Речь в межличностном общении

Межличностную коммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу.Речь, как средство организа ции общения небольшого числа находя щихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладает рядом отличите льных особенностей. Это разговорная речь, для которой характерны: 1. Персо нальность адресации,то есть индивид-ое обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможност ей понимания темы сообщения;

2.спонтанность и непринужденность:

3. ситуативность речевого поведения:

4. эмоциональность.Перечисленные осо бенности задают важнейшие функци и речи в межличностном понимании К их числу относятся эмотивная и конативна я. Эмотивная функция связана с субъек тивным миром говорящего,с выражение м его переживаний,его отношения к тому,что говорится,к ней находит отра жение самооценка говорящего,его потребность бытьуслышанным,понятым Конативная фун-ия связана с установко й на слушающего,со стремлением на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотнощен ий,в ней находят отражение потребност и человека достигать поставленных целе й,оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.

Речь в социальном взаимодействии

В социально ориентированном общении дистанция между партнерами увеличива ется,вследствие чего контакт между учас тниками коммуникацииосложняется.Это отражается в речи, которая демонстриру ет несравненно большую отстраненност ь от субъекта речи и ее адресата,чемречь в межличностном взаимодействии.Для речевого поведения в социальном взаим одействии основное значение имеет рече вое оформление социально-ролевого ста туса участников коммуникации,достаточ но жесткий контроль за посылаемыми ре чевыми сообщениями,снижение личнос тного начала в речевом поведении.Особ

ое значение в социальном взаимодейств ии приобретают применяемые собеседн иками речевые стратегии и тактики.Под

стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, нап равленной на достижение долговременн ы х результатов.актика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведе ния на определенном этапе разговора.Ре чь как средство утверждения социальног о статуса В социально ориентированном общении социальные роли его участник ов –это важнейший фактор речевого по ведения.Сущ-ует зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения, но и выбранные средства конструируют социальную ситуацию. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения.

Устная и письменная формы речи

Речевое общение происходит в двух формах-устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в социально-речевой практике занима ют важное и примерно одинаковое место по своей значимости. Любой письменный текст может быть озвуч ен, т. е. прочитан вслух, а устный – записан при помощи технических средств.Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования рус языка.

Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непос редственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальн ой формой устной речи яв-тся звуко вые волны,т. е.звуки,являющиеся результатом деятельности органов произношения человека.

Диалог и монолог

Диалог–это разговор двух или неско льких лиц,форма речи,состоящая из обмена репликами.Основной единиц ей диалога явл-ся диалогическое еди нство–смысловое (тематическое) об ъединение нескольких реплик,предс тавляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последую щее из которых зависит от предыду щего.Монолог можно определитькак развернутое высказывание одного лица.Монолог характеризуется отно сительной протяженностью(он может содержать различные по объему части текста,состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания. Различают 2 основных типа моноло га.1)монологическая речь представл яет собой процесс целенаправленног о сообщения,сознательного обращен ия к слушателю и характерна прежд е всего для устной формы книжной речи: устная научная речь(нап-ер, учебная лекция или доклад),судебна я речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.2)монолог – это речь наедине с самим собой,т. е. монолог может быть не направлен непосредственно му слушателю(это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.Монолог может быть как неподготовленным,спонтанным ,так и подготовленным, заранее продуманным.



Наши рекомендации