Тема 4. Культура и цивилизация Нового времени
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Культурология»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
профиля «Образование в области иностранного языка (английского)»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 42 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Авторы: кандидат филос. наук, доцент Е.В. Попова
Рецензент: доктор философских наук, профессор А.Г. Кислов
Одобрен на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 3 от 16 ноября 2015 г.
Заведующий кафедрой философии, культурологии и искусствоведения | С.З. Гончаров |
Рекомендован к печати научно-методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № 3 от 30 ноября 2015 г.
Председатель методической комиссии Института психолого-педагогического образования В.В. Пузырев Зам. директора научной библиотеки Е.Н. Билева | В.П. Фалько | |||
Директор Института психолого- педагогического образования И.И. Хасанова | А.Б. Костерина | |||
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016 © Попова Е.В., 2016 |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Культурология»:
формирование у студентовцелостного представления о культуре как результате аксиологического синтеза содержания различных отраслей гуманитарного знания и социальных наук (философии, антропологии, психологии, социологии и т.д.).
Задачи дисциплины – усвоение студентами:
● основ теории культуры, и методов культурологических исследований;
● культурогенеза и исторической типологии культур;
● перспектив развития конкретных культур и планетарной цивилизации в целом.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Культурология» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического модуля (Б1.Б.1.10) ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «История»:
Знания:
Фактов, явлений, процессов, понятий, теорий, гипотез, характеризующих системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; взаимосвязь и особенности истории России и мира.
Умения:
Уметь осуществлять комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы; представлять результаты историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Владения:
Понимание и критическое осмысление общественных процессов и ситуаций; определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; осознание себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Профессиональная этика.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Культурология» способствует формированию компетенций, соответствующих ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
По окончании изучения данной дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
- способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:ключевые понятия культурологии; происхождение и сущность культуры, условия формирования культуры, формы и типы культур, место человека в культуре, эволюцию культуры, основные закономерности развития культуры, соотношение культуры и цивилизации, культуры и контркультуры, культуры и природы; основные культурно-исторические центры и регионымира; знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
уметь: пользоваться понятийным и методологическим аппаратом культурологии; объяснить феномен культуры, роль культуры в человеческой жизнедеятельности, роль искусства в развитии цивилизации и связанные с ним социальные и этические проблемы; анализировать проблемы и закономерности развития культуры, ориентироваться в специальной литературе по культурологии; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к своему прошлому;
владеть:культурой мышления; навыками научно-исследовательской деятельности в области культурологии.
СТРУКТУРА ДИСЦиПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
Виды и объем учебной работы в ч. | ||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 2 з.е. (72) | 2 з.е. (72) |
1.2. Аудиторные занятия: | ||
1.2.1. Лекции | ||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | ||
1.2.3. Лабораторные работы | - | - |
1.3. Самостоятельная работа | ||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - |
1.3.2. Контрольные работы | - | |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: Изучение теоретического курса, домашние задания, подготовка к зачету | ||
2. График изучения дисциплины | ||
2.1. Курс | IV | III |
2.2. Семестр | 5,6 | |
2.3. Экзамен (семестр) | - | - |
2.4. Зачет (семестр) | ||
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - |
2.6. Контрольная работа (семестр) | - |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Культурология в системе современного знания. Сущность, структура и функции культуры. | 1,2 | Еженед. | Собесед.-1; вход.контроль-1; участие в практ.зан.-2 словарная работа-2 | ||||
2. | Культурогенез и культуры древнего мира | 3,4,5,6, | Еженед. | Собесед.-3,5; уч.в практ.зан.-4,6; доклады-презентации-4,6 | ||||
3. | Особенности средневековой культуры и культура эпохи Возрождения | 7,8 | Еженед. | Собесед.-7; участие в практ.зан.-8 доклады-презентации -8, тест-8 | ||||
4. | Культура и цивилизация Нового времени | 9,10 | Еженед. | Собесед.-9; уч.в пр.зан.-10; доклады-презентации -10 | ||||
5. | Своеобразие и основные вехи развития русской культуры | 11,12 | Еженед. | Собесед.-11; уч.в пр.зан.-12; доклады-презентации -12; дом.творч.раб; тренинг -12 | ||||
6. | Личность и культура в современном мире | 13,14 | Еженед. | Собесед.-13; уч.в пр.зан.-14; тренинг-14 | ||||
7. | Подготовка к зачету | |||||||
Итого за 8 семестр | Зачет | |||||||
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин
Тема 1. Культурология в системе современного знания. Сущность, структура и функции культуры
Предпосылки становления культурологии как науки: формирование и развитие представлений о культуре в античном мире и средние века, понимание культуры в эпоху Возрождения, концепции культуры в XVII в., немецкие и французские мыслители эпохи Просвещения о проблемах культуры. Кризис просветительского рационализма и сциентизма. Эволюция понятия культуры: латинское «colere», средневековый «cultus», ренессансное «studia humanitais». Противопоставление природы и культуры, культуры и цивилизации как основа обобщающего понимания культуры. Понятие деятельности как субстанции культуры. Культура как мера человеческого в человеке. Культурология как система знаний о культуре. Культурологические концепции марксизма, философии жизни, неокантианства, религиозной философии. Культурологизация социологии, этнографии, истории. Культурологические концепции Ф. Ницше, О. Шпенглера и П. Сорокина. Развитие отечественной культурологической мысли: историко-культурные исследования, аксиологический, деятельностный, диалоговый, структурно-функциональный подходы к изучению культуры. Структура современного культурологического знания: философия культуры, культурантропология, социология культуры, история культуры. Западноевропейская концепция игровой культуры (Г. Гессе, Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга), психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К. Юнг), культурологические концепции в контексте феноменологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), структурализма и постмодернизма (Ж. Ф. Лиотар, М. Фуко). Религиозно-символическая концепция генезиса культуры (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, С.Л. Франк. Г.Г. Шпет). Н.А. Бердяев – культура как «неудача творчества».
Принципы культурологического мышления: системность, релятивность (связность), эволюционизм, смысложизненные ориентиры. Методы культурологических исследований: философская рефлексия над основаниями культуры, структурно-функциональный метод, герменевтико-феноменологический метод, метод полевых этнографических исследований.
Философия культуры как общая теория культуры и методологическая основа культурологии. Онтология культуры. Теологический и эзотерический подходы к пониманию культуры. Принципы культурологического мышления: системность, релятивность, эволюционизм. Культура и время (прошлое, настоящее и будущее как проблема культуры). «Внешняя» и «внутренняя» культура. Понятие судьбы. Деятельность как субстанция культуры. Культура – становление и саморазвитие человека как субъекта деятельности. Личностное самораскрытие и самореализация. Социализация и аккультурация. Культурная самоидентификация. Структура и основные феномены культуры (миф, религия, мораль, искусство, наука). Высокая и низкая культура, элитарная и массовая, духовная и материальная. Функции культуры: человекотворческая, регулятивная, коммуникативная, трансляции социального опыта, креативная, аксиологическая, компенсаторная. Культурная коммуникация и знаково-символическое прочтение культуры. Мир смысловых значений. Культура как текст и механизм порождения текстов (Ю. Лотман, Р. Барт). Язык, знак, символ, текст. Энтелехия культуры (Г. Кнабе). Культурная картина мира. Культурный код. Интерпретация. Герменевтический круг. Коммуникация и диалог. Межкультурные коммуникации. Понятие ценности (нормативное, трансцендентное и реляционное). Ценность и польза (льгота), утилитарное и ценностное отношение. Культурные нормы и ценности. Жизненные ориентации. Герменевтический круг как методология анализа отношения природного и ценностного. «Высокая» (ценности) и «низкая» (повседневность) культура, социокультурные институты и формы. Тематизация повседневности в философской, культурологической, социологической мысли XX столетия. Повседневность как устойчивость, повторяемость, консерватизм, стандартизация. Структурирование менталитета (пространство, время, природа, жизнь, труд, смерть как универсалии культуры). Религия, искусство, мораль, наука, право как социокультурные институты (ценность и повседневные практики). Унитарно-функциональный, эмоционально-личностный, символический смысл вещей. Характер трансформации институтов культуры в истории как движения от внешних, ритуальных форм к теме личностного выбора и внутреннего опыта, к последующей проблематизации идеи самодостаточной индивидуальности. Морфология культуры как особая область знания о культуре.
Тема 2. Культурогенез и культуры древнего мира
Становление и развитие культуры как выход из природы и обновляемое достраивание до универсума. Духовное и утилитарное. Сакральное и профанное. Творческая деятельность. Тотем как символ человечества (род, народ, человечество) и табу (норма, ценность) как пограничные формы между природой и культурой. Проблема возникновения (начала) культуры в антропосоциогенезе. Источник и механизм зарождения культуры. Основные элементы зарождающейся культуры. Приручение огня. Культурогенез в свете данных археологии, палеэтнографии, палеоантропологии. Протокультура нижнего палеолита. Культура верхнего палеолита и мезолита. Неолитическая революция. Культура неолита. Первобытное искусство. Мифопоэтическое освоение мира. Мифологическое и рациональное. Историческая типология культур: вариативность критериев исторической типологии (уровень развития абсолютного духа, тип экономических отношений, смена научно-технологических парадигм, изменение картин мира и ментальных установок). Запад и Восток как составляющие дихотомической типологии мировой культуры. Смысловые антиномии в противостоянии культур Запада и Востока: свобода – деспотизм, аскеза – мистика, рациональность – интуиция, динамика –статика, модернизация – традиционность, логос – дао, индивидуализм – коллективизм, преобразование мира – гармония с миром. Культурно-исторические зоны древности. Культуры древнего Востока. Шумерийская культура. Древнеиранская культура (зороастризм. «Авеста»). Древнеиндийская культура (загадки цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы). Начало индоарийской, или ведийской цивилизации («Ригведа», «Махабхарата», «Рамаяна»). Культура Древнего Египта. Культура Древнего Китая. Хронологические и географические рамки культуры греко-римской античности. Своеобразие культуры греческого мира. Крито-микенская культура. Архаический период греческой культуры. Классическая греческая культура. Эллинистическая культура III-II вв. до н. э. Культура Древнего Рима.
Тема 3. Особенности средневековой культуры и культура эпохи Возрождения
Причины возникновения и распространения христианства в западноевропейском мире. Небесное и земное, вечное и временное, священное и греховное как контрасты средневековой культуры. Средневековое видение времени, пространства, судьбы; причины, чувственного и сверхчувственного и т.д. Официальная и народная культура Средневековья. Символизм средневекового мышления. Городская культура средних веков. Интегральные слагаемые средневековой культуры – заповеданные учением Христа духовные ценности. Средневековая культура Ирана и Средней Азии. Различие средневековых культур Запада и Востока.
Идеи и эволюция гуманизма. Гуманистическое рассмотрение человека как абсолютной самостоятельной ценности. Обратная сторона титанизма. Замена принципа провиденциализма принципом человеческой активности. Человеческая деятельность как имманентное начало истории и культуры. Основные этапы развития искусства эпохи Возрождения. Мировоззренческий кризис гуманизма и возникновение в европейской культуре XVI в. идеологии протестантизма. «О достоинстве человека» (Пико делла Мирандола) – «Государь» (Н. Макиавелли). Искусство Ренессанса и современность. Реформация и зарождение основ культуры Нового времени.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
в преподавании культурологии используются следующие образовательные технологии:
- лекции с элементами диалога и дискуссий;
- практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, докладов и сообщений студентов; делается устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся контрольные работы, тренинги, групповые дискуссии и круглые столы по наиболее актуальным проблемам культуры и межкультурного взаимодействия в современном мире;
- самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий и домашних словарных работ, подготовку тренингов, написание рефератов, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний, к промежуточной аттестации – зачету;
- тестирование по отдельным темам дисциплины;
- НИРС, включающая участие студентов в конференциях, олимпиадах;
- консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке тренингов, написанию рефератов, статей, докладов на конференции.
Для текущего контроля знаний студентов используются письменные контрольные работы, тестирование, для итогового – зачет.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Планы практических занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
Практическое занятие – особый вид учебной деятельности, развивающий самостоятельность мышления, речевое общение, способствующий творческому усвоению учебного материала. На практических занятиях по дисциплине «Культурология» обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, предполагаются выступления студентов в форме докладов и сообщений, с последующим их обсуждением. Студенты делают устное реферирование предложенной преподавателем литературы; участвуют в групповых дискуссиях, круглых столах по наиболее актуальным культурологическим проблемам и тренингах; выполняют творческие задания и домашние словарные работы; пишут контрольные работы; проходят тестирование по основным темам курса.
Самостоятельная работа студентов включает усвоение теоретического материала и подготовку к практическим занятиям, которая предполагает самостоятельное знакомство с учебной и дополнительной литературой, конспектирование первоисточников, выполнение творческих заданий и домашних словарных работ, подготовку к тренингам, написание рефератов, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний, внутрисеместровой аттестации и итоговому контролю знаний. Научно-исследовательская работа студентов включает участие в конференциях и олимпиадах.
Подготовка к практическому занятию – сложная форма самостоятельной работы студента. Сначала необходимо внимательно ознакомиться с темами практических занятий, прочесть лекции, затем приступать к изучению учебной и справочной литературы (текстовые или электронные варианты учебников, словарей, энциклопедий), а уже после этого – к знакомству с рекомендуемой дополнительной литературой.
При чтении литературы по курсу «Культурология» необходимо составлять конспекты и делать выписки, которые помогут в ответах по вопросам практического занятия, а также в обсуждении выступлений других студентов.
Доклад на практическом занятии должен включать: содержание главных понятий по вопросу и связи между ними, постановку и решение рассматриваемой проблемы в историческом и социокультурном контексте, самостоятельную оценку изучаемого явления, анализ его места и роли в современном обществе. Продолжительность выступления с докладом – 10-15 минут. Доклад-презентация предполагает выступление в течение 20 минут по теме, связанной с конкретным историческим, национальным типом культуры, сопровождающийся показом 20-25 слайдов, иллюстрирующих излагаемый устно материал. Сообщение по теме представляет собой краткое выступление – 3-5 минут, – раскрывающее отдельный аспект рассматриваемого вопроса или дополняющее доклад или доклад-презентацию.
Подготовка к тренингам предполагает совместную работу студентов в команде. Для этого необходима серьёзная подготовка, свободное владение материалом пройденных занятий, умение слаженно и эффективно решать поставленные преподавателем задачи.
Домашние словарная и творческая работы призваны выработать навык работы со справочной литературой – учебниками, словарями и энциклопедиями – с целью овладения понятийным аппаратом изучаемой дисциплины, а также с дополнительной литературой по теме занятия – с целью получения фактологического и иллюстративного материала.
Тема 1. Культурология в системе современного знания. Сущность, структура и функции культуры
Занятие 1.
Задание для самостоятельной работы: словарная работа.
Контрольные вопросы:
1. Философско-антропологический, философско-исторический, социологический и другие подходы к исследованию культуры. Многообразие определений понятия «культура».
3. Структура и основные феномены культуры (миф, религия, мораль, искусство, наука). Высокая и низкая культура, элитарная и массовая, духовная и материальная.
3. Функции культуры: человекотворческая, регулятивная, коммуникативная, трансляции социального опыта, креативная, аксиологическая, компенсаторная.
4. Особенности исторического и метаисторического исследования культуры. Культура и цивилизация.
5. Семиотическое прочтение культуры. Знаковый характер воплощения культурных форм. Культура как мир смыслов.
Темы докладов и сообщений:
1) Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (по работе «Россия и Европа»).
2) Психоаналитическая трактовка культуры (З. Фрейд «Недовольство культурой», К.-Г. Юнг «Психология и религия», «Психология и восток»).
3) Х. Ортега-и-Гассет о массовом обществе и массовой культуре (по работе «Восстание масс»).
4) Концепция культуры О. Шпенглера (по работе «Закат Европы»).
5) Теория локальных культур А.Тойнби и его закон вызова и ответа (по работе «Постижение истории»).
6) Культура как игра. Концепция «человека играющего» Й. Хейзинги (по работе «Homo ludens»).
7) Экзистенциалистское видение культуры (А. Камю, Ж.-П. Сартр).
8) Аполоническое и дионисийское основания культуры по Ф. Ницше (по работе «Рождение трагедии из духа музыки»).
Тема 2. Культурогенез и культуры древнего мира
Задание для самостоятельной работы: доклады-презентации.
Контрольные вопросы:
Занятие 2.
1. Культурогенез и критерии построения исторической типологии культур.
2. Взаимоотношение первобытного человека с природой и социумом. Специфика освоения и передачи знания. Тотем и табу. Анимизм. Фетишизм. Магия. Жертвоприношение. Обряд инициации. Первобытное искусство и проблема генезиса эстетического.
2. Культурно-исторические зоны древности: сходство и отличия.
3. Шумерийская и древнеиранская культура.
4. Культура древнего Египта.
Занятие 3.
5. Культура древней Индии
6. Культура древнего Китая.
7. Основные периоды и характерные черты развития древнегреческой культуры.
8. Особенности культуры Древнего Рима и ее золотой век.
Темы докладов и сообщений:
1) Шумерийский мифологический и героический эпос.
2) Символы и загадки древнеегипетской культуры.
3) Культура Мохенджо-Даро и Хараппы.
4) Индоарийская (ведическая) культура.
5) Особенности Крито-Микенской культуры.
6) Скульптура и архитектура Древней Греции.
7) Древнегреческая мифология.
8) Возникновение театра в древней Греции.
7) Основные черты культуры эллинистического периода.
6) Древнеримская культура: периоды и особенности
Тема 3. Особенности средневековой культуры и культура эпохи Возрождения
Занятие 4.
Задание для самостоятельной работы: доклады-презентации.
Контрольные вопросы:
1. Культура западноевропейского средневековья: материальная основа, особенности социальной и духовной культуры.
2. Главные черты западноевропейской средневековой культуры (теоцентризм, иерархичность, символизм, этикетность и др.).
3. Ислам как основание культуры арабского средневековья.
4. Индуистская и буддистская культурные традиции.
5. Основные черты культуры Возрождения. Гуманистический идеал человека.
6. Основные этапы развития искусства эпохи Возрождения.
7. Реформация как религиозное направление эпохи Возрождения.
Темы докладов и сообщений:
1) Рыцарская культура.
2) Народная культура Средневековья. Карнавалы.
3) Библия как религиозное, историческое, философское и художественное произведение.
4) Культурная традиция зороастризма.
5) Ислам и культура.
6) Буддизм как мировая религия.
7) Великие географические и другие научные открытия эпохи Возрождения.
8) Великие деятели эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеанджело Буанаротти.
Тема 4. Культура и цивилизация Нового времени
Занятие 5.
Задание для самостоятельной работы: доклады-презентации.
Контрольные вопросы:
1. Становление национальных государств, национальных литературных языков и национальных культур.
2. Особенности культуры Нового времени.
3. Развитие науки. Апология технического прогресса. Понимание общества и культуры как части мирового механизма.
4. Идеал человека эпохи Просвещения.
Темы докладов и сообщений:
1) Ньютоновско-картезианская космология.
2) Рационализм – доминанта культуры Нового времени.
3) Главные стилевые направления искусства Нового времени (барокко, классицизм, реализм).
4) Творчество Рембрандта.
Тема 5. Своеобразие и основные вехи развития русской культуры
Занятие 6.
Задание для самостоятельной работы: творческая работа; тренинг №1 «Типы реакции на другую культуру».
Контрольные вопросы:
1. Периодизация и специфика проблематики русской культуры. Истоки русской культуры.
2. Древнеславянское язычество. Мифология и былинный эпос русского народа.
3. Культурно-историческое значение принятия Русью христианства.
4. Духовные искания русского народа и повседневные воплощения народной духовности.
5. Культурные преобразования Петровской эпохи.
6. Золотой век русской культуры. Абсолютные ценности русской культуры.
7. Серебряный век русской культуры.
8. Отечественная культура советского периода.
9. Современная социокультурная ситуация в России.
Темы докладов и сообщений:
1) Искусство Киевской Руси.
2) Древнерусское зодчество: храмовое и жилое.
3) Древнерусская иконопись (Андрей Рублев, Феофан Грек и др.)
4) Церковь и власть. Феномен юродства.
5) Реформы Петра I и их влияние на культуру России.
6) Создание русского национального театра.
7) Пророческое призвание А.С. Пушкина.
8) Мировое значение русской литературы второй половины ХIХ в. (творчество И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского).
Занятие 6. Личность и культура в современном мире
Занятие 7.
Задание для самостоятельной работы: тренинг №2 «Межкультурные конфликты и способы преодоления».
Контрольные вопросы:
1. Изменение представлений о времени, пространстве и месте человека в мире.
2. Космическое бытие человека. Культура в современную эпоху.
3. Проблема глобализации и локализации культуры. Культура как диалог культур.
Темы докладов и сообщений:
1) Основные направления искусства XX в.: модернизм и авангардизм.
2) Постмодернизм как выражение эклектичности культуры XX-нач.XXI в.
4) Культура массового общества и личность.
5) Истинная и виртуальная реальность.
6) Технотронное общество и судьбы культуры.
Задания к домашним словарным и творческим работам
К занятию 1: словарная работа – с использованием словарей, энциклопедий и других источников культурологической информации (включая INTERNET), изложить содержание следующих понятий: «адаптация», «воспитание» «социализация», «аккультурация» «ресоциализация», «инкультурация», «десоциализация».
К занятию 2: доклады-презентации.
К занятию 3: доклады-презентации.
К занятию 4: доклады-презентации.
К занятию 5: доклады-презентации.
К занятию 6: доклады-презентации; домашняя творческая работа – подобрать примеры (и иллюстрации) культурного многообразия в России; тренинг №1«Типы реакции на другую культуру» – студенты попарно подготавливают сценки-диалоги на тему: «Встречи представителей различных культур», презентуют их на занятии, комментируют и отвечают на вопросы студентов группы.
К занятию 7: тренинг №2 «Межкультурные конфликты и способы преодоления» – студенты подбирают примеры существующих в различных странах культурных стереотипов и предрассудков, а также моделируют межкультурные конфликты, реально возникавшие (по материалам СМИ) или могущие возникнуть в ходе контакта представителей различных культур в разных сферах общественной жизни (бизнес, политика, туризм).
6.3. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
1. Культура и искусство.
2. Культура и религия.
3. Понятия текста, языка, символа.
4. «Внешняя» и «внутренняя» культура.
5. Культурная самоидентификация.
6. Религия, искусство, мораль, наука, право как социокультурные институты (ценность и повседневные практики).
7. Герменевтический круг как методология анализа отношения природного и ценностного.
8. Тематизация повседневности в философской, культурологической, социологической мысли XX столетия.
9. Унитарно-функциональный, эмоционально-личностный, символический смысл вещей.
10. Структурирование менталитета (пространство, время, природа, жизнь, труд, смерть как универсалии культуры).
11. Повседневность как устойчивость, повторяемость, консерватизм, стандартизация.
12. Понятие судьбы.
13. Игровое и мифологическое основания культуры. Культура как игра (Й. Хейзинга, Г.-Г. Гадамер, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе).
14. Религиозно-символическая концепция генезиса культуры (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, С.Л. Франк. Г.Г. Шпет).
15. Культура как «неудача творчества» (Н.А.Бердяев).
16. Вариативность критериев исторической типологии.
17. Смысловые антиномии в противостоянии культур Запада и Востока.
18. Явление пограничной культуры в дихотомии Запада и Востока.
19. Пограничное положение России и осмысление его в рамках евразийства.
20. Тип научного мышления как критерий культурной типологии в теории О. Конта.
21. Русские мыслители о месте и роли России в мировой культуре.
22. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные типы культур.
23. Зороастризм. «Авеста» как памятник культуры.
24. Загадки цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы.
25. Начало индоарийской, или ведийской цивилизации («Ригведа», «Махабхарата», «Рамаян»).
26. Своеобразие культуры греческого мира.
27. Крито-микенская культура.
28. Архаический период греческой культуры.
29. Классическая греческая культура.
30. Эллинская культура III-II вв. до н. э.
31. Небесное и земное, вечное и временное, священное и греховное как контрасты средневековой культуры.
32. Христианство о смысле жизни человека, о его смерти и бессмертии.
33. «О достоинстве человека» (Пико делла Мирандола).
34. «Государь» (Макиавелли).
35. Часовой механизм как метафора общества и природы.
36. Сциентистские упрощения культуры.
37. Идея «гражданского общества». Понятие человеческой природы в трактовках Т. Гоббса, Д.Локка.
38. Составляющие мира культуры по Ф. Бэкону.
39. Тема драматизма человеческого существования и ее трактовка в искусстве классицизма и барокко.
40. Антропоцентричный вектор русской культуры.
41. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
42. Культурно-историческое значение православия в объединении русского народа.
43. От древнерусской к средневековой культуре. «Слово о полку Игореве».
44. Расцвет русской культуры на основе образования единого российского государства. Идея Москвы – «Третьего Рима».
45. Деятельность Н. Карамзина, А. Пушкина и формирование русского национального исторического самосознания.
46. Возвращение к истокам. Возрождение традиционной народной духовности.
47. Понятия справедливости, правды, истины и права в русской культуре.
48. Специфика постмодернистского дискурса.
49. Культура «массового общества» и личность.
50. Тематизация повседневности в гуманитарном знании XX века и выход из сциентистского кризиса науки.
51. Ориентация на будущее и обновление мира. Синтез науки, искусства и жизни.
52. Диалог веры и знания.
53. Небесное и земное в мире культуры.
54. Религиозные основы культуры.
55. Изменение характера картины мира и места в ней человека в XX в.
6.4. Задания и методические указания к практическим занятиям и написанию контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Практическое занятие 1: Культура: сущность, структура и функции; ценностный мир и институты культуры
Контрольные вопросы:
1. Философия культуры как общая теория культуры и методологическая основа культурологии.
2. Структура и основные феномены культуры (миф, религия, мораль, искусство, наука). Высокая и низкая культура, элитарная и массовая, духовная и материальная.
3. Функции культуры: человекотворческая, регулятивная, коммуникативная, трансляции социального опыта, креативная, аксиологическая, компенсаторная.
4. Ценность и польза (льгота), утилитарное и ценностное отношение.
5. Культурная картина мира. Коммуникация и диалог. Межкультурные коммуникации.
6. Миф как феномен культуры.
Практическое задание:
Ролевая игра: «Типы реакции на другую культуру».
Студенты попарно подготавливают сценки-диалоги на тему: «Встречи представителей различных культур», презентуют их на занятии, комментируют и отвечают на вопросы студентов группы.
Практическое занятие 2: Личность и культура в современном мире
Контрольные вопросы:
1.Изменение представлений о времени, пространстве и месте человека в мире.
2.Космическое бытие человека. Культура в современную эпоху.
3.Проблема глобализации и локализации культуры. Культ