Человек — не только продукт, но и субъект своего развития.

Перечисленные принципы достаточно полно отражают идеологию подхода «индивидуального пути развития», они охватывают все основные аспекты этой парадигмы, однако серьезной проблемой в русле данных представлений парадигмы остаются формулировка целостной концепции социализации и операционализация основных понятий. Возможно, это обусловлено тем, что идея существования жесткой нормативной социализации лежит в основании изживающего себя подхода к развитию как к созреванию, а также тем, что она связана с существованием определенных социальных представлений о требованиях к определенному возрасту, отражающих возрастную стратификацию общества [Кон, 1988]. Историческая и культурная изменчивость этих представлений остается вне поля зрения живущих в одно время людей, но сам факт их существования как бы подтверждает наличие нормативного процесса социализации личности. Однако множество эмпирических данных, концептуальных положений опровергает эту иллюзию.

Анализ процесса социализации в эпоху кардинальных социальных изменений еще раз подтверждает ограниченность и неадекватность попыток построения модели процесса идеальной социализации, а новая теоретическая парадигма оказывается значительно более подходящей, поскольку вхождение в изменчивый и непостоянный социальный мир, несомненно, имеет свои специфические особенности [Дубовская, Тихомандрицкая, 1994].

Социальная нестабильность как фактор социализации может быть рассмотрена на трех взаимосвязанных уровнях: общество в целом, группа и личность. На уровне общества социальные изменения проявляются в форме кризиса большинства нормативно-ценностных представлений. Осмысление существовавших норм и ценностей как явлений прошлого, дискредитированных новыми тенденциями, осуществляемыми в обществе, само по себе не ведет к созданию каких-либо новых представлений. Они существуют лишь в залоге долженствования, и их формирование требует специальной проработки на уровне как общественного, так и индивидуального сознания. Одним из факторов возникновения новых представлений является усиливающаяся стратификация нашего общества. Новые социальные группы, с одной стороны, выступают создателями новых ценностных систем, с другой — являются носителями этих ценностей. Однако все эти процессы происходят в течение достаточно длительного времени, а значит, в настоящий момент они находятся в зачаточном состоянии. Иными словами, социализация современной молодежи происходит в условиях существования множества социальных групп (новых, старых, изменяющихся), границы между ними не всегда определены, различия могут быть весьма условными, а следовательно, и ценностные представления этих групп расплывчаты, противоречивы и весьма неопределенны. Во-первых, это приводит к тому, что старшеклассники в качестве наиболее значимых выбирают те ценности, которые связаны с близким кругом общения, с тем, что можно назвать частной жизнью. Так, в ряде эмпирических работ было показано, что среди таких важных ценностей доминируют семейная жизнь, материальное благополучие, свобода и независимость в поступках, наличие хороших и верных друзей, здоровье, любовь и т.д. В то же время в исследовании О. А. Тихомандрицкой было установлено, что старшеклассники в большей степени ориентированы на ценности «социального изменения», а не на консервативные ценности [Тихомандрицкая, 2000]. В ситуации социальной нестабильности, несмотря на общую тенденцию увеличения межпоколенных противоречий, семья остается важнейшим источником социального опыта. Более того, по результатам исследований, проводимых в 90-е годы, роль семьи в социализации подростков растет. Вероятно, семья выступает «буфером» между противоречивыми и разнонаправленными влияниями общества и необ-ходимостью строить собственную систему координат в этой жизни [Бе-линская, Стефаненко, 2000].

Во-вторых, некоторая часть подрастающего поколения ситуативно или же в принципе отказывается от императивной регуляции по-ведения. То есть они рассуждают следующим образом: «Если все нор-мы относительны, никто не может сказать, что правильно, следова-тельно, я буду делать то, что захочу». Это может послужить одной из причин расширения антигуманных, криминальных форм поведения.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что только активная сознательная позиция личности может привести к определенному ре-зультату в ситуации существования множества разнообразных, про-тиворечивых и складывающихся систем представлений; в таких об-стоятельствах принципиально усиливается субъектность молодого человека в его нормативно-ценностной социализации. Однако создание такой позиции не является простым и автоматическим процессом [Ав-дуевская (Белинская), Араканцева, 1994].

Не менее значимо социальная нестабильность проявляется на со-циально-психологическом уровне. Увеличивается число ситуаций, для которых конкретная группа не имеет (и не может иметь в силу их непредсказуемости) нормативных предписаний. Кроме этого, возни-кают социальные общности нового типа, которые построены не по привычному для нас «производственному принципу» с его жестким ролевым расписанием, иерархической структурой власти и подчине-ния, минимальными выбором и ответственностью каждого члена груп-пы, а на принципиально вариативных, гибких началах, которые пред-полагают паритетные отношения участников, способность группы к саморазвитию и самоорганизации. Подобные сообщества требуют и особой позиции в них человека, и специальных форм работы с ними.

Наконец, проявления социальной нестабильности могут быть рас-смотрены и на индивидульно-психологическом, или личностном уровне. В самом общем виде можно, наверное, говорить о возможных личностных проблемах, связанных с нарушением временной перспективы («жизнь в прошлом»), с усилением тревожности, деструкции социальной идентичности, путаностью и противоречивостью индивидуальных норм и ценностей и т.д.

Наши рекомендации