Формы национально-государственного устройства.

Тема 1. Власть.

Тенденции:

  1. Объединение наций

Конфедерация Европейский Союз.

Объединение наций связано с созданием централизованных государств.

Централизованное государство – форма государства, при которой государство имеет большие размеры, многочисленное население, четко организованный и разветвленный аппарат управления, а также сильную и многочисленную армию.

Национальное государство – исторически поздняя форма централизованного государства, образованная на основе нации.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

  1. Отделение наций.

Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению. Независимость Косово, Северной Осетии.

Формы национально-государственного устройства.

Основные формы национально-государственного устройства Особенности
1. Унитарная форма: Дания, Ирландия, Исландия, Андорра, Беларусь, Люксембург, Лихтенштейн, Алжир, Ангола, Азербайджан, Армения, Бангладеш, Йемен, Казахстан, Камерун, Замбия, Египет и т.д. Единая структура государственного аппарата. Глава государства распространяет свою власть на территорию всей страны; Все территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; Единое гражданство; Единая система права; Единая судебная система; Одноканальная система налогов: они поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.
2. Федеративная форма: РФ, Германия, Бразилия, Канада, Индия, Австрия, ОАЭ, Австрия, Непал. Существует два уровня государственного аппарата: федеративный (союзный) и республиканский; Субъекты федерации обладают суверенитетом и частичной самостоятельностью; Двухпалатная система общегосударственного парламента; Двойное гражданство; Двухканальная (трехканальная) система налогов: федеральные, налоги субъектов и местные.
3. Конфедеративная форма Объединение государств на договорной основе для достижения определенных целей. Субъекты конфедерации является полностью самостоятельными государствами. Нет единой территории и государственных границ; Решения принимаются по принципу консенсуса общим конфедеративным органом (представители, делегаты стран). Нет общих законодательных органов и системы управления. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы. Наличие права выхода из состава конфедерации.
4. Содружество Объединение государств, в основе которого могут быть общие язык, права и т.д.



Тема 2. Государство.

1.Государство.

Политическая система общества включает в себя государство, партии, организации и движения, которые преследуют определенные политические цели.

Государство - это страна и политически организованный народ, проживающий на данной территории.

В узком смысле государство – это организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории.

Признаки государства:

  • Единая территория
  • Единая система управления территорией
  • Единая система законов
  • Монополия на легальное применение силы
  • Право на взимание налогов
  • Обязательное членство в государстве
  • Представительство от имени общества в международных организациях, переговорах
  • Суверенитет – независимость государство во внешних и верховенство во внутренних делах.

Функции государства:

Внутренние:

  • Издание законов и контроль за их исполнением
  • Защита существующего способа производства, экономической и социальной системы;
  • Подавление классовых противоречий;
  • Участие в управлении экономикой;
  • Охрана общественного порядка и поддержания дисциплины;
  • Регулирование социальных отношений;
  • Культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т.д.

Внешние:

  • Защита интересов государства в его взаимоотношениях с другими государствами
  • Обеспечение обороны страны
  • Налаживание и поддержание адекватных отношений с другими странами

Причины возникновения государства:

-плотность населения (больше людей, объединение с целью выживания).

-страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами

-фактор силы (армия, сбор дани).

Теории происхождения государства:



  • Теократическая
  • Теория силы
  • Теория общественного договора
  • Естественная теория.

Идеальное государство – возможно ли оно? Каким оно должно быть?

Утопии Томаса Мора и Тамазы Кампанеллы.

Формы правления.

Форма правления – это организация власти, характеризуемая ее формальным источником.

Аристотель:

Правильные формы правления – монархия, аристократия, демократия

Неправильные формы правления – тирания, олигархия, охлократия.

Форма государства включает в себя:

  • Форму правления – кто и как правит.
  • Фору национально-государственного устройства – как объединено население на территории.
  • Политический режим – каким способом осуществляется власть в обществе.

Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству.

Монархия:

1.Абсолютная:

-монарх олицетворяет государство, он глава.

-единоличное правление, вся полнота власти в руках монарха, его власть верховна и независима.

-власть монарха священна и наделена религиозным ореолом.

-власть передается по наследству.

2.Ограниченная:

-ограничение власти монарха в области законодательной, исполнительной деятельности.

-монарх не зависим от парламента, но вынужден с ним считаться.

Республика – это форма правления, при которой глава государства избирается населением или специально избранной комиссией.

  1. Парламентская:

Правительство формируется парламентом.

Парламент издает законы.

Парламент утверждает гос.бюджет (финансовые рамки для правительства).

Осуществляет контроль над правительством, может вынести ему вотум недоверия.

Критикует правительственную политику.

  1. Президентская

Президент глава государства.

Президент возглавляет правительство, формирует его, оно ответственно перед ним.

  1. Смешанная

Сильная президентская власть.

Контроль парламента над правительством (через бюджет и вотум недоверия).

Правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом.

Президент и парламент избираются независимо друг от друга.

Парламент не может сместить президента, но президент может распустить парламент (но с обязательным назначением даты выборов).

Импичмент – это порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц.

Монархия

Термин греческого происхождения (monos – один, arche –власть) и означает единовластие. Это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – (короля, императора, шаха и т.п.) и переходит, как правило, по наследству. Абсолютная монархия характеризуется единовластием монарха. Он является единственным сувереном власти, сам издает законы, назначает правительство, вершит высший суд. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в нескольких странах (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней).

Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией. Возникает конституционная монархия в период становления буржуазного общества.

В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархию. В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Япония, Италия, Румыния – в прошлом, в настоящее время – Иордания, Кувейт, Марокко) за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, право вето и роспуска парламента. Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: имеет место разделения властей, монарх “царствует, но не правит”,правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом, правовое положение монарха ограничено.

В настоящее время в мире существует 44 государства с монархической формой правления. Преобладают парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Люксембург, Новая Зеландия и др.). Если в начале XX в. в Европе все страны были монархическими (за исключением Франции и Швейцарии – республики), то ныне из 34 стран лишь 11 монархий, а остальные – республики.

Республика

Республика (лат respuble – от res – дело и publecus – общественный) –это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Источником государственной власти является народ. Республика возникла в античную эпоху – Афины (V-IV в.в. до н.э.)

Политические режимы.

Политический режим – это система методов осуществления государственной власти, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Бывает два вида политического режима:

Демократические – парламентский и либерально-демократический.

Недемократические (тоталитарный, авторитарный).

Признаки демократического режима:

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.

Признаки:

  • Народный суверенитет
  • Всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании.
  • Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная.
  • Плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • Многопартийность.
  • Выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • Развитое гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений. Это общество свободных суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством. Граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства.
  • Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем

К демократическим режимам относят:

  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Авторитарный режим это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

  1. Власть в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
  2. Опора (потенциальная или реальная) на силу, но огромного репрессивного аппарата нет. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
  3. Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения.
  4. Отсутствие политической оппозиции. Монополизация власти и политики. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
  5. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
  6. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

В число авторитарных режимов включают:

  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения.

Признаки:

  1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
  2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
  3. Сращивание партии с государством.
  4. Права и свободы граждан носят формальный характер.
  5. Отсутствие гражданского общества.
  6. «Единовластие» официальной идеологии, контроль на СМИ. Инакомыслие карается. инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
  7. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Выборы.

Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни.

Избирательное право:

Активное и пассивное.

Активное избирательное право – право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти.

Пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в представительные органы государства.

Голосование включает в себя ряд процедур: регистрация, агитация, тайность выборов и т.д.

Активность избирателей зависит от ряда причин – пол, возраст, страна.

Избирательное право обязывает людей разбираться в политической ситуации, формировать свое мнение по политическим вопросам, но

Электорат – круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Референдум – форма принятия законов или решений наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

Избирательная система (шир.смысл) – система общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система в узком смысле – порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципаподсчета голосов.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

§ назначение выборов;

§ организация избирательных округов, районов, участков;

§ формирование избирательных комиссий;

§ регистрация избирателей;

§ выдвижение и регистрация кандидатов;

§ подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;

§ предвыборная борьба; о проведение голосования;

§ подсчет голосов и определение результатов голосования.

Три основных типа избирательных систем:

§ мажоритарная;

§ пропорциональная;

§ смешанная.

Мажоритарная система.

Побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Абсолютное большинство Относительное большинство
чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос). Часто проводят второй тур. для победы необходимо опередить других претендентов (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.)

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам.

После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест).

Процентный барьер (избирательный порог) – минимальное количество голосов, которое необходимо набрать. Если партия его не преодолевает, то не получает голосов. Например, минимальный порог 3%, если партия набрала всего 2,5%, то мест в парламенте не получит.

Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная, при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Мажоритарная система Пропорциональная система
§ Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент § Для получения мандата в избирательном округе необходимо относительное большинство голосов § Действует на основе создания коалицией групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы § Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции § Объединение различных интересов происходит после выборов

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

Выборы в ГосДуму 2016 по смешанной системе.

Политические партии.

Политическая партия – организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив президента и сформировав свое правительство.

Функции партии:

  • Политическая – овладение государственной властью
  • Представительская – выражение интересов определенных групп и слоев населения.
  • Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях.
  • Социализации – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.
  • Рекруторская – отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства.

Классификация партий: (учебник стр.65).

Признаками партии являются:

§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§ наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§ наличие народной поддержки, добровольность членства;

§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

§ выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

§ разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

§ создание возможностей для политической социализации личности;

§ подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

§ организация избирательных кампаний и участие в них;

§ борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

§ поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;

§ потерриториальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

§ посоциальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

§ по отношению ксоциальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

§ поучастию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

Право.

Право – система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государственной властью на основе общих принципов справедливости, санкционируемых государством, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность.

Право- система общеобязательных правил и норм поведения, выработанных в обществе и санкционированных государством.

Принципы российского права:

  1. справедливость
  2. правосудие
  3. равенство

К основным источникам права Формы национально-государственного устройства. - student2.ru относятся следующие.

  1. Правовой обычай Формы национально-государственного устройства. - student2.ru — правило поведения, которое сложилось исторически и признано государством в качестве общеобязательного. Это один из наиболее древних источников права. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права. Сборниками правовых обычаев являются дошедшие до нас памятники прошлого (законы Хаммурапи, Русская Правда). В настоящее время правовые обычаи широко применяются при регулировании некоторых общественных отношений (земельных, наследственных, семейно-брачных). Сохраняет свое значение обычай и в международном праве.
  2. Юридический прецедент Формы национально-государственного устройства. - student2.ru — судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательную силу в последующих спорах. Прецедент создается при отсутствии соответствующего нормативного правового акта. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и это решение впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.
  3. Правовая доктрина Формы национально-государственного устройства. - student2.ru — также является одним из древнейших источников права. Правовую доктрину могут составлять высказывания представителей власти и ученых, судебные речи блестящих юристов, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время правовая доктрина продолжает выступать в качестве источника права в мусульманских странах.
  4. Нормативный договор Формы национально-государственного устройства. - student2.ru — это юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей. Нормативный договор имеет широкое распространение в таких отраслях права как конституционное, гражданское, трудовое и международное.
  5. Нормативный правовой акт Формы национально-государственного устройства. - student2.ru — официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:

o содержит нормы права;

o исходит от государства или от организаций, которым государство передало это право;

o принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;

o имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;

o обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой.Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное. По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства.Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии. Эта иерархия служит основой для их классификации. Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта. Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт.

Характерные черты (признаки) права:

  • Общеобязательность исполнения.
  • Выраженность в источниках
  • Существует возможность государственного принуждения для исполнения.
  • Изменяется во времени
  • Возникает в процессе правотворческой деятельности.

Функции права:

  • Регулятивная. Является регулятором общественных отношений.
  • Охранительная. Защищает и охраняет интересы людей, устанавливая юридическую ответственность нарушителям.
  • Активно воздействует на общество и государство путем установления обязательных правил поведения.
  • Закрепляет сложившиеся в обществе экономически, общественные и другие отношения, государственный и общественный строй.

Право связано с такими понятиями, как обязанность и ответственность.

Норма права – это правила поведения лиц в какой-либо правовой ситуации, которые должны обязательно исполняться субъектами правовых отношений.

Классификация норм права:

I

Постоянные – существуют длительное время (Конституция).

Временные – имеют ограниченный срок действия (указ Президента).

II

Запрещающие

Обязывающие

Управомочивающие.

Нормы права объединяются в институты и отрасли права:

Институты права – группа юридических норм, регулирующих отдельную область отношений (Гражданское права – право собственности, конституционное права- избирательное право).

Отрасли права – это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют.

Отрасли права:

1. Государственное или конституционное, регулирует государственное устройство страны, определяет порядок деятельности органов власти и управления, закрепляет права и обязанности граждан.

2. Уголовное право устанавливает преступность деяний человека, а также меру наказания за них.

3. Административное право регулирует отношения, когда один из учатсников наделен властными полномочиями.

4. Гражданское право регулирует имущественные, а также личные неимущественные отношения.

5. Трудовое право устанавливает отношения работника и работодателя.

6. Семейное право регулирует брачно-родительские отношения, то есть отношения между женщиной и мужчиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни.

7. Процессуальное право следит за порядком расследования преступлений и разрешает уголовное и гражданские дела.

8. Муниципальное регулирует отношения органов местного самоуправления.

9. Налоговое – правила взимания налогов.

10. Предпринимательское – определяет правила экономической деятельности предпринимателей.

11. Компьютерное

12. Потребительское

13. Экологическое.

Признаки норм права:

Нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения)

Обязательность исполнения

Д/з: §9-10, определения право, правовая норма, институт права, отрасль права, правовая культура личности. + в печатной тетради выполнить задания к параграфам.

Закон и власть.

Закон– это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

К признакам закона относятся следующие:

- он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

- порядок его подготовки и издания определяется Конститу­цией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре­чить;

- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от­ношения.

Выделяют следующие виды нормативных актов.

  1. Законы Формы национально-государственного устройства. - student2.ru — нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой:

o Конституция РФ — основной закон;

o федеральные конституционные законы — регулируют вопросы, связанные с избранием, полномочиями и деятельностью высших органов власти РФ;

o федеральные законы (текущие и кодифицированные — кодексы);

o региональные законы.

  1. Подзаконные акты Формы национально-государственного устройства. - student2.ru — указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, министерств и ведомств, местных органов власти:

o общие —распространяются на всю территорию государства;

o ведомственные — директивы министерств и ведомств;

o местные — постановления и распоряжения региональных и местных органов власти.

Поскольку закон — это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс Формы национально-государственного устройства. - student2.ru . Он включает в себя несколько последовательных этапов.

  1. Законодательная инициатива Формы национально-государственного устройства. - student2.ru — официальное предложение от управомоченных лиц или государственных органов (депутаты, президент, правительство) принять тот или иной нормативный правовой акт путем внесения в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.
  2. Обсуждение законопроекта — Формы национально-государственного устройства. - student2.ru осуществляется в правотворческом органе, как правило, в нескольких чтениях.
  3. Принятие закона — Формы национально-государственного устройства. - student2.ru происходит на заседании законодательного органа путем подачи голосов «за» или «против».
  4. Опубликование (промульгация) закона