Раздел 3. Храм – дом Божий на земле
3.1. Как вести себя в православном храме
Основное содержание: значение храма в жизни православных верующих. Правила поведения в храме.
Храм как культурно-историческое наследие. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Строительство новых храмов.
Вариативное содержание: работа архитекторов-реставраторов и художников-реставраторов по восстановлению шедевров православной архитектуры.
Основные понятия: храм, церковь, крестное знамение.
Межмодульные связи: священные сооружения различных религий и правила поведения в них.
Словарная работа: реставрация.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: история реставрации православного храма.
3.2. Не совсем обычный урок. Внутреннее строение и убранство храма
Основное содержание: внутреннее строение храма. Притвор. Средняя часть.
Иконостас. Традиционное расположение икон в иконостасе. Царские врата и алтарь. Символическое значение престола. Облачение церковно- и священнослужителей.
Вариативное содержание: духовная семинария.
Основные понятия: притвор, канун, аналой, икона, иконостас. Царские врата, алтарь, престол.
Словарная работа: икона.
Внеурочная деятельность: посещение храма.
3.3. Православная молитва
Основное содержание: молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.
Вариативное содержание: церковнославянский язык. М. Ю. Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную...») и стихотворения-молитвы русских поэтов.
Основные понятия: молитва.
Межмодульные связи: молитвы в различных религиозных культурах.
Словарная работа: ангел-хранитель, молитва.
3.4. Фреска и икона
Основное содержание: фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок.
Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России.
Вариативное содержание: Андрей Рублев.
Основные понятия: фреска, икона, киот, лампада, красный угол, иконописец.
Словарная работа: красный угол.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: Дионисий и Андрей Рублев.
3.5. Отличие иконы от картины
Основное содержание: назначение иконы. Реалистичное изображение людей, природы и предметов на картине. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.
Вариативное содержание: особенности изображения пространства на картинах художников-реалистов и иконах.
Основные понятия: символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство.
Словарная работа: искусствовед, символ.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: создание виртуальной галереи «Шедевры иконописи».
Внеурочная деятельность: посещение музея.
3.6. Образ Христа в изобразительном искусстве
Основное содержание: образ Иисуса Христа в русском и зарубежном изобразительном искусстве, музыке, литературе.
И. Н. Крамской «Христос в пустыне». В. М. Васнецов «Распятие Христа». М. В. Нестеров «Воскресение».
Вариативное содержание: искушения Иисуса Христа в пустыне.
Основные понятия: образ, впечатление.
Словарная работа: деталь.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: оформление выставки «Образ Христа в изобразительном искусстве».
Внеурочная деятельность: посещение музея изобразительных искусств.
3.7. Православные традиции и семейные ценности. «Семья – малая церковь»
Основное содержание: семья — «малая церковь». Основа семьи в православной традиции.
День семьи, любви и верности — светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели. Притча о блудном сыне.
Вариативное содержание: Петр и Феврония Муромские — покровители брака в православной традиции.
Основные понятия: семья, служение, послушание, смирение, добродетель.
Межмодульные связи: ценность семьи в различных религиозных культурах.
Словарная работа: добродетель, притча.
Творческая работа: открытка ко Дню семьи, любви и верности.