Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики.
Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики.
лингвистика — это наука, изучающая язык.
В лингвистике выделяются разделы:
1. Лексикология, предметом которой является слово, — учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова, употребление слова в речи. Основная единица этого раздела—слово.2.Фразеология изучает устойчивые выражения типа бить баклуши, используемые в данном языке.
3. Фонетика — раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики — звук,слог.
4. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, и соотношение между буквами и звуками.
5. Словообразование — раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов. Морфема — основное понятие словообразования.
6.Грамматика изучает строй языка. Она включает два раздела:
а)морфологию, изучающую словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке;
б) синтаксис, изучающий словосочетания и предложения.
7.Орфография — раздел науки, изучающий правила правописания.
8.Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.
9. Стилистика — учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.
10. Культура речи — раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.
Особенности русского языка конца 20-начала 21 века
В 1995 г. при президенте РФбыл соз дан Совет по русс языку,куда вошли видные ученые,поэты, писатели, преподаватели. Соврем-ое состояние рус языка – ужасающее. Сказываются социально-экономические причины последних 10-летий, влияние электр онных средств связи. Эпистолярный жанр(жанр культуры частного письма)отмирает.Социально-эконом ические причины вызвали падение культуры речи:реже читают,больше смотрят телевизор,в школе уровень преподавания стал ниже.Мнение о том,что рус язык в конце 20в переживае т кризис,получило определенно е распространение в обществе.Сущ-ет мнение о том, что язык приходит в упадок, но это не совсем так. Необ ходимо систематизировать основны е тенденции развития современного рус языкаОсновные изменени в русс языке конца 20 – нач 21вв происходя т в трех основных сферах :1.в речи; 2.в лексико-фразеолог-ой системе;3. сфере функционирования язык-ых единиц.В речи:Наибольшим измене ниям на современном этапе развити я русс. языка подвергается политиче ская и публицистическая речь. Как полит-ая,так и публицистич-я речь демонстрирует тенденции плюрализ ации и персонификации.В то же вре мя в русс. языке активно формируют ся новые аспекты речи - рекламный и коммерческий (деловой).Тоталита- рный язык советской эпохи прекра- тил своё сосуществование. Изменен ия в бытовой сфере речи связаны с эмоцион-ой реакцией на труднос ти данного периода. Бытовая речь изме няется в сторону ещё большей разго ворности и диалогизации.В лексико –фразеологической системе: Сейча с наблюдается активный процесс заимствования рус языком иноязычн ой лексики.Основными сферами заимствова ния яв-тся:рыночная эко номика;политика; массовая культура
Понятие о национальном языке
(Национальный) русский язык – это язык русского народа, который охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, местожительства, профессии. Это совокупность всех слов, всех форм слов, их употребления в речи, особенностей произношения, присущих русскому народу.
Выделять следующие формы его существования: диалектную;
просторечную;жаргонную
Диалектная речь – это речь людей, объединенных территориально. Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для обиходно-бытового общения. Они имеют характерный для каждого диалекта набор фонетических, грамматических, лексических различий.Просторечие- это речь малокультур- ных людей, речь грубая, сниженная.
Язык как знаковая система
язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры ,но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками. Знак представляе собой заменитель предмета в целях общения,знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.Облада свойствами:должен быть материальным, доступным восприятию; направлен на значение
;содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается ее материальными свойствами; содержание и форма знака определяются различите-ными признаками; знак - всегда член сис- темы,и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе. Указанные выше свойства знака обусловливают ряд требованй культуры речи. Во-первых,говорящй (пишущий) должен заботиться о том ,чтобы знаки его речи (звучащие слова или знаки письма) были удобны для восприятия: достаточно отчетливо слышимы,видимы. Во-вторых, необходимо чтобы знаки речи выражали некоторое содержание, передавали смысл, причем таким образом, чтобы форма речи помогала легче понять содержание речи. В-третьих, необходимо иметь в виду, что собеседник может быть менее осведомлен о предмете разговора, а значит, необходимо предоставить ему недостающие сведения, которые лишь по мнению говорящего уже содержатся в сказанных словах. В-четвертых, важно следить за тем, чтобы звуки устной речи и буквы письма достаточно четко отличались друг от друга. В-пятых, важно помнить о системных связях слова с другими словами, учитывать много-
значность, использоватьсинонимию, иметь в виду ассоциа- тивные связи слов. Таким образом, знания из области семиотики (науки о знаках) способствуют повышению речевой культуры.Языковойзнак может быть и знаком текста.Знаки кода сущ-уют в виде системы противопоставлен-х в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков.
Функции языка
Язык – это не только система знаков ,символически опосредующая мир человека, но и важнейший инструме нт человеческой деят-ти. В деят-ти человека язык выполняет несколько важных функций. Основные из них: коммуникативная; познавательная (когнитивная); номинативная; аккумулятивная.Коммуник-ая функция языка связана с тем,что язык прежде всего явл-ся средством общения людей.Он позволяет одному индивиду – говор ящему – выражать свои мысли,а дру гому –воспринимающему–понимать их,то есть как-то реагировать, прини мать к сведению,сообразно менять свое поведение или свои мысленные установки. Акт коммуникации не был бы возможен без языка.Коммун
икация – значит общение, обмен информацией. Познавательная, или когнитивная, функция языка связана с тем,что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деят-сти человека. Когнитивная функция языка не только позволяет фиксиров ать результаты мыслительной деят-ти и использовать их,к примеру, в коммуникации.Она также помогает познавать мир.Мышление человека развивается в категориях язык:осозн авая новые для себя понятия,вещи и явления,человек называет их. И тем самым упорядочивает свой мир. Эту функцию языка называют номинати вной(называние предметов,явлений)
Номинативнаяфункция языка пря мо вытекает из когнитивной. Познан ное надо назвать, дать имя. Номинат ивная функция связана со способнос тью знаков языка символически обозначать вещи. Аккумулятивнаяфункция языка связана с важнейши м предназначением языка-собирать и сохранять информацию, свидетел ьства культурной деят-ти человека. Язык живет гораздо дольше человек ,а порой даже и дольше целых народ ов. Известны так называемые мертв ые языки,которые пережили народы, говорившие на этих языках. На этих языках никто не говорит,кроме спец иалистов,изучающих их языка.Комм уникативная функция обеспечивает социальные связи, жизнь в социуме.
Когнитивная функция обеспечивает мышление, познание и ориентацию в мире. Номинативная функция называет предметы и явления.
Аккумулятивная функция обеспечивает преемственность знаний и существование человека в истории 5)Вальнтотивная(воздействующая)6)Поэтическая функция7) Магическая функция ( мысли материлизуются)
Речевые ошибки.
Нарушение этих норм влечет за собой множество речевых ошибок.
1. Лексические и фразеологические;
2. Грамматико-стилистические (в том числе морфологические и синтаксические);3. Ошибки, связанные с построением развернутой связной речи, с ее логико-конструктивными особенностями;4. Орфоэпические (причиной которых может быть как влияние среды, так и индивидуальные дефекты речи).
Речь и взаимопонимание
На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказыва ют некоторые особенности использован ия языка в речи.Можно выделить такие, как денотация и коннотация, полисемия, синонимия, статичность высказывания, и др.Термины «денотация» и «коннотация» напоминают о знаковой природе языка: слово есть знак, обозначение какой-либо «вещи» Денота ция- это значение слова,признаваемое большинством людей данного лингвист ического сообщества,так называемое лексическое значение слова. Коннотаци я-это вторичные ассоциации слова, разд еляемые одним или несколькими членам и данного сообщества;в этом смыслеони субъективны и эмоциональны по своей природе.Полисемия. Некоторые слова имеют более одного общепринятого значения, например:слово лук как обозначение продукта питания и механизма для стрел и др СинонимияИзвестно, что сообщение может быть закодировано многими альтернативным и, но функционально эквивалентными кодами, т.е. с помощью разных слов и фраз.Например,«ты опоздал» может быть ᴨȇредано с помощью и выражения «ты пришел поздно», и выражения «ты не пришел вовремя».Статичность высказыванияПреимуществом и одновременно фактором трудностей в речевой коммуникации яв-тся статично сть высказанной оценки.«Какой ты зануда», «Вы можете всегда на нас рассчитывать» – подобные утверждения ведут к ошибочному допущению,что люди постоянны и неизменны.Более конкретное описание ситуации позволяе т отчасти уменьшить последствия ошиб ок такого рода для процесса общения. Ситуативное описание снижает абстрактность и стереотипность высказывания, делает речь более ясной и конкретной. Важно, что при этом самому говорящему становятся более понятны причины трудностей в общении.Наблюдения и оценки, или выводы. Еще одна особенность использования языка, часто рождающая проблемы в речевом общении,связана со смешением в высказывании фактов и заключений, к которым мы приходим. Грамматика рус языка не делает различи я между этими суждениями. Предложение «Она водит машину» грамматически эквивалентно предложению «Она сказала глупость». Однако первое предложение является фактом, тогда как второе – нашей оценкой. Наблюдая, мы можем видеть, слышать, трогать; результаты наших наблюдений описательны. Оценка же включает в себя некоторые выводы из того, что мы наблюдаем, наше отношение к действиям партнера. Споры очень часто возникают из-за того, что участники свои предположени я или мнения представляют как факты.
Диалог и монолог
Диалог–это разговор двух или неско льких лиц,форма речи,состоящая из обмена репликами.Основной единиц ей диалога явл-ся диалогическое еди нство–смысловое (тематическое) об ъединение нескольких реплик,предс тавляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последую щее из которых зависит от предыду щего.Монолог можно определитькак развернутое высказывание одного лица.Монолог характеризуется отно сительной протяженностью(он может содержать различные по объему части текста,состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания. Различают 2 основных типа моноло га.1)монологическая речь представл яет собой процесс целенаправленног о сообщения,сознательного обращен ия к слушателю и характерна прежд е всего для устной формы книжной речи: устная научная речь(нап-ер, учебная лекция или доклад),судебна я речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.2)монолог – это речь наедине с самим собой,т. е. монолог может быть не направлен непосредственно му слушателю(это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.Монолог может быть как неподготовленным,спонтанным ,так и подготовленным, заранее продуманным.
Функциональные стили речи
В соответствии со сферами обществ енной деят-ти в современном рус языке выделяют функциональные стили:Научный стильСфера общес твенной деят-ти,в которой функцио нирует научный стиль,–это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров;среди них основн ыми явл-тся:научная монография и научная статья, диссертационные работы,научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и проч.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы.Официально-деловой стиль Основной сферой, в которой функционирует официально-деловой стиль русского литер-ого языка, является административно-правовая деятельность. Этот стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной сфере их общения.
Реклама в деловой речи
Рекламный текст - особый вид делового текста.Реклама- это инфор-ия о товарах,различных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса на товары и услуги. Реклама пропагандирует достоинств а товара,что бы повысить его популярность.Цели рекламного текста:привлечение внимания
сообщение информации воздействи
е,приводящее к подсознательному утверждению и закреплению материала (убеждение).Отношения, возникающие в процессе производст ва,размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг РФ, регулируются Федераль ным законом от 18.07.1995 № 108-ФЗ "О рекламе".Рекламный текст включает следующие элементы:
заголовок;рекламный лозунг;
зачин (первая строка текста, вступл ения);серия зачинов строфы для текстов большого объёма;основная часть;конец текста (заключение).
Как уже говорилось, основными целями рекламного текста явл-тся аттракция (привлечение внимания), убеждение и информирование.
Стилистика как наука
Стилистика - стилос - палочка для письма. Лингвистическая наука о выразительных средствах языка, о закономерностях отбора языковых средств в зависимости от сферы общения и других факторов.
Объект ст-ки - речь язык зафиксированный в текстах.
Предмет- в широком смысле - изучение всех языковых средств в аспекте их употребления.
В узком смысле изучение яз ср-в языка, ориентированных на использование в определенных сферах общения.
Задачи ст-ки.Систематизировать и углубить знания по Р.Я. 2. Овладеть теоретическими основами совр. Ст-ки. 3. Выработать практические навыки и умения в распознавании стилистич ошибок в высказываниях относящихся к разным сферам общения. 4. Развитие языкового чутья 5. Повышение уровня культуры речи 6. Изучение речевой организации текста.
Стилистика- раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики.
лингвистика — это наука, изучающая язык.
В лингвистике выделяются разделы:
1. Лексикология, предметом которой является слово, — учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова, употребление слова в речи. Основная единица этого раздела—слово.2.Фразеология изучает устойчивые выражения типа бить баклуши, используемые в данном языке.
3. Фонетика — раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики — звук,слог.
4. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, и соотношение между буквами и звуками.
5. Словообразование — раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов. Морфема — основное понятие словообразования.
6.Грамматика изучает строй языка. Она включает два раздела:
а)морфологию, изучающую словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке;
б) синтаксис, изучающий словосочетания и предложения.
7.Орфография — раздел науки, изучающий правила правописания.
8.Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.
9. Стилистика — учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.
10. Культура речи — раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.