Культурно-языковая политика в рф
Языковая политика – это идеология и соответствующие ей действия, направленные на решение языковых проблем, на достижение определенного языкового состояния в обществе. Понятно, что это всегда государственная политика. Традиционно выделяют ретроспективное и перспективное направления в языковой политике.
Перспективная языковая политика предполагает так называемое языковое строительство (например, создание алфавитов для бесписьменных языков). Ретроспективное направление – это языковая культура (или культура речи) в самом широком понимании, то есть поддержание норм литературного языка и целенаправленное внедрение их в общество (то есть в носителей языка), культивирование норм среди носителей языка.
Ретроспективную языковую политику (с известным огрублением и по аналогии с любой политикой) можно представить так:
Законодательная деятельность (для лингвистов больше бы подошло – «законотворческая») – кодификация норм, то есть:
1) определение норм (как правильно и почему – на этот вопрос могут ответить только специалисты, в нашем случае – лингвисты);
2) собственно кодификация норм, то есть закрепление норм в грамматиках и словарях. В словарях, грамматиках не только фиксируют норму, но также отмечают все отступления от нее при помощи, например, запретительных или рекомендательных помет;
3) внедрение норм (ср. законодательная власть – исполнительная власть), культивирование норм. Обращаясь к грамматикам и словарям, мы пользуемся результатами законодательной деятельности лингвистов. А задаем себе вопрос по причине того, что мы (обобщенно) – результаты внедрения норм, то есть мы знаем, что может быть правильно или неправильно (уже возникшим сомнением мы, хоть и косвенно, подтверждаем, что нормированный русский язык не умер – ведь мы задаемся вопросом, какой из двух вариантов верен).
Основная часть.
Основные направления языковой политики Российской Федерации. В основном, языковая сфера регулируется двумя нормативно-правовыми актами – Законом «О языках народов Российской Федерации» 1991 года и Законом «О государственном языке Российской Федерации». Институционализация фильтрационно-протекционистской модели языковой политики в России произошла вместе с принятием в 2005 году Закона «О государственном языке». Так, согласно Закону, не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Помимо этого, указанный Закон обозначил следующие уровни государственной поддержки русского языка, которые расположены по мере его нарастания:
o обязательные сферы использования государственного языка;
o защита и содействие развитию государственного языка;
o обеспечение права граждан на пользование государственным языком;
o ответственность за нарушение законодательства о государственном языке.
Принятие данного Закона кардинально не изменило языковую ситуацию в Российской Федерации, поскольку развитость русского языка самостоятельно обеспечивала его востребованность в полиэтничной среде. В результате произошло правовое оформление существующего положения русского языка. Наличие подобного законодательного акта было продиктовано необходимостью сокращения принятия субъектами Федерации языковых законодательных актов, противоречащих Конституции РФ, и регламентации процессов языкового строительства в субъектах Федерации.
Тем самым можно утверждать, что разрешилась проблема обеспечения бесконфликтного функционирования русского языка в субъектах Федерации.
Другим не менее эффективным инструментом государственной языковой политики стала Федеральная целевая программа «Русский язык», направленная на стимулирование дальнейшего развития русского языка в России и за ее пределами.
Масштабность функционирования русского языка позволяет выделить в рамках обозначенной программы следующие приоритетные направления: (Российская Федерация, страны СНГ и Балтии, а также дальнее зарубежье)
Первое: государственная языковая политика внутри страны – консолидация российского общества. В рамках обозначенного направления языковой политики на первый план выдвинулась задача создания условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Основные меры государства направлены на формирование единой языковой политики во всех субъектах Федерации.
Внутреннее направление языковой политики реализуется в следующих основных сферах деятельности.
· Органы государственного управления. Необходимо учитывать, что государственный язык – это не только механизм реализации прав и свобод граждан, но и необходимый элемент осуществления единообразия управления и понимания государственной воли. Поэтому были проведены исследования языковой ситуации в ряде регионов России, по итогам которых были разработаны федеральные квалификационные требования к государственным служащим, касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи, созданы типовые тестовые материалы.
· Сфера образования. Ведутся работы по созданию учебников и методических пособий нового поколения для повышения уровня эффективности преподавания и обучения государственному языку среди носителей языка, среди других этнических групп и среди иностранных граждан.
· Масс-медиа. Пропаганда русского языка в СМИ рассматривается в качестве основополагающего направления в государственной языковой политике Российской Федерации. Так, индикативным планом программы «Русский язык» предусмотрено, что доля региональных СМИ, в которых соблюдаются нормы русского литературного языка, будет доведена к 2010 году до уровня 90% от общего количества. В данной сфере предусматривается увеличение объема телерадиовещания на русском языке посредством ретрансляции телевещания МГТРК «Мир», «Первый канал», программ радиостанции «Русское радио» и других российских СМИ, представленных в странах
· Содружества. Для придания дополнительного импульса и системности распространению русского языка российскими учеными обсуждается целесообразность создания объединения по продвижению русского языка в мире по примеру Международной Организации Франкофонии, которая занимается распространением французского языка и культуры в глобальных масштабах.
· Инновации. Изучение Российской Федерацией международного опыта проведения языковой политики позволило внедрить некоторые ноу-хау зарубежных стран в данной сфере. К примеру, на основе зарубежного опыта будут функционировать лингвистические образовательные учреждения, своеобразные центры социальной адаптации для мигрантов, которые являются аналогом израильской системы ульпанов – образовательных структур интенсивного обучения языку. Как известно, российское законодательство предусматривает требование о минимальном уровне владения русским языком для приобретения гражданства. В связи с этим будет определен необходимый уровень владения государственным языком.
Также предусматривается создание языкового эталона русского языка в виде набора словарей, представляющих специфику национальной лингвистической традиции. Эта мера заимствована из опыта Германии, где существует «Standartwerk zur deutschen Sprache», и из опыта Великобритании, где разработан «Standart Reference Books». Подобная практика регулирования сферы нормативного употребления языка в СМИ и ограничение иностранных заимствований действует и во Франции, что свидетельствует о проведении этими странами фильтрационно-протекционистской языковой политики.
Издается энциклопедический словарь-справочник «Красная книга языков народов России», аналог Красной книги ЮНЕСКО по исчезающим языкам, что соответствует «Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств». Европейская хартия предписывает принятие неотложных мер со стороны государства для возрождения и поддержания функционирования языков меньшинств, находящихся на грани исчезновения. Формируется банк данных, содержащий информацию о динамике функционирования русского языка, который будет отражать реальную языковую картину страны. Вместе с тем планируется наладить систему периодического мониторинга и анализа баланса национально-русского двуязычия в субъектах Российской Федерации.
Примечательно, что кроме всего прочего реализация программы «Русский язык» включает в себя проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Организационно-техническое сопровождение реализации программы предусматривает разработку аудиовизуальных средств обучения и аппаратно-программного оборудования для центров русского языка.
Второе: языковая политика в отношении постсоветских государств – интеграция стран СНГ. Обеспечение эффективного функционирования русского языка Федеральной программой определяется как основа развития интеграционных процессов в СНГ.
Необходимость укрепления позиций русского языка на постсоветском пространстве актуализируется не только ввиду дальнейшего развития экономических и политических отношений, но и для поддержки проживающих в них русских диаспор. При этом сужение сферы распространения русского языка в СНГ оценивается как угроза ассимиляции и дезинтеграции соотечественников за рубежом, ограничению культурного и политического присутствия России в регионах, на которые распространяются ее интересы.
Фактически, на большей части постсоветского пространства русский язык продолжает быть языком межэтнического общения, а также рабочим языком в международных организациях и органах СНГ.
· Сфера образования. Российская языковая политика в отношении государств СНГ в сфере образования проводится в следующих направлениях:
ü унификация образовательных стандартов;
ü увеличение студенческого обмена;
ü учреждение совместных (славянских) университетов;
ü облегчение условий поступлений в российские вузы абитуриентам из постсоветских республик;
ü организация и проведение международных олимпиад на знание русского языка.
Следует отметить, что языковая политика Российской Федерации в постсоветских государствах до определенного времени имела одностороннюю «экспортную» направленность. Сотрудничество в сфере образования и культуры с государствами Содружества предполагало расширение ареала русского языка без аналогичных мер со стороны стран СНГ. Такая ситуация сохранялась до учреждения Центра языков и культуры государств-участников СНГ при Московском государственном лингвистическом университете. Однако и этот Центр не смог обеспечить полноценную межъязыковую коммуникацию и взаимопроникновение культур, поскольку в силу разных причин языки стран постсоветского пространства не имеют объективного спроса в России.
· Внешнеполитические каналы. Поддержка русского языка становится одним из стратегических направлений российской дипломатии. Позиционирование русского языка на постсоветском пространстве строится на следующих тезисах:
- русский язык в качестве нейтрального языка в межгосударственных связях стран СНГ;
- русский язык в качестве фактора повышения взаимопонимания и дружбы между народами постсоветских республик.
Наиболее активными участниками в сфере распространения русского языка за рубежом являются Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ (Росзарубежцентр), Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (Система МАПРЯЛ – аналог Института Гете), Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Центр развития русского языка. Кроме того, МИД РФ осуществляет подготовку доклада «Русский язык в мире» о положении русского языка в разных странах, его проблемах и перспективах развития.
Третье: языковая политика в отношении стран дальнего зарубежья – вхождение России в мировое культурное, образовательное, экономическое и политическое пространство. Необходимо отметить, что русский язык сохраняет за собой статус мирового языка и является одним из официальных языков ООН. В той или иной мере русским языком владеет около полумиллиарда людей, из которых 350 миллионов – за пределами России. Это является показателем не только значительных коммуникативных возможностей, но и фактором внешнеполитической активности Российской Федерации.
В рамках данного направления языковая политика России сконцентрирована на следующих сферах. Сфера образования. Ежегодно увеличивается тираж учебной литературы по русскому языку как иностранному, что определяется повышенным интересом к нему за рубежом. Также в России в рамках данного направления намерены создать учебные центры повышения квалификации преподавателей русского как иностранного языка.
Таким образом, несмотря на наличие некоторых проблем в сфере языкового строительства, государственная языковая политика Российской Федерации в институциональном плане достаточно развита, имеет разработанную нормативно-правовую базу, а также характеризуется масштабностью и системностью.
Заключение.
Язык – многофункциональный инструмент, который широко используется в жизни общества, оно не может существовать без взаимного языкового сближения людей. По этой причине для целей общения должен быть принят один общий язык, но при этом функции и статус государственно-национальных языков отдельных государств не должен быть затронут.
Языковая реформа, идущая в Российской Федерации, не заканчивается с принятием законов о языках. Необходимо предусмотреть весь комплекс мер по культурно-языковому строительству и обеспечить сохранение тех народов и языков, которые можно ещё сохранить. А одной из первоочередных задач российских языковедов становится фиксация исчезающий языков для потомков в виде словарей, текстов, грамматических очерков, магнитофонной записи живой речи и фольклора, ибо каждый, даже самый маленький язык – это неповторимый феномен многонациональной культуры России.
Русский язык по-прежнему обладает престижностью и открывает возможности для адаптации в любые социально-профессиональные группы, для получения любого образования, для любой карьеры.
Культурные права граждан РФ
Культурные права человека и гражданина по Конституции РФ - раздел Право, Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы правового регулирования, система, роль и место в системе российского права Конституция Российской Федерации Гарантировала Право Каждого На Участие ...
Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на участие в культурной жизни, что предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей всех наций и народностей.
Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфесси-ональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
Мы имеем конституционные права:
— право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности;
— на приобщение к культурным ценностям (т. е. на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности);
— на гуманитарное и художественное образование;
— на собственность в области культуры (т. е. последнее распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты);
— создавать общественные объединения культурно-просветительского профиля (т. е. ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях);
— на свободу творчества (являющуюся стержнем конституционного права на культурную деятельность).
Реализуется данная свобода в творческой деятельности, создании культурных ценностей и их интерпретации. Выделяются отдельные виды творчества: литературное, художественное,
научное и техническое. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься подобной деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Текущее законодательство в области культуры постоянно совершенствуется.