаичные политеистичные религии. Основываются на верованиях, мифах, большой пантеон богов,

Верования - убеждения, эмоциональная приверженность к какой-либо идее.

На основании верований рождается миф.

Верования+миф = мифология, как ранняя форма мировоззрения. В мифологии прописывались правила поведения, устройство мира.

2. Мировые монотеистичные, появляются, когда заканчивается эпоха мифологических верований. Буддизм, ислам, христианство.

имеется доктрина, система фундаментальных принципов, единые каноны, практика вероисповедания (обряды).

3. Национально-государственные, даосизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство.

4. Новые (современные)

Функции религии:

  1. мировоззренческая
  2. культуротранслирующая
  3. терапевтическая (исцеление души)
  4. регулятивная (регулирует общественные отношения)
  5. коммуникативная
  6. интегрирующая (объединение людей).

Для всех религий характерно наличие:

1. культа

2. системы обрядов

3. системы символов

4. определенной идеологии

5. системы мировоззрения.

Любая религия обычно состоит из следующихосновных элементов:

  1. религиозное сознание (идеология и религиозная психология);
  2. религиозный культ (отношения);
  3. религиозные организации.

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает:

  1. догматику;
  2. богословие;
  3. учение о культах (экзегетика);
  4. церковную археологию;
  5. учение об отцах церкви (патрология);
  6. историю святых книг церкви;
  7. правила проведения служений (гомилетика).

Религия и мораль:

Сходства Различия
Основываются на нравственной проблематике. Эмоционально-чувственная направленность Предмет религии - сверхъестественное, предмет морали - категории добра и зла. Религиозные поступки не всегда соотносятся с категориями морали.

Искусство.

Искусство – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм.

Искусство – изобразительное искусство.

Искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере.

Искусство – специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах.

Изобразительные искусства – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику.

Художественное творчество синоним Художественной культуры.

Художественнаякультура – это совокупность всех видов художественной деятельности (словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.д.), включая продукт и процесс этой деятельности (созидание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, публики).

Культура – более широкое понятие, чем искусство. В искусстве подразумевается профессиональная деятельность, в культуру входит и бытовая культура.

ЗАДАНИЕ:

Стр. 164-166 – соотношение искусства и культуры найти, когда они различаются, когда они одинаковые.

Задание с культурой, художественной культурой и творчеством (круги).

Какая часть культуры принадлежит к искусству?

Что входит в художественную культуру?

Функции художественной культуры и искусства:

1. Воспитательная

2. Коммуникативная

3. Познавательная.

4. Гедонистическая (учение о гедонизме, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью в жизни).

5. Рекреационная (рекреация – комплекс оздоровительных мероприятий).

Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто

1. Создает новые произведения

2. Распространяет новые произведения на некоммерческой основе

3. Финансирует

4. Знакомит с новыми произведениями и идеями

5. Обучает новым произведениям и идеям.

6. Занимается массовым тиражированием новых произведений и идей.

7. Продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и получает прибыль.

8. Оценивает и экспертирует новые произведения и идеи.

9. Читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи.

10. Становится поклонником, сторонником новых произведений и идей.

Художественная культура включает в себя и народную культуру (фольклор) и элитарную (искусство).

Произведения искусства должны обладать: (стр.168-169)

Познавательной ценностью / истина (истина в том плане, что любая художественная культура, частью которой является искусство, образно отображает существующую реальность).

Эстетической ценностью / красота

Нравственной ценностью /добро

Образование.

  1. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в редакции от 2015 года (ранее был 1992, 1996гг.).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения"
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а в Декларации прав человека только пожелание и принципы образования.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.

Российская система образования включает:

· Дошкольное образование

· Начальное (1-4 класс)

· Основное общее образование (5-9 класс)

· Среднее (полное) общее образование (10-11 класс)

ВУЗовское образование:

· Бакалавр Специалист

· Магистр

· Аспирант

· Кандидат

· Доктор

Атрибуты российской системы образования:

Основа – школа

Каникулы

Четверти

Уроки

Парты

Система оценивания.

Наука.

Наука – это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Наука, как социальный институт, появилась в 17 веке, до этого научные знания развивались в рамках философии, философского знания.

Наука – это институт, так как является системой специфических организаций и учреждений, вырабатывающих, хранящих и распространяющих знания.

Функции науки:

Познавательная – формирует знания, дает социальный опыт человеку.

Экономическая – фундамент развития технологий, которые, в свою очередь, определяют уровень развития производства.

Социальная (социально-прогностическая, функция социальной защит – программисты написали программу сохранения личных данных).

Прогностическая.

Мировоззренческая.

Наши рекомендации