Методические приёмы работы с учащимися по формированию навыков здорового образа жизни.
№ | Тема занятия. | Содержание. |
1. | Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни | Ролевая игра "Самоуважение и самоутверждение". Способы повышения самоуважения. |
Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни | Ролевая игра "Самоуважение и самоутверждение". Связь самоуважения и здорового образа жизни. . (занятия-практикумы) | |
3. | Анатомические и физиологические аспекты курения. | Анкета "Что вы знаете о вреде курения". Влияние табачной смолы на дыхательную систему человека. |
4. | Физиологические последствия курения. | Эксперимент: "Влияние табачной смолы на живую ткань и физиологические последствия курения". |
5. | Курение как угроза здоровью. | Анализ исследовательской деятельности учащихся: "Заболевания, вызываемые курением. Последствия курения у женщин". |
6. | Кратковременные и длительные последствия курения. | Анализ результатов исследовательской деятельности: "Кратковременные и длительные последствия курения". |
7. | Вы рискуете своими лёгкими. | Игра-шоу. |
8. | Портрет курильщика. (занятие-практикум) | Анкета "Портрет курильщика". Анализ результатов анкетирования. Распространённость курения. |
9. | Кого же обвинить и как нам быть? | Ролевая игра-представление. Определение реального виновника курения. |
10. | Пьянство и алкоголизм - явления безнравственные | Причины употребления алкогольных напитков. Пьянство и алкоголизм. Анкетирование. |
11. | Человек, продли свой век! (игра-представление) | Анкетирование. Анализ результатов анкетирования. |
12. | Правильное питание: режим, продукты. | Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению режима питания. |
13. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Мышка без норки". Защита фантастических проектов. Заключительное слово. |
14. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Самоописание". Упражнение "В мастерской скульптора". Упражнение "Теперь и потом". |
15. | Тренинг здорового образа жизни. | Игра - драматизация на куклах. Групповое обсуждение "Подумай о других". |
16. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Сыграем спектакль". Обсуждение отрывка из книги Б.М. Теплова "Ум полководца". Обсуждение пословиц. |
17. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Конкурс ораторов". Упражнение "Невербальная коммуникация". Упражнение "Мощная бомбардировка". |
5.Социокультурное и медиакультурное воспитание
· Организация предупреждения социальной агрессии и противоправныой деятельности;
· Организация интернационального воспитания;
· Организация профилактики экстримизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.
идеи:
- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками;
- передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
- воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
цель:
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости, искренности в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Содержание работы:
- изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни в школе;
- изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;
- качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;
- учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке мероприятий;
- поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;
- демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям;
- соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся;
- соблюдение эстетических и этических норм проведения внеклассных мероприятий любого уровня.
Традиционные мероприятия
- праздник взросления;
- конкурс знатоков традиций своей страны;
- путешествие в мир музыкальной культуры.
- уроки толерантности
- митинг « Боль Беслана»
6.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
· Организация знакомств со спецификой различных профессий;
· Организация повышения мотивации к обучению;
· Организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности.
-заочные экскурсии « Мир профессий»
-тренинг «Память человека»
7.Культурологическое и эстетическое воспитание
· Организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;
· Развитие эстетического воспитания;
· Создание условий для посещения музеев, выставок и др.
-заочная экскурсия по музеям
- экскурсия
-оформление классного уголка
8.Формирование коммуникативной культуры
· Организация повышения уровня межкультурной коммуникации;
· Создание условий для безопасной коммуникации;
· Организация риторической компетентности обучающихся;
· Создание условий для развития школьных средств массовой информации.
Цель:
Освещение жизни школы и класса и деятельности по реализации ученического самоуправления.
Задачи:
- овладение навыками журналистского мастерства;
- создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся через стенную печать и сотрудничество с районной газетой.
Функции и дела:
- выпуск газет;
- смотры – конкурсы плакатов, рисунков, проведение информационных линеек;
- размещение статей учащихся в газете;
- участие в оформлении проводимых в школе мероприятий;
- подводит итоги конкурсов плакатов, рисунков, газет и определяет победителей;
9 .Правовое воспитание и культура безопасности
· Организация повышения правовой грамотности обучающихся;
· Создание условий деятельности органов ученического самоуправления;
· Обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.
цель : формирование правовой культуры учащихся.
задачи :
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому
возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Методы достижения поставленных целей и задач:
1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один классный час в четверть.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.
Прогнозируемые результаты:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Содержание программы:
Раздел | Тема |
Правила поведения | Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» |
Я- гражданин | Беседа «Гражданин и обыватель» |
Административная и уголовная ответственность | Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» |
Асоциальное поведение | Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» |
Класс | Знать | Уметь |
понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении меру наказания за преступления, совершенные на дороге информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы; особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних | осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних; предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее; не создавать криминальных ситуаций на дороге |
Тематика лекций для родителей:
Класс | Тема |
Как уберечь подростка от насилия? |
10 .Экологическое воспитание
· Организация повышения уровня экологической культуры обучающихся;
Создание условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания
Задачи и принципы:
Формирование у учащихся системы научных знаний о процессах и результатах взаимодействия человека, общества и природы.
Формирование экологически-ценных ориентаций, норм и правил в отношении к природе.
Формирование умений и навыков по её изучению и охране.
Направления экологического воспитания:
Формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействие.
Экологическое просвещение. Изучение литературы.
Изучение экологических проблем (школы, страны, мира). Связь с социосферой, (управления города, реакция газет, музеи, библиотеки)
.
Формы работы
(Проектирование экологических воспитательных дел):
Озеленение школьных кабинетов и рекреаций.
Трудовые десанты.
Озеленение школьного двора.
Уход за школьными клумбами.
. Презентация информационно-познавательных программ по экологии.
Школьная операция «Хозяин» (утепление кабинета, ремонт).
Охранные походы в природу.
Экологические праздники «День Земли», «День воды».
Экологические экскурсии.
Лекторий для родителей и детей «Антиникотиновое воспитание».
Операции «Зелёная аптека», «Лечебное лукошко».
Санитарные уборки леса. Экологическая игротека (викторины на природоведческие темы, КВН «Братья наши меньшие» и др.).
Традиции класса.
1.Еженедельная работа с дневниками. Устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю.
2.Поздравление от класса каждому ученику в день рождения.
3.Совместные праздничные чаепития с играми, конкурсами, загадками.
Законы жизни в коллективе.
1.Учись честно говорить о своих ошибках.
2.Будь объективным к себе и другим.
3.Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. Понимать и делать выводы.
4.Умей сопереживать.
5.Проявляй терпение и терпимость.