Познание. Тесты ЕГЭ – социология
1. Что из перечисленного ниже отличает научное знание?
1)использование художественных образов
2)объективность
3)применение различных методов познания
4)наглядность
2. Истинным можно считать лишь то знание, которое
1)поддерживается авторитетным мнением
2)имеет теоретическое обоснование
3)имеет практическую значимость
4)соответствует предмету изучения
3. Объективный характер истинного знания означает, что оно
1)добывается только учёными в ходе научных исследований
2)является знанием, не зависящим от субъекта познания
3)всегда проверяется экспериментально
4)является знанием о внешнем мире по отношению к человеку, который познаёт этот мир
4. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина – это соответствие знания интересам познающего субъекта.
Б. Истина – это соответствие знания представлениям большинства людей.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
5. Знания, соответствующие предмету познания, принято считать
1)наблюдением
2)гипотезой
3)методом
4)истиной
6. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина является целью и результатом познавательной деятельности.
Б. Истина представляет собой знание, точно (адекватно) отражающее действительность.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
7. Учёные страны Z обобщили данные исследования музыкальных предпочтений молодёжи. Они использовали различные методы. Что из перечисленного относится к теоретическим методам научного познания?
1)социологический опрос
2)интервьюирование, наблюдение
3)анкетирование, эксперимент
4)выдвижение гипотезы, формулирование выводов
8. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Представление как форма познания предполагает непосредственное воздействие предмета на органы чувств.
Б. При сохранении в памяти целостного образа предмета его отдельные черты могут быть утрачены.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
10. В познании общества, в отличие от познания природы,
1)не выдвигается гипотез
2)не используется метод моделирования
3)истина имеет относительный характер
4)объект и субъект познания совпадают
11. Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?
А. Абсолютная истина – это неопровержимое, исчерпывающее знание о предмете.
Б. Абсолютная истина, в отличие от относительной, может меняться со временем.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. В социальном познании широко используется эксперимент.
Б. В социальном познании широко используется конкретно-исторический метод.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
14. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
1)обоснование гипотез
2)объяснение закономерностей
3)описание предметов и явлений
4)обобщение в форме теорий
15. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинные знания получают только экспериментальным путём.
Б. Истина имеет объективный характер.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
16. На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным знаком он родился. Данное утверждение является примером
1)художественного вымысла
2)народной мудрости
3)житейского знания
4)паранаучного знания
17. И ученый, и школьник познают окружающий мир. Отличие познавательной деятельности ученого состоит в том, что он
1)использует экспериментальные методы
2)использует теоретические методы
3)творчески решает поставленные задачи
4)добывает знание, новое для всего человечества
18. Утверждение «Употребление в пищу чеснока, мёда, отвара шиповника может осенью и зимой предотвратить простуду» является примером
1)художественного знания
2)обобщения жизненного опыта
3)интуитивной догадки
4)паранаучного знания
19. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты рационального познания закрепляются в различных знаковых системах и в языке.
Б. В рамках эмпирического познания происходит теоретическое обоснование научных гипотез.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
20. Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности являются непосредственной целью
1)искусства
2)науки
3)культуры
4)образования
21. Верны ли следующие суждения о критериях истины?
А. Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.
Б. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
22. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
23. Результатом самопознания, в частности, является
1)накопление знаний о человеке и природе
2)познание ценностей общества
3)изучение социальных норм
4)представление о своих способностях
24. Школьник на уроке представил результаты проекта по биологии. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что он в своём исследовании использовал не только эмпирические методы познания?
1)Школьник высадил рассаду на двух грядках.
2)Школьник проводил ежедневные замеры длины стебельков.
3)Школьник сравнивал длину стебельков на обеих грядках.
4)Школьник предложил своё объяснение результатов наблюдений.
25. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
26. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Один из главных критериев истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта.
Б. Один из главных критериев истины – это полезность знания.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
27. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность
1)прогностическую
2)социально-преобразовательную
3)материально-производственную
4)ценностно-ориентировочную
28. Верны ли следующие суждения о методах научного познания?
А. Метод наблюдения предполагает активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.
Б. Метод классификации состоит в группировке объектов исследования в соответствии с их общими признаками.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
29. Истина – это знание,
1)отражающее объективные свойства предмета
2)содержащееся в научном трактате
3)добытое только научным путем
4)доступное каждому
30. Предположение, истинность которого не обоснована, принято считать
1)законом
2)гипотезой
3)теорией
4)наблюдением
31. К отличительным особенностям научного знания относят
1)объективность выводов
2)отражение позиции исследователей
3)образное отражение мира
4)практическую применимость всей информации
32. Учёные страны Z исследовали традиции и обычаи жителей своей страны. Какой из использованных ими методов соответствует теоретическому уровню научного познания?
1)выявление закономерностей поведения
2)описание традиций
3)социологический опрос
4)анкетирование
33. Какое из приведенных утверждений является научным?
1)Время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит.
2)Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения.
3)Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам.
4)Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
34. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В процессе рационального (логического) познания используются понятия, суждения, умозаключения.
Б. С помощью чувственного познания человек постигает сущность того или иного события, закономерности развития окружающего мира.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
35. Истинным можно считать лишь то знание, которое
1)известно большинству людей
2)соответствует предмету изучения
3)отражает позицию учёного
4)всегда имеет практическое применение
36. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Организация наблюдений; 2) проведение экспериментов; 3) применение методов; 4) построение теорий; 5) выдвижение гипотез.
37. Запишите слово, пропущенное в схеме.
38. Теорема Пифагора – одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Для её описания использован метод теоретического объяснения.
2)Она сложна для самостоятельного изучения.
3)Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.
4)Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.
5)Её открытие произошло на основе полученного опыта.
6)Она изложена специальным языком математики.
39. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ
А)знание является побочным продуктом практической деятельности
Б)знание существует в форме художественных образов
В)знание раскрывается в процессе повествования
Г)знание является результатом целенаправленной деятельности
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
1)миф
2)наука
3)обыденное знание
4)искусство
40. Запишите слово, пропущенное в схеме.
41. Запишите слово, пропущенное в таблице.
МЕТОД ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Наблюдение | Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности |
Выдвижение ... | Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории |
42. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).
Умозаключение; формы познания; ощущение; понятие; представление.
43. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
знания | теории | легенды |
мифы | гипотезы |
44. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
наблюдение | эксперимент | метод познания |
анкетирование | интервьюирование |
45. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
ощущение | представление | суждение |
восприятие | форма познания |
46. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
проблема | закон | гипотеза |
наука | теория |
47. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
научное познание | системность знания | опора на эксперименты |
рационалистические доводы | объективность |
48. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
чувственное познание | познавательная деятельность | субъект познания |
объект познания | рациональное познание |
49. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) ощущение | 2) восприятие | 3) гипотеза | 4) представление |
5) практика | 6) суждение | 7) понятие |
50. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) умозаключение | 2) ощущение | 3) представление |
4) суждение | 5) планирование | 6) описание |
51. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) творчество | 2) образность | 3) системность |
4) обоснованность | 5) эмоциональность | 6) доказательность |
52. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.
53. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.
1) теоретическое обобщение фактов
2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
54. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию.
1) использование понятий | 2) логическое выведение умозаключений |
3) экспериментальное подтверждение результатов | 4) открытость рациональной критике любого положения |
5) опора на данные опыта чувственного познания |
55. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания.
1) проведение контрольных измерений | 2) выдвижение и обоснование гипотез |
3) создание логической модели изучаемого объекта | 4) описание изучаемых явлений |
5) проведение научного эксперимента | 6) объяснение существующих взаимосвязей |
56. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
57. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
58. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений | 2) доступная форма изложения |
3) экспериментальная проверка результатов | 4) опора на авторитет |
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней | 6) разработка специального понятийного аппарата |
59. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины.
1) знание, выраженное в доступной форме
2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом
3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека
4) знание, соответствующее интересам субъекта
5) знание, имеющее широкие возможности для распространения
6) знание, которое разделяет большинство людей
60. Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека
1) Восприятие является формой рационального познания.
2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.
3) Одним из критериев истины выступает практика.
4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.
5) Одной из форм чувственного познания является представление.
61. Выберите верные суждения о чувственном познании
1) Чувственное познание присуще всем живым существам.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
62. Выберите верные суждения о рациональном познании
1) Рациональное познание присуще только человеку.
2) Одной из форм рационального познания является представление.
3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.
5) Исходным элементом рационального познания является понятие.
63. Выберите верные суждения об особенностях социального познания
1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.
2) Объективная истина в социальном познании не достижима.
3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.
4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.
5) Одной из социальных наук является биология.
64. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.
2) Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.
3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.
4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.
5) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.
65. Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основной критерий истины – соответствие интересам познающего субъекта.
2) К критериям истины можно отнести соответствие законам логики.
3) Практическое применение может проверить истинность знания.
4) Разум и интуиция учёного не могут являться критериями истины.
5) С точки зрения представителей философского направления эмпириков главным критерием истины является разум.
66. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.
2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.
4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.
67. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ОПЕРАЦИИ | ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ | |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся | 1) чувственное 2) логическое |
68. Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ | |
A) логическая обоснованность Б) доказательность B) опора на верования Г) проверяемость Д) эмоциональная окрашенность | 1) мифологическое 2) научное |
69. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | |
A) формулирование научных законов Б) объяснение сущности изучаемых явлений B) выдвижение гипотез Г) наблюдение изучаемых явлений Д) проведение количественных измерений | 1) эмпирический 2) теоретический |
70. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) | |
A) доказательство положений Б) сбор фактов B) описание наблюдаемых явлений Г) формулирование научной проблемы Д) выдвижение гипотез | 1) эмпирический 2) теоретический |
71. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | |
А) наблюдение Б) формулирование научных законов В) эксперимент Г) выведение логических следствий Д) классификация | 1) эмпирический 2) теоретический |
72. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал логическую модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
73. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ___________ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ___________ (Б) на основе неоспоримых ___________ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ___________ (Г) или ___________ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и ___________ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».
1) факты | 2) ошибка | 3) психика |
4) выводы | 5) науки | 6) контакты |
7) возврат | 8) личность | 9) история |
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.
Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...
Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...
При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.
И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
74. Какие два определения познания дают авторы?
75. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?
76. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.
77. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
<...> Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом <...>
78. Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые два определения понятия наука. Сформулируйте собственное определение этого понятия, опирающееся на знание курса.
79. Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).
80. Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований
81. Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки?
Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование
82. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.
83. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познан