Как не стать сырьем для фабрики неудачников?

Специалисты, работающие с детьми все чаще отмечают, что очень многие дети сегодня не умеют и не хотят преодолевать трудности. Тревожатся на сей счет и родители. Стоит завести об этом разговор — люди согласно кивают и спрашивают, как быть. Дошкольник, если у него не получается нарисовать рисунок или смастерить поделку, впадает в гнев, рвет бумагу, «истерит» (это слово, не встречающееся в нормативном «Словаре русского языка» Ожегова сейчас почему-то стало популярным) и наотрез отказывается от второй попытки. А многие пасуют, даже не пытаясь попробовать сделать то, что им кажется трудным. С возрастом обычно острота реакции снижается: дети постепенно учатся себя контролировать. Но отлынивать от трудного продолжают по-прежнему. И даже те мамы и папы, которые долгое время считали, что если ребенок чего-то не хочет, то на него не надо давить, утрачивают благодушие. Слишком уж многое попадает в зону «не хочу»: учеба, кружки и секции, выполнение домашних обязанностей — короче, все, что требует волевых усилий и достаточно длительного напряжения.

Прежде, чем решать, что делать, всегда имеет смысл задать себе вопрос «почему». Почему сложилась та или иная ситуация? Не из праздного любопытства, а чтобы, по возможности, устранить факторы, способствовавшие ее возникновению. Конечно, бывает нерешительный, боязливый характер, невротический склад личности. Такому человеку просто в силу его природных особенностей многое кажется непреодолимо трудным, и у него развивается своеобразная защитная реакция — «псевдолень». Мы с Ириной Яковлевной Медведевой в середине 90–х посвятили этому главу «Мнимый лентяй» в книге «Разноцветные белые вороны». Но неужели детей такого склада стало рождаться на порядок больше? Или причина в другом? Попробуем разобраться.

К вопросу о целеполагании

Помните популярную некогда-то фразу: «Не бояться трудностей — наш девиз?» Конечно, не все могли похвастаться тем, что воплощают его в жизнь: воспитание воли не самая легкая в мире задача. Но сказать, что девиз этот был надуманным или фальшивым, как многие тогдашние лозунги, тоже нельзя. «Культурный воздух», которым с рождения дышал ребенок, был насыщен признанием важности тяжелого физического и напряженного умственного труда, примерами самоотверженности и героизма. Причем, в этом отношении советская эпоха принципиально не отличалась от дореволюционной. Конкретика, конечно, изменилась: мы не знали о святых подвижниках, нам не рассказывали о многих выдающихся деятелях, которых причислили к категории «реакционеров». Но жажда легкой наживы, тяга к сладкой, беззаботной жизни, лень и гедонизм осуждались всегда. В этом отношении в русской культуре веками существовал консенсус.

В перестройку он был резко нарушен. В стране начали (сперва не объявляя, а потом открыто) создавать общество потребления. А это означает не только, как сперва думалось, обилие товаров и услуг, но и принципиально новые ценностные ориентиры. Если важнее всего потреблять и наслаждаться, то надо поскорее попасть в этот «потребительский рай». А как попасть, если за честный, напряженный труд платят копейки? Рецепт очевиден, для его выписки не нужно быть семи пядей во лбу: нужно откуда-то быстро взять много денег. Откуда — не так уж и важно, ведь деньги не пахнут (этот сомнительный афоризм вдруг тоже стал необычайно популярным). Главное — побольше и побыстрее. Вспомните рекламу «лихих 90–х», все эти финансовые пирамиды. Рыболовы с удочкой на фоне разнеживающего летнего пейзажа:«Мы сидим, а денежки идут».(Заказчики рекламы вряд ли предполагали, что первая часть фразы окажется пророческой и некоторые из них со временем действительно сядут, только не на бережок.) Вспомните бесконечные телеконкурсы, розыгрышы всего и вся, призывы поймать за хвост удачу, выиграть миллион, оторваться и приколоться, не дать себе засохнуть… В таком контексте девиз «не бояться трудностей» стал восприниматься скорее иронически. Дескать, так могут рассуждать только дураки. Это дураков работа любит. А умные предпочтут халяву. («Халява», разухабистое жаргонное словечко, точно передававшее дух эпохи, вошло тогда в лексикон самых разных людей, вплоть до публичных политиков). Результаты «смены вех» не замедлили сказаться ростом преступности, алкоголизма, наркомании, тунеядства, проституции, социального сиротства и прочих явлений, сопутствующих поиску легкой жизни.

Конечно, большинство людей и в «лихие» работало в поте лица. Но в информационном обществе важна не реальность, а картинка, образ. Особенно для юного поколения, которое реальности еще не знает, опыта не имеет и легко поддается манипуляциям.

Сейчас вроде бы время другое. Стало ясно, что без труда все-таки не выудишь рыбку из пруда. Снова возрос престиж образования, заговорили о том, что надо поднимать производство и сельское хозяйство. Но сильно ли изменилась «картинка»? Подвижки если и есть, то незначительные. «Дольче вита» рекламируется по-прежнему, хотя уже и не столь вызывающе — агрессивно. Но даже сегодня на рекламе, украшающей вагон метро, можно прочесть, что процент по банковскому вкладу «лучше, чем зарплата». А популярные среди девочек куклы Братц (процитирую рекламный проспект) «обожают посещать модные шоу, особенно на автомобиле с откидным верхом», становятся рок-звездами и с утра до вечера веселятся в городе с огромным количеством необыкновенных развлечений. «Здесь есть и вращающаяся будка ди — джея, две танцплощадки, ресторанный дворик, воздушный трамвайчик — клубничка и молочный бар!» В школу же они если ходят, то, в основном, чтобы демонстрировать наряды и яркую косметику. Да и у Братц, изображающих студенток, «любимый предмет — мода», которому они «учатся со страстью».

Поинтересуйтесь у школьников начальных классов, много ли они знают пословиц о важности трудолюбия, упорства, преодоления препятствий. Скорее всего, урожай будет скудным. А ведь пословицы не просто некая абстрактная «народная мудрость». Это наши предки, с которыми у нас, верим мы в это или не верим, все равно существует духовная связь, обращаются к нам из глубины веков и наставляют на путь истинный. Дают, так сказать, установки. И душа, особенно детская, живо на них откликается, потому что в детях вообще больше проявлено архетипическое начало. Установки же современной масс-культуры зачастую диаметрально противоположны. В том числе и по вопросу преодоления трудностей. Не зная пословиц, многих русских народных сказок, песен и былин, в которых явственно звучит тема упорного труда и говорится о необходимости волевых усилий, нынешние дети зато прекрасно ориентируются в мире компьютерных игр, которые программируют их совсем на другой, потребительский образ жизни. Все на те же развлечения, в которых, как пишут исследователи психологии компьютерных игроков, они «знают толк на самом глубоком, подсознательном уровне. В конце концов, это поколение выросло в мире, где развлечения — самое ценное». Детей настраивают на то, что в игре каждый из них «звезда… в отличие, например, от спортивных секций, где большинство детей никогда не становятся звездами». Настраивают на получение быстрых результатов при минимуме усилий. В результате геймеры «считают себя экспертами» и не рвутся работать. А если все-таки немного напрягутся, то «требуют за это серьезного вознаграждения» (см. кн. Дж. Бек и Митчел Уэйд «Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес — среду», Pretext, M, 2006, Harvard Business School Press, Boston, Massachusetts).

Да и зачем напрягаться? Человек так устроен, что его действия должны быть осмысленны, иначе теряется стимул. В фашистских концлагерях даже была пытка бесполезным трудом: заключенных заставляли перетаскивать с места на место тяжелые камни. Детям, которым трудно осваивать что-то новое, особенно важно понимать, для чего они мучаются.

— Как для чего? — спросите вы. — Для того, чтобы выучиться и получить профессию и устроиться на хорошую работу.

Верно. А теперь давайте посмотрим на этот вопрос глазами ребят. Что они слышат об этой стороне жизни взрослых? Какие профессии привлекательны? Ученые ассоциируются с нищенской зарплатой, на которую невозможно содержать семью. Занятие наукой, само по себе захватывающее и интересное (интерес один из сильнейших стимулов преодоления трудностей), практически не пропагандируется. Где кружки юных физиков, химиков, биологов? А там, где они все-таки есть, высока ли посещаемость? А что знают дети о выдающихся ученых? Примеры ведь, как известно, тоже служат сильным стимулом для подражания. На днях слышала разговор двух парней лет 18–19.

— Как же его звали, блин?.. Ну, этот… он, короче, изобрел что-то гениальное… самое важное в XX веке…

Стоявший рядом пожилой технарь принялся подсказывать, называя фамилии изобретателей. Парень явно был удивлен, что их так много. Но все оказывалось «не то». Наконец, ему удалось вспомнить определяющую характеристику.

— Он еще на фотографии такой лохматый, с высунутым языком.

Больше ничего об Эйнштейне недавний школьник сказать не мог.

Профессии, связанные в детском представлении с образом сильной, волевой личности (летчик, космонавт, спасатель, пожарник, моряк, геолог и т. п.), в основном, остаются за кадром. Другие (милиционер, судья, политик) достаточно прочно связаны в общественном сознании с понятием коррупции. В последнее время, правда, в ответах детей на вопрос «Кем ты хочешь стать?» мелькают слова «футболист» и «военный». Но до серьезных подвижек и тут пока далеко.

Перспектива же работы бухгалтером, менеджером, пиарщиком или секретарем, вполне привлекательная для многих взрослых, неспособна воодушевить ребенка настолько, чтобы ему захотелось свернуть ради нее горы. В этом возрасте дети во сне летают, им хочется приключений и романтики. А тут еще и название обидное — «офисный планктон»…

Ну, а компьютерщик ассоциируется у таких ребят, конечно же, с играми, в которые они рады были бы играть с утра до вечера, а вовсе не с трудным заданием по математике.

Так что вопрос мотивации для ребят, не имеющих выраженных познавательных и творческих интересов (а именно такие сейчас, в дополнение к классическим невротикам, массово пополняют ряды «уклонистов от трудностей»), это вопрос архиважный и довольно трудно решаемый в современных условиях.

Эпоха расслабленных

Кстати, компьютер и телевизор влияют не только на формирование психологических установок. Во время просмотра телевизора у человека происходит изменение активности токов головного мозга и наступает так называемое «альфа — состояние», близкое в трансу. Еще в 1979 году об этом написали австралийские исследователи Фред и Мэррилин Эмери. Подолгу просиживая перед экраном, ребенок привыкает к трансовым состояниям, они становятся ему необходимы. А транс и напряжение, необходимое для преодоления трудностей, две вещи несовместные.

Страдает и интеллект. «Наши исследования четко показали, что дети, часто смотрящие телевизор, хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение… им свойственная повышенная тревожность, — пишут исследователи из Йельского университета Дороти и Джером Сингер. — Все это приводит к тому, что когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни». Чрезмерное увлечение экраном мешает человеку концентрироваться, снижает самоконтроль и повышает раздражительность.

Интересное исследование провел около 30 лет назад в университете Британской Колумбии психолог Теннис М.Макбет Уильямс. Он наблюдал за членами одной горной общины, в которой сначала не было телевидения, а потом появилось кабельное. Постепенно и у детей, и у взрослых стал пропадать творческий подход к решению различных житейских проблем и ослабевала целеустремленность.

Несколько лет назад группа специалистов, работавших в рамках программы «Врачи мира — детям» обследовала большое число юных жителей Санкт-Петербурга. Выводы неутешительны: практически у всех, кто смотрит телевизор по несколько часов в день, интеллектуальное развитие на несколько лет отстает от физического. Такие дети и подростки тяжело переносят повышенные нагрузки. У них наступает частичное отключение сознания. Кстати, подобная реакция наблюдается и при слушании громкой ритмичной музыки (а сейчас уже не только старшеклассники, но и в «началке» есть любители рока).

Дети, привыкшие к быстрому мельканию кадров, плохо понимают обращенную к ним речь. Им трудно слушать учителя. У многих наблюдается отставание речевого развития. Английское общество помощи детям с дефектами речи еще в 1996 г. сообщило, что уже каждый третий ребенок в Англии «заметно отстает в речевом развитии». В школах даже стали вводить специальные программы, обучая семилетних детей здороваться и спрашивать дорогу. У нас до этого пока не дошло, но задержка речи диагностируется все чаще.

Очень легко на компьютер и телевизор подсаживаются дети возбудимые, гиперактивные, своевольные, дети с завышенными притязаниями, не соответствующими уровню их возможностей. Короче, как раз такие, каким в силу их особенностей трудно преодолевать препятствия. Идя у них на поводу, родители фактически загоняют детей в замкнутый круг, из которого сами дети обычно вырваться не в состоянии.

Некоторые другие достижения современной цивилизации тоже таят в себе скрытую угрозу для развития воли. Например, памперсы. Когда младенца держат в обычных подгузниках, то, обмочив их, он чувствует дискомфорт. Уже через несколько месяцев количество ползунков, испачканных за день, сокращается вдвое. Это означает, что ребенок постепенно учится сдерживать позывы к мочеиспусканию. А значит, учится терпению — совершенно необходимому качеству для преодоления трудностей. Причем, поскольку это закладывается очень рано, то если ранний период будет упущен, в дальнейшем развитие воли будет происходить тяжелее. Выдающийся русский психиатр проф. И.А.Сикорский, основавший в 1912 году Институт детской психопатологии, считал, что МЕРИЛОМ РАЗВИТИЯ ВОЛИ в дошкольном периоде может служить СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ МЫШЦАМИ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ <выделено авт. — Т.Ш.> А ведь у детей, которых постоянно держали в памперсах, нередко бывает затяжной энурез, то есть, способность управлять соответствующими мышцами не сформирована. Так что, облегчая себе жизнь тактически, многие мамы стратегически себе (и, конечно, ребенку) ее усложняют, поскольку не соответствующее возрасту развитие воли породит впоследствии множество проблем.

Когда ребенка долго, до года и больше, кормят грудью по требованию, а не по режиму, когда спешат выполнить (и даже предвосхищают) его желания.

Травмы раннего обучения

И еще одна серьезнейшая, на мой (и не только мой!) взгляд, причина пополнения рядов «уклонистов» заключается в том, что сейчас детей слишком рано начинают учить. Очень пропагандируется раннее интеллектуальное развитие, инновационные методики обучения чтению и прочим премудростям. «Когда в ходе воспитательных экспериментов взрослые отступают от принципа природосообразности и начинают подстегивать развитие ребенка, это истощает запас его сил, — предостерегает известный детский психиатр проф. Козловская Г.В. — Хотя последствия выявляются не сразу. Да, безусловно ребенка можно с помощью определенной искусственной стимуляции сделать акселератом. Можно обучить его в три года математике или приемам айкидо. Особенно легко поддается он обучению интеллектуальным играм (например, на компьютере). Мозг ребенка в этот период жизни работает с большой отдачей и мощностью. Конечно, его можно загрузить дополнительно, и ребенок будет опережать детишек, которые играют с обычными игрушками в то время, как он уже говорит на двух языках. Но все приходит к своему концу. Ребенок, который в детстве много играл, идет в школу и с удовольствием учится, а этот, физически и интеллектуально перегруженный в раннем детстве, испытывает к школе отвращение. Ему ничего не интересно, у него возникают апатия, депрессия, невротические состояния. Он начинает отставать от сверстников. Так проявляется защитная реакция организма на агрессию окружающей среды с ее излишней интеллектуализацией, однако реакция эта патологическая, и последствия ее весьма плачевны. Голова бывшего вундеркинда слабеет, мозг начинает работать в упрощенном режиме. А ведь ребенок подходит уже к тому возрасту, когда ему необходимо накапливать знания, выбирать профессию, сдавать сложные экзамены. Вся судьба его может пойти вкривь и вкось из-за экспериментов с ранним развитием, которые сейчас, увы, чрезвычайно популярны».

«Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка не раньше, чем к 5–6 годам, об этом надо помнить и учителям, и родителям,» — говорит директор Института возрастной физиологии, доктор биологических наук, академик РАО Марьяна Безруких. У детей, которых рано научили читать, формируется неправильный механизм чтения. Они как правило плохо усваивают информацию, им бывает трудно проанализировать и пересказать прочитанное.

Впрочем, не только форсирование интеллектуального развития может вызвать у ребенка устойчивый страх перед трудностями. Слыша от родителей жалобы на детскую лень, упрямство и негативизм, я в последние годы обязательно прошу их вспомнить, когда и чему они начали ребенка учить, как он на это реагировал и как воспринимали его реакции они. И очень часто родители вспоминают, что в двух — трехлетнем возрасте они пытались водить сына или дочку в какую-нибудь студию. Их сейчас много, на разный вкус. И ничего там вроде бы сложного не было, два прихлопа три притопа, другие детки нормально справлялись. А у них почему-то дело не пошло. У одних ребенок так и просидел на коленях у мамы, у вторых только бегал по кругу, у третьих мешал ребятам, приставал, задирался, не слушал педагога. Родители забрали ребенка и давно забыли об этой истории. А для него она была ранней травмой. Все вышеперечисленные реакции свидетельствуют о волнении малыша. Он чего-то испугался, с чем-то не справился, а поделиться своими переживаниями не мог, не умел. А поскольку травма была ранней, то страх не справиться застрял в глубинах подсознания. И сейчас ребенок и сам не понимает, почему он боится трудностей. Боится, даже не попробовав их преодолеть.

Поэтому не торопитесь вести своего малыша на занятия. Особенно если он пуглив и чрезмерно к вам привязан или возбудим, впечатлителен, непослушен. Дождитесь, пока ему исполнится хотя бы четыре года, чтобы он стал психически повыносливей. Для ранимого малыша чужая обстановка, чужие люди, которые чего-то от него все время хотят, чужие дети, у которых, вполне возможно, что-то получается лучше, чем у него, это стрессовые факторы. А стрессы в раннем возрасте крайне опасны.

Как развивать волю?

Но что же делать, если ошибки уже совершены? Неужели все пропало?

Нет, конечно. Просто имеет смысл сделать соответствующие выводы и впредь не наступать на грабли. Ну, а конкретно: — Столкнувшись с отказом ребенка от какой-то деятельности, следует заподозрить страх неудачи. Как бы он ни уверял, что ему просто не хочется или не интересно. В норме детям дошкольного и младшего школьного возраста интересно все, ведь они еще только начинают осваивать мир и приобретать различные умения. Поэтому их отказы (например, собирать игрушки) связаны либо с попытками манипуляции взрослыми (но это отдельная тема), либо со страхом неудачи. Во втором случае не нужно настаивать, чтобы ребенок сделал все сам, мотивируя тем, что это очень легко и у него обязательно все получится. Родителям кажется, что они таким образом ребенка мобилизуют, а он, наоборот, делает вывод, что раз все так легко, а он не справляется, значит, он вообще ни на что не годен. Многие даже открыто называют себя дураками, неудачниками и совсем перестают верить в свои силы. Наоборот, следует сказать, что задание, конечно, трудное, но вы вместе справитесь и побудить (чаще это удается, пообещав какую-нибудь награду) ребенка сделать вместе с вами хоть немножко. Потом обязательно похвалить, показать результат усилий кому-то третьему. Иными словами, закрепить ощущение успеха. Награждать не бойтесь, потому что пока у ребенка нет непосредственной мотивации к занятию той или иной деятельностью, надо создать хотя бы какую — то. Когда он втянется и ему станет легче, то появится интерес к самому делу, и необходимость в дополнительной мотивации отпадет.

— Помогать тоже не бойтесь («как он жить-то будет?»). На самом деле ребята всегда переживают из-за своих неудач (хотя не всегда это показывают), и, став поуверенней, сами отказываются от помощи и с удовольствием демонстрируют свои умения. Устраняться надо постепенно, не торопить события, но все-таки продвигать ребенка по пути преодоления.

— Избегайте гиперопеки. Возросший страх неуспешности у детей отчасти связан и с гиперопекой. Дети растут несамостоятельными. Позиция мамы «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», естественно, внушает ребенку неуверенность в своих силах. На наших занятиях кукольным театром это очень заметно. Сперва многие дети за ширмой теряются, и мама почти все говорит за них. Но через пару недель ребенок уже готов проявить себя гораздо больше, однако мать по привычке перехватывает инициативу, и психологам порой стоит немалого труда переориентировать именно маму, а не ребенка.

— Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Это, конечно, не радостно, но расстраиваться и внутренне ополчаться на ребенка («что ж он у нас такой?») не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Значит, вам надо просто проявлять больше последовательности, упорства и терпения, а не пускать все на самотек.

— Обязательно нужно понять, в чем именно заключаются детские трудности. Если они чисто психологические, то побольше хвалите, ободряйте ребят. Создавайте непринужденную, легкую атмосферу, больше улыбайтесь, шутите (но не подшучивайте над ребенком, потому что такие дети часто обидчивы). Когда ребенок растет в обстановке принятия, но не избалован, когда ему дают достаточно самостоятельности и при этом в случае затруднения доброжелательно, не выражая досады, приходят на помощь, у него не разовьется страх неуспешности. Однако достаточно часто трудности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Это могут быть трудности концентрации внимания, неловкая моторика, проблемы пространственного ориентирования, восприятия устной инструкции и т. п. Если ребенок на наших занятиях отказывается играть в какую-то игру, мы всегда советуем потренироваться дома, имея в виду, что тут имеется некая трудность. И действительно, освоив игру в более спокойной обстановке, дети потом удовольствием участвуют в ней и на групповых занятиях. В случае неких объективных затруднений надо вовремя показать ребенка нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий. А, может быть, и полечить его у психоневролога.

— Если ребенок ответственный и при этом боится совершить ошибку, не надо его излишне контролировать (у него и без вас высокий для его возраста самоконтроль), лучше побольше хвалить и ободрять.

— Заметив, что ребенок склонен пасовать перед трудностями, следует стараться ограждать его от развлечений, которые способствуют впадению в транс и возникновению зависимостей. Необходимо упорно приобщать его к творческим занятиям, к ролевой игре, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к трудовой деятельности и спорту.

— Внушайте, что преодолевать трудности очень интересно, что это помогает вырабатывать характер. Нацеливайте на процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть, ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должно использоваться положительное подкрепление.

— Можно завести «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник папе, другим родственникам.

— С малого возраста приучайте ребенка понемножку терпеть, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными.

— С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком — «недожать».

— Не спешите выполнять и даже предвосхищать все желания ребенка. Как ни парадоксально, для многих родителей сейчас становится открытием вполне естественный, традиционный подход, заключающийся в том, что не все и не всегда надо давать ребенку просто так, «за красивые глаза», что поощрение, награду надо заслужить. В том числе, и идя по пути преодоления трудностей.

— Сами родители должны подавать ребенку пример. Сейчас во многих семьях дети усваивают, что проще что-то купить, чем сготовить, испечь, смастерить. Поэтому из воспитательных соображений следует по возможности больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.

— Побольше рассказывайте детям о волевых людях, преодолевавших различные трудности. Только следите за тем, чтобы ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка («вот они какие, а ты…»).

— Почаще используйте в своей речи пословицы и поговорки типа «делу время — потехе час», «терпение и труд все перетрут». Особенно важно, чтобы они звучали, когда вы ребенка хвалите: ваши слова будут лучше восприниматься на положительном эмоциональном фоне.

— Приучение к дисциплине, разумное закаливание, постепенное, с учетом особенностей ребенка, развитие физической выносливости в огромной степени способствуют формированию воли. То же самое относится и к духовной дисциплине, соблюдению постов, культуре поведения в храме.

«Когда моему внуку исполнилось три года, — поделился своим опытом на Рождественских чтениях известный миссионер прот. Евгений (Соколов), — я сказал его родителям: „Пора приучать ребенка благоговейно вести себя в храме. Делайте, что хотите, но уж если он сюда пришел, пусть стоит возле вас, а не шалит во дворе с мальчишками, которые прибегают только к Причастию, а потом снова несутся играть.“ И он потихоньку начал приучаться. Сначала, конечно, больше сидел, прислонившись к ногам папы и мамы. Но со временем стал спокойно выстаивать всю службу. И когда пошел в школу, учительница говорила, что он единственный мальчик из класса, кто спокойно сидит на уроках, внимательно слушает и нормально выполняет все задания. Нынешним детям это неимоверно трудно, а ему нет. А ведь он самый обычный ребенок, только приученный к дисциплине и выносливости».

«НЕ УЧАСТВУЙТЕ В ДЕЛАХ ТЬМЫ» (Еф.5:11)

Беседа с психологом Изяславом Адливанкиным

Многие люди среднего и старшего возраста плохо представляют себе суть наиболее распространенных подростково-молодежных субкультур. Апологеты этого явления уверяют, что речь идет о совершенно нормальных неформальных объединениях. Дескать, у подростков свои интересы. Может быть, несколько экстравагантные, но такое нынче время; потом дурь пройдет, и все нормализуется. Однако психолог Изяслав Александрович Адливанкин , много лет занимающийся в Душепопечительском центре святого праведного Иоанна Кронштадтского, что на Крутицком подворье в Москве, реабилитацией наркоманов, игроманов, людей, затянутых в тоталитарные секты, и прочих жертв современной «культуры», не разделяет столь беспечного оптимизма.

— Изяслав Александрович, скажите, пожалуйста, современные субкультуры и те, что были в моде у молодежи лет 20–30 назад, вполне сопоставимы, или в нынешних есть нечто принципиально новое, неожиданное?

— Пожалуй, нужно отметить две существенные особенности субкультур, о которых мы будем с вами говорить: стремительную быстроту и объем охвата ими человеческой личности, а также их… религиозность. Да — да, религиозный компонент играет все более серьезную роль в подростковых увлечениях! Каков он — особый вопрос. Еще одна принципиальная особенность — это то, что в таких субкультурах участвуют новые люди.

— Что же тут такого неожиданного? Вполне естественно, что всякими новыми веяниями интересуется, прежде всего, молодежь.

— Я имел в виду не возраст, а некие сущностные характеристики. Представители многих современных молодежных субкультур (прежде всего «готов» и «эмо») — это не просто новое поколение. Это именно «новые люди», выражаясь в терминологии известных социальных утопий. Причем хочу сразу подчеркнуть, что особое отличие такого «нового человека» от предшествующего человечества в фатальной духовной и культурной дезориентации. Но обо всем по порядку. Мне кажется, сейчас важнее говорить не столько о конкретных субкультурах или новомодных культах, сколько о том, что у значительной части молодежи уже сформировано, так сказать, на «бытовом уровне» мировоззрение, которое совершенно спокойно позволяет войти в самый экстремальный культ и буквально потеряться в нем. Дойти до момента практически полной утраты различения граней между культурным увлечением и реальной оккультно-магической практикой, имеющей место в субкультурах, о которых идет речь. Если с этой точки зрения посмотреть на то, какую музыку, литературу, досуг и прочие составляющие культурного поля предпочитают современные подростки, то обнаружится удивительная картина. То, что для нас было субкультурой , неким дополнением к классической и общепринятой современной культурам, для молодых людей теперь является настоящей и единственной культурой , которая формирует их в целом как личности. Другой они просто не знают и знать не хотят. Все их интересы и увлечения находятся в конкретном субкультурном пространстве.

На наших глазах выросло принципиально новое поколение. Поскольку субкультуры — это реальность наших дней, то молодым людям уже не требуется переступать известные этические барьеры, чтобы войти в какую-то группу, противопоставляющую себя общепринятой культуре. Раньше, в предыдущих поколениях, вхождение в «неформальное культурное пространство» предполагало серьезную мировоззренческую ломку. Сейчас — нет. Сознание уже готово к восприятию самых неадекватных составляющих современных субкультурных увлечений. Ну, а дальше существует большое количество рычагов, посредством которых человек затягивается в глубину субкультуры. Причем люди, находящиеся на периферии культа, часто не знают о том, что творится внутри. А ведь в большинстве случаев, если речь идет об известных «темных» культах, их псевдокультурная периферия со всеми ее увлечениями имеет единственной целью ввести человека в область, в которой затем предполагается провести коренное изменение его сознания. Впрочем, сейчас это зачастую бывает лишь некий последний штрих, поскольку коренное изменение сознания происходит значительно раньше. К моменту попадания человека в тот или иной культ оно уже нередко бывает изменено.

— И это облегчает процесс вхождения в глубину «темного» культ?

— Безусловно. Сами посудите: идет борьба за душу человека. Аскетический опыт, открывая нам некоторые стороны этой борьбы, учит, что для темных сил крайне важно ввести человека в область, где он будет дезориентирован. И что сделать это не так-то легко. Для сил, борющихся против человека, это всегда было серьезным процессом. Но в отношении современной молодежи тут особой трудности нет! Вырастая и формируясь в субкультурном поле, они уже находятся в мире, где отсутствуют четкие ориентиры. Те контркультурные явления, которые мы с вами обсуждаем, являются сферой темной, их природа сугубо демоническая, инфернальная. Некоторые из них нисходят в своих глубинах к откровенному сатанизму, некоторые представляют собой перевертыши, где за детскими страшилками — шутками кроется тот же опасный, но для многих, увы, привлекательный мир тьмы. «Готы», например, сами признаются, что их субкультура — это культ тьмы. Но как разобраться в культе тьмы, если ты не знаешь, что в духовном отношении означает истинный свет? Или хотя бы его «проблески» на уровне культуры в целом?!

Помню, как одна девушка долго доказывала мне, что разницы между православным монашеством и «готикой» не существует. Там скорбь по миру — и здесь скорбь по миру. Там черные одеяния — и здесь черные одеяния. И так далее и тому подобное. Сколько я ни пытался ей что-то объяснить, все было без толку. Она искренне не понимала того, что для нас с вами абсолютно очевидно безо всяких объяснений. Я говорил с человеком, который родился и живет в одном мире со мной, но сформировался в каком-то ином его измерении.

— И чем дело кончилось?

— Я все же нашел выход из положения. Когда мы заговорили о монашеских одеяниях и об одежде «готов» — хотя даже то, что возникает такое сравнение, согласитесь, странно! — я обратил внимание на ее перчатки из тонкой лайковой кожи с ажурными вставками и на черные ажурные чулки в «готическом» стиле. «Ты можешь представить себе монашку, у которой под полой длинного черного одеяния такие чулки, как у тебя?» — спросил я. Девочка была разумная, поэтому после некоторого размышления сказала: «Нет… никак». Таким необычным образом мы с ней все-таки определили некоторую разницу между «готами» и монашеством. Но с большим трудом, после нескольких часов обсуждения! Поэтому сейчас, говоря о субкультурах, необходимо говорить не только о некоей культурной аномалии, но, еще раз повторюсь, о том, что в этой аномалии существует и действует поколение, которое в ней же было и воспитано.

Да, может быть, современные молодые люди еще не носили с детства клыки и не играли в вампиров, но они смотрели соответствующие фильмы, читали соответствующие книжки. А нынешние дети уже с пеленок приобщаются к откровенно демонической субкультуре. Причем эта субкультура порой искренне воспринимается молодежью как альтернатива тому реальному злу, в котором мы живем. Узнавая о ведущихся в мире войнах и о прочих негативных явлениях, многие молодые люди видят в субкультурах выход. Расхожий аргумент «готов» звучит так: «Зато я не шатаюсь по улицам, не пью с утра до вечера пиво, не наркоманю, не хожу с голым животом, а имею строгое черное одеяние». И как доказать им, что в этом может быть скрыто больше опасности, чем даже в обычном разгульном, отвратительном образе жизни? Мы имеем дело с очень опасной подменой.

Там, где существует откровенная эскалация зла, разрушения, человеческая душа, как в чуждой себе природе, долго находиться не может, и, вырываясь оттуда, человек ищет иной мир, духовно противоположный. И таковой есть, его можно увидеть, четко обозначив, что там, где ты был, — зло. Там же, где зло предлагается под видом некоего добра, противостоящего злу, возникает самая большая проблема. Наверное, именно через подобные подмены когда-нибудь и придет под видом Христа антихрист.

Добро с дьявольским клычком

— Что особенно сильно влияет на формирование такого «смещенного» мировоззрения?

— Для подростков я бы, прежде всего, назвал жанр фэнтези, ставший необычайно популярным в литературе (начиная с Р. Толкиена и кончая «Гарри Поттером»), в кино, в компьютерных играх. Он значительно затрудняет формирование традиционных ценностных ориентиров у человека, который еще не имеет своего культурного опыта, сформированного образованием, воспитанием и всем культурным образом жизни. Через литературу такого рода очень активно продвигается подмена добра и зла. Подмена тонкая, лукавая, далеко не всегда легко опознаваемая и потому наиболее опасная.

— Пожалуйста, поясните, что вы имеете в виду.

— В качестве характерного примера возьмем известный детский фильм в жанре фэнтези «Волшебный корабль». Он очень красивый, увлекательный. Я бы и сам смотрел его в детстве с восторгом. Сюжет обычный: мир зла против мира добра. В мире зла оно (зло) показано, как положено: с хвостами, зубами и прочими атрибутами. В мире добра властвуют король и королева, и за кадром постоянно указывается

Наши рекомендации