Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии
1.7. Эти уровни тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и процессов. Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают структурные элементы социологии – отраслевые социологии: социология труда, социология политики, социология семьи, социология образования, социология молодежи и т.д.
Независимы от сознания и желания людей
· Являются не постоянной величиной, а тенденцией
· Включают в себя повторяемость процессов и явлений
1.9. 1- гносеологическая, 2- Прогонистическая, 3- Праксеологическая, 4- Идеологическая,
Природу взаимодействия людей в обществе
Тема 2. Становление и развитие социологии
2.1.Ответ: 4
2.2.Ответ: 1) М. Вебер, 2) Г.Спенсер.
2.3. Ответ: Социологическое знание, как и знание естественнонаучное, развивалось по своим законам.
2.4. Ответ: социология должна была занимать как бы промежуточное место между естественными и гуманитарными науками. Как и природные науки, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и причинному объяснению социальных явлений. Но в то же время она не должна избегать и приемов метода понимания. В творчестве указанных исследователей объяснение и понимание не противопоставляются друг другу, а дополняют друг друга.
2.5. Ответ: Г. Тард; Л. Уорд, Ф. Г. Гиддингс; В. Парето.
2.6. Ответ: Габриель Тард. Сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.
2.7. Ответ:1
2.8. Ответ: в доказательстве определяющей общественное развитие роли экономического фактора.
2.9. Ответ:1) П. Сорокин, 2) Т. Парсонс.
2.10. Ответ: 2
2.11. Ответ: Социальная эволюция, состоит в развитии когнитивных способностей человека. Сравнивая мифический и современный способы понимания мира, он приходит к выводу о том, что различие между ними основано на фундаментальном различии понятийных систем, в которых они интерпретируют мир. Социальный прогресс видится Ю. Хабермасом, прежде всего как развитие познавательных способностей индивида.
Тема 3. Социологическое понимание общества
Как открытой системы
3.1. Во-первых ,общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.).
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные
3.2. Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей
3.3. | Основные элементы | Основные элементы | Основные элементы | |
Экономическая подсистема | Социальные слои и классы | Сословия, касты | Цеха, профессии | |
Политическая подсистема | Органы руководства | Управляющие и управляемые | государство, партии, профсоюзы | |
Социальная подсистема | Группы людей | Общности | народ, нации |
3.4. Эффективность социальной взаимосвязи зависит от степени удовлетворения потребностей ее участников. Чем больше они удовлетворены, тем стабильнее социальная связь. Например, пассажиры и водители. Если пассажиры не платят, а водитель не останавливается на остановках, то транспорт перестает функционировать.
3.5. Социальные отношения включают в себя социальные взаимодействия
3.6. Изменение в социальной общественности вызванное действием (Во взаимодействии важна обратная реакция, от нее зависит будет ли данное взаимодействие продолжатся)
Например пассажиры и водители. Если пассажиры не платят, а водитель не останавливается на остановках, то транспорт перестает функционировать.
3.7. Подчиненность и соподчиненность элементов
3.8. В основе формационной типологии обществ положен принцип классификации, в основе которого является способ производства. Основные формации: бесклассовая (первобытнообщинная), классовая, бесклассовая в виде коммунистической.
3.9. Закрытое общество: фашистская Германия, сталинский Советский Союз, США середины 80-х годов.
Открытое общество: Афинская республика, Новгородская республика, современная Франция, средневековая Япония, Спарта
3.10.
Доиндустриальная стадия | Индустриальная стадия | Постиндустриальная стадия | |||
Форма собственности | Аграрная | Промышленность | Информация и услуги | ||
Основные институты | Армия, церковь | Банки, заводы, фабрики | Университет | ||
Основная сфера производства | Сословно-кастовая, принудительная | Экономическая зависимость | Мобильная, функциональная | ||
Принципы образования соц. структуры | Опосредованная | Частная на средства производства | Социальная, государственная | ||
Характер культуры | Инерционная, консервативная | Развивающая | Инновационная, гуманистическая |