Глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры

Подвижные игры и эстафеты являются эффективным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста. Они включают в себя разнообразные упражнения, требующие проявле­ния внимания, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, вы­носливости; благотворно влияют на сердечнососудистую, мышеч­ную, дыхательную и другие системы организма, активизируют об­мен веществ, стимулируют функции желез внутренней секреции.

Играя, дети учатся проявлять инициативу, быстро ориентиро­ваться в конкретной обстановке и принимать оптимальное реше­ние. При этом у них формируются такие качества, как целеустрем­ленность, настойчивость и др. Игры помогают бороться с моно­тонностью, возникающей в учебном процессе. Любая игра всякий раз проходит по-новому, но всегда оживленно, с интересом. Часто достаточно одного сообщения о предстоящей игре, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, приятное волнение перед началом игры.

Игры можно использовать на уроках физической культуры, на физкультурных занятиях в группах продленного дня, в секциях общей физической подготовки, в туристических походах, при са­мостоятельных занятиях.

В методике организации и проведения подвижных игр опреде­лены следующие этапы:

- выбор игры;

- подготовка к проведению игры;

- проведение игры (руководство процессом игры);

- подведение итогов игры.

Выбор игрызависит в основном от педагогических задач, кото­рые ставятся перед занятием (уроком); от физической и технической подготовленности занимающихся; от условий и места проведения игры (спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, рекре­ация, их размеры); от наличия инвентаря и оборудования.

Учителю физической культуры следует так подбирать игры и эстафеты, чтобы в течение учебного года они обеспечивали раз­ностороннюю физическую подготовку занимающихся и закрепля­ли приобретенные ими двигательные умения и навыки.

Для воспитания чувства коллективизма и товарищества, вза­имовыручки и поддержки игры должны содержать задания, успех выполнения которых зависит от согласованности действий всех участников. Для воспитания смелости и решительности нужны игры, связанные с определенным риском, с проявлением волевых усилий.

Навыки, закрепляемые в играх и игровых заданиях, должны ус­ложняться постепенно. Вначале следует включать в занятия про­стые игры, затем, по мере их освоения, переходить к играм более сложным и требующим больше времени. Оживление и интерес у детей младшего школьного возраста вызывают различные эста­феты.

Подготовка к проведению игры.На этом этапе происходит изу­чение игры. Нужно подготовить место для нее и необходимый ин­вентарь (кегли, кубики, обручи, поворотные стойки, мячи, мише­ни, веревки, флажки разного цвета и т.д.). С учетом содержания игры делается разметка на полу (на площадке), устанавливается и раскладывается в определенных местах спортивный и игровой инвентарь.

С целью предупреждения травматизма при использовании ин­вентаря и различных препятствий нужно соблюдать следующие правила безопасности:

– планировать расстановку команд, интервал между участника­ми и пути передвижения так, чтобы полностью исключить возмож­ность столкновений;

– на пути движения участников не должно быть посторонних предметов, о которые участники могут споткнуться;

– высота препятствий для перелезания, прыжков, соскоков в глубину, бега по узкой опоре должна регулироваться с учетом под­готовленности занимающихся;

– если препятствие преодолевается прыжком в длину с разбега, то за ним следует оставлять свободное пространство до 4 – 5 м;

– в местах соскока с высоких препятствий укладывать маты (в спортзале) или предусмотреть ямы с песком (на спортплощадке).

Проведение игры (руководство процессом игры).Необходимо разместить учащихся на площадке, кратко и четко объяснить игру, наблюдать за командами и отдельными участниками, руководить ими (на всех этапах игровой деятельности). В играх и эстафетах, где условиями предусмотрена фиксация нарушений и ошибок, следует привлекать к судейству помощников.

По ходу игры учитель может усложнить или упростить отде­льные правила, изменить размеры площадки, количество и разме­ры препятствий, которые преодолевают игроки.

Подведение итогов игры.Определение результатов игры, выяв­ление ошибок, неверных действий участников имеет большое во­спитательное значение. Анализировать итоги надо после каждого повторения игрового задания, указывая на то, что привело к победе и поражению, разъясняя эффективность разумных, быстрых и точ­ных действий. При подведении итогов следует учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Полезно отметить тех, кто лучше других действовал во время игры.

На уроках гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки рекомендуется проводить от 3 до 5 игр: в подготовительной час­ти – игры малой подвижности, в основной части – 2 – 3 игры боль­шой подвижности, в заключительной части – игры для развития внимания и малой интенсивности. Игры, совершенствующие рав­новесие и координационные способности занимающихся, лучше давать в первой половине основной части урока, пока внимание не ослаблено утомлением; игровые задания и эстафеты, развива­ющие выносливость, – после игр на совершенствование коорди­национных и скоростных способностей. Периодически в млад­ших классах можно проводить урок-соревнование, т. е. такой урок, который полностью состоит из подвижных игр и различных эстафет.

Игры на внимание

«Класс– для нас».Игроки строятся в одну шеренгу. Учитель, стоя лицом к шеренге, подает команды, которые игроки должны выполнить только в том случае, если перед командой произнесено слово «класс», например: «Класс, налево!». Тот, кто ошибся, дол­жен сделать шаг вперед. После 6 – 8 команд подвести итоги.

«Карлики и великаны».Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «Великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, а по команде «Карлики» – приседают как можно ниже, руки на пол. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. После 6 – 8 команд подвести итоги.

Вариант. Можно усложнить игру. Учитель подает команду «Карлики», а сам поднимается на носки; по команде «Великаны» – приседает. Игроки должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.

«У кого длинный хвост».Игроки образуют круг. Учитель называ­ет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею; если же хвоста нет или он ко­роткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие жи­вотные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осёл (длин­ный), белка (длинный) и т.д. Учитель поднимает руку во всех слу­чаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

«Овощи и фрукты».Игроки строятся в шеренгу по одному. Учи­тель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то игроки должны быстро присесть, а если к фруктам – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побежда­ют игроки, сделавшие меньше ошибок.

Вариант. Можно провести игру иначе. Игроки делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3 – 4 м. На одном из флангов – ведущий (учитель). При назывании фруктов поднимают руки игроки шеренги, стоящей справа от веду­щего, а при назывании овощей – игроки, стоящие слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, его команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

«Запрещенное движение».Учитель перед строем показывает ряд простых общеразвивающих упражнений, которые дети повторяют за ним. Перед игрой договариваются об одном или двух «запрещен­ных движениях», которые нельзя выполнять, хотя учитель может их показывать (например, руки на пояс, упор присев). Совершив­ший ошибку выбывает из игры.

«Опасная зона».Заранее оговаривается положение, которое бу­дет сигналом об «опасной зоне». Учитель проводит комплекс уп­ражнений в разомкнутом строю в колонну по четыре или по три. Каждая колонна представляет отдельную команду. Если при по­казе упражнения учитель дал сигнал об «опасной зоне» (например, руки в стороны), то все игроки должны принять положение «упор присев» или другое заранее оговоренное положение. Коман­да, выполнившая это первой, получает одно очко. После проведе­ния комплекса упражнений подводят итоги и объявляют команду-победительницу.

«Делай наоборот».Учитель показывает упражнение, а игроки должны выполнить его в противоположную сторону. Например, учитель выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; учитель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т.д.

«Обманные движения».Дети реагируют только на словесные ко­манды, не обращая внимания на отвлекающие действия учителя. Например, произнося команду «Руки вперед – ставь!», учитель по­казывает положение «руки вверх». Все должны выполнить задание «руки вперед», а не «руки вверх».

«Лес, болото, море».На противоположных сторонах площад­ки проводят линии старта. В середине площадки чертят три кру­га диаметром 3 м в один ряд параллельно линиям старта. В одном круге мелом пишут «лес», в другом – «болото», в третьем – «море». Игроки делятся на две команды, каждая из которых становится в шеренгу за своей линией старта. Нужно рассчитаться по порядку номеров.

Ведущий (учитель) называет один из номеров и добавляет ка­кое-нибудь слово, например: «Третий – лисица». Третьи номе­ра обеих команд должны бежать в круг с надписью «лес». Игрок, первым вбежавший в круг, получает для своей команды одно очко. Затем ведущий говорит, например: «Шестой – кит». Шестые номе­ра должны как можно быстрее оказаться в «море». Если ведущий скажет, например: «Второй – лягушка», то вторые номера должны бежать в «болото». Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Ник–так–тук».Дети идут колонной друг за другом. Учитель по­дает сигнал «Тик», тогда все делают наклоны влево-вправо; по сиг­налу «Так» – останавливаются, а по сигналу «Тук» – подпрыгива­ют на месте. Все сигналы повторяются 5 – 8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

«Три–тринадцать–тридцать».Дети движутся в колонне по одно­му. Ведущий (учитель), находящийся в середине площадки (зала), быстро называет то одно, то другое число, а игроки каждый раз вы­полняют заранее определенные движения. Например, на число «три» нужно поставить руки на пояс, «тринадцать» – руки вперед, «тридцать» – руки за голову. Сам же ведущий принимает положе­ния, не соответствующие названному числу. Игроки, допустившие ошибки, становятся в конец колонны. Побеждают самые внима­тельные.

«Семафор».Учитель поднимает руку вверх – «путь открыт», тог­да дети бегут в колонне по одному. Учитель опускает руку до уровня плеч – «путь закрыт», тогда все останавливаются и выполняют бег на месте. Если рука учителя опущена вниз – «семафор поломал­ся», то группа прекращает всякое движение. Сигналы чередуются. Игроки, допустившие ошибки, становятся в конец колонны.

Игры с бегом

«Лошадки». Вдоль зала (площадки) разложены обручи (стой­ла). Их должно быть на два-три меньше числа игроков. Игроки – в колонне. По команде «Шагом!» они шагают: руки согнуты в лок­тях, локти прижаты к туловищу, ладони обращены вниз – высо­ко поднимать колени, касаться ими ладоней. По команде «Пово­рот!» – повернуться кругом, идти в обратную сторону. По команде «Рысью!» – бежать. Эти команды можно чередовать. По команде

«В стойла!» игроки стараются быстро встать в обруч. Те, кому не до­стался обруч, выбывают из игры. Игру повторяют 3 – 4 раза.

«Салки».Выбирают водящего. Он старается догнать и коснуть­ся рукой (осалить) игроков. Осаленный игрок становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечают лучшего водящего и тех игроков, которые не были осалены.

«Третий лишний».Игроки образуют круг, встав попарно (один за другим лицом к центру); интервал между парами – 1 – 2 м. За кругом – двое игроков: один убегает, другой догоняет. Убегаю­щий, спасаясь от преследования, становится впереди какой-либо пары. Игрок, стоящий в этой паре сзади, становится «третьим лиш­ним» – теперь он должен убегать от водящего. Если водящему удас­тся осалить убегающего игрока, они меняются ролями.

«Белые медведи».В зале (на площадке) обозначается «льдина», где располагаются двое водящих – Медведь и Медведица. Осталь­ные игроки — Медвежата; они бегают по всей площадке (купают­ся в море). По сигналу Медведи-родители начинают ловить своих Медвежат, чтобы посадить на «льдину». Пойманным считается тот, кого удалось охватить руками. Когда на «льдине» окажется вторая пара Медвежат (один, затем другой), два Медвежонка, пойман­ные первыми, берутся за руки и начинают ловить своих «братьев» и «сестер» (помогать родителям). Когда на «льдину» доставят тре­тью пару, присоединяются к ведущим игроки, составившие вторую пару, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока останутся непой­манными два Медвежонка. Их признают самыми ловкими и при повторной игре назначают водящими. Медвежатам не разрешается разъединять руки тех, кто их поймал, и вырываться, а тем, кто ло­вит, — хватать убегающих за руки и одежду. Нельзя выбегать за гра­ницу площадки (эти игроки считаются пойманными).

«Невод».Двое из играющих – Рыбаки, остальные – Рыбки, Рыбаки, взявшись за руки, ловят Рыбок, окружая их свободными руками. Пойманные Рыбки присоединяются к Рыбакам – «невод» увеличивается. Ловлю Рыбок прекращают, когда останутся непой­манными две-три Рыбки. Во время ловли «невод» не должен раз­рываться.

«Сокол и утки».Игровая площадка разделена на три части: по краям – «озёра», в центре – «поле» Сокола. По сигналу начина­ется «перелет» Уток с одного озера на другое. Сокол стремится их поймать (осалить). Осаленная Утка выбывает из игры, а последняя побеждает (этот игрок становится Соколом в повторной игре).

Вариант. В поле могут летать два или три Сокола.

«Вороны и воробьи».Одна команда – Вороны, другая – Воробьи. На краю зала (площадки) Вороны стоят в шеренге спи­ной к Воробьям, которые по команде учителя выполняют присе­ды (на носках, на всей ступне, руки – на поясе, вперед, в сторо­ны) и прыжки в приседе. Вороны включаются в игру по команде «Вороны!» (можно подать сигнал, громко каркнув). Они повора­чиваются кругом и стараются коснуться рукой (осалить) «улетаю­щих» Воробьев. Разрешается салить только до определенной «гра­ницы» – заранее провести черту, постелить маты (Воробьи прячут­ся, например, под крышу дома). Осаленные игроки выбывают из игры. Позже команды могут поменяться ролями.

«Кошки и воробьи».Две команды располагаются в шеренгах на противоположных сторонах площадки, за линиями. Одна ко­манда (смелые Воробьи) идет шеренгой по направлению к другой (к команде Кошек). Когда до Кошек остается 3 – 5 м, учитель вне­запно подает сигнал (может дать команду «Кошки!» или громко мя­укнуть). Тогда Воробьи улетают от Кошек, а Кошки стараются их догнать (осалить). Осаленные игроки выбывают из игры. За «гра­ницей» (черта, постеленные маты) салить нельзя. Позже команды могут поменяться ролями.

«Светофор».Команды - в колоннах перед стартовой линией. Радом с каждой командой – 5 – 10 предметов (кегли, мячики, куби­ки) зеленого цвета, а в отдалении - столько же предметов красного цвета. Задача игроков каждой команды – как можно быстрее поме­нять красные предметы на зеленые и наоборот. Каждый раз игрок может переносить только один предмет.

«Бег по коридору».С помощью веревок (лент) на полу или на площадке обозначается «коридор». Длина «коридоров» – 10 – 20 м, ширина – 50 см (позже можно уменьшить до 30 см). Детей делят на две команды, и они в колоннах по одному становятся перед стар­товой линией. В конце «коридора» – поворотная стойка (флажок, кегля). По сигналу учителя первые игроки команд бегут каждый по своему «коридору», обегают поворотную стойку, возвращают­ся и касанием руки дают старт следующему игроку своей команды, а сами становятся в конец колонны. Из «коридора» выбегать не­льзя. Игрок, нарушивший это правило, наказывается штрафными очками.

«Линейная эстафета».Учитель делит учеников (в зависимости от их числа) на две, три или четыре команды. Команды строятся в колонны по одному у стартовой линии: интервал между ними – 2 – 3 м. На расстоянии 15 – 30 м от старта ставятся поворотные стойки (кегли, набивные мячи и т.п.).

глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры - student2.ru

По сигналу первые игроки каж­дой команды бегут до стоек, обегают их слева, возвращаются и ка­саются рукой следующего игрока своей команды, после чего ста­новятся в конец колонны. Команда, закончившая эстафету раньше других и не нарушившая правил, побеждает.

«Встречная эстафета».Половина игроков каждой команды сто­ит на одном краю площадки, другая половина – на противополож­ном (каждая группа – в колонне). По сигналу первые игроки с од­ной стороны площадки бегут на другую сторону, дотрагиваются рукой до руки игрока своей команды, стоящего первым (дают ему старт), а сами становятся в конец колонны. Выигрывает та коман­да, чьи игроки быстрее переместятся на другую сторону или вер­нутся на свою сторону.

глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры - student2.ru

«Слалом».Команды – в колоннах по одному за линией старта. Впереди каждой команды – по 3 – 5 стоек с интервалом 2 – 3 м (пер­вая стойка в 3 – 4 м от линии старта). По сигналу игроки поочеред­но зигзагами обегают все стойки, тем же способом возвращаются и передают эстафету другому: нужно дотронуться рукой до руки това­рища по команде или передать ему мяч, палочку и т.п. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Игры с прыжками

«Воробышки».Чертится круг диаметром 4 – 6 м. Водящий (Кош­ка) становится в центр круга, а остальные игроки (Воробышки) – за кругом. По сигналу Воробышки впрыгивают в круг, прыгают в нем, выпрыгивают из него. Кошка старается поймать (осалить) их в круге. Осаленный игрок становится водящим (Кошкой).

Вариант. Воробышки прыгают на одной ноге.

«Волк во рву».Поперек зала (площадки) – «ров» шириной в 1,5 – 2 детских шага (обозначенный веревками, лентами). Во рву сидит Волк. Козы по сигналу перебегают с одной стороны зала (площадки) на другую, перепрыгивая по пути через ров. Волк, не выбегая изо рва, старается поймать перепрыгивающих Коз (оса­лить касанием руки). Осаленные игроки выбывают из игры. Пере­бежки Коз повторяются три-четыре раза, после чего назначается новый водящий (Волк).

Варианты. Во рву могут быть два-три Волка.

«Зайцы и Жучка».На одной стороне площадки собачка Жучка, а на другой – Зайцы (их домики, норы можно обозначить обруча­ми). Посередине зала (площадки) – «забор» (обозначают веревкой, натянутой на высоте 30 – 40 см от пола; ее можно привязать к стой­кам или просто держать). За забором находится огород, который охраняет Жучка.

Перед началом игры Зайцы находятся в норах, а Жучка – дома. Если Зайцев много, то они сидят в норах парами (тройками). Учи­тель подает команду «Зайцы, в огород!». Зайцы по очереди пере­прыгивают через забор (нужно приземляться на обе ноги) и, ока­завшись в огороде, едят капусту (бегают, прыгают).

Когда учитель произнесет: «Жучка!» или «Гав-гав!» – Жучка на­чинает ловить Зайцев (нужно дотронуться до Зайца рукой, и он остается на месте). Зайцы бегут к норам, где они оказываются в безопасности. Заяц должен бежать в свою, а не в соседнюю нору. Прибежавшие встают позади ожидающих очереди бежать в огород. Учитель отмечает пойманных Зайцев и отпускает их в норы (позже они могут снова наведаться в огород). Жучка идет на свое место. По условиям игры она может: добежать только до забора; пере­прыгнуть через забор и преследовать Зайцев до их нор. Наиболее ловкими считаются ребята, которые ни разу не попались Жучке.

«Прыжки по кочкам».Команды построены у стартовой линии. Перед ними «болото», где есть «кочки» (круги диаметром до 40 см). Расстояние между «кочками» варьируется в зависимости от возрас­та и физической подготовленности детей. По сигналу учителя каж­дый из участников поочередно преодолевает «болото» прыжками по «кочкам» туда и обратно, обогнув флажок (поворотную стойку). Выигрывает команда, выполнившая задание первой и с наимень­шим числом штрафных очков (штрафное очко – если прыжок не­точный, нога соскочила с «кочки»).

«Кузнечики».Команды – в колоннах у стартовой линии. В отда­лении – поворотные стойки (кегли, набивные мячи). Игроки каждой команды поочередно прыгают на одной ноге до стойки, огиба­ют ее слева и прыгают обратно. Вернувшись к своей команде, иг­рок дотрагивается рукой до руки следующего игрока (этим дает ему старт), после чего встает в конец колонны. Команда, первой закон­чившая эстафету, побеждает.

Вариант. Вперед – прыжки на левой ноге, обратно – на пра­вой или наоборот.

Игры с метанием мячей

«Меткий глаз». На расстоянии 5 – 6 м от детей – плетеная кор­зинка (пластмассовое ведро), куда дети поочередно кидают тен­нисный мяч.

глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры - student2.ru

«Попади в мяч». Команды выстраиваются в шеренгу по краям площадки (расстояние между шеренгами – 10 – 12 м). Посереди­не площадки на возвышении (на гимнастическом бревне, скамей­ке) лежит волейбольный мяч. У каждого игрока – маленький мяч. По сигналу учителя игроки одной команды поочередно выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-то это удается, команде засчитывается одно очко. Потом мячики

глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры - student2.ru

бросают игроки другой команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Снайперы».Игроки делятся на две команды. По жребию одна из команд выходит на линию «огня» (обозначенная линия) и выстраивается в шеренгу. Все получают по маленькому мячу (можно по два-три мяча). В 5 – 8 м от них расставлены 10 – 12 кег­лей (с интервалом 50-80 см). По сигналу учителя все игроки ко­манды залпом бросают мячи, стараясь сбить кегли. Затем мячи­ки кидает другая команда. Выигрывает команда, сбившая боль­ше кеглей.

«Точный расчет».Команды строятся за линией метания, у всех по мячу. На расстоянии 6 – 8 м от линии метания перед командами лежат обручи. По сигналу игроки поочередно бросают мяч, стара­ясь попасть им в обруч. Выигрывает команда, поразившая мишень большее число раз.

«Веселый мячик».На полу (на земле) обозначается линия брос­ка. На расстоянии 3 м от этой линии – круг диаметром 80 см. На расстоянии 5 м от круга – первая линия, за которой – другие линии с интервалом 1 м (всего 8 – 10 линий). Дети бросают мяч по очереди. Если мяч, попав в круг, отскочит за первую линию, то иг­рок, бросивший его, получает одно очко; за вторую – два очка и т.д. Броски можно выполнять как правой, так и левой рукой.

глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры - student2.ru

«Охотники и волк».Охотники стоят за линией круга диаметром 10 м, у одного из них в руках мяч. В центре круга – Волк. Охотники бросают мяч в Волка (стараются попасть в него) или передают мяч товарищу, чтобы тот выполнил прицельный бросок. Волк уверты­вается от мяча (бегает, прыгает, приседает и т.д.) в пределах круга. Игрок, попавший мячом в Волка, становится на его место.

глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры - student2.ru

«Охотники и утки».Игроки одной команды (Охотники) стано­вятся за линией круга (вокруг озера), а второй (Утки) – располага­ются в круге (на озере). Охотники стреляют в Уток (кидают малень­кие мячи). Утки перемещаются в пределах круга (как хотят). Под­битая Утка покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все Утки не будут подбиты. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, затратившая на «охоту» меньше времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н. А., Дегтярев, В. П., Русанова, Е. И. Здоровье студентов. – М., 1997. – 132 с.

2. Былеева, Л. В., Коротков, И. М., Яковлев, В. Г. Подвижные игры: учебное пособие для ин-тов физической культуры; 4-е изд., перераб. и дополн. М. : Физкультура и спорт, 1974. – 208 с.

3. Васильков, Г. А. Гимнастика для детей младшего школьного возраста. Сборник общеразвивающих упражнений для занятий в школе и дома: пособие для учителей 1-4 классов и родителей. – М., 1966. – 141 с.

4. Гриженя, В. Е.Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: учебно-методическое пособие.–М. : Советский спорт, 2005. – 40 с.

5. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических ка-честв. 3-е изд. перераб. и доп. – М. : Высшая школа, 1985. – 265 с.

6. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев; изд. 3-е., 2005. – 382 с.

7. Захаров, Е. Н., Карасев, А. В., Сафонов, А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / А. В. Карасева. – М. : Лептос, 1994. – 368 с.

8. Кузнецов, В. С., Колодницкий, Г. А. Физическая культура. Упраж-нения и игры на занятиях в начальной школе: методическое пособие. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 272 с.

9. Нечаев, А. В., Обидова, О. А. Средства и методы развития двига-тельных качеств студентов: учебно-методическое пособие. – Коломна : КГПИ, 2007. – 73 с.

10. Нечаев, А. В. Развитие профессионально важных физических качеств на занятиях по физической культуре студентов педагогических вузов: учебное пособие. – Коломна : КГПИ, 2008. – 126 с.

11. Попова, Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М. : Терра-Спорт, 2000. – 72 с.

12. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» в вузе. – М. : Мин. Образов. Р.Ф., 2000. – 34 с.

13. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / пер. с польск. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 142 с.

14. Юдина, Н. Н. Методика проведения урока физической культуры, подвижных игр и других форм физического воспитания: Методические рекомендации для студентов 3 – 4 курсов. – Коломна, 1998. – 35 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Примерный конспект урока физической культуры

Задачи урока: 1. Воспитание дисциплины. 2. Развитие ловкости

и быстроты.

№ пп Содержание Дозиров-ка Методические указания
Подготовительная часть урока 12 – 15 мин. урока 1. Построение. Рапорт. Приветствие. 2. Сообщение задач урока. 3. Выполнение команд: «равняйсь, смирно, вольно» «направо, налево, кругом» 4. Общеразвивающие упражнения: 1. Упражнения в движении: – ходьба; – бег различной интенсивности; – упражнения в ходьбе на основные группы мышц. 2. Упражнения на месте.   12 – 15’   Проверить наличие спортивной формы   Следить за правиль-ной осанкой    
Основная часть урока 25 – 30 мин. Построение. Объяснение и прове-дение подвижных игр. 1. «Два Мороза» 2. «День и ночь» 3. «Выталкивание из круга » 4. «Встречная эстафета с мячом» 5. «Веселый поезд»     25 – 30’     Водящих меняют 3 – 4 раза     Направляющими ставят юношей
Заключительная часть урока 3 – 5 мин. Построение. Упражнения на восстановление дыхания. Подведение итогов урока. Домашнее задание.         3 – 5’ Определить наибо-лее активных уче-ников

* ’ -минуты

Приложение № 2.

Примерный конспект общеразвивающих упражнений (разминка)

№ пп Содержание Дозиров-ка Методические указания
Подготовительная часть урока 10 – 12 мин. Упражнения в движении: 5. а) Ходьба: 6. 1. И.п. – руки на пояс. 1 – 4 ходьба на носках, 5 – 8 ходьба на пятках. 7. 2. И.п. – руки за головой. 1 – 4 ходьба на внешней стороне стопы, 5 – 8 ходьба на внутренней стороне стопы. 8. б) Бег: – приставным шагом правым и левым боком вперед; – скрестным шагом правым и левым боком вперед; – бег спиной вперед; – бег «змейкой». в) Упражнения в ходьбе: 1. И.п. – руки перед грудью, сог-нуты в локтях. 1 – 2 рывки руками перед грудью, 3 – 4 рывки прямы-ми руками в стороны. 2. И.п. – руки за голову. 1 – 2 по-ворот туловища в правую сторону, 3 – 4 в левую сторону. 3. И.п. – руки вперед. 1 – мах пра-вой ногой к левой руке, 2 – и.п., 3 – мах левой ногой к правой руке, 4 – и.п. 4. И.п. – руки на пояс. 1 – наклон к правой ноге, 2 – и.п., 3 – наклон к левой, 4 – и.п. 5. И.п. – руки на пояс. 1 – 2 выпад правой ногой вперед, 3 – 4 выпад левой ногой вперед,     4 – 6 раз   4 – 6     30” 30”   30” 30”   4 – 6   4 – 6 4 – 6     4 – 6     4 – 6         Плечи отвести назад   Локти в стороны, держать осанку.   Руки на поясе.     Руки на уровне плеч   Локти не соединять.     Маховая нога пря-мая.     Ноги в коленях не сгибать.   Сзади стоящая нога прямая.  
Подготовительная часть урока 10 – 12 мин. 6. И.п. – полный присед, руки на поясе. Ходьба в полном приседе. 7. И.п. – полный присед, руки на поясе. Прыжки в полном приседе. Упражнения на месте: 1. И.п. – ноги вместе, правая рука вверх, левая вниз. Встречные махи, 1 – 2 правая вверху, левая внизу, 3 – 4 смена рук. 2. И.п. – о.с.. 1 – 4 вращения пря-мыми руками в плечевом суставе вперед, 3 – 4 назад. 3. И.п. ноги врозь, руки на пояс. 1 – 2 наклон туловища в правую сторону, 3 – 4 в левую сторону. 4. И.п. – упор присев. 1 – прыжком упор лежа ноги врозь, 2 – и.п., 3 – 4 тоже самое. 5. И.п. – ноги вместе, руки на пояс. 1 – выпад правой ногой вперед, 2 – и.п., 3 выпад левой ногой вперед, 4 – и.п. 6. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – присед, руки вперед, 2 – и.п., 3 – присед, руки вперед, 4 – и.п. 7. И.п. – о.с., 1 – 4 прыжки на правой ноге, 5 – 8 на левой ноге. 8. И.п. – о.с. 1 – 2 руки через стороны вверх, 3 – 4 руки вниз. 6 – 8   6 – 8   4 – 6 раз     4 – 6     4 – 6     4 – 6     4 – 6   6 – 8   6 – 8   4 – 6   Соблюдать дистан-цию между партне-рами. Спина прямая.   Махи заканчивать рывками.     Руки не сгибать.     Наклон глубокий.     Ноги прямые.     Сзади стоящая нога прямая.     Приседание на пол-ной стопе.     Прыжки на носках.   Вдох через нос, выдох через рот

* ” - секунды

Приложение № 3.

Примерная игровая карточка

Игровая карточка № 1

«Два Мороза»

Место проведения – спортивная площадка, спортзал.

  Построение   Содержание   Правила Организационно-методические указания
  глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры - student2.ru   глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры - student2.ru - «морозы»   глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры - student2.ru - играющие   глава 6. подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры - student2.ru - руководи- тель На противопо­ложных сторонах зала пло-щад­ки на расстоянии 10 – 20 м ли­ниями отмечают «дом» и «шко­лу». Выбираются два водя­щих – «морозы», ос-тальные иг­рающие – «ребята». Ребята рас-полагаются в одну шеренгу за линией дома, а посредине площадки – «на улице» стоят два мороза.   1. Играющие вы-бегают из дома только после слов «И не страшен нам мороз». 2. Выбежав из до-ма, нельзя бежать обратно или задер-живаться в доме. В том и другом случае игрок считается пойманным. 3. Пойманный ос-тается на том месте, где его поймали – «заморозили».     Морозы об­ращаются к ребятам со слова­ми: «Мы два брата молодые, Два мороза удалые». Один из них, указывая на себя, говорит: «Я мороз – красный нос». Другой: «Я мороз – синий нос». И вместе: «Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз!» После этих слов ребята бегут из дома в школу (за черту на другой стороне).

Учебное издание

Наши рекомендации