Музеология как теоретический базис музейной деятельности. Современные проблемы музеологии в трудах зарубежных и отечественных ученых.
Музеология как теоретический базис музейной деятельности. Современные проблемы музеологии в трудах зарубежных и отечественных ученых.
Научное документирование явлений и процессов природы, общественной жизни и культуры как специфический тип музееведческого исследования.
Понятие «документ» появилось в научной терминологии в начале XX в. В переводе с латинского documentum означает научение, пример, образец, свидетельство, доказательство. Это — материальный объект и сознательно закрепленная на нем или о нем информация. Однако одно без другого не является документом. Функциональное назначение документа — не только закрепление, но и передача информации; документ не только носитель, но и источник информации (передача информации — распространение знаний). Существует и современное определение документа: «Документ — это любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована социальная информация в целях ее хранения и распространения».
В музееведении термин «документирование» понимается на информационно-историческом уровне, т. е. теория документирования связана с познанием различных сторон окружающего мира (информационный аспект), в процессе которого выявляются объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти (исторический аспект). Документальный подход к действительности выражается в том, что объекты реального мира (свидетельства развития природы, общества, культуры) — носители музейности — должны быть, не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды.
Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания различных эпох. Отбор предметов в музейные собрания опирается как на музееведческие, так и на профильно-научные исследования, причем для музееведческого документирования характерен интегрирующий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины. Теория документирования научно обосновывает критерии отбора и методику музееведческого исследования действительности.
Когнитивно-ценностный подход к процессу документирования.
Комплектование фондов — одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной теории и практики музейного дела. Словосочетание «комплектование музейных фондов» появилось в отечественном музееведении в конце 1940-х гг. и на протяжении почти трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли ком-плектование фондов как планомерную и целенаправленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематизации в фондах. Под собирательской работой стала пониматься составная часть комплектования музейных фондов — практическая деятельность по реализации программы комплектования. Таким образом, понятие «комплектование музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень работы с музейным собранием — концептуальный.
Принципы документирования.
Главным принципом музейного документирования является принцип преимущественного собирания подлинных предметов как первоисточников познания; кроме того, отбираются пространственные трехмерные предметы (исключение составляют те сферы собирания, где основными музейными предметами являются изобразительные или письменные материалы), поскольку они более эффективны как составные части экспозиционного пространства. Предпочтение отдается типичным предметам, отражающим сущность определенных явлений. Не менее важный принцип музейного документирования — принцип планомерности, предпочтение качества перед количеством отбираемого материала и, самое главное, отраслевая направленность, т. е. соответствие профилю музея.
Результатом музейного документирования являются музейные фонды.
Общие критерии принимают во внимание такие характеристики предмета, как его информативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность. Частные критерии учитывают специфику конкретной коллекции, тип, вид и разновидность предмета как источника. Важное значение приобретают при этом возраст предмета, его подлинность и редкость. Для установления этих характеристик необходимо знание истории видов предметов, истории применения материалов, знакомство с теми признаками, которые могут удостоверить подлинность предмета: надписи, монограммы, эмблемы, фабричные знаки, клейма, авторские подписи, печати, экслибрисы. Свое полное раскрытие эти признаки получают в процессе фондовой работы, но и на этапе отбора необходима их первичная расшифровка. На начальном этапе работы с предметом необходимо также определить материал, из которого он изготовлен, для того чтобы решить вопрос о его способности длительно храниться в музее.
Значение теории коммуникации для интерпретации культурного и природного наследия в музее. Современные представления о формах музейной коммуникации. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблемы музейной коммуникации.
В первой модели передача сообщения осуществляется линейным путем: отправитель – средство коммуникации – получатель (Д. Камерон). При этом заложенное музейным сотрудником значение предмета является равнозначным при кодификации его посетителем. Вторая модель, линейно-круговая (Р. Майлз), в процесс перекодировки и расшифровки музейного сообщения добавляет интерпретацию как форму публичного участия. Повторное формулирование значения музейного сообщения происходит в процессе получения обратной связи, где действия посетителя отражают его интерпретацию. Интерактивная модель восходит к практике Э. Хуппер-Гринхилл. Учитывая культурные отличия (восприятие, память и логическое мышление) в выставочном пространстве должно происходить взаимодействие (диалог) значений приписываемых музеем и публикой, основанное на изучении повседневной жизни (различных культурных контекстов), где не может быть единственно верной точки зрения на проблему. по мнению А. Хупер-Гринхилл, в экспозиции музея как знаковой системе культурные значения не передаются адресантом адресату, а конструируются самим адресатом, использующим для этого конкретный контекст и свой опыт, знания, ценности
Посредничество как основа музейной коммуникации ищет свои основания в повседневной жизни людей. Иисус Мартин-Барберо (Jesus Martin-Barbero) предлагает изучать повседневную жизнь людей, их культурные контексты, которые определяют их восприятие музейного предмета. Лауро Завала (Lauro Zavala) призывает сделать посещение музея частью повседневного опыта человека через разнообразие коммуникативных и творческих стратегий, осуществляемых с помощью образования. Применяемые методы должны формировать у посетителя ощущение, что с помощью музея можно получить правдивую картину мира. Таким образом, современная теория музейной коммуникации подчеркивает диалогическую логику построения языка выставки, её ясность для критического прочтения со стороны общественности без категоричных положений и закрытости к новым мнениям.
Влияние теории коммуникации на развитие экспозиционной и образовательно-рекреационной деятельности музеев и учреждений музейного типа.
посетитель в музейной экспозиции является активным создателем смыслов. А любой современный музей стремится к усилению диалога (взаимодействия) экспозиции с посетителем, чтобы как можно полнее выявить многослойное содержание экспозиции перед ее реципиентом. С другой стороны, сам воспринимающий определенным образом воздействует на экспозицию. В конечном итоге перед каждым приходящим в музей предстает своя, отличная от других по своему содержанию, экспозиция. На восприятие накладывается также настроение человека, его окружение и многие другие привходящие обстоятельства.
Музеология как теоретический базис музейной деятельности. Современные проблемы музеологии в трудах зарубежных и отечественных ученых.