Развитие взрывной силы в греко-римской борьбе 16-18 лет

Имарова Фаика Эльбрусовича

Развитие взрывной силы в греко-римской борьбе 16-18 лет

Выпускная квалификационная работа

«Допустить к защите ГИА»:

Зав.кафедрой ТиМГиБ

к.п.н.,профессор___________Ю.В.Болтиков

«____»__________________2017 г.

Выпускник_________Ф.Э. Имаров

Научный руководитель:

__________С.М.Мугаллимов.

Казань - 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.. 6

1.1. Теоретические основы развития физических качеств у юных борцов. 6

1.2. Характеристика структуры тренировочных нагрузок борцов греко-римской борьбы 16-18 лет. 15

1.3. Общие представления о развитии взрывной силы борцов греко-римского стиля 16-18 лет. 30

1.4. Изучение средств и методов для развития взрывной силы борцов. 34

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 58

2.1. Методы исследования. 58

Педагогическое наблюдение. 60

2.2. Организация исследования. 63

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 65

3.1. Исходное состояние объекта. 65

3.2. Методика экспериментального изменения состояния объекта. 66

3.3. Конечное состояние объекта. 67

3.4. Сравнительный анализ полученных результатов. 68

Заключение. 71

ВЫВОДЫ.. 72

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 76.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Достижение высокого спортивного результата в греко-римской борьбе зависит от многих факторов, при этом уровень физической подготовленности создает базу для проявления технико-тактических способностей борцов.

Технический арсенал в борьбе самый разнообразный. При выполнении технических действий, таких как: броски, переводы, проходы, скручивание, посадка важную роль играет захват [24; 28].

Борец, владеющий развитой взрывной силой, превышающей силу противника в захвате и рационально ее используя, дольше по времени в схватке остается «свежим» и может использовать все свои потенциальные возможности.

Так, анализируя различные методы силовой подготовки в работах Я. К. Коблева, А. С. Дорошенко, М. А. Вишнякова (1999), В. К. Бальсевича (2000), Б. Х. Калмыкова (1989), А. С. Кузнецова (2002) и др., мы пришли к выводу, что силовая подготовка рассмотрена для зрелых борцов 20-25 летнего возраста.

Одной из важнейших проблем физической подготовки молодых спортсменов в греко-римской борьбе является проблема поиска эффективных средств и методов развития взрывной силы.

Основной стратегией в спортивной тренировке должно быть развитие сильных сторон подготовленности спортсмена как ведущего условия достижения им высоких результатов. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании средств и методов тренировки спортсменов. Одним из мощных средств повышения эффективности развития взрывной силы и скоростно-силовой подготовки являются отягощения.

Анализируя результаты исследований ведущих отечественных специалистов в области спортивной борьбы, все вышеизложенное, по нашему мнению, убеждает в объективной необходимости поиска оптимальных средств и методов специальной силовой подготовки спортсменов высокой квалификации, с учетом современных изменений в правилах соревнований борцов. Мы столкнулись с проблемой нерешённости того, что на сегодняшний день в спортивной борьбе не используются научно-обоснованные средства и методы тренировки развития взрывной силы, оценки и контроля данного показателя.

Всё вышесказанное, а также дефицит научных исследований и практического опыта по обозначенной проблеме - разработке методики специальной силовой подготовки в аспекте развития взрывной силы борцов греко-римского стиля в возрастной группе 16-18 лет, указывает на актуальность и своевременность выбранного нами направления исследования по теме: «Развитие взрывной силы в греко-римской борьбе 16-18 лет»

Объект исследования: Тренировочный процесс спортсменов, занимающихся борьбой.

Предмет исследования: Методика развития взрывной силы.

Цель исследования: Выявление практических рекомендаций специальных упражнений, направленных на развитие взрывной силы у борцов.

Гипотеза: Методика развития взрывной силы у борцов будет эффективной, если:

-Будут разработаны эффективные средства и методы, обеспечивающие повышение взрывной силы спортсменов.

-Применение отягощений, моделирующих двигательные режимы спортивной деятельности в подготовке борцов, позволит существенно обогатить двигательный потенциал, повысить физические возможности спортсменов.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы развития физических качеств у борцов 16-18 лет.

2. Разработать комплекс специальных упражнений для развития взрывной силы у борцов 16-18 лет.

3. Определить результативность комплекса специальных упражнений, направленных на развитие взрывной силы у борцов 16-18 лет.

Практическая значимостьработы заключается в том, что разработаны практические рекомендации по специальной силовой подготовке борцов, на основе применения комплекса специальных упражнений для развития взрывной силы у борцов 16- 18 лет.

Методами исследования являлись:

1 Теоретический анализ и обобщение.

2 Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

5 Статистическая обработка полученных результатов.

Объем и структура дипломной работы:

Диплом изложен на 75 страницах и состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, трех приложений. Список литературы содержит 31 источник.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Заключение по 1 главе

В тренировочном процессе для борцов должны быть взаимосвязаны два основных направления: формирование спортивных движений (техническая подготовка) и развитие физических качеств (физическая подготовка). Тренировочные упражнения по параметру движения и характеру нервно-мышечных напряжений должны соответствовать спортивным движениям.

Для достижения положительных сдвигов в развитии скоростно-силовых качеств борца необходимо:

а) совершенствовать взрывные способности отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении движения;

б) повышать взрывную силу в отдельных фазах движения;

в) совершенствовать силу и скорость движения в целом.

В круглогодичной тренировке спортсменов высших разрядов уровень скоростно-силовой подготовки уже достаточно высок, поэтому наступает такой период, когда рост взрывной силы прекращается. В этом случае необходимо использовать следующую методику:

Основными являются методы синтетического воздействия, аналитического воздействия и повторный.

Методы вариативного воздействия применяются только при выполнении специальных упражнений.

Основными режимами работы мышц являются динамический с акцентом на преодолевающий характер работы и статистический (пассивные напряжения). При выполнении специально-вспомогательных упражнений эпизодически используется динамический режим с сочетанием уступающей и преодолевающей работы мышц.

Методы исследования

Анализ и синтез научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, математическая обработка полученных данных.

Контрольные испытания

Практическая часть нами проведена на базе УОРа (Казанское училище олимпийского резерва), время проведения с 10 ноября по 7 декабря. В группе занимаются молодые люди от 16-18 лет.

Педагогическое наблюдение

В дальнейшем в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы был введен комплекс упражнений, направленный на развитие взрывной силы. Контрольная группа продолжила заниматься по общепринятой программе учебно-тренировочных занятий.

В тренировочном процессе для борцов должны быть взаимосвязаны два основных направления: формирование спортивных движений (техническая подготовка) и развитие физических качеств (физическая подготовка).

Тренировочные упражнения по параметру движения и характеру нервно-мышечных напряжений должны соответствовать спортивным движениям.

Для достижения положительных сдвигов в развитии скоростно-силовых качеств борца необходимо:

а) совершенствовать взрывные способности отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении движения;

б) повышать взрывную силу в отдельных фазах движения;

в) совершенствовать силу и скорость движения в целом.

Для повышения скоростно-силовых качеств борца необходима специализированная и целенаправленная учебно-тренировочная работа.

Педагогический эксперимент

На третьем этапе исследования, нами будет проведено повторное тестирование по тем же тестовым заданиям, и в той же последовательности.

Организация исследования

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе УОРа (Казанское училище олимпийского резерва), время проведение с 10 ноября по 7 декабря. Мы выделили две группы по 20 человек, первая из которых будет контрольная, а вторая соответственно экспериментальная.

Экспериментальной группе будет предложен комплекс специальных упражнений, который, как мы предполагаем, улучшит исходные показатели. В секции занимаются 40 человек. В эксперименте приняли участие молодые люди 40 борцов в возрасте 16-18 лет, имеющие разряды от 1-го взрослого до кандидата в мастера спорта. Нами были подобраны две группы испытуемых (по 20 человек в каждой), однородные по составу, возрасту и уровню подготовленности.

Исходное состояние объекта

Мы выделили две группы по 20 человек, первая из которых будет контрольная, а вторая соответственно экспериментальная.

Экспериментальной группе будет предложен комплекс специальных упражнений, который, как мы предполагаем, улучшит исходные показатели взрывной силы. На первом этапе исследования мы провели тестирование, для определения исходного уровня развития взрывной силы в обеих группах.

Как видно из таблицы 10, различия показателей между контрольной и экспериментальной группой не подтверждаются, из этого можно сделать вывод, что взрывная сила у борцов в этих группах находится на одном уровне.

Таблица 10

Показатели развития взрывной силы у борцов до эксперимента

Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа
Взятие на грудь (кг) 78.400±2.168 77.900±2.256
Рывок (кг) 64.400±2.660 64.800±1.987
Прыжок в длину (см) 207.000±2.850 210.000±3.750
Швунг (кг) 59.400±2.240 60.333±1.260

Конечное состояние объекта

После проведения эксперимента, когда экспериментальной группе был предложен комплекс специальных упражнений, который как мы предполагали, улучшит исходные показатели взрывной силы мышц, мы провели тестирование, для определения констатирующего уровня развития взрывной силы, в обеих группах.

Были предложены такие же тестовые задания, что и при первоначальном тестировании до эксперимента.

Показатели двух групп по 20 человек, первая из которых была контрольная, а вторая соответственно экспериментальная представлены в таблице 11.

Таблица 11

Показатели развития взрывной силы у борцов после эксперимента

Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа
До После До После
Взятие на грудь (кг) 78.400±2.168 86.600±1.255 77.900±2.256 80.236±2.198
Рывок (кг) 64.400±2.660 75.800±1.981 64.800±1.987 66.940±2.120
Прыжок в длину (см) 207.000±2.850 230.000±5.303 210.000±3.750 214.000±4.000
Швунг (кг) 59.400±2.240 70.333±1.863 60.333±1.260 61.888±2.190
                 

Итак, мы провели тестирование, для определения констатирующего уровня развития взрывной силы, в обеих группах.

Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, выявил статистически достоверные различия между результатами первичной и итоговой диагностики во взятии на грудь ЭГ, при наименьшей Р < 0.05 (tрас=5.073, tкр= 2.262).

В КГ статистически достоверных изменений не произошло (tрас=1.102, tкр= 2.262).

Отмеченные в ЭГ изменения в рывке статистически достоверны, при наименьшей Р < 0,05 (tрас=3.682, tкр= 2.262). В КГ значимых различий между результатами первичной и итоговой диагностики обнаружено не было (tрас=0.540, tкр= 2.262).

Изменения произошедшие в уровне развития прыжка в длину, оказались статистически достоверны в ЭГ, при наименьшей Р < 0,05 (tрас=4.566, tкр= 2.262), в КГ изменения недостоверны (tрас=0.493, tкр= 2.262).

В отношении уровня развития швунга жимового были отмечены статистически значимые изменения в ЭГ, при наименьшей Р < 0,05 (tрас=4.446, tкр= 2.262), в КГ (tрас=0.680, tкр= 2.262) изменения недостоверны.

Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что специально-организованный учебно-тренировочный процесс способствует значительному повышению уровня развития скоростно-силовых способностей в частности взрывной силы у борцов- греко-римской борьбы 16-18 лет различных групп подготовки и между ними обнаружены статистически достоверные различия.

Заключение

Разработанные методики силовой подготовки позволили обеспечить преимущественное повышение силового потенциала мышц и совершенствование способности спортсмена реализовать свои взрывные качества.

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет утверждать, что специально-организованный учебно-тренировочный процесс способствует значительному повышению уровня развития скоростно-силовых способностей в частности взрывной силы у борцов- греко-римской борьбы 16-18 лет различных групп подготовки и между ними обнаружены статистически достоверные различия.

ВЫВОДЫ

1. В результате работы мы изучили теоретические основы развития физических качеств у борцов 16-18 лет. Особое внимание было уделено развитию силы, комплексам и тестам.

2. После этого мы разработали комплекс специальных упражнений для развития взрывной силы у борцов 16-18 лет.

3. Для определения результативности комплекса специальных упражнений, направленных на развитие взрывной силы у борцов 16-18 лет было проведено первичное и итоговое тестирование. Был внедрен в практику разработанный нами комплекс. Объём нагрузки при выполнении упражнений с отягощениями интенсивного характера увеличивался с 10% до 20% от времени занятия. В дальнейшем объём нагрузки силовой подготовки возрастал с 20% до 35% от времени занятия. В результате исследования были получены статистически достоверные приросты в экспериментальной группе, которые позволяют утверждать, что специально-организованный учебно-тренировочный процесс способствует значительному повышению уровня развития скоростно-силовых способностей в частности взрывной силы у борцов- греко-римской борьбы 16-18 лет различных групп подготовки и между ними обнаружены статистически достоверные различия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

o При тренировке борцов подросткового (16-18 лет) необходимо учитывать их физиологические, возрастные, психологические и другие особенности.

o Питание в дни тренировки силы должно быть высоко калорийным и с большим содержанием белка и углеводов.

o Шире использовать восстановительные мероприятия, упражнения на расслабление, аутотренинг

o Успешность реализации атакующих действий у борцов в соревновательном поединке зависит от уровня развития силы захвата.

o Методика специальной силовой подготовки, основанная на использовании комплекса специальных упражнений, способствует улучшению показателей специальной силовой подготовленности и повышению успешности реализации взятого захвата в условиях соревновательной деятельности.

o При силовой подготовке борцов 16-18 лет необходимо применять методы и средства, более способствующие воспитанию скоростной и взрывной силы.

o С учетом возраста применение максимальных и продолжительных силовых нагрузок должно быть ограниченным и кратковременным.

o По возможности подбирать такие средства тренировки силовой направленности, которые соответствуют технической подготовке и не изменяют структуры технических действий.

o Применение отягощений, моделирующих двигательные режимы спортивной деятельности в подготовке юных борцов, позволяет существенно обогатить двигательный потенциал, повысить физические возможности юных спортсменов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статьи в журналах

1. Алдошин А.В. Спорт в профессиональной физической подготовке сотрудников ОВД // Наука и практика: журнал. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2014. - № 3 (60). - С. 126-129.

2. Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право: международный научно-практический журнал. - Краснодар: изд-во ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России». - 2014. - № 4 (50). - С. 299-304.

3. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры / Теория и практика физической культуры. 1997. №5. С. 18-21.

4. Герасимов И.В. Формирование у сотрудников полиции практических навыков правомерного применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал. - Орел: изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». - 2014. - № 4 (60). - С. 232-235.

5. Еремин Р.В. Физическая подготовка как фактор, определяющий качество профессиональной деятельности и развития личности // Наука и практика: журнал. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2014. - № 2 (59). - С. 167-170.

6. Ефременко М.А. Эффективность использования техники ударов руками и ногами сотрудниками ОВД // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт: журнал. - Тула: изд-во ТГУ. - 2014. - № 4. - С. 20-24.

7. Ельчанинов. Браво Япония. //Дзюдо, 2002, № 2. – С. 66-68.

8. Карпашевич Т. ,Бяшарова. Практика физического воспитания м .газета "Спорт в школе" №16 - 2002.

9. Куликов А. Древо боевых искусств: русские виды единоборств /А. Куликов // Спортивная жизнь России. — 2003. № 3. - С. 39-41.

10. Попов, Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: М.: Издательский центр " М.: Советский спорт, 2005. — С. 590–591.

АКТ ВНЕДРЕНИЯ

Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт в том, что в период с11.11.16 по 07.12.16 внедрено(ны) _методика развития взрывной силы для борцов греко-римского стиля 16-18 лет

(указать сроки) (наименование разработки)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполненной в__Спортивном комплексе олимпиец на базе «казанского училища олимпийского резерва

(наименование организации и подразделения)

автором (ами)____ Имаров Фаик Эльбрусович 4 курс 311 группа направление «избранный вид спорта» в профиле борьба

(Ф.И.О., курс, специализация)

Внедрение осуществлено путем Экспериментального Исследования

От внедрения разработки получен положительный эффект, выразившийся в качественном повышении силы мышц рук и силы захвата у борцов 16-18 лет, а тем самым взрывную силу.

От организации разработчика

__________________________

(подпись)

«_______»_______________20 г.

От организации заказчика

__________________________

(подпись)

«_______»_______________20 г.

Автор-разработчик:

__________________________

(подпись)

«_______»________________20 г.

Имарова Фаика Эльбрусовича

Развитие взрывной силы в греко-римской борьбе 16-18 лет

Выпускная квалификационная работа

«Допустить к защите ГИА»:

Зав.кафедрой ТиМГиБ

к.п.н.,профессор___________Ю.В.Болтиков

«____»__________________2017 г.

Выпускник_________Ф.Э. Имаров

Научный руководитель:

__________С.М.Мугаллимов.

Казань - 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.. 6

1.1. Теоретические основы развития физических качеств у юных борцов. 6

1.2. Характеристика структуры тренировочных нагрузок борцов греко-римской борьбы 16-18 лет. 15

1.3. Общие представления о развитии взрывной силы борцов греко-римского стиля 16-18 лет. 30

1.4. Изучение средств и методов для развития взрывной силы борцов. 34

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 58

2.1. Методы исследования. 58

Педагогическое наблюдение. 60

2.2. Организация исследования. 63

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 65

3.1. Исходное состояние объекта. 65

3.2. Методика экспериментального изменения состояния объекта. 66

3.3. Конечное состояние объекта. 67

3.4. Сравнительный анализ полученных результатов. 68

Заключение. 71

ВЫВОДЫ.. 72

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 76.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Достижение высокого спортивного результата в греко-римской борьбе зависит от многих факторов, при этом уровень физической подготовленности создает базу для проявления технико-тактических способностей борцов.

Технический арсенал в борьбе самый разнообразный. При выполнении технических действий, таких как: броски, переводы, проходы, скручивание, посадка важную роль играет захват [24; 28].

Борец, владеющий развитой взрывной силой, превышающей силу противника в захвате и рационально ее используя, дольше по времени в схватке остается «свежим» и может использовать все свои потенциальные возможности.

Так, анализируя различные методы силовой подготовки в работах Я. К. Коблева, А. С. Дорошенко, М. А. Вишнякова (1999), В. К. Бальсевича (2000), Б. Х. Калмыкова (1989), А. С. Кузнецова (2002) и др., мы пришли к выводу, что силовая подготовка рассмотрена для зрелых борцов 20-25 летнего возраста.

Одной из важнейших проблем физической подготовки молодых спортсменов в греко-римской борьбе является проблема поиска эффективных средств и методов развития взрывной силы.

Основной стратегией в спортивной тренировке должно быть развитие сильных сторон подготовленности спортсмена как ведущего условия достижения им высоких результатов. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании средств и методов тренировки спортсменов. Одним из мощных средств повышения эффективности развития взрывной силы и скоростно-силовой подготовки являются отягощения.

Анализируя результаты исследований ведущих отечественных специалистов в области спортивной борьбы, все вышеизложенное, по нашему мнению, убеждает в объективной необходимости поиска оптимальных средств и методов специальной силовой подготовки спортсменов высокой квалификации, с учетом современных изменений в правилах соревнований борцов. Мы столкнулись с проблемой нерешённости того, что на сегодняшний день в спортивной борьбе не используются научно-обоснованные средства и методы тренировки развития взрывной силы, оценки и контроля данного показателя.

Всё вышесказанное, а также дефицит научных исследований и практического опыта по обозначенной проблеме - разработке методики специальной силовой подготовки в аспекте развития взрывной силы борцов греко-римского стиля в возрастной группе 16-18 лет, указывает на актуальность и своевременность выбранного нами направления исследования по теме: «Развитие взрывной силы в греко-римской борьбе 16-18 лет»

Объект исследования: Тренировочный процесс спортсменов, занимающихся борьбой.

Предмет исследования: Методика развития взрывной силы.

Цель исследования: Выявление практических рекомендаций специальных упражнений, направленных на развитие взрывной силы у борцов.

Гипотеза: Методика развития взрывной силы у борцов будет эффективной, если:

-Будут разработаны эффективные средства и методы, обеспечивающие повышение взрывной силы спортсменов.

-Применение отягощений, моделирующих двигательные режимы спортивной деятельности в подготовке борцов, позволит существенно обогатить двигательный потенциал, повысить физические возможности спортсменов.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы развития физических качеств у борцов 16-18 лет.

2. Разработать комплекс специальных упражнений для развития взрывной силы у борцов 16-18 лет.

3. Определить результативность комплекса специальных упражнений, направленных на развитие взрывной силы у борцов 16-18 лет.

Практическая значимостьработы заключается в том, что разработаны практические рекомендации по специальной силовой подготовке борцов, на основе применения комплекса специальных упражнений для развития взрывной силы у борцов 16- 18 лет.

Методами исследования являлись:

1 Теоретический анализ и обобщение.

2 Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

5 Статистическая обработка полученных результатов.

Объем и структура дипломной работы:

Диплом изложен на 75 страницах и состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, трех приложений. Список литературы содержит 31 источник.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Наши рекомендации