СЛАБОВОЛИЕ И БЕЗВОЛИЕ – ВНУТРЕННЯЯ СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Взрослым: безволие, вопреки сложившемуся мне­нию, является тягчайшим грехом, так как оно представляет собой медленное самоубийство души. Естественный отбор на человеческой сту­пени эволюции происходит именно по шкале воля-безволие, где воля формирует качественную ос­нову чувств, включая положительные. Угасание жизнестойкости души происходит через ослабле­ние скоординированной и напряженной работы разных групп центров возбуждаемых желанием-импульсом. Разбалансировка аппарата воли, выз­ванная его неприменением, приводит к невозмож­ности полноценного понижения вибраций от мыс­ли до действия. Слабоволие ведет к недополуче­нию результатов труда, претворяющихся в цен­ный опыт, который насыщает сознание и, отла­гаясь в нем, формирует новый цикл развития. Это заканчивается общей потерей сил по преодолению инертной или хаотичной среды обитания, кото­рая легко захлестывает сознание и способствует длительному процессу его угасания и разложения.

Желание многих людей выгородить себя и оправдать свои слабости, боязнь напряженного труда и пре­одоления самих себя, привело к занижению значи­мости воли и волевых качеств в формировании так называемого нравственного стержня. Часто нали­чие нравственных качеств ставится выше и впере­ди волевых, при этом обходится вниманием тот факт, что нравственные качества без наличия раз­витой воли (силы духа) имеют невысокое качество. Народная мудрость "в тихом омуте черти водят­ся" довольно точно характеризует цену "нрав­ственности" слабого, безвольного человека.

Беседа о слабоволии требует некоторого такта, чтобы и не создать комплекс неполноценности у ребенка, и не навредить его вере в себя. Сила воли ребенка явно уступает воле взрослого по причине несформированного интеллекта, и равнение в этом смысле на взрослых неуместно и вредно.

Когда у человека внутри мало сил и терпения, чтобы делать что-то трудное, то говорят, что у него слабая воля, и его называют слабовольным. А когда у человека почти нет воли, его называ­ют безвольным.

†° Некоторые признаки слабоволия.

Если воли (внутренней силы) в человеке мало, то человеку трудно заставить себя работать, учить­ся или делать трудное, человек не может без при­нуждения и требований (самостоятельно) орга­низовать свой труд. Без воли всякая работа, даже легкая и приятная, вскоре покажется трудной и утомительной, поэтому человек часто будет де­лать ее долго, бросать, не доводя до конца.

†° Частая причина слабоволия – отсутствие сильного, осознанного, продуманного желания.

Дополнительно: силу воли, как и простую силу, можно растить постепенно, начиная с малой на­грузки и малых дел. Сверхзадачи и сверхтребова­ния приведут лишь к срывам, отчаянию и разру­шению веры в себя. Лучшее упражнение – разви­тие терпения и сосредоточенности в разных заня­тиях (особенно полезно отсутствие в занятиях своекорыстных мотивов).

Медведь-шатун

Время от времени некоторые медве­ди теряют свою волю, и тогда их называ­ют шатунами, потому что они одиноко и бестолково шатаются по лесу и боятся даже самым легким делом заняться.

Вот и у того Медведя, о котором вы сейчас узнаете, тоже совсем неожидан­но где-то потерялась воля. То ли он ее на пне оставил, то ли выронил ее где-то по дороге, а может быть, и вовсе проспал он ее во время зимней спячки. В общем, оказался Медведь этот совсем без воли и стал шатуном.

– Ну и что тут особенного, что воля потерялась, я и без воли прекрасно про­жить смогу, – хвастливо заявлял шатун своим собратьям-медведям.

И действительно, поначалу вроде бы ничего особенного не произошло. Мед­ведь с виду остался самым обыкновен­ным и ничуть не изменился. Но вот на­ступило лето, все медведи стали поды­маться за ягодами в горы. Медведь-ша­тун, как и все остальные, тоже полез, но как только чуть-чуть устал, сразу же об­ратно спустился и решил в горы не лезть, а просто так в лесу пошататься без дела. Все медведи своей волей преодолевают трудную дорогу в горы, а безвольному шатуну это не под силу.

Вернулись медведи с гор сытые, упи­танные и тут же стали по деревьям ка­рабкаться, да мед диких пчел искать и со­бирать. Медведь-шатун тоже, как и все, за медом отправился, но как только услышал жужжание пчел, вспомнил об опас­ностях и неприятностях и не нашел в себе ни сил, ни воли продолжать начатое дело. Бросил он мед искать и опять стал от не­чего делать шататься по лесу.

Подкрепившись медом, стали все медведи в реке рыбу ловить, а шатуну опять воли не хватает. Не может заста­вить он себя в холодную воду зайти, что­бы рыбы нахватать. Всю осень до самой зимы медведи охотились, а у шатуна по­ловина добычи убегала. Не было у него воли, чтобы заставить себя охотиться долго. Станет он добычу догонять, чуть выдохнется и тут же скорее садится пе­редохнуть. Вот уже зима на носу, распол­невшие, сытые медведи берлоги себе ищут и обустраивают, а Медведю и это дело трудным кажется.

До самого первого снега шатался Медведь по лесу. Не известно, как пере­зимовал Медведь зиму. Где он спал? Что ел? Никто этого так и не узнал. Где его воля тоже не было известно, пока в лесу не объявилась одна удивительно работя­щая Мышь, которая неизвестно откуда на­ходила в себе силы работать, как целых сто мышей. К зиме она построила себе под землей огромную нору размером с берлогу и натаскала туда столько зерен, что даже медведю на целую зиму хвати­ло бы.

– И откуда у нее столько воли, чтобы заставить себя так долго и много, не пе­реставая, работать, – думали да гадали остальные мыши. Да так и не могли они узнать, в чем секрет самой обыкновен­ной маленькой Мышки.

[?] – В чем секрет маленькой Мыши, которая так много могла работать?

– Каким бывает человек со слабой волей? (Не мо­жет работать, боится трудностей, ленится)

– Может ли волю заменить ум или большая доб­рота? (Нет)

Много или мало

– Надоело учиться, – сказал Петя маме, придя из школы в плохом настро­ении. Он скинул свой ранец на пол и гру­стный сел на диван.

– Что-нибудь в школе случилось? – спросила Петю мама.

– Каждый день одно и то же. Эти циф­ры и буквы уже в глазах мерещатся. Ско­ро уже по ночам сниться будут.

– Неужели так трудно учиться?

– Сегодня опять не погуляю, – сказал Петя чуть не плача. – Опять кучу домаш­них заданий задали, до ночи придется си­деть.

Только Петя пообедал и сел за мате­матику, как раздался звонок в дверь. Это пришел Леша, Петин одноклассник, и стал спрашивать, выйдет ли Петя гулять.

– Нет, – говорит мама, – ему сегодня много домашнего задания задали.

– Как это много, – удивился Леша, – нам сегодня мало задали, я уже все уро­ки сделал.

– Тебе, может быть, и мало задали, а вот Пете, наверное, ваша учительница всегда много задает.

Леша ушел, а через полчаса опять кто-то в дверь позвонил. Пришли Ростик и Андрей, тоже одноклассники Пети.

– А можно к Пете в гости? – спросили они Петину маму.

– Нет, нельзя, Пете сегодня много уроков на дом задали, он еще не все сде­лал.

– Как это много, – ребята удивленно переглянулись между собой, – наоборот, нам мало задали, мы уже давным-давно все сделали.

– Вот странно, как это мало, – сказал Петя выйдя из комнаты в коридор, – по­чему это вам мало учительница наша за­дает, а мне каждый раз помногу?

– А может быть, ты что-то напутал в классе и неправильно записал домашнее задание?

Ребята втроем стали проверять Петин дневник, и оказалось, что Петя все записал правильно, и ему задали ровно столько, сколько и всем остальным. Ког­да ребята ушли, Петя почесал затылок и задумчиво произнес:

– Вот непонятная задачка получает­ся, ничего не понимаю. Как это они все уже успели сделать, а я до ночи с урока­ми мучаюсь.

– Зато мне все стало ясно и понятно, – сказала мама. – Твои друзья собрали всю свою волю, сели за уроки и, не от­влекаясь на всякую ерунду, быстро их сделали. Поэтому и кажется им, что мало на дом задают. А ты то подскакиваешь, то машинку под столом катаешь, то от­дых через каждые пять минут, вот и до­тягиваешь уроки до самой ночи.

– А у меня так не получается, – ска­зал Петя, – я не могу делать уроки, не отвлекаясь и не вставая из-за стола.

– Это потому, что у тебя воля слабая и нетренированная, только на всякую че­пуху и игры ее хватает, а вот на учебу или что-то трудное ее у тебя мало.

– Как это нетренированная, ее что, тренировать можно? – удивился Петя.

– Конечно, волю тренируют, так же, как и мышцы на руках и ногах, но только потихоньку и понемногу, – ответила мама.

– На что-то очень трудное у тебя воли сра­зу не хватит. Нужно по чуть-чуть каждый день заставлять себя делать все более и более трудные дела. Например, тебе за­дали три задачи, а ты взял и четвертую решил.

– Так это же трудно, я тогда еще доль­ше уроки буду делать, – сказал Петя.

– Но для начала ты можешь, делая уроки, постараться совсем не брать в руки игрушек, а уже потом, как в школе, целый урок выучить не вставая и без от­дыха.

После разговора с мамой Петя занял­ся тренировкой своей воли. Совсем не легким делом было от приятного отказы­ваться и трудное делать. Тяжело Пете было поначалу, но вскоре ему стало ка­заться, что домашнего задания задают все меньше и меньше. Теперь уже Петя никогда не говорил, что ему много уро­ков задают, ведь он знал, что если ка­жется, что уроков много задают, то это значит, что воли в человеке мало.

[?] – Почему Петя считал, что учительница задает много домашнего задания?

– Можно ли тренировать волю и как это делается? (Постепенно делая что-то трудное и отказываясь от приятного)

– От чего часто зависит, много или мало вам зада­ют уроков на дом?

– От чего одна и та же работа одному человеку ка­жется тяжелой и трудной, а другому не трудной и даже легкой? (От количества воли в человеке).

ВОЛЯ, СЛУЖАЩАЯ ДОБРУ И ЗЛУ, ВОЗВЫШЕННОМУ И НИЗМЕННОМУ *

Взрослым: хотелось бы немного прояснить воп­рос о "низшем" и "высшем" качестве воли. Мож­но легко заметить, что человек, двигающий горы во имя личного, часто при всем желании оказы­вается не готов к длительному и бескорыстному труду на общее благо, хотя и хорошо видит его привлекательность и величие.

Это происходит в силу того, что, аппарат воли, без определенных развитых центров, не готов подчиняться и слаженно работать под началом духовного естества. К этому следует прибавить влияние низшей природы, вскармливаемой и ук­репляемой долгие годы, которая дезорганизует работу "духовных центров". Бесславный конец многих возвышенных желаний и побуждений бе­рет начало в детстве, когда взрослые, являя со­бой пример или рекламируя жизнь во имя лич­ных эгоистичных интересов, сами того не желая, направляют ребенка на развитие низшего естества. Так с детства возникает серьезная диспро­порция между волей "низшей" и "высшей" Что­бы благие и прекрасные начинания не повисали в воздухе, а претворялись в опыт, питающий со­знание, нужно всячески стимулировать возвы­шенные желания и в этом направлении закалять волю.

†° Какие желания, такая и воля.

Воля послушно служит желаниям человека Хо­рошей или плохой ее делает человек.

á Одну и ту же силу рук можно использовать, чтобы обидеть другого человека или, наоборот, помочь ему и защитить.

†° Воля, служащая личному благу, и воля, служащая общему благу...

†° Необходимо упражнять волю в добрых делах, тогда доброе начало в человеке становится сильнее...

†° Как останавливать плохую волю и не давать ей действовать..

Чтобы не наделать с помощью воли плохих дел, нужно специально ослаблять плохие и безобраз­ные желания и не давать им расти. Вначале надо учиться уменьшать свой интерес ко всему плохо­му (не отвечать на плохое всем сердцем), для того чтобы плохие желания не успели напитаться си­лой сердца (собранная и слаженная реакция все­го естества, откликающегося на безобразие). Если же плохое некрасивое желание все же возникло, нужно поскорее выбросить его из головы, поста­раться о нем забыть. Если забыть его не удается, то нужно не дать ему расти: стараться его не про­думывать (или думать об обратном, о том, что может разрушить желание), чтобы оно не обрас­тало и не увеличивалось мыслями.

Как Жираф сам себя наказал

Вы и представить себе не можете, как много и усердно мог трудиться Жираф для самого себя. Для получения удоволь­ствия он мог часами, не переставая, вы­тягивать шею и срывать верхние веточки с деревьев с самой сочной и чистой ли­ствой. Что из этого вышло, вы все, ко­нечно же, знаете. У него вытянулась длин­ная шея, которой Жираф очень любил по­хвастаться. Гордо выставляя ее всем на­показ, Жираф всюду ходил важно, с высоко поднятой головой и смотрел на всех сверху вниз. Он был уверен в том, что с такой шеей нигде не пропадет и всегда сможет достать еду там, где другим бу­дет не под силу.

Если говорить честно, то Жираф имел сильную волю и был трудолюбив. Но умел работать он помногу и без отдыха лишь тогда, когда знал, что за свой труд полу­чит выгоду и вознаграждение.

Но просто так, от чистого сердца, Жираф работать не хотел и не мог. Как только Жираф слышал просьбу или пред­ложение сделать доброе дело бесплат­но, желание работать у него сразу же про­падало, воля куда-то улетучивалась, и трудолюбивый Жираф вдруг оказывался лентяем. Даже просто помочь наклонить веточку какому-нибудь голодному зверь­ку ему казалось трудным делом. А когда один раз Еж попросил жирафа сорвать высоко растущее яблоко, он услышал гру­бый ответ:

– У тебя у самого шея есть, вот и тяни ее, как я. А не можешь, тогда собирай гни­лые яблоки прямо с земли или ешь пыль­ную траву.

В общем, Жираф мало кому нравил­ся. Да и как может нравиться тот, кто умеет работать лишь для самого себя, а для других пальцем боится пошевелить. Но Жирафа это отношение к нему зве­рей не интересовало. Желая жить еще лучше и ища себе самых вкусных листь­ев, он продолжал трудиться изо всех сил и благодаря своей развитой воле мог подолгу, не уставая, тянуть свою шею.

И вдруг однажды в вытянутой шее Жирафа что-то хрустнуло, она, согнув­шись, оказалась на земле. Никак Жира­фу не удавалось поднять голову с земли и распрямить свою слишком длинную шею. После этого несчастья он мог хо­дить только задом наперед и есть одну лишь пыльную траву, потому что его шея и голова волочилась за ним по земле, словно толстый хвост.

– Кто же это так наказал Жирафа, кто свернул ему шею? – думали и гадали все вокруг. А кто-то даже тихонько злорад­ствовал и про себя думал:

– Так ему и надо.

Так бы и жил Жираф, влача за собой свою голову, если бы не один случай. Од­нажды разбушевалась гроза. Невиданной силы ливень обрушился с неба, и вскоре повсюду на земле появились широкие по­токи грязной дождевой воды. Вода все прибывала и прибывала, а ливень все не переставал. Звери, почуяв беду, стали спасаться. Ища возвышенных сухих мест, они все разбежались кто куда. И только один Жираф совсем не знал, куда ему идти, потому что не мог поднять голову из травы. Задом наперед он метался в разные стороны, но куда бы он ни пошел, кругом оказывалась вода, которая посте­пенно стала затоплять всю землю. Вско­ре рот Жирафа оказался в воде, дышать носом ему было все труднее и труднее, он стал захлебываться. Кругом не было никого, кто мог бы ему помочь.

– Так мне и надо, – с горечью думал Жираф, – Я сам виноват, что мне не по­могли. Я тоже не помогал и всегда ста­рался работать лишь для себя самого...

И вдруг под своей шеей Жираф по­чувствовал что–то колючее, Это был Ежик. Он изо всех сил старался приподнять го­лову Жирафа над водой, пытался спасти его, но у него ничего не получалось. И тут совсем нечаянно Еж уколол Жирафа своими иголками. Тот вскрикнул от боли, дернул шеей, и в ней опять что–то хруст­нуло. После этого Жираф с легкостью поднял свою голову и от радости даже подпрыгнул. Теперь он, как и раньше, мог запросто двигать и тянуть свою шею. Внизу под собой он увидел Ежика, который, стоя наполовину в грязной воде, тоже прыгал и радовался вместе с ним.

Неожиданно что-то потеплело в гру­ди у Жирафа, что-то проснулось в его сердце. Несмотря на то, что Ежик был очень колючий он посадил его к себе на шею, и они вместе отправились искать безопасное место.

После того несчастного случая и пе­режитой опасности Жираф стал совсем другим. Теперь во время сильных дождей он не прячется, как все остальные, а хо­дит по воде и помогает всем, кто попал в беду. Словно кран, Жираф достает из воды тонущих зверьков и ловко подсажи­вает их высоко на деревья. А не бояться трудностей, храбро переносить дождь, ветер и страшные грозы ему помогает его сильная воля, которая изменилась и ста­ла доброй и красивой.

– Как невероятно быстро он изменил­ся и стал добрым, – удивлялись звери, – неужели с Жирафом произошло какое-то чудо?

Но Жираф знал, что никакого чуда не произошло. Просто, оказавшись в беде, он многому научился и понял красоту доб­ра. А еще ему очень понравилось помо­гать другим. Спасая других, он получал огромное удовлетворение, особую ра­дость и чувствовал себя по-настоящему счастливым.

[?] – Кто наказал Жирафа, из-за чего он свернул шею? (Он сам из-за своего эгоизма и низшей сильной воли, которая служила его низким, эгоистичным же­ланиям).

– Благодаря чему Жираф так быстро изменился? (В беде, лишениях и испытаниях учатся лучше и быст­рее, чем в радости, достатке и спокойствии)

– Что помогало Жирафу работать во время грозы и дождя? (Его сильная воля, которая служила добрым возвышенным желаниям)

– Что делает волю доброй или злой, низкой или возвышенной'' (Желания).

– Какие качества вы заметили у Жирафа в начале сказки? (Жадность, высокомерие, самоуверенность, хвастовство, грубость, безжалостность, корысть, эгоизм и эгоистичное трудолюбие).

– Какие качества вы заметили у Жирафа в конце сказки? (Самоотверженность, смелость, стойкость, бес­корыстие, чувство ответственности за жизнь других).

– Похоже на правду то, что, помогая попавшим в беду, Жираф получал больше удовлетворения, радос­ти и счастья, чем когда работал лишь для самого себя?

– Почему люди чаще работают для себя и за воз­награждение? (Низшую радость легче получить, чем высшую, спуск легче подъема, и люди часто ищут лег­кого). [По сравнению с радостью высшего естества ра­дость низшего естества иного качества, скоротечна, быстро пресыщает и обязательно сменяется равными по силе спадом настроения и подавленностью].

Наши рекомендации