Направления реализации государственной молодежной политики
Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
· обеспечение соблюдения прав молодежи;
· обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
· содействие предпринимательской деятельности молодежи;
· государственная поддержка молодой семьи;
· гарантированное предоставление социальных услуг;
· поддержка талантливой молодежи;
· формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
· поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
· содействие международным молодежным обменам.
2. Основные направления деятельности руководителя образовательного учреждения.
По определению В.И. Зверевой, управленческая деятельность руководителя школы по своему содержанию есть организационно-педагогическая. «Директор школы - руководитель и организатор всей школьной жизни. Он является учителем учителей. Его социальное предназначение в педагогическом коллективе - быть главным связующим звеном между руководящими органами народного образования и школой, организовать жизнь школьного коллектива в соответствии с нормативными документами о школе». Анализируя содержание организационно-педагогической деятельности руководителя школы, В.И. Зверева вычленила шесть основных направлений: воспитательное, общественно-организационное, инструктивно-методическое, педагогическое, административно-распределительное, финансово-хозяйственное.
Воспитательная деятельность директора школы направлена на создание в педагогическом коллективе единых целенаправленных ориентиров, того мировоззренческого потенциала, на основе которого обеспечиваются формирование и развитие взглядов и убеждений каждого учителя, соответствие его воспитательных идеалов социальному предназначению педагога.
Формируя и обогащая личность современного школьника, учитель и руководитель проектирует нравственное становление, духовный облик будущего гражданина, что невозможно без постоянного обогащения и духовного роста самого воспитателя в процессе его воспитания и самовоспитания.
Будучи ориентированной на личность и ее преобразование, система управления предполагает изучение каждого учащегося и учителя, диагностику их личностных и профессиональных возможностей, потребностей и интересов, уровня облученности и воспитанности, развития коллектива и каждого его члена. Учет этих особенностей реализации воспитательной деятельности руководителя является необходимостью и потребностью ее организации в современных условиях.
Среди важнейших действий директора по управлению школой, составляющих основу его организационно-педагогической деятельности, особое место занимают:
- организация воспитательного потенциала деятельности педагогического и ученического коллективов;
- привлечение общественности к воспитанию учащихся;
- совершенствование воспитывающей среды;
- взаимодействие с социумом;
- поиск дополнительных средств на подготовку и проведение воспитательных мероприятий.
Планирование воспитательного процесса.
Деятельность воспитательной службы регламентируется администрацией образовательного учреждения путем создания системы воспитательной работы, разработки конкретных должностных инструкций, осуществляющих воспитание учащихся. Состав и содержание деятельности службы определяется программой, уставом образовательного учреждения.
Одной из важнейших функций управленческой деятельности руководителя является планирование воспитательного процесса. Порядок планирования воспитательного процессашколы включает:
· анализ результатов воспитательной работы и определение перспектив воспитательного процесса, выбор приоритетов на предстоящий период;
· анализ итогов работы за предыдущий год, определение целей и конкретизация задач на предстоящий учебный год;
· коллективное педагогическое планирование на общешкольном и первичных (классных) уровнях;
· составление плана-графика массовых воспитательных мероприятий на год;
· индивидуальное планирование работы участников воспитательного процесса (заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, воспитателей, педагогов, старшей вожатой, библиотекаря, руководителей методических объединений и др.);
· планирование воспитательной деятельности на краткосрочный период (четверть, месяц).
- Виды планов воспитательной деятельности
Структура планирования школьной воспитательной деятельности, как правило, выглядит следующим образом:
Виды планов воспитательной деятельности
Должностное лицо | Виды планов в воспитательной деятельности |
Заместитель директора по УВР | - разделы «Воспитательная работа» в перспективном плане и программе развития школы; - планы воспитательной работы школы на год и четверть; - планы и программы деятельности детских организаций, объединений и движений; - годовой календарь массовых воспитательных мероприятий; - план работы методического объединения классных руководителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования; - планы работы заместителя директора на год и четверть. |
Заместитель директора по начальным классам | - программа воспитательной работы на год, план работы на четверть; - планы работы методического объединения на год и четверть; - рабочие планы подготовки и проведения массовых мероприятий в начальной школе. |
Заместитель директора в средних и старших классах | - календарь массовых воспитательных мероприятий; - рабочие планы подготовки и проведения массовых общешкольных мероприятий; - планы работы творческих объединений учителей; - планы работы детских объединений по интересам. |
Классный руководитель | - программа воспитательной работы в классе на год; - план работы родительского комитета класса; - перспективный план работы класса; - план работы классного руководителя на четверть; - план работы детского коллектива на четверть. |
Воспитательные группы продленного дня | - план работы воспитателя на год; - план работы воспитательной работы на четверть |