Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии

1.7. Эти уровни тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и процессов. Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают структурные элементы социологии – отраслевые социологии: социология труда, социология политики, социология семьи, социология образования, социология молодежи и т.д.

Независимы от сознания и желания людей

· Являются не постоянной величиной, а тенденцией

· Включают в себя повторяемость процессов и явлений

1.9. 1- гносеологическая, 2- Прогонистическая, 3- Праксеологическая, 4- Идеологическая,

Природу взаимодействия людей в обществе

Тема 2. Становление и развитие социологии

2.1.Ответ: 4

2.2.Ответ: 1) М. Вебер, 2) Г.Спенсер.

2.3. Ответ: Социологическое знание, как и знание естественнонаучное, развивалось по своим законам.

2.4. Ответ: социология должна была занимать как бы промежуточное место между естественными и гуманитарными науками. Как и природные науки, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и причинному объяснению социальных явлений. Но в то же время она не должна избегать и приемов метода понимания. В творчестве указанных исследователей объяснение и понимание не противопоставляются друг другу, а дополняют друг друга.

2.5. Ответ: Г. Тард; Л. Уорд, Ф. Г. Гиддингс; В. Парето.

2.6. Ответ: Габриель Тард. Сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.

2.7. Ответ:1

2.8. Ответ: в доказательстве определяющей общественное развитие роли экономического фактора.

2.9. Ответ:1) П. Сорокин, 2) Т. Парсонс.

2.10. Ответ: 2

2.11. Ответ: Социальная эволюция, состоит в развитии когнитивных способностей человека. Сравнивая мифический и современный способы понимания мира, он приходит к выводу о том, что различие между ними основано на фундаментальном различии понятийных систем, в которых они интерпретируют мир. Социальный прогресс видится Ю. Хабермасом, прежде всего как развитие познавательных способностей индивида.

Тема 3. Социологическое понимание общества

Как открытой системы

3.1. Во-первых ,общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.).

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные

3.2. Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей

3.3. Основные элементы Основные элементы     Основные элементы
Экономическая подсистема Социальные слои и классы Сословия, касты   Цеха, профессии
Политическая подсистема Органы руководства Управляющие и управляемые     государство, партии, профсоюзы
Социальная подсистема Группы людей Общности   народ, нации

3.4. Эффективность социальной взаимосвязи зависит от степени удовлетворения потребностей ее участников. Чем больше они удовлетворены, тем стабильнее социальная связь. Например, пассажиры и водители. Если пассажиры не платят, а водитель не останавливается на остановках, то транспорт перестает функционировать.

3.5. Социальные отношения включают в себя социальные взаимодействия

3.6. Изменение в социальной общественности вызванное действием (Во взаимодействии важна обратная реакция, от нее зависит будет ли данное взаимодействие продолжатся)

Например пассажиры и водители. Если пассажиры не платят, а водитель не останавливается на остановках, то транспорт перестает функционировать.

3.7. Подчиненность и соподчиненность элементов

3.8. В основе формационной типологии обществ положен принцип классификации, в основе которого является способ производства. Основные формации: бесклассовая (первобытнообщинная), классовая, бесклассовая в виде коммунистической.

3.9. Закрытое общество: фашистская Германия, сталинский Советский Союз, США середины 80-х годов.

Открытое общество: Афинская республика, Новгородская республика, современная Франция, средневековая Япония, Спарта

3.10.

    Доиндустриальная стадия Индустриальная стадия     Постиндустриальная стадия
           
Форма собственности     Аграрная Промышленность   Информация и услуги
           
Основные институты     Армия, церковь Банки, заводы, фабрики     Университет
           
Основная сфера производства     Сословно-кастовая, принудительная Экономическая зависимость     Мобильная, функциональная
           
Принципы образования соц. структуры   Опосредованная Частная на средства производства   Социальная, государственная
           
Характер культуры     Инерционная, консервативная Развивающая   Инновационная, гуманистическая

Наши рекомендации