Классификация современных концепций воспитания
В силу специфики жанра для анализа концепций более всего уместен феноменологический подход, суть которого состоит в выявлении смыслов проектируемых изменений в педагогической действительности и углублённом познании внутренних источников, связей, механизмов её развития.
Феноменологический метод адекватен гуманистической направленности современных концепций воспитания, он позволяет применить для их анализа иную, отличную от системно-деятельностной, шкалу измерений, где точкой отсчёта является не система, а сам человек (ребёнок, учащийся, студент, преподаватель) в его движении к самому себе, к своей сущности, социальности, индивидуальности, духовности, где система становится не целью, а лишь средством, условием, средой его полноценного личностного развития.
Феноменологический анализ предписывает выявление таких сущностных характеристик концепций, как их направленность на проектирование определённого типа воспитания и соответствующего ему типа личности, обоснование базовых воспитательных процессов и смыслов проектируемых изменений в воспитании. С этих позиций нами выделены следующие виды концепций:
1. Концепции социального воспитания, основанные на идеях системно-социального проектирования
(Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, С.В. Дармодехин, А.В. Мудрик, Г.Н. Аилонов, М. И. Шилова и др.)
2. Общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания, основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем.
(И.А. Зимняя, В.А. Караковский, 3.А. Малькова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, А.И. Шемшурина и др.)
3. Личностно ориентированные культурологические концепции, основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания
(Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Е.Ш. Ямбург и др.)
4. Личностно ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания, основанные на идеях синергетического подхода.
(С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук)
Анализ показал, что в кризисном, дестабилизированном обществе утрачивают своё формирующее значение концепции воспитания, ориентированные на социум и передачу социального опыта, поскольку ребёнок мыслится в них как объект воздействия школы, общества, государства, которые, будучи в кризисном состоянии, не имеют для этого ни действенных социально-педагогических механизмов, ни эффективных воспитательных средств. Концепция воспитания в нестабильном, разбалансированном обществе не может быть построена и на идеях абстрактного гуманизма. Она должна, очевидно, базироваться на выявлении реальных особенностей социальной ситуации детства, характерных для современного российского общества, изучении естественных трудностей социокультурной адаптации личности в кризисном обществе, где трудно решаемые экономические, военные, межнациональные и другие проблемы обостряют необходимость поиска вариативных стратегий воспитания детей, имеющих жизненные проблемы. В связи с этим приоритетное значение приобретают концепции, ориентированные на личные жизненные проблемы детей, на педагогическую помощь и поддержку ребёнка в ситуации его собственной жизни, на вовлечение его в жизнетворчество. В кризисной ситуации возникает новый смысл понятия «воспитание», которое из деятельности по управлению развитием личности превращается в гуманитарную практику и реализуется как деятельность по обучению детей жизни, жизнетворчеству, самоорганизации, укреплению духовно-нравственных основ личности.
Таким образом, изменяются представления о сущности и функциях воспитания в современном обществе.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание является родовым понятием в системе педагогического знания, поскольку в отечественной культурно-педагогической традиции педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений и человеческих индивидов, личностей.
Этимология термина «воспитание» раскрывает путь духовного возвышения человека: древнерусское «възъпитание» – возвышенное питание, украинское «виховати» – извлекать спрятанное – свидетельствуют о духовно-ценностной воспитательной традиции наших предков.
Однако содержание термина «воспитание» претерпело и продолжает претерпевать существенные изменения.
В советский период возник и закрепился дуализм в трактовке понятия «воспитание» в «широком» и «узком» смысле: в первом случае под воспитаниемпонималась совокупная воспитательная (точнее – идеологическая) работа всех государственных и общественно-политических институтов воспитания, во втором – целенаправленная воспитательная деятельность педагогов и родителей, отличная от обучения, направленная на формирование определённых качеств личности. Такое распределение было обусловлено тем, что в тоталитарном государстве теоретическая работа по определению целей, принципов, идейных установок воспитания осуществлялось «сверху» – в политических структурах, а педагогическая наука лишь «разъясняла» эти цели, определяла соответствующее им содержание, условия, методы воспитания, критерии воспитанности.
Открыто заняв объектную позицию, педагогическая наука соответственно трактовала и объект своего исследования. Воспитаниеопределялось как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая выполнение социального заказа по формированию личности, принимающей и реализующей в своём поведении коммунистические идеалы и установки правящей партии. В связи с этим обратим внимание читателей на то, что ни одно из находившихся в педагогическом «обороте» в тот период определений воспитания не отражает и не подчёркивает его активный характер и индивидуально-личностную направленность. Чаще всего под воспитанием в широком значении подразумевается процесс организованной и целенаправленной подготовки подрастающего поколения к жизни. Под воспитаниемже в узком смысле – преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков. Определяя воспитание как воздействие, педагоги, хотели они этого или нет, утверждали его насильственный характер.
В массовой практике воспитание понималось как специально организованный, педагогически управляемый процесс воздействия на личность для формирования у неё желаемых воспитателям качеств. Воздействие имело тоталитарный характер, распространялось на сознание, чувства, поведение, всю систему отношений личности. Объектное отношение к человеку привело к тому, что с воспитанием стали связывать покушение на духовную свободу личности, на её уникальность и самобытность. Воспитание обесценилось, возник кризис его смыслов, было утрачено доверие к нему.
Заметим, что на концепцию воспитания в советский период оказала влияние не только идеология, но и утвердившаяся в XX веке научно-техническая картина мира, основным принципом которой стал деятельностный подход. Магия деятельностного подхода была столь велика, что даже выдающиеся психологи и педагоги того времени не избежали преувеличения деятельностной сущности воспитания. Во всех определениях воспитания тех времен деятельностный характер воспитания представлен достаточно убедительно, а его культурная, духовная сущность только подразумевается. Именно с деятельностным подходом коррелировали определения, раскрывающие сущность воспитания с помощью терминов «воздействие», «формирование», «организация деятельности» и т.п.
Разработка в 60-70-х годах XX века теорий, систем и технологий развивающего обучения способствовала проникновению в теорию воспитания категории «развитие» и вызвала её поворот к личности ребёнка. Х.И. Лийметс был одним из первых, кто определил воспитание как управление развитием личности. Затем такое определение упрочилось в педагогике благодаря исследованиям, проводившимся в научной школе Л.И. Новиковой.
Представление о воспитании как управлении развитием личности стало значительным шагом в гуманизации теории воспитания, но одновременно породило множество проблем, связанных с вопросом «Что и как развивать?».
Ответ, который дают различные концепции воспитания на поставленный выше вопрос, детерминирован заложенными в них представлениями о личности.
Становление культурно-исторической педагогики даёт новые подтверждения тому, что личность – это не только социально-деятельностная структура, но и духовная, нравственная, культурная субстанция человека. Рассматривая личность в контексте культурно-исторической педагогики, мы считаем, что личность – это человек (ребёнок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определённую культурную среду, обладающий свойствами субъектности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности.
Личность ребёнка ещё не завершена, многое в ней только намечено, а многое ещё не успело проявиться, это не целостная духовная структура, она находится в состоянии самостроительства, поиска собственного «лика» и личностных смыслов собственного бытия. Все это указывает на то, что приоритетной сферой развития личности является ценностно-смысловая. Это означает, что воспитание, претендующее на управление развитием личности, должно иметь целью и главным предметом воспитательной деятельности ценностно-смысловое развитие ребёнка. Таким образом, воспитание – это смыслом порождающий процесс.
Поскольку смыслы могут быть найдены лишь в культуре, важнейшей функцией воспитания является приобщение детей к ценностям культуры. При этом собственные усилия личности в их осмыслении приобретают приоритетное значение. Учитывая это, можно дать следующее определение воспитания.
Воспитание – это самоорганизуемый процесс приобщения ребёнка к ценностям культуры, включения его в социокультурный опыт, развития ценностно-смысловой сферы сознания, становления индивидуальности, осуществляемый при участии и педагогической поддержке взрослых, школы, общества и государства.
Другой вариант определения базового понятия может быть таким:
Воспитание – это культуросообразный, социо- и личностно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребёнка к ценностям культуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности.