То, куда мы направляемся сейчас, - это продолжение истории, старой как мир
Одна из наиболее исторически интересных цивилизаций всех времен – империя Шумеров. Мой друг из Атланты расскажет вам об этой древней цивилизации все. Его коллекция словарей содержит фрагмент камня, надписи на которм были сделаны 6-8 тысяч лет назад в шумерском королевстве Урук, в Месопотамии, где сейчас находятся Сирия, Ирак и Ливан.
«Многие люди даже не помнят ранних Шумеров», - сказал мне Том, трепетно передавая мне этот обломок шумерского словаря. «Но они стали первооткрывателями нашего образа жизни, того, что сегодня мы называем западной Цивилизацией».
Согласно «Эпосу о Гильгамеше», самому древнему в мире писанию, одним из первых царей ранней цивилизации Шумеров (Уруков) был человек по имени Гильгамеш. Он был первым смертным, отрицавшим лесного бога Хумбабу, который, по народным верованиям, был наделен главным шумерским божеством Энлилом силой охранять кедровые леса Ливана от человечества.
Царь Гильгамеш захотел построить великий город Урук, чтобы увековечить свой вклад в шумерскую цивилизацию. Итак, он и его лесорубы восстали против Хумбабы и начали вырубать леса, простиравшиеся от Иордана до ливанского побережья. История заканчивается тем, что Гильгамеш обезглавливает лесного бога Хумбабу, приводя тем в ярость бога всех богов Энлила. Энлил, мстя за смерть Хумбабы, сделал так, чтобы воду во всем царстве стало невозможно пить, а поля стали абсолютно пустынными, убив тем самым Гильгамеша и весь его народ.
Наряду с другими отличительными чертами «Эпос о Гильгамеше» - самая ранняя запись об осыпях и опустынивании, вызванных массивным уничтожением лесов. Ливан стал из территории на 90% покрытой лесами (знаменитые «Ливанские кедры») землей, где лес занимает менее 7% площади всего за 1500 лет, отчего количество осадков сократилось на 80%. Деревья и их корневая система – важная составляющая кругооборота воды. В результате миллионы акров богатой земли в Плодородном полумесяце превратилось в пустыню или заросли колючих кустарников, и остается такой же обнаженной и бесплодной и по сей день.
Основной пищей жителей Месопотамии был ячмень, однако за несколько сотен лет непрерывного выращивания этой культуры на ирригационных землях привело к истощению почвы и такому высокому содержанию солей (попадающих в почву с ирригационной водой), что урожай в этих местах получить уже было невозможно. В то же время, из-за быстрого уничтожения лесов, древесина стала таким дорогим товаром, что по стоимости стала в один ряд с некоторыми драгоценными камнями и рудами: соседние страны завоевывались из-за их запасов древесины, а также из-за земель, на которых можно было бы выращивать ячмень.Огромные площади хвойных лесов вдоль Евфрата и Тигра были вырублены под корень, усиливая осыпание берегов ирригационных каналов и эрозию земель и уменьшая количество осадков.
Результатом этого локального изменения климата более 5000 лет назад стал масштабный голод. Крах последней Месопотамской империи случился примерно 4000 лет назад, а записи, оставшиеся с тех времен, свидетельствуют, что только на краю гибели своей великой империи ее жители осознали, как они уничтожили свой драгоценный источник пищи и топлива, убивая свои леса и засоряя окружающую среду. В течение тысяч лет они «были уверены», что их стиль жизни правильный. И хотя все выглядело нормально в течение какого-то времени, они не понимали, что так не может продолжаться вечно: все это работало до тех пор, пока еще были земли других народов, которые было можно завоевать. Когда у них не стало таких соседей, их крах был внезапным и опустошительным, точно как в схеме Понзи.
За падением Месопотамской империи последовало возвеличивание Греции, которая стала величайшей в мире империей в конце Бронзового века. Между 2000 и 1500 годами до нашей эры греки использовали аналогичные месопотамской системе методы ведения сельского хозяйства. В тринадцатом веке до нашей эры при увеличивающемся количестве продовольствия греки начали расчищать огромные площади от леса для обеспечения жизненным пространством, топливом и посевными землями своего постоянно растущего населения. Они также использовали десятки тысяч акров леса для своих знаменитых бронзовых печей.
Упадок их цивилизации исторически связан с тем моментом, когда у населения империи кончилось доступное топливо: древесина. К 600 году до нашей эры большая часть Греции стала опустошенной землей с голыми холмами, осыпающимися в русла рек и ирригационными полями, стремительно теряющими плодородность из-за накапливания солей и нехватки питательных веществ. Фермерам была предложена альтернатива по выращиванию оливковых деревьев на склонах холмов, когда отчаявшиеся греки обнаружили, что на их земле могут расти только оливы, удерживая от оползней уязвимые крутые склоны. Но было уже слишком поздно. Как Платон писал в своем «Критии»:
То, что осталось, по сравнению с тем, что было раньше – словно скелет больного человека, вся жирная и мягкая земля исчезла, оставив о себе только голое воспоминание.
Это, разумеется, случалось и ранее.
За падением Греции последовал подъем Римской империи.
У Рима появились свои потребности в древесине: к 200 году до нашей эры леса того, что сейчас мы называем Италией, были полностью уничтожены, чтобы обеспечить нужду римлян в топливе и жилье, топке общественных парных и плавке металлов. Огромное количество древесины было необходимо для получения серебра из руды, очищения металла и переплавки его в монеты, ставшие основой денежной системы Рима. Поэтому, когда около первого века нашей эры итальянские леса исчезли, постоянный рост стоимости древесины, необходимой для плавки серебра стал причиной финансового кризиса, давшего первую огромную трещину в монолите Римской империи.
Примерно в то же самое время стала падать производительность римских сельскохозяйственных земель вследствие оползней, засоления и истощения почв и сокращения количества осадков из-за массовой вырубки лесов. В итоге, разрушение каналов водоснабжения Рима, обезлесение, истощение почв и рост населения привели к масштабному голоду и краху Римской империи.
Даже Великий Рим не смог устоять, не смог удовольствоваться тем, что у него было – даже после завоевания половины известного тогда мира. И конечно, это только пара примеров: сотни других более ранних цивилизаций также погибли, израсходовав доступные им ресурсы, от Египта до древнего Ура, от китайских династий до исчезших культур доколумбовской Южной Америки.
Когда Америка начала свой путь к первенству среди мировых держав, ее основным топливом был лес. Он стал источником горючего и тепла для армии Джорджа Вашингтона
и оставался для нашей нации основным источником топлива, тепла и строительного материала до времен Гражданской войны, когда широкое распространение получило использование угля.
Как было упомянуто ранее, открытие готовых запасов солнечного света в форме нефти в Пенсильвании как раз после завершения Гражданской войны в небывалой степени увеличило способность человеческой расы к приросту народонаселения и обеспечению его продовольствием. Все это неприятно напоминает положение вещей в Месопотамии, Греции и Риме: теперь, когда все эти люди зависят от определенного вида топлива, что случится, когда его запасы иссякнут?