Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

Утомление - объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием «шаблонного» мышления и т. п.

Усталость - субъективное состояние индивидуума, для которого характерны резкие кратковременные снижения уровня работоспособности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий и использования скрытых резервных возможностей организма.

Первичные признаки нервно-эмоционального и психофизического утомления можно отразить в следующей таблице:

 
Объект наблюдения Утомление  
  незначительное значительное резкое  
Внимание резкие отвлечения рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют  
Поза непостоянная: потягивание ног, выпрямление туловища частая смена поз, поворот головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы рукой стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула  
Движения точные неуверенные, замедленные суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка  
Интерес к новому материалу живой интерес слабый интерес, отсутствие вопросов полное отсутствие интереса, апатия  

На основе выше представленных признаков также можно выделить критерии или по-другому аспекты утомления:

феноменологический - по сути, внешнее проявление утомления, которое характеризуется в объективном показателе снижением объемов и качества работы, в субъективном - проявлением ощущения усталости;

физиологический - нарушение постоянства внутренней среды, в основе которого лежит нарушение баланса расходование-восстановление энергетических и пластических ресурсов в структурах, ответственных за деятельность, а затем во внутренней среде организма в результате преобладания процессов расходования;

биологический - подразумевает значимость утомления для организма, где утомление воспринимается как врожденная защитная реакция организма, оберегающая его от истощения, а затем от функционального и структурного разрушения при длительной и интенсивной деятельности.

Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов

Среди общих мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно выделить следующее:

1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов.

2) Ритмичную и системную организацию умственного труда.

3) Постоянное поддержание эмоции и интереса

4) Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств.

5) Организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха.

6) Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании.

7) Физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.

8) Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

В настоящее время физиология труда располагает множеством рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных условиях.

11. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании

Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью.

Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные аспекты вопроса:

Занятия физическими упражнениями должны содержать в первой половине каждого семестра 70-75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Во второй половине каждого семестра примерно 70-75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости.

На занятиях физического воспитания, проводимых первой парой, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности или средней интенсивности. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели, поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.

Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.

В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).

В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:

понедельник - занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;

среда - занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;

пятница (или суббота) - занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.

Не стоит забывать и о разноплановой систематичной подготовке студентов в рамках разных средств по физическому воспитанию.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания.

Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в системе научной организации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей.

Гигиеническое направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья.

Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физического воспитания при организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья.

Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или отдельных функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм.

12.Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды – от экологических до социальных.

Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей. Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека. Изменение в уровнях воздействия любого из перечисленных факторов может привести к нарушениям в состоянии здоровья.

Наши рекомендации