Методический подход и прием.

Билет №2

Ответ:

Средства ФВ- совокупность предметов, форм и видов деят-сти, используемых людьми с целью физ совершенствования.

Основные средства- разнообразные физические упр, с помощью которых у школьников формируют жизненно важные умения и навыки, воспитывают физич качества, развивают физические способности, повышают адаптивные св-ва организма, воспитывают ранее утраченные его ф-ции

Средства ФВ
Дополнительные средства- оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

                   
    Методический подход и прием. - student2.ru
      Методический подход и прием. - student2.ru
      Методический подход и прием. - student2.ru
 
    Методический подход и прием. - student2.ru
  Методический подход и прием. - student2.ru
 
 
Методический подход и прием. - student2.ru
               
 
Гигиенические факторы
   
Физ. Упр
 
 
   
Режим Питание гигиена
     
Содержание ФУ Форма ФУ
 

Основные понятия:

•Движение-это перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени

-произвольные движения

-не произвольные движения

•Двигательные действия- группа движений, объединенных в систему для решения двигательной задачи

Физупр -осознанные двигательные действия направленные на реализацию задач физвоспит и подчиненные его закономерностям

-двигательные действия, созданные и применяемые для из совершенствования человека

Физические упражнения- это основное средство физического воспитания, так как:

-физическое упражнение выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности;

-физическое упражнение это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания;

-физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние человека, но и на его личность;

-среди всех видов педагогической деятельности, только в физическом воспитании предметом обучения является физическое упражнение;

-физическое упражнение удовлетворяет природную потребность человека в движении.

Эффект физупр:

•Содержание физупр-это совокупность физиологических, психологических, биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упр.

-оздоровит значение

-образовательную роль

-влияние на личность

Техника физупр- способ выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эфективностью.

В технике физупр различают:

-основы техники

-главное звено техники

-детали техники

Классификация физупр- разделение их на подгруппы, согласно определенным признакам и прдставленииупр в виде упорядоченной совокупности

-Классификацияупр по преимущественной целевой направ-сти: ОРУ,спортив,лечебные

-Классификацияупр по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков: акробатич, игровые беговые прыжковые и др.

-Классификацияупр по биохимич структуре движений: циклические- упр представ собой двигат-ные действия с повторяющимися циклами движений(бег, ходьба и тд), ациклические- движения постоянно изменяются (кувырки, метания, прыжкиитд) и смешанные

-Классификацияупрна развитие отдельных групп мышц

-Классификацияупр по различию участвующих в работе механизмов в работе мехаанизмов энергообеспечения мышечной деят-сти: аэробные, аноэробные, аэробно- аноэробные

Здоровье каждого человека напрямую зависит от его физической активности. Не зря говорят: «Движение – жизнь!» Каждый из нас, хочет он того или нет, ежедневно выполняет различные двигательные действия, тем самым поддерживает функциональность своего организма в тонусе. К сожалению, этого не всегда достаточно для нормального функционирования всех органов и систем организма. Физическое упражнение – решение данной проблемы. В сочетании с гигиеническими факторами и оздоровительными силами природы, оно способствует гармоничному развитию личности. Однако, любое физическое упражнение должно быть правильно подобрано и рационально использовано, что можно легко сделать располагая приведёнными в первой главе материалами.

Вопрос №3

Метод-это способ достижения цели, решения конкретной задачи, или совокупность приемов и операций, используемых для ее решения.

-это система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, развитие физических качеств и формирование личности.

-упорядоченность способов использования средств физической культуры в процессе физического совершенствования человека.

Цель методов-обеспечить наибольшую эффективность используемых средств, воздействий для успешного решения поставленных педагогических задач.

Методика-это специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятий, направленная на решение педагогической задачи.

Билет

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом;

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) малые формы занятий, используемые для оперативного управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т. е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные по содержанию, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т. е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т. п.

Неурочные формы занятий имеют свои особенности, отличающие их от урочных. Обозначим некоторые из них:

1. Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности. Поэтому занимающимся свойственны более высокая самодисциплина, воля, творчество и инициатива. Люди здесь занимаются не по принуждению, а по желанию и стараются сознательно добиваться поставленных перед собой задач.

2. Неурочные формы характеризуются самостоятельной организацией занятий и в этом смысле требуют от участников определенной физкультурной грамотности, особенно методической направленности, необходимой для правильного применения тех или иных методов корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля и т.д. Минимальный объем специальных знаний каждому человеку в принципе должна обеспечить урочная форма в процессе его обучения в различных учебных заведениях (школа, техникум, вуз). Именно в этих учебных заведениях должны также формироваться необходимые умения, связанные с элементарным построением самостоятельных занятий.

3. Неурочные формы занятий, как свидетельствует практика, не всегда удовлетворяют требованиям системности в их проведении. И если нарушается ее основное требование (рациональное чередование нагрузки и отдыха, то положительные результаты совсем не гарантированы. Эпизодические занятия, такие как лыжные прогулки, пробеги, походы и т.п., решают задачи преимущественно гигиенического, а не развивающего характера. При этом логическая связь содержания конкретного занятия с предыдущими и последующими выдерживается далеко не всегда.

4. Неурочные формы отличаются от урочных большей простотой по структуре построения занятия и его более узким содержанием. В связи с этим подобные занятия могут привести к одностороннему развитию, что далеко не всегда оправдано с точки зрения принципов всестороннего развития личности и оздоровительной направленности. Чтобы этого не случилось, специалисты обязаны оказывать необходимое внимание участникам неурочных форм, консультировать, помогать повышать их физкультурно-спортивную образованность и т.д.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Урок физической культуры является такой формой занятий, которая охватывается в обязательном порядке всех учащихся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени. Они обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, которые предусмотрены программой, и составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся. Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Каждый урок физической культуры отвечает следующим требованиям: а) иметь определенные задачи — общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков, и частные, выполняемые в течение одного отдельно взятого урока; б) быть правильно методически построенным; в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность. Одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока; г) соответствовать по своему содержанию определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности; д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности; е) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки; ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня; з) носить воспитывающий характер. Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основной при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке. Для начальных классов принята типовая структура урока. Она служит основой для построения конкретного урока в соответствии с его задачами. В практике работы школ различают следующие типы уроков: а) вводные уроки; б) уроки ознакомления с новым материалом; в) уроки совершенствования в выполнении пройденного материала; г) смешанные уроки; д) учетные уроки. Под методом ведения уроков понимаются способы организации учащихся на уроке для выполнения упражнений в соответствии с планом учителя. Основными способами являются: фронтальный, поточный, посменный, групповой и индивидуальный. Важное место в процессе обучения имеют принципы и методы обучения. Основные принципы обучения: ‒ систематичность и последовательности при обучении физическими упражнениями; ‒ принцип сознательности и активности учащихся; ‒ принцип прочности знаний и навыков; ‒ принцип доступности; ‒ принцип наглядности. В практике физического воспитания применяются много различных методов и методических приемов обучения. Методы можно объединить в следующие три группы: А) словесные (объяснения, рассказ, беседа, команда, распоряжения, указание); Б) наглядные (показ, использование наглядных пособий); В) практические (упражнения, соревнования, игры). Все методы и методические приемы взаимосвязаны. Применяя их в различных сочетаниях, учитель обеспечивает полноценный процессе физического воспитания. Для успешного проведения учебной работы по физическому воспитанию необходима соответствующая материальная база — школьная спортивная площадка, спортивный или гимнастический зал.

Вопрос 6

Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

Цельювнеурочной деятельности физического воспитания в школе является развитие личности на основе единства интеллектуального, физического и духовного развития.

Реализация цели внеурочной деятельности соотносится с решением следующихзадач:

- создание условий и содействие развитию физических и духовных способностей школьника;

- формирование основ знаний о физической культуре и спорте;

- активное приобщение к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

Внеурочная форма деятельности в единстве с учебной программой способствует формированию универсальных способностей (компетенций) человека:

-умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умение доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Внеурочная деятельность содействует воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Активное участие в секциях, кружках, спортивных мероприятиях способствует повышению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета, а именно:

- развитию мотиваций к учебной и внеурочной деятельности;

- развитию самостоятельности и личной ответственности за свое поведение и поступки;

- развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- овладению умениями организовать здоровье-сберегающую жизнедеятельность;

- формированию навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств;

- выполнению технических действий на более высоком уровне.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

- формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль;

- формирование знаний о значимости внеурочной деятельности для укрепления здоровья человека; о ее позитивном влиянии на развитие человека;

Содержание внеурочной деятельности

Формами внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является кружок, секция, часы ОФП, массовые спортивные мероприятия, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, спортивно - тематические праздники, спартакиады, конкурсы и др. Введение новых современных технологий в учебный процесс позволяет включить в процесс деятельности и детей, освобожденных от физической нагрузки по медицинским показателям.

Срок проведения мероприятия

Мероприятие

Билет.

ФГОС-это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке госуд. политики и нормативно правовому регулированию в сфере образования.

ФГОС НОО(1-4 КЛ) утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 года

ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Структура ФГОС НОО включает в себя требования:

· к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

· к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

· к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

в основе ФГОС НОО лежит системно – деятельностный подход.

Таким образом ФГОС-это принципиально новый документ в истории российского образования.

-регламентирует все основные направлениядеятельностилбразоват учреждения.

-ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и гос-ва.

-включает в себя трехкомпетентную систему требований.

-реальзируется через основные образовательные программы.

-обеспечивает преемственность требований к результатам образования в соответствии с возрастными особенностями обуч-ся и целями основных образоват программ.

Структура программы по предмету «Физическая культура» должна включать следующие разделы: Пояснительная записка.

Общая характеристика предмета «Физическая культура».

Место предмета «Физическая культура» в учебном плане.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура» (раздел должен быть представлен в учебных программах общеобразовательных учреждений, реализуемых образовательные программы в соответствии с ФГОС).

Содержание предмета «Физическая культура».

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура».

Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура».

Билет.

(Интернет)Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Учебная программа, таким образом, выполняет ряд основных функций. Первая может быть названа описательной, поскольку программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета. Вторая — это идейно-мировоззренческая функция. Ее суть заключается в том, что знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников. Эту функцию учебная программа выполняет во взаимодействии с программами по другим предметам, что позволяет охватить содержание образования системно, в его действительной целостности, и создать общую в мировоззренческом отношении научную картину мира, формировать духовно-ценностное отношение к явлениям действительности. Третья функция учебной программы — регулирующая, или организационно-методическая. Она организует деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, методов и форм обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.

(Тетрадь) Современные программы общеобразовательных учреждений.

1. Физическая культура. Автор: В.И. Лях. УМК «Школа России».

Отличия и преимущества программы:

ü Комплексный подход к решению задач обучения и воспитания средствами физкультуры;

ü Подробное описание содержания и методов физ.воспитания как для урочной, так и внеурочной работы;

ü Учебная форма изложения материала, позволяющая легко планировать работу.

Содержание программы:

ü Цель школьного ФВ- формирование разносторонне физ.развитой личности, способной активно использовать ценности ФК для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

ü Пояснительная записка с описанием особенностей предмета ФК, целей и задач школьного ФВ.

ü Общая х-ка учебного курса, место предмета ФК в учебном плане.

ü Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса).

ü Содержание курса.

ü Тематическое планирование с объединением 1, 2, 3 и ц классов.

ü Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

ü Содержание внеурочных работ.

2. ФК. Рабочие программы А.П. Матвеев. 1-4 классы. УМК «Перспектива».

Цель учебной программы: формирование основ спортивного образа жизни, развитие интересов в творческой самостоятельности в проведении занятий ФК.

Содержание программы:

ü Пояснительная записка

ü Ценностные ориентиры содержания уч.предмета

ü Личностные, метопредметные, предметные и планируемые результаты обучения

ü Содержание курса

ü Тематическое планирование по всем класса нач.школы

ü Учебно-методическое обеспечение программы и перечень материально-технического обеспечения.

Рабочая программа составлена в соответствии

ü Закон «Об образовании в части духовно-нравственного развития и воспитания у-ся»

ü Требования стандарта второго поколения

ü Примерная программа НОО

ü Основные положения концепции содержания образования школьников в области ФК

Отличия и преимущества программы

ü Ориентирует на активное включение школьников в разнообразные формы здорового образа жизни

ü Пропагандирует использование ценностей ФК для самовоспитания, саморазвития и самореализации

ü Способствует становлению и формированию универсальных компетенций.

Билет.

Вопрос:Учебно-методические комплектыобразовательной области «Физическая культура для начальной школы. Аналитическая характеристика содержания учебно-методических комплектов и программ, действующих в современном физическом воспитании.

Ответ:

Учебно-методический комплект- это закрытая система дидактических средств, обучения конкретному предметы: набор учеников, учебно-методических пособий, программ обучения.

Учебно-методический комплект - открытая система дидактических средств: пакет учебно-методической и нормативной документации, средств обучения и контроля (планы и материалы занятий, наглядность, оборудования и т.д.), средства проверки и оценивания облученности, методические пособия.

Функций УМК:

1.органицазия процесса обучения предмету «Физическая культура»;

2. учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

3. объединение в систему дидактических средв обучения в соответствии с целями обучения и воспитания;

4. реализация требований ФГОС общего образования;

5. накопление новых знаний, новаторских идей и разработок, развитие творческого потенциала педагогов.

УМК - система взаимосвязанных учебно-методических материалов, необходимых для организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых обучения по конкретной дисциплине.

Современный УМК:

1.учебнкики;

2. учебно-методические пособия;

3. электронные приложения.

Учебники - основное средство обучения, основной вид учебной литературы, книга, излагающая педагогические и профессионально-адаптированные основы по определенному учебному предметы, в соответствии с целями и задачами обучения, обусловленными программной по предмету.

Требования к учебнику:

1.целевая направленность (соответствие целями обучения);

2.полнота отражения предметного содержания;

3. системность, научность, логичность ,достоверность учебной информации;

4. доступность изложения;

5. структурированность (связана с содержанием, процессом и результатом обучения).

Основные функции школьного учебника:

1. информативная функция;

2. управляющая функция-средство организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

3. развивающая функция-развитие психологических возможностей учащихся: их интеллектуальных способностей, мотивационной сферы, личностных качеств, системы ценностных отношений и т.д.

4. коммуникативная функция- средство передачи информации;

5. воспитательная функция;

6. функция индивидуализаций и дифференциаций обучения.

Билет

Медико-биологическая характеристика. Дети младшего школьного возраста чувствительны к направленному воздействию на развитие их двигательной функции, совершенствование морфологических структур двигательного аппарата. В этом возрасте наблюдается равномерный прирост длины тела увеличение его массы. Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование швейной и грудной кривезныпозвоночника что является характерным для правильной осанки.

В младшем школьном возрасте( по сравнению с предшествующим дошкольном) отмечается значительное ускорение темпов структурных преобразований во всех звеньях сердецно0-сосудистой системы: увеличивается масса сердце наблюдается утолщение стенок миокарда: широкий просвет сосудов и относительно больший , чем у взрослых минутный объем крови обеспечивают достаточное кровоснабжение органов. Однако в отличии от возрастных достижений необходимого минутного объема осуществляется у этих детей преимущественно за счет чистоты сердечных сокращений ( ЧСС) компенсирующий относительно небольшой ударный объем сердца.

В период от 6-7 до 9-10 лет значительно увеличивается масса легких, количество альвеол приближается к их числу у взрослых. Структурные изменения в легких обуславливают повышение их жизненной емкости.

Важной особенностью детей младшего школьного возраста является динамика развития анализатора. Так зоны коры больших полушарий , имеющие отношение к двигательному анализатору становится уже достаточно зрелым. Вместе с тем тесных функциональных взаимоотношений между двигательным зрительным и другими анализаторами пока еще нет.

Психолого-педагогическая характеристика. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития многих физических способностей. Среди физических способностей, наиболее интенсивно развивающихся в младшем школьно возрасте выделяю скоростные и координационные способности. В рамках педагогического процесса развитие физических способностей осуществляется по двум основным направлениям : первое стимулирующие развитие физических способностей, второе- направленное развитие. Стимулирующие развитие осуществляется процессе формирования двигательных умений и навыков. Направленное развитие проявляется в повышении функциональных возможностей определенных органов и структур организма улучшение их взаимодействия во время выполнения двигательных действий . повышение функциональных возможностей обеспечивается путем выполнения хорошо остоенных упражнений с изменением внутренней нагрузки.

Для младших школьников характерны относительно быстрая смена эмоциональной активности и переход к пассивному состоянию . В основе этого лежит две причины. Первая связана с тем высокая эмоциональная нагрузка, двигательно воздействующая на ребенка ведет к развитию процессов торможения в центральных зонах высших отделов нервной системы, а вторя обусловлена низким уровнем общей физической работосособностя, что определяет весьма быстрое развитие утомление организма в целом.

Билет

Мотивация к занятиям физической культурой. Виды мотивов. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности и процесс физического воспитания младших школьников.

Мотивация- процесс формирования мотивов к деятельности , которые управляют поведением человека

Виды мотивов

1. Самосохранение здоровья , положительных эмоций.

2. Физическое самосовершенствование.

3. Приобретение теоретических знаний( познавательный мотив)

4. Приобретение практических навыков.

Мотивация отражает интерес ученика к занятиям, активное и осознанное отношение к учебной деятельности.

Билет

· Основные понятия процесса обучения движения:
Движение-перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени.
Двигательное действие-целенаправленное проявление двигательной активности для решения двигательной задачи

· Двигательное умение-это степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движения, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов

· Двигательный навык-относительная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движения, высокой прочностью и надежностью исполнения

· Отличительные признаки двигательного умения:
-концентрация внимания на детали движения;
-несовершенность и изменчивость техники;
-нестабильность и неустойчивость результатов;
-расчлененность движений, отсутствие слитности.

· Признаки двигательного навыка:
-минимальный контроль со стороны сознания;
-выраженная стереотипность (стандартность);
-повышенная устойчивость техники к сбивающим факторам;
-выраженная слитность и сокращение времени на выполнение движения.

Билет

1) Процесс обучения как совместная деятельность педагога и обучаю­щихся подразделяется на два взаимосвязанных процесса: преподавание как деятельность педагога и учение как деятельность обучаемого. Пре­подавание состоит из нескольких слагаемых: знания педагогом своего предмета; умения организовывать учебно-воспитательный процесс; зна­ния современных методов и средств обучения и др. Руководящая дея­тельность преподавателя включает ряд структурных элементов: состав­ление календарно-тематических планов, организацию учебной работы; стимулирование внимания и интереса к предмету; контроль и внесение изменений в организацию обучения с последующим анализом результа­тов учения, общение. Последнее оказывает сильное влияние на мотива­цию учения, создание эмоционально-психологического климата в учеб­ном коллективе.

Учение — активный познавательный процесс, в котором проявляют­ся и формируются умственные силы обучаемого, моральные и волевые черты его характера, свойства личности и темперамента.

Преподавание и учение—две стороны единого учебно-воспитатель­ного процесса в любом учебно-воспитательном учреждении. Нельзя осу­ществлять преподавательскую деятельность без ориентации на деятель­ность обучаемых, на то, как они усваивают знания, насколько активны в процессе обучения.

Существует несколько подходов к организации усвоения знаний. Среди них выделяют рефлекторно-ассоциативную теорию и теорию поэтапного формирования умственных действий. Первую рассматри­вают известные психологи Н. Менчинская и Д. Богоявленский, которые, подчеркивая значение самостоятельного поиска определения понятий и способов решения новых задач, рекомендуют аналитико-синтетическую деятельность, при которой сравнения, ассоциации, обобщения достига­ются на основе конкретных данных. Они предлагают такую утвердив­шуюся в отечественной дидактике структуру процесса усвоения знаний:

1) восприятие — отображение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств;

2) понимание (осмысление) — установление связей между пред­метами и явлениями, процессами, выяснение их строения, соста­ва, назначения, вскрытие причин явлений или событий, т. е. ана­лиз, синтез, сравнение и т. п.;

3) обобщение предполагает выделение и объединение существенных черт предметов и явлений действительности, изучаемых в данный период;

4) закрепление обеспечивает прочное запоминание, углубляет и рас­ширяет знания, развивает учебно-познавательные умения и на­выки;

5) применение — умение использовать полученные знания на прак­тике в учебном процессе и жизни.

Естественно, все описанные элементы усвоения существуют не изо­лированно, они не являются навсегда предопределенными. Возможны случаи, когда усвоение учебного материала начинается с решения про­блемы, которое ведет от практического применения к теоретическому обоснованию, пониманию и осмыслению, т. е. последовательность и мера применения элементов усвоения зависят от задач обучения, специфики содержания, возможностей студента и пути, избранного педагогом.

Характерной чертой рефлекторно-ассоциативной теории обучения, базирующейся на основных закономерностях условно-рефлекторной деятельности головного мозга, является особое внимание, направлен­ное на активизацию познавательной деятельности и умственное разви­тие обучаемых, на формирование у них самостоятельного и творчес­кого мышления на основе принципов сознательности, активности, пос­ледовательности и других, которые с точки зрения рассматриваемой концепции необходимы для продуктивного обучения.

Теорию поэтапного формирования умственных действий представ­ляют такие ученые-психологи, как А.

Леонтьев, П. Г альперин, Д. Элько- нин, Н. Т алызина и др. По их мнению, высокая эффективность подготов­ки специалиста (возможно,

Наши рекомендации