Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит к более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.

В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

Миф–наиболее древняя система ценностей. Э.Кассирер утверждает: «Из всех явлений человеческой культуры, миф и религия хуже всего поддаются чисто логическому анализу». Греческое слово «миф» имеет множество смыслов. Это и «сказание», и «речь», и «разговор», и «замысел», и «известие». В традиционном понимании миф – это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме.

В более поздней трактовке миф –это исторически обусловленная разновидность общественного сознания, древнейшая форма коллективного сознания, которая объединяла людей, давала представление об устройстве мира. Особенностью мифа является конкретно-образное отражение действительности, построенное на ассоциативных, а не логических понятиях. Образность проявляется и в том, что абстрактные понятия выражаются через чувственно-наглядные, зримые образы. Важно отметить, что подобного рода зримые образы глубоко символичны, и соответственно предполагают самые разные толкования.

Историки, философы, культурологи пришли к выводу, что миф лучше всего соответствует особенностям практического освоения действительности, беря на себя мировоззренческие, воспитательные и культово-регулятивные функции, осуществляемые через религиозную, художественную, магическую практику. Исходя из этого, ученые выделяли следующие типы мифов:

· космогонические, в которых в символической форме описывается происхождение мира, его генезис и смысл развития;

· этнологические, посвященные выяснению процессов происхождения рода, племени, его институтов и норм;

· этиологические, объясняющие происхождение вещей, орудий, природных предметов и явлений;

· антропологические: мифы о происхождении человека;

· эсхатологические: мифы о предстоящем конце мира.

Современная мифология отличается от древней. Она не является фундаментом всей культуры, более подвержена изменениям под влиянием перемен в общественной жизни. Современные мифы заимствуют элементы из других культурных форм, в том числе и из науки. Многие мифы XX века выступают в облике рационального знания, а иногда даже строятся по образцу теоретических концепций.

В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

· «Старые» мифы - дожившие до наших дней «преданья старины глубокой»: о колдовстве и сглазе, об общении с душами на спиритических сеансах и т.п.

· «Новые» мифы – это так называемые паранаучные (т.е. «околонаучные», от греч. para – около, возле) мифы: о летающих тарелках и пришельцах, о снежном человеке, о Бермудском треугольнике и пр. В эту группу мифов входит астрология, парапсихология, «нетрадиционная» медицина и пр.

· Мифологемы – это мифы, обычно воспринимаемые как суждения здравого смысла, стереотипные представления, которые кажутся настолько само собою разумеющимися, что их необоснованность попросту не замечается. Мифологемами являются, например, народные пословицы («Бьет – значит любит» и т.п.), а также утверждения типа: «высокий лоб – свидетельство большого ума»; «все дети талантливы». К мифологемам можно отнести и этнокультурные стереотипы: «итальянцы страстны», «евреи умные и хитрые», «русский человек талантлив и простодушен».

· Идеологические мифы – складываются отчасти стихийно, а отчасти специально разрабатываются и распространяются идеологами. Большинство идеологических мифов рождается и умирает вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы. Бурная история России XX века дает немало тому примеров: большевикам хватило пары десятилетий, чтобы в сознании советских людей прочно укоренились коммунистические мифы о великом «вожде народов», о «полной и окончательной победе социализма» и др.

Религиястала доминировать в культуре вслед за мифологией. Основные элементы религии:

· Вера в Бога (или в богов). Это главный признак религии. В разных религиях – разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них. Во-первых, бог есть личность, субъект, существо; во-вторых, Бог есть существо а)разумное, б)бессмертное, в)обладающее сверхъестественными способностями; г) непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение. Всё это свойства, которые имеются у человека, но взяты в преувеличенном, абсолютизированном виде. С точки зрения атеистов, человек создает образ Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие качества, доведенные до высшего совершенства.

По мысли Л.Фейербаха, религиозное представление о Боге: это зеркало, в котором отражается мечта человека о том, каким он хотел бы стать, а Вольтер со свойственным ему остроумием выразился по этому поводу так: «Бог создал человека, а человек отплатил ему тем же».

· Эмоциональное отношение к Богу. Вера в Бога – это не рациональная убежденность в его существовании, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу эмоционально – с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния, и человек верит, что Богу тоже свойственны эмоции – Бог проявляет любовь и милосердие, гневается на грешников, вознаграждает праведников.

· Вероучение.Во всякой религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран).

· Религиозный культ.Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Важной стороной религиозного культа является символика.

· Организация верующих.Религия по природе своей коллективна. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единоверцев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Великие основатели религий – Будда, Христос, Мухаммед – проповедовали свои идеи, и эти идеи становились религией только тогда, когда у них набиралось много сторонников. Типичной формой организации верующих является церковь.

Функции религии

1. «Душеспасительная»функция (по отношению к личности). Религия служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни. Она утешает слабых, помогает им пережить трудности жизни.

2. «Духовная»функция (по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя.

3. «Мирская»функция (по отношению к обществу). Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Включенность в религиозную общину, коллективное отправление обрядов, страх перед наказанием Божьим за грехи дисциплинируют верующих. Выполнение требований религиозной морали делает поведение верующих стабильным и предсказуемым.

Роль религии по отношению к личности, культуре и обществу нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Эта роль двояка.

Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой.

Три мировые религии – буддизм, христианство и ислам – охватывают почти две трети человечества.

Наши рекомендации