История исследования сексуальности: от З. Фрейда к М. Фуко


В 20-м веке произошли глобальные изменения в подходах к исследованию сексуальности. Это связано в большей степени с развитием научно-психологических исследований. До этого времени в большинстве культур были серьезные социальные табу и религиозные запреты на тему сексуальности, в связи с чем открытых научных обсуждений данной темы не было. Начиная с 1900-х годов ученые начали говорить на «запретные» темы, но, конечно, не без противоречий. Развитие науки и практической медицины стали надежными источниками информации о человеческих состояниях и дали путь публичным разговорам о сексуальности.

Первыми людьми, которые стали изучать сексуальность, были врачи - психиатр, невропатолог, криминалист Рихард фон Крафт-Эбинг; основатель психоанализа Зигмунд Фрейд; фармацевт Хэвлок Эллис; дуэт исследователей Мастерс — Джонсон; философы Отто Вейнингер и Мишель Фуко. И это далеко не полный список ученых, которые осознали глобальность изучаемой области и сделали первые шаги к понимаю сексуализации.

Упомянутый здесь Рихард фон Крафт-Эбинг, исследователь человеческой сексуальности, является одним из основоположников сексологии как науки. Ученый считал сексуальность «важнейшим фактором социального существования». Его работы оказали большое влияние на развитие сексологии как отдельной области психологии. Интересен тот факт, что его книга Psychopathia Sexualis[8] была написала на латыни с целью того, чтобы она была доступна только докторам и психиатрам. Рихард хотел избежать интереса озабоченных людей. Это говорит даже не столько о его аристократическом воспитании, сколько о социально-классовых взглядах, царивших в современном ему обществе.

Рихард фон Крафт-Эбинг считал, что сексуальность оказывает могучее влияние на мышление, чувства и поступки людей. Вопреки своему времени он также считал, что женщины были такими же равноправными сексуальными партнерами, как и мужчины: «Христианство поставило союз полов в наивысшее положение, сделав женщину социально равной мужчине и вознеся любовную связь до морального и религиозного института. Отсюда и происходит убеждение, что любовь мужчины с точки зрения развитой цивилизации может быть лишь моногамной по природе и основываться на постоянстве».[9]

Как и большинство ученых Рихард фон Крафт-Эбинг придерживался мнения, что половая жизнь человека представляет собой сильный фактор общественного существования, является основным импульсом для работы, приобретения собственности, является основанием семейного быта, пробуждает наивысшие чувства по отношению к другим людям. Однако большинство его исследований были посвящены не сексуальности как источнику добра, а опасности, которая кроется в данной области. Ученый изучал страсть, которая может стать источником всех пороков. Он интересовался преступниками с отклонениями в области человеческой сексуальности. Его главным интересом было проследить фазы развития сексуальности в человеческой культуре. Крафт-Эбинг выделил различные формы сексуальных девиаций. Ученый впервые ввел термины «фетиш», «мазохизм», «садизм» в медицинский дискурс. Такие склонности в поведении он не считал преступлениями, а считал их психологическими отклонениями, которые имели определенные предпосылки.

Исследования и идеи австрийского ученого, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда стали постулатом для изучения сексуального поведения. Работая врачом, Фрейд сделал вывод, что пациенты с различными заболеваниями имели травмы раннего детства, связанные с сексуальным насилием. В результате чего данные сексуальные конфликты возвращались к ним в виде нарушения чувствительности и девиантного поведения. После прохождения сеансов психоанализа многие больные сами выясняли глубинные предпосылки своих болезней, выводив их на сознательный уровень. Оказалось, что сексуализация используется в качестве защиты для сохранения самоуважения, управления тревогой, избегания чувства стыда или нивелирования чувства внутренней умерщвленности. В связи с этим, люди бессознательно сексуализируют любой опыт, стремясь превратить любое негативное чувство в положительное, например, превратить боль в восторг. Сексуально поведение является наиболее эффективным способом почувствовать себя живым.[10]

Теории Фрейда имели не только много последователей, но и большое количество противников. Зигмунд Фрейд выстроил собственную теорию человеческой сексуальности, которые он публиковал в таких работах как «Тотем и Табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Три очерка по теории сексуальности».

Согласно его теории, любые эмоции, характерные черты, собственно поведение имеют два основных мотива: сексуальность и агрессивность. Данная теория мотивации имеет название «Принцип удовольствия». Принцип состоит в том, что любой человек замотивирован испытывать удовольствие и не чувствовать боль. В связи с этим в подсознании есть механизм, нивелирующий напряженные воспоминания и события. Но негативные подсознательные мысли могут всплывать наружу в самые неподходящие моменты. Имеющее широкое хождение выражение «Оговорка по Фрейду» описывает именно этот процесс.

Согласно Фрейду, базальная сексуальная энергия является причиной всех видов человеческой деятельности. Он описывал эту силу как либидо. Зигмунд Фрейд предлагал обозначить этим термином энергетический импульс, человеческую силу и энергию. Согласно его теории, именно либидо играет ключевую роль в эволюции человека на протяжении всей жизни.[11] Одно из ключевых исследований великого психоаналитика доказывает, что сексуальное поведение лежит в основе первичной мотивации, которая ни из чего не происходит и ни от чего не зависит. То есть сексуальность - это сильная основа, имеющая динамический характер, и во многих случаях может быть выражена как желание продолжить род. Такая мотивация требует постоянной разрядки. Подавление желаний сексуального характера может отрицательно сказаться на психологическом здоровье человека. Но в тоже время подавление наших желаний является необходимым для жизни в социуме. Это отражает потенциальный конфликт биологического и культурного в становлении сексуальной идентичности человека.

Несмотря на критику Фрейда за преувеличение значения сексуальности в жизни человека, его теории определили очень важный момент: влияние раннего опыта человека на его взрослые поступки.

Работа Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон считается первой феминистской работой в области изучения человеческой сексуальности. Уильям Мастерс - американский терапевт и сексолог, исследователь цикла сексуальных реакций человека, является старшим в дуэте ученых Мастерс — Джонсон. Вирджиния Джонсон была психологом и ассистентом Уильяма Мастерса. Одиннадцатилетнее исследование легло в основу книги «Сексуальная реакция человека». Работа ученых заключалась непосредственно в прямых экспериментах и наблюдениях. На субъектах исследования крепились специальные приборы по отслеживанию физических изменений, что являлось неоспоримым доказательством теории исследователей. [12]

До середины 20-х годов существовало убеждение, что мужская и женская сексуальность идентичны. Главной целью работы дуэта Мастерс-Джонсон было подтверждение наличия женской сексуальности, и описание ее отличий от мужской. Данный вопрос всегда интересовал ученых, людей культуры и простых людей. Работа Мастерса и Джонсон считается феминистской, потому что они считали женский опыт ценным и индивидуальным, а не простым зеркальным отражением мужского. В публикациях они описывали сначала женский опыт, и только потом мужской, что являлось недопустимым для более ранних исследований других ученых.

Хэвлок Эллис-известный английский врач, внес свой вклад в становление сексологии как научной дисциплины. Эллис стоял на позициях того, что сексуальные проявления – это естественное и совершенно нормальное отражение сущности человека. Свою главную задачу Эллис видел в сносе всех барьеров сознания, которые накопились к 20-му веку на тему сексуальности. Несмотря на недоверчивое отношение к психоанализу в целом, он поддерживал многие идеи З. Фрейда.[13]

Книга Эллиса «Секс в контексте общества» рассказывает о важности осознания роли сексуальности в контексте эволюции, семейного быта, женского опыта и аутоэротизма. Х. Эллис был убежден, что данную тему надо рассматривать как факт, отделяя ее от религиозных, моральных и политических убеждений и предрассудков. [14]

В 1897 году он выпускает книгу «Sexual Inversion». «Экстремизм», неслыханная по тем временам дерзость этой книги состоял в том, что гомосексуалисты изображались совершенно обычными людьми, отличавшимися только предпочтениями в области сексуальности. Эллис отвергал мнения о гомосексуалистах как о больных людях и преступниках. Эллис считал это врожденным свойством и не верил в лечение этой особенности. Однако гомосексуальные союзы казались ему слишком революционными, и единственным вариантом для людей с такими особенностями он считал воздержание. «Именно идеал целомудрия, а не нормальной сексуальности, должен стоять перед глазами инвертированного от рождения. В нем, может быть, и нет задатков качеств обычного человека, но, возможно, он скрывает в себе задатки святого» - Эллис.[15]

Большое количество данных о людях с гомосексуальными наклонностями содержится в других работах Эллиса - например, в семитомных «Исследованиях по психологии пола». Работы Эллиса получили большое признание в Англии и США. Его книги разорвали табу викторианской эпохи.

Мишель Поль Фуко–философ, создатель первой кафедры психоанализа во Франции. Представления М. Фуко о сексуальности отличаются от представлений других ученых. Если большинство ученых склонны считать, что сексуальность — это свойство биологического и психического состояния человека, то Фуко считает, что сексуальность также диктуется социальными отношениями в обществе. По Фуко выходит, что сексуальность объясняется внешними обстоятельствами, нежели внутренними склонностями. Согласно его теории, существуют три оси, конституирующие сексуальность: образование, система власти и само в себе признание сексуальности.[16] В теории исследователя именно властные отношения в социуме определяют направление, которое затем образует сексуальность. Когда публично пытаются подавить все проявления сексуальности, наоборот происходит их культивирование и насаждение.[17]

Сексуальный дискурс состоит в процессе постоянного конструирования идентичности, уйти от которого не представляется возможным. «Сексуальность — результат комплекса взаимодействий истины и власти… Власть не является нисходящей или исключительной формой репрессии, но возникает из микровзаимосвязей, и это действительно производит, конституирует наши подлинные идентичности»[18]. Индивид не может различить переплетение власти и сексуальности из-за сосредоточенности на своем собственном теле.

Обобщая, можно сказать, что Мишель Фуко в своей книге «Истории сексуальности» рассказывает о сексуальности как о некоем результате воздействия на тело самой внешней социальной средой. Эта проблема, по мнению ученого, глубоко закреплена в нас, и именно сексуальность сопоставима с самостью человека. Сексуальность пытается преодолеть все пределы, созданные властью. Все люди связаны с властью именно через сексуальность, получая свободу лишь в случаи подчинения ей.

В рамках небольшого параграфа невозможно рассмотреть, хотя бы и кратко, содержание абсолютно всех теорий сексуальности и сексуализации. Однако основные положения теорий наиболее известных исследователей в этой области помогают нам понять, как биология, физиология, психология и иные гуманитарные науки выступают основаниями для объяснения сексуализации, которая так удачно и с таким феноменальным постоянством используется масс-медиа.

Наши рекомендации