Действенная помощь и бездейственная жалость

Взрослым: Цель урока – показать разницу меж­ду созерцательно–мечтательной добротой и ак­тивным, самоотверженно действующим добром. Для большей наглядности различие между доб­ротой и добром показано через жалость и по­мощь. Стоит также отметить, что жалость как бы "опускается" до страдающего и наполняет жалеющего грузом чужих страданий и проблем. Выигравших в такой ситуации, как правило, не бывает. В отличие от пассивно–безысходной жа­лости помощь идеей, словом и делом приподни­мает и вдохновляет человека на изменение сло­жившейся ситуации, подвигает к нахождению путей выхода из трудных ситуаций.

†° Жалость и помощь; человек жалеющий и помогающий.

Человек жалеющий только думает и говорит о по­мощи, а делать ничего не хочет. Человек может долго жалеть и утешать другого, но короткая помощь лучше долгой жалости. Чтобы по–настояще­му помочь другому, нужно действовать и работать, поэтому помогать труднее, чем жалеть. Помощь действует, изменяет к лучшему, а жалость просто оставляет все как было.

á[?] Если бы вы попали в беду, вы хотели бы, что­бы вас пожалели, сказали ласковые слова и оста­вили вас в беде или чтобы вам помогли и измени­ли трудную, опасную ситуацию к лучшему?

Маленькие истории о жалости и помощи

Стрекоза и Дождевой Червь

– Ах, какой бедный-бедный засыхаю­щий цветочек, как мне его жаль, – сказа­ла Стрекоза, когда увидела засыхающий Василек.

Ее слова услышал ползущий мимо Дождевой Червь.

– Правда ли, что цветок засыхает? – спросил он у Стрекозы. – А то у меня нет глаз, и я совсем ничего не вижу.

– Правда, правда, – ответила Стре­коза. – Честное слово, цветок наклонил­ся почти к самой земле, а листья беспо­мощно обвисли и стали желтеть. Его кор­ням, наверное, воды не хватает.

– Давай поможем Васильку, – пред­ложил слепой Червь. – Я разрыхлю под ним землю, чтобы корням легче было на­питься воды, а ты собери оставшиеся ка­пельки утренней росы и напои его.

Стрекоза молча улетела, а Червь стал работать. Он рыхлил землю вокруг Ва­силька, размягчал твердые комки и уби­рал маленькие камушки, мешающие про­сачиваться воде. До самого вечера тру­дился Червь, но так и не дождался Стре­козы. Она так и не появилась, и Червь ее больше никогда в своей жизни не видел.

Все на словах готовы пожалеть и по­мочь, но как доходит до дела, когда надо потрудиться, то многие сразу же куда-то скрываются и пропадают.

Ворона, Аист и голодный Зайчонок

Увидела Ворона Зайчонка, громко плачущего под деревом, подлетела к нему и спрашивает:

– Чего ты, Зайчонок, расплакался?

– Я морковку потерял и теперь совсем голодным остался.

– Какой ужас, какой кошмар, – рас­каркалась Ворона на весь лес. – Несчас­тный Зайчонок потерял последнюю мор­ковку и на глазах у всех умирает с голо­ду, а в целом лесу некому его утешить, некому его пожалеть, кроме меня. Стала Ворона плача гладить Зайчонка крылом, клювом за ушком щекотать, а он от этого еще сильнее разрыдался. Разве жалос­тью можно накормить голодного?

Услышал Аист воронье карканье про голодного Зайчонка и тут же полетел на огород к человеку. Вскоре возвратился он, держа в клюве для Зайчонка свежий вкусный капустный лист. Сразу же успо­коился Зайчонок, перестал плакать и стал его грызть.

А Ворона очень обиделась и рассер­дилась на Аиста. Ведь она хотела до са­мого вечера доброе дело делать и жа­леть, и гладить голодного Зайчонка, а этот противный Аист вместо жалости взял, да и накормил его.

Больной Воробей

Заболел зимой Воробышек. На снегу сидит простуженный, чихает, покашли­вает и летать не может. Всюду, куда ни глянь, снег и холод, а тепла не найти. Да еще Лиса того и гляди услышит его ка­шель, прибежит и съест.

Услышала кашель Воробышка в сво­ей теплой норке Мышка-Полевка. Пожа­лела она его и решила помочь. Взяла зер­нышко, выбежала, отдала его Воробыш­ку, а сама скорее опять в свою теплую норку залезла. А Воробышек сидит на снегу с зернышком, и все больше и гром­че чихает и кашляет.

Услышала чихание Воробья, спавшая в дупле Белка. Спустилась она к Воро­бью и принесла его на себе в свое дупло пожить. В дупле было теплее, а под пу­шистым беличьим хвостом даже жарко. Целую неделю отсыпался Воробышек в тепле и окончательно выздоровел.

Весной повстречалась Мышь-Полев­ка с Белкой и стала ей хвастаться:

– Я зимой больному Воробью помог­ла, целое зернышко ему дала.

– Какая же это помощь, – сказала Бел­ка. – Помощь должна по-настоящему по­могать, а болезнь зернышком не лечит­ся. Ты лучше бы простуженного Воробья к себе в теплую нору пустила, вот это и была бы настоящая помощь. Сказав это, Белка прыгнула на дерево и скрылась в своем дупле.

[?] – Что вам больше понравилось: жалость или по­мощь?

– Кто в этих историях по-настоящему помогал, а кто только жалел?

– На что похожа маленькая помощь Мышки: на жа­лость или на настоящую помощь?

– Почему многие любят жалеть, а не помогать? (Жа­леть легко, а помогать труднее).

– Если вы увидите, что кто-то в беде, вы ему помо­жете или пожалеете?

О СНИСХОЖДЕНИИ И ТЕРПИМОСТИ

Снисходительный человек не строг по отноше­нию к другим людям и умеет многое им прощать. Если у вас что-то не получается, если вы делаете или говорите что-то не так, то снисходительный человек не будет насмехаться, сердиться или стро­го требовать, а просто поймет вас и простит.

á Вы никак не можете научиться хорошо решать задачи и считать, а учитель и родители с понима­нием и нестрого относятся к вашему неумению. Они проявляют снисхождение к вам и вашим ошибкам, прощают вас и терпеливо вас учат.

†° Понимание других и снисхождение к ним рождает в человеке терпимость.

Терпимый человек тот, кто умеет терпеливо, спо­койно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей. Терпимый человек ста­рается понять другого, он считается с чужим мне­нием, он миролюбив и дружелюбен

Зеленый медведь

Решила маленькая Люда помочь сво­ему старшему брату Олегу рисовать лес. Села она рядом и стала озеро закраши­вать. Но вскоре ей рисовать надоело и она стала баловаться и вредничать. Сна­чала она нарисовала синюю траву и ска­зала, что такая трава существует. Улыб­нулся Олег и не стал спорить: – Пусть будет синей, если тебе так хочется, – и продолжил свое дерево рисовать. Потом нарисовала Люда черное солнце и ска­зала, что это солнце ночное, когда оно спать ложится, а Олег опять промолчал. Тут Олег решил тоже пофантазировать, взял да и нарисовал на синей траве под черным солнцем маленького зеленого медведя и сказал, что этот медведь, ког­да валялся на земле, о траву выпачкал­ся. Увидела Люда зеленого медведя и сразу стала сердиться и закрашивать его, говоря, что таких медведей не существу­ет. Остановил Олег руку сестры и не дал ей своего медведя закрасить. Люда ста­ла обзываться, а потом заплакала и по­шла маме жаловаться.

Пришла мама, выслушала вниматель­но обоих, узнала, как было дело, и про­изнесла:

– Не плакать тебе надо и не обижать­ся, доченька, а лучше научиться у Олега терпимости.

[?] – Правильно ли вел себя Олег, что снисходитель­но и терпимо относился к вредности сестренки?

– Какого качества не хватало Люде?

Наши рекомендации