Культура. Тесты ЕГЭ – социология
1. О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?
1)гуманизации
2)глобализации
3)компьютеризации
4)гуманитаризации
2. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки прoявилась в этом факте?
1)культурная
2)прогностическая
3)социальная
4)мировоззренческая
3. Верны ли следующие суждения о принципах развития современного образования?
А. Активное использование дистанционных форм обучения свидетельствует о гуманитаризации
образования.
Б. Разнообразие форм общего и дополнительного образования отражает тенденцию гуманизации образования.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
4. Какая из черт отличает религию как феномен культуры?
1)описание и объяснение природных и социальных явлений
2)утверждение идеи сотворенности мира
3)достоверное долгосрочное прогнозирование развития
4)эстетическое освоение окружающего мира
5. Культура в широком смысле слова – это
1)степень воспитанности конкретного человека
2)уровень развития науки в определённый момент истории
3)все результаты деятельности в сфере искусства
4)все достижения человечества с момента его возникновения
6. Проблема социальной ответственности ученого приобрела особую остроту, так как
1)ученые подошли к открытиям, имеющим непредсказуемые последствия
2)в науку проникло много непрофессионалов и дилетантов, не способных на серьезные открытия
3)общество утратило контроль за деятельностью ученых
4)законодательная база науки постоянно обновляется
7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается
1)уровень воспитанности
2)вся преобразовательная деятельность человека
3)производство материальных ценностей
4)художественное творчество
8. Искусство, в отличие от других форм духовной культуры,
1)утверждает ценность эстетического отношения к миру
2)создаёт определённый запас знаний о мире
3)формирует картину мира
4)отражает действительность в понятиях
9. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Для всех явлений массовой культуры характерно обращение к народным традициям.
Б. Для всех явлений массовой культуры характерно простое и доступное содержание.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?
А. Получение коммерческой выгоды является непосредственной целью народной культуры.
Б. Содержание продуктов массовой культуры отражает определённые взгляды и настроения современного человека.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверн
11. Что из перечисленного ниже традиционно относится к категориям морали?
1)потребности, способности, интересы
2)традиции, обычаи, обряды
3)права, обязанности, ответственность
4)совесть, справедливость, честь
12. Верны ли следующие суждения о функциях культуры?
А. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей.
Б. К функциям культуры относят накопление и сохранение социальных достижений.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
13. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?
1)образно-символическое отражение природной и социальной действительности
2)теоретическое обоснование законов развития природы и общества
3)выражение субъективного отношения к миру
4)предложение законченной мировоззренческой системы
14. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?
А. Продукты массовой культуры со временем могут стать частью народной культуры.
Б. В массовой культуре могут использоваться идеи, художественные приемы элитарной культуры.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
15. Критик отозвался о новой музыкальной пьесе известного композитора как о произведении элитарной культуры. Что из перечисленного ниже характерно для данной культуры?
1)развлекательный характер
2)сложность форм художественной выразительности
3)ориентация на получение коммерческой выгоды
4)учёт запросов самых широких слоёв общества
16. Художественное литературное произведение N просто и понятно по содержанию, в нём присутствует национальный колорит. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что произведение N относится к народной культуре?
1)о нём не пишут в средствах массовой информации
2)оно непопулярно в стране его происхождения
3)оно передаётся от поколения к поколению
4)его исполняют по радио профессиональные актёры
17. Научные знания отличаются от обыденных тем, что они
1)отражают окружающую действительность
2)предполагают проверку истинности полученных сведений
3)формируются на основе наблюдений
4)передаются из поколения в поколение
18. Наука о нравственности и морали – это
1)философия
2)культурология
3)этика
4)эстетика
19. Какая из перечисленных характеристик отличает искусство от других областей (сфер) духовной культуры?
1)определение закономерностей развития природы и общества
2)теоретическое решение мировоззренческих проблем
3)отражение мира в художественных образах
4)возможность производственного использования результатов
20. Совокупность всех, достижений человечества, охватывается понятием
1)техника
2)прогресс
3)экономика
4)культура
21. Какой признак отличает искусство как форму (область) духовной культуры?
1)объяснение социальных явлений
2)отражение мира в художественных образах
3)решение фундаментальных мировоззренческих проблем
4)постижение мира на уровне понятий и обобщений
22. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?
1)празднование Рождества
2)ежегодный новогодний карнавал
3)просмотр кинофильма
4)изобретение вертолета
23. Мировой религией является
1)язычество
2)индуизм
3)иудаизм
4)ислам
24. Какая из перечисленных религий является древнейшей?
1)католицизм
2)ислам
3)православие
4)буддизм
25. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?
А. Большинство произведений массовой культуры сложны для восприятия.
Б. Для авторов произведений элитарной культуры типично ориентироваться на запросы рядового потребителя.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
26. Для художественного творчества обязательно(-а)
1)стремление к точному отражению действительности
2)простота формы произведения
3)обоснованность применяемых методов
4)использование образно-символических средств
27. Верны ли следующие суждения о культурных процессах?
А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения.
Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс, развитие информационных технологий.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
28. Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?
1)выявление законов развития природы и общества
2)нацеленность на получение практического результата
3)прогноз последствия социальных действий
4)вера в наличие сверхъестественного
29. Какая из черт отличает религию как феномен культуры?
1)всестороннее исследование действительности
2)объективное описание явлений
3)эстетическое отражение действительности
4)теологическое объяснение событий
30. Музыкальное произведение N просто и понятно по содержанию, в нём присутствует национальный колорит. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что произведение N относится к народной, а не к массовой культуре?
1)В средствах массовой информации появилось несколько статей об этом произведении.
2)Это произведение непопулярно в стране его происхождения.
3)Это произведение в устной традиции передаётся от поколения к поколению.
4)На концертах это произведение исполняют профессиональные музыканты.
31. Эпические фольклорные произведения, песнопения, предания относятся культурологами к
1)народной культуре
2)массовой культуре
3)элитарной культуре
4)экранной культуре
32. В городе Z было открыто несколько спортивных учреждений дополнительного образования для занятий людей различных возрастов и состояния здоровья, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример?
1)гуманизацию
2)информатизацию
3)гуманитаризацию
4)интернационализацию
33. Мораль, в отличие от других форм духовной культуры,
1)регулирует общественные отношения с нравственных позиций
2)создаёт определённый запас знаний о мире
3)формирует картину мира
4)отражает действительность в понятиях
34. Какое слово пропущено в схеме?
35. Запишите слово, пропущенное в схеме.
36. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)премьера фильма ужасов
2)фестиваль рекламных роликов
3)переиздание детектива-бестселлера
4)выставка художников-авангардистов
5)областной смотр фольклорных коллективов
6)открытие международного конкурса пианистов
37. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Религия - Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное.
….…….. - Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире
38. Повышенное внимание к изучению наук о человеке и об обществе составляет суть
1)дифференциации образования
2)гуманитаризации образования
3)интернационализации образования
4)индивидуализации образования
39. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
Религия | Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное |
... | Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости |
40. Напишите слово, пропущенное в схеме.
41. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Форма мировоззрения | Характеристика |
Мифология | Фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме. |
... | Особая форма представления о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения. |
42. Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАУКА | ОБЪЕКТ НАУКИ |
... | Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти |
Правоведение | Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права |
43. Запишите слово, пропущенное в таблице
ФУНКЦИЯ МОРАЛИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме |
Ценностно-ориентировочная | Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях |
44. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Эстетическая | Воспроизведение действительности по законам красоты |
... | Отражение действительности при помощи художественных образов |
45. В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Совесть; долг; зло; справедливость; добро; мораль.
46. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
вера | догматы | заповеди |
религия | обряды | паства |
храмы |
47. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
героический эпос | анонимность произведений | коллективность творческого процесса |
народная культура | фольклорный коллектив |
48. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
система образования | образовательные учреждения | цели образования |
функции образования в обществе | образовательные программы |
49. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
непрерывность | гуманизация | интернационализация |
образование | компьютеризация | гуманитаризация |
50. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда
1) архитектура | 2) живопись | 3) театр | 4) кино |
5) мораль | 6) религия | 7) музыка |
51. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда
1) добро | 2) смысл жизни | 3) деньги |
4) свобода | 5) собственность | 6) счастье |
52. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) наглядность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) образность; 4) объективность; 5) эмоциональность восприятия; 6) доказательность
53. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой уровни современного российского образования. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) вспомогательное; 2) дошкольное; 3) бакалавриат; 4) подготовка кадров высшей квалификации; 5) среднее общее образование; 6) аспирантура.
54. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру.
1) высокая содержательная сложность | 2) демократизм |
3) ориентация на узкий круг ценителей | 4) широкая рекламная кампания |
5) соответствие изысканным вкусам |
55. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре.
1) авторство часто не определено | 2) носит преимущественно коммерческий характер |
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия | 4) появилась раньше других форм культуры |
5) рассчитана на узкий круг ценителей |
56. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) большое число последователей во всем мире
2) основа религиозной жизни отдельных наций
3) проповедуют равенство всех людей
4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами
5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств
6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств
57. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
58. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов | 2) сокращение времени изучения естественных наук |
3) ориентация на интересы и склонности ученика | 4) применение технологий, сберегающих здоровье |
5) особое внимание нравственному воспитанию | 6) компьютеризация образовательного процесса |
59. Художественное произведение автора N стало предметом разбора в литературном журнале. Выберите из приведённого ниже списка характеристики, свидетельствующие о том, что это художественное произведение относится к элитарной культуре, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведение сложно по своему содержанию.
2) Произведение создано известным писателем.
3) Произведение требует знакомства с современными философскими концепциями.
4) Художественные приёмы, используемые автором, вызывают непонимание многих читателей.
5) Среди читателей произведения люди разных возрастов и уровней образования.
6) Произведение создавалось с расчётом на коммерческий успех.
60. Развитие науки позволило создать новые, морозоустойчивые, сорта плодовых растений. Какие функции науки проявились в этом факте? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) социальная | 2) прогностическая |
3) мировоззренческая | 4) познавательная |
5) производственная | 6) образовательная |
61. Композитор на сюжет из античной мифологии создал оперу, которая была отнесена искусствоведами к произведениям элитарной (высокой) культуры. Что позволяет им сделать такой вывод?
1) установка на следование образцу
2) коммерческая цель создания оперы
3) использование широко известных мифологических персонажей
4) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
5) ориентация на массового потребителя
6) сложность формы музыкального произведения
62. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи.
2) Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.
3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.
4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными.
5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.
63. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни.
1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом.
2) Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.
3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними.
5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.
64. Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании
1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.
2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.
3) Позиция религиозного сознания - отделение церкви от школы и государства.
4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.
5) В религиозном сознании может соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии
65. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ | |
А) показ многосерийного телевизионного фильма Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов В) празднование масленицы Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен Д) концерт эстрадной музыки | 1) народная 2) массовая |
66. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами.
ПРИМЕРЫ | ФУНКЦИИ НАУКИ | ||||
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата | 1) производственная 2) прогностическая | ||||
67. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | ||
A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства Б) воспроизводство профессиональных кадров B) развитие умений, способностей, интересов Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков Д) трансляция и распространение культуры в обществе | 1) социальные 2) личностные |
68. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | Функции науки | |
А) показывает возможные опасные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира | 1) мировоззренческая 2) прогностическая |
69. Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ КУЛЬТУРЫ | |
А) влияние на социализацию индивида Б) разнообразие используемых средств В) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности Г) сложность содержания Д) развлекательный характер | 1) только массовая культура 2) только элитарная культура 3) и массовая, и элитарная культура |
70. Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
71. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________ (Б). Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ___________ (В), ___________ (Г). Все религии можно также объединить в две большие группы ___________ (Д), т. е. признающие существование единого Бога и ___________ (Е), признающие множество богов».
1) монотеизм | 2) политеизм | 3) древность |
4) ислам | 5) культ | 6) буддизм |
7) индуизм | 8) суеверие | 9) конфуцианство |
72. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Важнейшим видом духовного производства является ________(А). Наряду с наукой искусство — один из способов ________(Б) человеком мира. Создавая художественные ________(В), экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей ________(Г). В масштабах общества искусство представляет собой ________(Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна из форм художественной деятельности и часть духовной ________(Е) как человека, так и всего человечества».
1) культура | 2) группа | 3) действительность |
4) искусство | 5) общество | 6) результат |
7) познание | 8) образ | 9) система |
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Образование в обществе
Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов... участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании... Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции... Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования...
Важнейшим событием... стала промышленная революция... Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования...
Важная перемена... была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства... [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
73. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
74. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их.
75. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
76. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.
С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, далее в глазах далёких от неё людей.
С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.
Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.
77. Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки?
78. Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения.
79. Назовите три «великие исторические религии». Используя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).
80. Согласны ли вы с мыслью автора о том, что «не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и